Дело № 33-4784/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2018 г. г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,
судей Швецовой Н.А., Судак О.Н.,
при секретаре Башатове И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» о признании незаконным начисления взносов на капитальный ремонт, списании начисленных сумм,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 05 марта 2018 г.
заслушав доклад судьи Швецовой Н.А.,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, сославшись в его обоснование на то, что квартира № № в доме № № по (адрес), в которой она проживает с 1984 года, приватизирована ею 03.11.1992. Некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» впервые выставила ей счет на оплату взноса за капитальный ремонт в июне 2017 года за предыдущие 30 месяцев в сумме 10791 руб. 51 коп. и пени. Считает действия ответчика неправомерными. Она согласна платить взносы с июня 2017 года, до указанной даты счета на оплату взносов ей не выставлялись. Она является инвалид II группы и ветераном педагогического труда, размер ее пенсии не позволяет произвести оплату взноса. Просила суд признать начисление взносов за капитальный ремонт незаконным, обязать некоммерческую организацию «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» списать задолженность в размере 10791 руб. 51 коп.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 05 марта 2018 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит суд решение суда отменить, ее исковое заявление удовлетворить.
В судебном заседании истец, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно представленной истцом квитанции за июнь 2017 года на оплату жилищно-коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт, некоммерческой организацией «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» истцу, как собственнику квартиры № № в доме № № по (адрес), начислен к оплате взнос на капитальный ремонт в размере 10791 руб. 51 коп.
Площадь квартиры в квитанции указана – 61 кв.м., что соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан от 03.11.1992, выписке из ЕГРН от 10.01.2018, квартира № № по указанному адресу принадлежит на праве собственности ФИО1 и ФИО2
До июня 2017 г. взносы на капитальный ремонт по квартире № № не начислялись.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что не имеется оснований для освобождения истца от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Этим же Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ ЖК РФ дополнен статьей 167, согласно которой, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 № 562-п в целях формирования системы управления капитальным ремонтом многоквартирных домов на территории Оренбургской области как эффективного инструмента восстановления и модернизации коммунального жилого фонда создан региональный оператор – некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области».
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 № 1263-пп утверждена региональная программа «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах».
Жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу включен в региональную программу «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах» (п. 65).
В соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ (ред. от 11.12.2017) «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта), в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.
Региональная программа «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах» была опубликована в газете «Оренбуржье» 30.01.2014.
Соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у истца возникла с 01.10.2014.
Формирование платежных документов, печать и их доставку до собственников от имени регионального оператора в соответствии с заключенными договорами осуществляет АО «Оренбургская финансово-информационная система «Город».
Пунктом 33 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ, внесены изменения в ст. 181 ЖК РФ, и с момента вступления изменений в силу исключена обязанность областного оператора по направлению проекта и заключению договора в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке), о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку норма ст. 181 ЖК РФ, обязывающая фонд направлять проект договора и заключать его в обязательном порядке изменена, доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчиком не заключен с нею договор, являются несостоятельными.
Права и обязанности сторон в данном случае возникают из норм действующего законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 181 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
На основании части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Относительно правовой природы взносов на капитальный ремонт Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 12.04.2016 N 10-П) высказана позиция согласно которой, участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК Российской Федерации), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
Факт нахождения квартиры по вышеуказанному адресу в собственности истца подтвержден материалами дела, в связи с чем истец обязана была ежемесячно с 01.10.2014 оплачивать взносы на капитальный ремонт. Непредставление платежных документов не исключает данную обязанность собственника.
Оснований для освобождения истца от внесения платы и удовлетворения ее исковых требований, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 05 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи