НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 15.09.2021 № 2-2763/2021

Дело № 33-6663/2021

№ 2-2763/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Раковского В.В.,

судей областного суда Данилевского Р.А., Устьянцевой С.А.,

при секретаре Музычук А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФИО1, Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 июня 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и иной деятельности, назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., выслушав пояснения истца ФИО1, ее представителя ФИО2, поддержавшие доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее УПФР в Оренбурге), указав, что 04.12.2019 года она обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением начальника УПФР в г. Оренбурге от 13.03.2020 года в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано, поскольку не имеется необходимого стажа.

С учетом уточнения исковых требований, истец просит суд признать частично незаконным решение начальника УПФР в г. Оренбурге от 13.03.2020 года. Обязать ответчика включить в специальный стаж истца периоды работы с 03.01.2001 года по 31.08.2004 года – воспитатель группы продленного дня Караванной средней школы, с 01.09.2004 года по 03.12.2019 года – педагог, социальный педагог в МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 04.12.2019 года, т.е. с момента обращения за назначением пенсии.

ФИО1 и ее представитель ФИО2, допущенный к участию в деле по части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16.06.2021 года исковые требования ФИО1 к УПФР в г. Оренбурге об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и иной деятельности, назначить досрочную страховую пенсию по старости, удовлетворены частично. Суд постановил: признать незаконным решение начальника УПФР в г. Оренбурге от 13.03.2020 года в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с 03.01.2001 года по 31.08.2004 года – учитель начальных классов, воспитатель в ГОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 18.12.2001 года МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»; с 03.09.2004 года по 31.05.2005 года, с 01.09.2008 года по 31.05.2009 года, с 26.10.2009 года по 31.05.2010 года, с 30.01.2012 года по 02.06.2012 года, с 01.12.2012 года по 31.05.2013 года – учитель МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района». Возложить на УПФР в г. Оренбурге обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды с 03.01.2001 года по 31.08.2004 года – учитель начальных классов, воспитатель в ГОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 18.12.2001 года МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»; с 03.09.2004 года по 31.05.2005 года, с 01.09.2008 года по 31.05.2009 года, с 26.10.2009 года по 31.05.2010 года, с 30.01.2012 года по 02.06.2012 года, с 01.12.2012 года по 31.05.2013 года – учитель МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района». В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Оренбурге просит решение суда отменить в части признания незаконным решения начальника УПФР в г. Оренбурге от 13.03.2020 года, в части невключения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-Фз «О страховых пенсиях» периода работы с 03.01.2001 года по 31.08.2004 года – учитель начальных классов, воспитатель в ГОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 18.12.2001 года МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», и принять новое решение в данной части об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить в части и обязать УПФР в г. Оренбурге включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы с 01.09.2004 года по 03.12.2019 года в Караванной средней школе в должности социального педагога, учителя, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с 04.12.2019 года.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, страховая пенсия назначается независимо от их возраста.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09. 1991 года № 463, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.

В силу части 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Из материалов дела следует, что 04.12.2019 года ФИО1, (дата) года рождения обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением начальника УПФР в г. Оренбурге от 13.03.2020 года ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости составляет 09 лет 00 месяцев 27 дней, при требуемом стаже - 25 лет.

При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе, не засчитаны периоды работы:

с 03.01.2001 года по 31.08.2004 года – работа в Караванной средней школы, с 18.01.2001 года ГОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 18.12.2001 года МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» поскольку, согласно акту проверки невозможно определить в какой должности протекала работа истца. Индивидуальные сведения представлены с «общими условиями труда», в связи с чем работодатель не подтверждает льготный характер работы, кроме того за периоды с 01.12.2003 года по 31.12.2003 года – индивидуальные сведения не представлены;

с 01.09.2004 года по 03.12.2019 года – социальный педагог на 1 ставку МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 17.12.2001 года МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 16.08.2018 года МБОУ «Караванная казачья средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», поскольку заявитель работала социальным педагогом на 1 ставку и учителем на 1 ставку и в Караванной казачьей СОШ в должности учителя с детьми 8-го вида с ведением социально-бытового ориентирования, в должности учителя с детьми ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), находящиеся на домашнем обучении. Период работы не указан. В промежутках в приказах значится как соц.педагог. Занятие штатной должности учителя документально не подтверждено. Заявителем работа в должности социального педагога осуществлялась в учреждении, указанном в пункте 1.1 (общеобразовательная школа) раздела «наименование учреждения», в связи с чем не может быть засчитана в специальный стаж. Индивидуальные сведения за период с 01.09.2004 года по настоящее время представлены работодателем с кодом «общие условия труда», в связи с чем работодатель не подтверждает льготный характер работы.

Из записей в трудовой книжке истца следует, что с 15.08.1987 года ФИО1 принята старшей пионервожатой Караванной с.ш., с 01.09.1987 года переведена учителем начальных классов Караванной средней школы, с 05.01.1993 года – присвоен девятый разряд согласно единой тарификационной сетке, с 18.01.2001 года – на основании свидетельства о госрегистрации (переименования) предприятие «Караванная средняя школа» переименовано в ГОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 18.01.2001 года стала именоваться как ГОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 18.12.2001 года МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 16.08.2018 года ГБОУ «Караванная казачья средняя общеобразовательная школа Оренбургского района».

Согласно справке от 06.12.2019 года, выданной МБОУ «Караванная казачья средняя общеобразовательная школа» Оренбургского района, ФИО1 работала в МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» с 15.08.1987 года по 31.08.1987 года в должности старшей пионервожатой. С 01.09.1987 года (пр. от 07.09.1987 года) и по настоящее время в должности учителя на 1 ставку. С 01.09.2004 года в должности социального педагога по настоящее время на 1,0 ставку. В должности учителя с детьми 8-го вида (легкой степени умственной отсталости), ведет часы СБО (социально бытовое ориентирование). В должности учителя с детьми ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), находящиеся на домашнем обучении. Данная работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Основанием для выдачи справки являются табели учета рабочего времени, книги приказов, лицевые счета, тарификационные списки за период с 1987 года и по настоящее время.

В справке от 10.03.2021 года в отношении спорных периодов указано, что ФИО1 работала в МБОУ «Караванная казачья средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» в периоды 2001-2002 годы – ГПД – воспитатель группы продленного дня, с дополнительными обязанностями классное руководство 0,5 ставки (3-4 класс). Основание: приказ от 01.09.2001 года. За 2002-2003 годы, 2003-2004 годы – ГПД - воспитатель группы продленного дня. Основание: приказ от 01.09.2002 года и от 31.08.2003 год.

Из представленного в материалы дела приказа от 01.09.2001 года «О назначении педагогической нагрузки» следует, что в том числе и на ФИО1 воспитателя группы продленного дня (далее ГПД) назначена следующая педагогическая нагрузка с 01.09.2001 года – 0,5 ставки (3-4 кл.).

В приказе от 01.09.2002 года «О назначении педагогической нагрузки» ФИО1 значится в должности «воспитатель».

В приказе от 31.08.2003 года «О распределении нагрузки педагогическим работникам на 2003-2004 учебный год» истец значится как «воспитатель группы продленного дня».

В приказе от 01.09.2004 года «О распределении нагрузки педагогическим работникам на 2004-2005 учебный год» ФИО1 с 01.09.2004 года значится как «соц. педагог».

В карточках-справках за 2001-2003годы ФИО1 значится как «воспитатель», имеются начисления по заработной плате.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом 19 части 1 статьи 30, Федерального закона «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10. 2002 года № 781, исходил из доказанности факта работы истца в период с 03.01.2001 года по 31.08.2004 года в должности учителя начальных классов и воспитателя в МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», что предусмотрено разделами «наименование должности и учреждений» Списка от 29.10.2002 № 781, норма педагогической нагрузки составила не менее 6 часов в неделю, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный педагогический стаж истца периода работы с 03.01.2001 года по 31.08.2004 года в должности учителя начальных классов и воспитателя в ГОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в данной части решения, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным в материалы дела.

Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в спорные периоды, действуют Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Наименование должностей «учитель», «воспитатель» и наименование учреждений «общеобразовательное учреждение», «школа» входят в Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.07.2005 года № 440 установлено тождество наименований должностей «воспитатель группы продленного дня» и «воспитатель».

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, определено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 года № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

В силу пункта 6 указанных Правил, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Факт выполнения ФИО1 в период работы с 03.01.2001 года по 31.08.2004 года в должностях учителя начальных классов и воспитателя группы продленного дня подтверждается записями в трудовой книжке, уточняющей справкой от 06.12.2019 года, приказами об установлении педагогических нагрузок, карточками-справками.

Кроме того, из сведений из выписки из индивидуального лицевого счета ФИО1 следует, что истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 04.11.2003 года. За период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года условия работы отражены работодателем с кодом льгот 28-ПД, 0,33 ставки.

Исходя из изложенного, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о включении в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, периода ее работы с 03.01.2001 года по 31.08.2004 года, поскольку в этот спорный период она фактически осуществляла педагогическую деятельность в должностях и в образовательном учреждении для детей, предусмотренным соответствующим списком.

Довод апелляционной жалобы о том, что из представленных документов не представляется возможным сделать вывод о работе ФИО1 на одну ставку заработной платы, не является основанием для исключения указанного периода из специального стажа, поскольку одновременно истец осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя начальных классов в средней общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, в силу положений пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, данная работа включается в стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

С учетом изложенного, вывод суда о незаконности исключения ответчиком из специального страхового стажа истца спорного периода работы с 03.01.2001 года по 31.08.2004 года является правильным.

Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 01.09.2004 года по 03.12.2019 года в должности соц. педагога в МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», суд первой инстанции правомерно отказал истице в зачете спорного периода в данной должности в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку в соответствии с пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка, к которым средняя общеобразовательная школа не относится.

Между тем, суд первой инстанции исследовав устав МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», приказы об организации индивидуального обучения детей на дому, пришел к выводу, что ФИО1, занимая должность социального педагога, одновременно осуществляла педагогическую деятельность в качестве учителя на домашнем обучении в общеобразовательном учреждении - школе, то есть выполняла работу, засчитываемую при действующем правовом регулировании спорных отношений в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам и нормам материального права. Кроме того, установленное судом обстоятельство, сторонами не оспаривалось.

Исследовав приказы об организации индивидуального обучения детей на дому, суд пришел к выводу, что ФИО1 осуществляла трудовые обязанности учителя домашнего обучения в МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», только в периоды с 03.09.2004 года по 31.05.2005 года, с 01.09.2008 года по 31.05.2009 года, с 26.10.2009 года по 31.05.2010 года, с 30.01.2012 года по 02.06.2012 года, с 01.12.2012 года по 31.05.2013 года (суммарно 02 года 10 месяцев 17 дней), в связи с чем включил указанные периоды в специальный стаж истца.

При этом суд не принял льготную справку, поскольку работодатель не конкретизировал в ней периоды выполнения ФИО1 обязанностей учителя, ограничившись лишь общей фразой о выполнении обязанностей учителя с детьми 8-го вида, ОВЗ, находящихся на домашнем обучении.

Не принял отчеты СЗВ-КОРР, корректирующие индивидуальные сведения ФИО1, которые работодателем сданы в Пенсионный орган в ходе рассмотрения дел, поскольку первичными документами указанные скорректированные сведения не подтверждены в полном объеме.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, с оценкой исследованных им доказательств.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 года № 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1 - 3 статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Однако судом первой инстанции, сделавшим вывод о том, что представленная работодателем льготная справка о характере работы ФИО1 и отчеты СЗВ-КОРР, корректирующие индивидуальные сведения истца в спорный период не имеет доказательственного значения, поскольку в льготной справке не конкретизированы периоды выполнения работы ФИО1 обязанностей учителя с детьми 8-го вида, ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, а сведения в отчетах СЗВ-КОРР не подтверждены первичными документами, положения приведенных норм права, устанавливающих порядок подтверждения, в том числе в судебном порядке, страхового стажа, учтены не были, судом не учета совокупность доказательств по делу.

Материалами дела подтверждается, что приказом от 01.09.2004 года ФИО1 «воспитатель группы продленного дня» переведена на должность социального педагога.

