НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 11.10.2018 № 33А-7937/18

№ 33а-7937/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 11 октября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К.,

судей Солопьева В.И., Хакимовой О.В.

при секретаре Михалевой В.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Михайлова Д.А. на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области к Михайлову Д.А. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени.

Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Оренбургской области (далее - инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Михайлову Д.А. о взыскании недоимки по страховым взносам, пеням, указав, что Михайлов Д.А. являлся плательщиком страховых взносов и был обязан уплачивать соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 212-ФЗ, действовавшего до 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Михайлов Д.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица 9 июня 2010 года, 10 января 2017 года осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности Михайлова Д.А. в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Должник Михайлов Д.А. прекратил деятельность индивидуального предпринимателя 10 января 2017 года, не уплатил своевременно и в полном объеме: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2016 год в размере 19 356,48 руб. (МРОТ (на 2016 г. - 6204 руб.) х тариф страховых взносов в ФФОМС (26%) в ПФ РФ х 12 мес. = 19 356,48 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 8 780,16 руб.

Межрайонной ИФНС России №2 по Оренбургской области Михайлову Д.А. в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, было произведено начисление страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Межрайонная ИФНС России №1 по Оренбургской области (далее -инспекция) на основании Приказа Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 8 февраля 2017 года №02-02/051@ с 10 мая 2017 года является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей Межрайонной ИФНС России № 2 по Оренбургской области, в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России № 2 по Оренбургской области в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составляет на обязательное пенсионное страхование:

в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) х 26% х 12 мес. = 23 400 руб.;

в случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 рублей.

При этом сумма страховых взносов, уплачиваемая плательщиком, не может быть более размера, определяемого как - 8 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) х 26% х 12 мес. = 187 200 руб.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) х 5,1% х 12 месяцев) = 4 590 руб.

Михайлову Д.А. инспекцией произведен расчет страховых взносов в фиксированном размере, как в отношении предпринимателя, прекратившего деятельность, на: обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с 01.01.2017 г. по 10.01.2017 г. в федеральный фонд ОМС в сумме 123,00 руб.; обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с 01.01.2017 г. по 10.01.2017 г. в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии в сумме 629,00 руб.

В связи с неисполнением должником обязательств по уплате страховых взносов Михайлову Д.А. произведено начисление пеней, в том числе:

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии по Федеральному закону № 212-ФЗ в сумме 18,41 руб.;

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии по Федеральному закону № 167-ФЗ в сумме 397,47 руб.;

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии по Федеральному закону № 167-ФЗ в сумме 120, 83 руб.;

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии до 2017 года, в сумме 389,97 руб.;

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 244,96 руб.;

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 г., в сумме 1186,11 руб.;

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 г., в сумме 4,26 руб.

В адрес административного ответчика были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от (дата), от (дата) от (дата), от (дата). Сроки исполнения требований истекли (дата), (дата), (дата) соответственно, однако до настоящего времени сумма задолженности не уплачена.

Инспекция просила суд взыскать с Михайлова Д.А. ИНН задолженности по страховым взносам по пени в сумме 31 250, 65 руб., в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2016 год в размере 19 356,48 руб. ();

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 8 780,16 руб. ();

- обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с 01.01.2017 г. по 10.01.2017 г. в федеральный фонд ОМС в сумме 123,00 руб. (КБК18);

- обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с 01.01.2017 г. по 10.01.2017 г. в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии в сумме 629,00 руб. (КБК 18);

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии по 212-ФЗ, в сумме 18,41 руб. (КБК 18);

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии по 167-ФЗ, в сумме 397,47 руб. (КБК 18);

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии по 167-ФЗ, в сумме 120,83 руб. (КБК 18);

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии до 2017 года, в сумме 389,97 руб. (КБК18);

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 244,96 руб. (КБК18);

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в федеральный фонд обязательного медицинского страхования до (дата), в сумме 1186,11 руб. (КБК18);

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 г., в сумме 4,26 руб. (КБК 18).

Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2018 года административные исковые требования налогового органа удовлетворены.

С таким решением не согласился Михайлов Д.А., подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных налоговым органом требований отказать в полном объеме, указывая на то, что 16 июля 2018 года производил оплату страховых взносов.

Налоговая инспекция представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайлова Д.А.– без удовлетворения.

Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).

С 1 января 2017 года вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Судом установлено, что Михайлов Д.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица 9 июня 2010 года, 10 января 2017 года осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности Михайлова Д.А. в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Инспекция на основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 08.02.2017 г. №02-02/051@ с 10 мая 2017 года является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей Межрайонной ИФНС России №2 по Оренбургской области, в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России №2 по Оренбургской области в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области.

10 января 2017 года Михайлов Д.А. прекратил деятельность индивидуального предпринимателя, не уплатив своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2016 год в размере 19 356,48 руб. (МРОТ (на 2016 г. - 6204 руб.) х тариф страховых взносов в ФФОМС (26%) в ПФ РФ х 12 мес. = 19 356,48 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 8780,16 руб.

Согласно расчетам сумма страховых взносов, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составляет на обязательное пенсионное страхование:

- в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) х 26% х 12 мес. = 23 400 руб.;

- в случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб.

При этом сумма страховых взносов, уплачиваемая плательщиком, не может быть более размера, определяемого как - 8 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) х 26% х 12 мес. = 187 200 руб.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) х 5,1% х 12 месяцев) = 4 590 руб.

Согласно расчета страховых взносов в фиксированном размере произведенного инспекцией в отношении предпринимателя Михайлова Д.А., прекратившего деятельность сумма задолженности составила:

обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с 01.01.2017 г. по 10.01.2017 г. в федеральный фонд ОМС в сумме 123,00 руб.;

обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с 01.01.2017 г. по 10.01.2017 г. в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии в сумме 629,00 руб.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязательств по уплате страховых взносов Михайлову Д.А. произведено начисление пеней:

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии по 212-ФЗ, в сумме 18,41 руб.;

- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии по 167-ФЗ, в сумме 397,47 руб.;

пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии по 167-ФЗ, в сумме 120, 83 руб.;

пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии до 2017 года, в сумме 389,97 руб.;

пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 244,96 руб.;

пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 г., в сумме 1186,11 руб.;

пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 г., в сумме 4,26 руб.

В адрес административного ответчика были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от (дата), от (дата), от (дата), от (дата). Сроки исполнения требований истекли (дата), (дата), (дата) соответственно, однако сумма задолженности не уплачена.

Оценив установленные по делу обстоятельства, суд, учитывая требования закона, данные правоотношения, пришел к выводу, что требования налогового органа к Михайлову Д.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и пеням подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о частичной оплате страховых взносов, что подтверждается представленными чеками-ордерами от 16 июля 2018 года на суммы 123,39 рублей, 29,14 рублей, 629,03 рублей и 5,99 рублей соответственно, не могут повлиять на законность оспариваемого решения, поскольку указанные суммы оплачены административным ответчиком после принятия судом обжалуемого решения.

Кроме того, согласно дополнениям к возражениям, представленным налоговым органом, оплата Михайловым Д.А. страховых взносов по чекам-ордерам , от (дата) зачтена в счет подлежащих уплате страховых взносов.

Оплата, произведенная по предъявленным чекам-ордерам, отражена в карточках расчетов с бюджетом. При этом взыскание пеней по страховым взносам, начисленным на неуплаченные в установленный срок страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с 01.01.2017 г. по 10.01.2017 г. в Федеральный фонд ОМС и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с 01.01.2017 г. по 10.01.2017 г. в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии, налоговым органом в рамках рассмотрения настоящего дела не производилось.

Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм процессуального и материального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайлова Д.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: