НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 13.08.2014 № 33-4862/2014

 дело № 33-4862/2014 судья Карагодина Е.Л..

 А п е л л я ц и о н н о е о п р е д е л е н и е

 Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда

 в составе председательствующего судьи Ухановой Т.М.,

 судей Раковского В.В., Анненковой К.К.,

 при секретаре Евсеевой О.В.,

 рассмотрев 13 августа 2014 года в открытом судебном заседании в городе Оренбурге апелляционную жалобу администрации Муниципального образования город Гай Оренбургской области на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 12 мая 2014 года по гражданскому делу по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования город Гай Оренбургской области об оспаривании бездействия администрации муниципального образования город Гай и обязании принять меры к устранению нарушений лесного законодательства в отношении городских лесов, общей площадью ***, расположенных на территории города Гай,

 установила:

 Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением руководителя ГБУ «Орское лесничество» проведена проверка соблюдения лесного законодательства в отношении лесного фонда, расположенного на территории муниципального образования город Гай (далее по тексту «МО г. Гай»), в ходе которой выявлены существенные нарушения требований природоохранного законодательства. Прокуратурой установлено, что на территории МО г. Гай имеются городские леса, которые до настоящего времени не приняты в соответствии с распоряжения главы администрации Оренбургской области № 495-р «О передаче (приемке) городских лесов» и в отношении которых администрацией МО г. Гай мер по охране, защите и воспроизводству в соответствии с требованиями действующего ЛК РФ не принимается. В нарушение требований природоохранного законодательства администрация МО г. Гай работ по лесоустройству в отношении городских лесов г. Гай общей площадью ***, расположенных, согласно материалов лесоустройства *** года в квартале *** выделе *** Орского участкового лесничества и на территории города Гай Оренбургской области не проводила, лесохозяйственный регламент не разрабатывала и не утверждала, ведение государственного лесного реестра и муниципального лесного контроля не осуществляла, мер направленных на устранение выявленных нарушений не принимала. Указанное бездействие администрация МО г. Гай создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечения рационального использования, охраны и защиты лесов, в том числе обеспечения мер пожарной безопасности в муниципальных лесах в условиях пожароопасного периода, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности. Неисполнение возложенных на администрацию МО г. Гай указанных обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан РФ и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. В связи с чем, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гай Оренбургской области в отношении городских лесов, общей площадью ***, расположенных, согласно материалов лесоустройства *** года в квартале *** выделе *** Орского участкового лесничества и на территории города Гай Оренбургской области выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, а именно в отсутствие: исполнения распоряжения Главы администрации Оренбургской области № 495-р «О передаче (приемке) городских лесов»; проведенного лесоустройства и государственного кадастрового учета; разработанного и утвержденного лесохозяйственного регламента; ведения государственного лесного реестра; осуществления муниципального лесного контроля; обязать администрацию муниципального образования город Гай Оренбургской области в отношении городских лесов, общей площадью ***, расположенных, согласно материалов лесоустройства *** года в квартале *** выделе *** Орского участкового лесничества на территории города Гай Оренбургской области в срок до 31.12.2016 года: принять городские леса в соответствии с распоряжением Главы администрации Оренбургской области № 495-р «О передаче (приемке) городских лесов»; провести лесоустройство; поставить на государственный кадастровый учет; разработать, принять и утвердить лесохозяйственный регламент; обеспечить ведение государственного лесного реестра; обеспечить осуществление муниципального лесного контроля.

 В судебном заседании помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Кротов М.В. исковые требования поддержал, по изложенным в заявлении основаниям.

 Представитель администрации муниципального образования город Гай извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

 Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 12 мая 2014 года признано незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гай Оренбургской области в отношении городских лесов общей площадью ***, расположенных согласно материалов лесоустройства *** года в квартале *** выделе *** Орского участкового лесничества и на территории города Гай Оренбургской области, выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, а именно в отсутствие исполнения распоряжения Главы администрации Оренбургской области № 495-р «О передаче (приемке) городских лесов», в отсутствие проведенного лесоустройства и государственного кадастрового учета, разработанного и утвержденного лесохозяйственного регламента, ведения государственного лесного реестра, в отсутствие осуществления муниципального лесного контроля.

 На администрацию муниципального образования город Гай Оренбургской области в отношении городских лесов общей площадью ***, расположенных, согласно материалов лесоустройства *** года в квартале *** выделе *** Орского участкового лесничества на территории города Гай Оренбургской области, возложена обязанность принять городские леса в соответствии с распоряжением Главы администрации Оренбургской области № 495-р «О передаче (приемке) городских лесов», провести лесоустройство, поставить на государственный кадастровый учет, разработать, принять и утвердить лесохозяйственный регламент, обеспечить ведение государственного лесного реестра, обеспечить осуществление муниципального лесного контроля в срок до 31 декабря 2016 года.

 В апелляционной жалобе администрация муниципального образования город Гай Оренбургской области просит отменить решение суда и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

 В суд апелляционной инстанции не явился представитель администрация муниципального образования город Гай Оренбургской области. Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.

 Заслушав доклад судьи Ухановой Т.М., выслушав объяснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В., просившего отклонить апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Основными принципами в области лесных отношений закрепленными п.п.1-5 ст. 1 ЛК РФ являются: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов.

 Согласно ст. 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

 Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

 В соответствии со ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами.

 Полномочия органов местного самоуправления в сфере лесных отношений определены положениями ст. 84 ЛК РФ, согласно которой органы местного самоуправления в сфере лесных отношений наделены полномочиями в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в частности, к ним относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Кроме этого органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 В силу ст. 98 ЛК РФ, на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.

 Согласно п.п. 11, 25, 26, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление муниципального лесного контроля.

 В соответствии с п.п. 25, 26, 38 ст. 6 Устава МО г. Гай Оребургской области в ведении местного самоуправления муниципального образования город Гай находятся вопросы местного значения: использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление муниципального лесного контроля.

 В соответствии с ч. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Согласно п. 5 ч. 1 и ч. 9 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами используются для отдыха граждан и туризма. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

 Статьей 101 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

 Как усматривается из материалов дела, распоряжением администрации Оренбургской области № 495-р от 21.05.1998 года «О передаче (приемке) лесов» в соответствии с Лесным кодексом РФ на администрации городов, в том числе г. Гай, возложена обязанность принять от лесхозов Оренбургского управления лесной фонд, расположенный в пределах городской черты. Пунктом 2 данного распоряжения определено, что принятые в соответствии с настоящим распоряжением леса, и имеющиеся в пределах городской черты леса следует считать городскими лесами, которые согласно ЛК РФ относятся к лесам, не входящим в лесной фонд. Согласно пункту 3 указанного распоряжения установлен порядок передачи (приемки) городских лесов: городские леса передаются (принимаются) по акту, в котором указывается номер кварталов, наименование лесничества, лесхоза, общая площадь лесных земель, в том числе покрытые лесом, площадь спелых, из них хвойных. Акт передачи (приемки) городских лесов подписывается директором лесхоза, передающего леса, и представителем горадминистрации, принимающим их, и утверждается руководителем Оренбургского управления лесами и заместителем главы администрации Оренбургской области (л.д.24).

 Из акта на передачу (приемку) лесов, расположенных на землях городских поселений (городских лесов) от (дата) года, утвержденного и.о.руководителя агентства лесного хозяйства по Оренбургской области следует, что на основании указанного выше распоряжения Орский лесхоз Агентства лесного хозяйства по Оренбургской области в лице директора Сорокина Н.П., передал, а МУП ЖКХ г. Гая в лице директора Кузянова С.В. принял леса, расположенные на землях городских поселений города Гая с целью постоянного их использования для отдыха населения, проведения культурно –спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. Общая площадь – ***, в том числе: леса первой группы (лесные кварталы №№ 1***) – *** га (л.д. 14).

 Распоряжением главы города Гая Оренбургской области № 705 от 07.08.2007 года проведена ревизия лесов, расположенных в границах города Гая (л.д. 12).

 Судом установлено, что на территории МО г. Гай имеются городские леса, которые, согласно материалов лесоустройства *** года, расположены в квартале *** выдел *** Орского участкового лесничества, обшей площадью *** га. По сообщению администрации МО г. Гай от ***, на территории МО г. Гай имеются городские леса, общей площадью *** га, которые до настоящего времени не приняты администрацией города, вследствие чего лесоустройство, разработка и утверждение лесохозяйственного регламента, ведение государственного лесного реестра, осуществление муниципального лесного контроля и постановка на государственный кадастровый учет городских лесов, а также финансирование указанных мероприятий администрацией МО г. Гай не осуществлялись.

 Удовлетворяя заявленные требования, с учетом указанного выше законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, признав незаконным бездействие ответчика в отношении городских лесов общей площадью *** га. При этом суд исходил из того, что ответчиком не исполнено распоряжение администрации Оренбургской области № 495-р от 21.05.1998 года «О передаче (приемке) лесов», государственная собственность на занятые данными городскими лесами земельные участки не разграничена, в установленном законом порядке ответчик обязан осуществлять распоряжением участками леса, проводить работы по лесоустройству, ведению государственного лесного реестра и осуществлению муниципального контроля в пределах своей компетенции. Однако в нарушение требований природоохранного законодательства работы по лесоустройству в отношении городских лесов города Гай общей площадью *** га ответчик не проводил, лесохозяйственный регламент не разрабатывал и не утверждал, не осуществлял ведение государственного лесного реестра и муниципального лесного контроля, не принимал мер на устранение выявленных нарушений.

 Исходя из установленных обстоятельств, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования города Гай создает реальную угрозу, как сохранности леса, так и невозможности осуществления надлежащего контроля за количественном и качественном изменениями лесов, рационального его использования, обеспечения мер пожарной безопасности, что приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Соответственно правомерно возложил на ответчика в срок до 31.12.2016 года обязанность в отношении городских лесов общей площадью *** га по выполнению вышеуказанного распоряжения администрации Оренбургской области, провести лесоустройство, поставить на кадастровый учет, разработать, принять и утвердить лесохозяйственный регламент, обеспечить ведение государственного лесного реестра и муниципального лесного контроля.

 Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение распоряжения администрации Оренбургской области № 495-р от 15.12.2004 года акт о передаче (приемке) городских лесов не был утвержден заместителем главы администрации Оренбургской области, что препятствовало принятию лесов в муниципальную собственность, не является основанием в соответствии со ст.330 ГПК РФ для отмены судебного решения, поскольку дополнительно подтверждают о бездействии администрации муниципального образования по выполнению вышеуказанного распоряжения. Не утверждение акта заместителем главы Оренбургской области, является формальным основанием, которое бы препятствовало ответчику осуществить приемку городских лесов и выполнить все действия в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 Иных правовых доводов, свидетельствующих о незаконности либо необоснованности принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.

 С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции не были допущены нарушения норм материального права, которые бы явились основанием к отмене судебного постановления. Поскольку в решении суда правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, правильно применены вышеуказанные нормы права, судебная коллегия, не находит оснований к отмене оспариваемого решения в апелляционном порядке.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального закона Российской Федерации, судебная коллегия

 Определила:

 решение Гайского городского суда Оренбургской области от 12 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Гай Оренбургской области – без удовлетворения.

 Председательствующий подпись

 Судьи подписи