В тарификационных списках за спорный период с 01.09.2014 года по 03.12.2019 года наименование занимаемой истцом должности указано как «социальный педагог».

Согласно справке от 06.12.2019 года, выданной МБОУ «Караванная казачья средняя общеобразовательная школа» Оренбургского района, с 01.09.2004 года ФИО1 работала в МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района в должности социального педагога по настоящее время на 1,0 ставку. Также осуществляет деятельность в должности учителя с детьми 8-го вида (легкой степени умственной отсталости), ведет часы СБО (социально бытовое ориентирование). В должности учителя с детьми ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), находящиеся на домашнем обучении.

Аналогичные данные указаны и в справке от 10.03.2021 года, в которой отмечено, что должность социальный педагог в которой истец осуществляет трудовую деятельность с 01.09.2004 года по настоящее время на 1,0 ставку, является для нее основной работой, а работу в должности учителя она осуществляет по внутреннему совместительству. В справке отражены данные по периодам, за 2004-2005 годы - 6ч/0,33 ставки, за 2005-2006 годы - 10ч/0,55 ставки, за 2006-2007 годы - 8ч/0,44 ставки, за 2007-2008 годы - 4ч/0,22 ставки, 2009-2010 годы - 10ч/0,55 ставки, 2010-2011 годы – 10ч/0,55 ставки, за 2011-2012 годы – 6ч/0,33 ставки, 2012-2013 годы – 8ч/0,44 ставки, 2013-2014 годы – 8ч/0,44 ставки, 2014-2015 годы 16ч/0,88 ставки, 2015-2016 годы – 15ч/0,83 ставки, 2016-2017 годы – 15ч/0,83 ставки, 2017-2018 годы – 20ч/1,11 ставки. Основание выдачи справки: приказы за период с 01.09.2001 года по 04.12.2019 года и тарификационные списки 2001-2019 годы.

На момент принятия решения УПФР в г. Оренбурге от 13.03.2020 года, индивидуальные сведения ФИО1 за период с 01.09.2004 года по 03.12.2019 года были представлены работодателем без кода льгот, с кодом «общие условия труда».

Между тем, в ходе рассмотрения дела работодатель направил в УПФР в г. Оренбурге отчеты СЗВ-КОРР, корректирующие индивидуальные сведения, в соответствии с которыми периоды работ ФИО1 с 01.01.2004 года по 31.12.2020 года отражены с кодом льгот, что свидетельствуют о том, что работодатель истца в указанные периоды подтверждает работу истца как льготную.

Ссылка суда первой инстанции на приказы № года, где не прослеживается ФИО учителей, в том числе и ФИО1, имеются лишь указания на то что, учителям, ведущим преподавателям поручено изучить программы специальной (коррекционной) школы, составить тематические планы. Социальному педагогу поручено составить план индивидуальной работы с каждым ребенком, не свидетельствует о том, что ФИО1 не осуществляла в указанные периоды педагогическую деятельность.

Исследованные судом первой инстанции приказы, также не свидетельствует о том, что ФИО1 осуществляла педагогическую деятельность только в периоды выбранные судом с 03.09.2004 года по 31.05.2005 года, с 01.09.2008 года по 31.05.2009 года, с 26.10.2009 года по 31.05.2010 года, с 30.01.2012 года по 02.06.2012 года, с 01.12.2012 года по 31.05.2013 года.

Так, например, в приказе .1 от 10.09.2005 года «Об организации индивидуального обучения больных детей на дому», утверждена учебная нагрузка ФИО1, занимающейся индивидуальным обучением больного ребенка С.И., 6б класс, на дому.

В приказе , 142 от 27.09.2006 года «Об организации индивидуального обучения больных детей на дому», утверждена учебная нагрузка, в том числе учителя ФИО1, занимающейся индивидуальным обучением больного ребенка В.Ж., 1а класс, на дому.

В приказе от 17.09.2007 года «Об организации индивидуального обучения больных детей на дому 2007-2008 годы», утверждена учебная нагрузка, в том числе и ФИО1, занимающейся индивидуальным обучением больного ребенка С.И., 8б класс, и К.Я.,8а класс, на дому.

В приказе от 28.10.2009 года «Об организации индивидуального обучения больных детей на дому 2009-2010 годы», утверждена учебная нагрузка, в том числе и ФИО1, занимающейся индивидуальным обучением больного ребенка Н.Д., 5 класс, на дому.

В приказе от 10.09.2010 года «Об организации индивидуального обучения больных детей на дому», утверждена учебная нагрузка ФИО1, занимающейся индивидуальным обучением больного ребенка Н.Д., 6А класс, на дому.

Оснований полагать, что в 2005-2006 году, 2007- 2008 году, в 2009 - 2010 году, вплоть до 03.12.2019 года ФИО1 не осуществляла педагогическую деятельность, у суда апелляционной инстанции не имеется. Однако суд первой инстанции указанные периоды не включил в специальный стаж истца, полагая, что педагогическую деятельность ФИО1 не осуществляла.

Таким образом, совокупностью доказательств, в том числе и льготной справкой и сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете, подтверждается, что в период с 01.09.2004 года по 03.12.2019 года ФИО1 осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя в МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», что предусмотрено разделами «наименование должности и учреждений» Списка от 29.10.2002 № 781, в связи с чем, период работы с 01.09.2004 года по 03.12.2019 года в должности учителя в МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о том, что подлежат включению в специальный стаж ФИО1 периоды работы с 01.09.2004 года по 03.12.2019 года в должности учителя в МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», а также с учетом включения в бесспорном порядке ответчиком периодов работы (9 лет 00 месяцев 27 дней), судом первой инстанции (3 года 7 месяцев 28 дней), то дата возникновения 25 летнего стажа возникла 02.12.2016 года, и на дату обращения истицы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 04.12.2019 года имелся педагогический стаж более 25 лет, то судебная коллегия приходит к выводу, что право на указанную пенсию возникло у истицы на дату обращения 04.12.2019 года в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В связи с чем, судебная коллегия возлагает обязанность на ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с 04.12.2019 года.

На основании изложенного, решение в части признания незаконным решение начальника УПФР в г. Оренбурге от 13.03.2020 года в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с 03.09.2004 года по 31.05. 2005 года, с 01.09.2008 года по 31.05.2009 года, с 26.10. 2009 года по 31.05. 2010 года, с 30.01.2012 года по 02.06.2012 года, с 01.12.2012 года по 31.05.2013 года – учитель МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», возложении на УПФР в г. Оренбурге обязанности включить в специальный стаж соответствующие периоды подлежит отмене, с принятием нового решения о признании незаконным решения начальника УПФР в г. Оренбурге от 13.03.2020 года в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с 01.09.2004 года по 03.12.2019 года учитель МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 01.08.2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», возложении на УПФР в г. Оренбурге обязанности включить в специальный стаж соответствующие периоды, и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.12.2019 года.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 июня 2021 года в части признания незаконным решения начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от 13 марта 2020 года в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с 3 сентября 2004 года по 31 мая 2005 года, с 1 сентября 2008 года по 31 мая 2009 года, с 26 октября 2009 года по 31 мая 2010 года, с 30 января 2012 года по 2 июня 2012 года, с 1 декабря 2012 года по 31 мая 2013 года – учитель МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 1 августа 2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»,

возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с 3 сентября 2004 года по 31 мая 2005 года, с 1 сентября 2008 года по 31 мая 2009 года, с 26 октября 2009 года по 31 мая 2010 года, с 30 января 2012 года по 2 июня 2012 года, с 1 декабря 2012 года по 31 мая 2013 года – учитель МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 1 августа 2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»,

в части отказа в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», отменить.

В указанной части принять новое решение, которым признать незаконным решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от 13 марта 2020 года в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с 1 сентября 2004 года по 3 декабря 2019 года учитель МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 1 августа 2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района».

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с 1 сентября 2004 года по 3 декабря 2019 года учитель МОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района», с 1 августа 2011 года МБОУ «Караванная средняя общеобразовательная школа Оренбургского района».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 4 декабря 2019 года.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурга без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 сентября 2021 года.