№ 33а-227/2018 (33а-9778/2017)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 11 января 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Хакимовой О.В.,
при секретаре Михалевой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению председателя избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» Головырских В.Д. к Контрольно-счетной палате города Орска о признании пунктов 3, 5, 6, 11 резолютивной части акта по результатам проверки от 03 февраля 2017 года и пунктов 3, 5, 6, 10 резолютивной части представления контрольно-счетной палаты города Орска от 13 февраля 2017 года № 03-01/01 незаконными и подлежащими отмене, об обязании контрольно-счетной палаты г. Орска устранить нарушения прав, свобод и законных интересов по апелляционной жалобе председателя избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» Головырских В.Д. на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 09 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:
председатель избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» Головырских В.Д. обратился в суд, указав, что контрольно-счетная палата города Орска в период с 11 января 2017 года по 3 февраля 2017 года провела мероприятия по проверке правильного использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» за 2016 год, по результатам которой был составлен акт и в адрес ИК МО «Город Орск» внесено представление от 13 февраля 2017 года № 03-01/01.
По мнению Головырских В.Д., акт и представление контрольно-счётной палаты не соответствуют требованиям действующего трудового и избирательного законодательства, нарушают права административного истца и накладывают на него не обоснованные законом обязанности по возврату денежных сумм.
Уточнив требования иска, окончательно просил признать пункты 3, 5, 6, 11 резолютивной части акта по результатам проверки от 03 февраля 2017 года и пункты 3, 5, 6, 10 резолютивной части представления контрольно-счетной палаты города Орска от 13 февраля 2017 года № 03-01/01 незаконными и подлежащими отмене, обязать контрольно-счетную палату г. Орска устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Решением Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 09 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
С таким решением административный истец ФИО1 не согласился. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Указывает, что прекращение полномочий предыдущего состава комиссии и вступление в полномочия нового состава комиссии происходят в один день, в связи с чем полномочия председателя комиссии предыдущего состава накануне заседания комиссии нового состава прекращены быть не могут; трудовая деятельность административного истца в качестве председателя избирательной комиссии не прерывалась с 14 февраля 2007 года, поэтому выводы контрольной счётной палаты о нарушении трудового законодательства неправильны.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административный истец председатель избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика Контрольно-счетной палаты города Орска ФИО2 возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Пунктами 1, 2 статьи 22, пунктом 7 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, частью 5 статьи 5 Закона Оренбургской области от 6 июля 2006 года № 364/72-IV-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области» срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 15 февраля 2007 года постановлением администрации города Орска ФИО1 переведен на муниципальную должность председателя избирательной комиссии муниципального образования г. Орск.
Решением Орского городского Совета депутатов от 04 октября 2011 года сформирована избирательная комиссия муниципального образования «Город Орск» с пятилетним сроком полномочий, который истекает 16 февраля 2016 года.
Решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» от 15 февраля 2011 года ФИО1 был избран председателем избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск».
Решением Орского городского Совета депутатов от 17 февраля 2016 года сформирована новая избирательная комиссия муниципального образования «Город Орск» с пятилетним сроком полномочий.
Решением избирательной комиссии от 17 февраля 2016 года № 1/3-6 ФИО1 вновь избран председателем избирательной комиссии нового созыва.
В соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты города Орска на 2017 год (пункт 2.1), на основании распоряжения председателя контрольно-счетной палаты города Орска от 09 января 2017 года № 03-03/01 специалистами контрольно-счетной палаты города Орска проведена проверка правомерного использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» за 2016 год. По окончании проверки аудитором ФИО2 составлен акт № 03-01-01 от 03 февраля 2017 года. Проверкой выявлен ряд нарушений:
согласно пункту 3 акта председателю Избирательной комиссии установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет выше установленной решением Орского городского Совета депутатов. В нарушение статьи 6 положения от 25 октября 2006 года № 16-223/222 сумма неправомерно выплаченной ежемесячной надбавки за выслугу лет за 2016 год составила 12 263,96 руб.;
согласно пункту 5 расчет ежегодного оплачиваемого отпуска председателю избирательной комиссии за 2016-2017 годы в 2016 году производился в нарушение статьи 139 ТК РФ и пункта 10 Постановления от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Сумма неправомерно выплаченных отпускных составила 1 419,78 руб.;
согласно пункту 6 избирательной комиссии была допущена выплата расходов нецелевого характера в размере 13 551,70 руб., вновь избранному председателю, не имеющему право на оплату отпускных за прошлый период полномочий, в нарушение требований статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
согласно пункту 11 списанный на нужды учреждения бензин не подтвержден маршрутами, указанными в путевых листах за 2016 год, соответственно может расцениваться как необоснованно израсходованная сумма на нужды избирательной комиссии при покупке бензина. Нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 19 714,50 рублей.
В целях устранения выявленных нарушений контрольно-счетная палата города Орска направила в адрес избирательной комиссии представление № 03-01/01 от 13 февраля 2017 года, в котором указала на необходимость устранения в срок до 14 марта 2017 года указанных нарушений:
согласно пункту 3 представления председателю избирательной комиссии возместить в бюджет города Орска сумму неправомерно выплаченной ежемесячной надбавки за выслугу лет за 2016 год – 12 263,96 руб. За 2017 год установить председателю надбавку за выслугу лет в размере 30%;
согласно пункту 5 председателю избирательной комиссии возместить в бюджет города Орска сумму неправомерно выплаченных отпускных 1 419,78 руб.;
согласно пункту 6 председателю избирательной комиссии возместить в бюджет города Орск сумму средств, использованных не по целевому назначению в размере 13 551,70 руб., отпускные за прошлый период полномочий;
согласно пункту 10 председателю избирательной комиссии возместить средства, израсходованные не по целевому назначению (покупка бензина, потраченного не на нужды учреждения) - 19 714,50 рублей.
Как установлено судом и не опровергается сторонами, вступление в должность председателя избирательной комиссии ФИО1 в 2011 году и в 2016 году происходило без оформления приказов об увольнении в связи с прекращением деятельности прежней избирательной комиссии и о принятии на новую должность в связи с образованием новой избирательной комиссии и избранием его на должность председателя избирательной комиссии.
Согласно части 10 статьи 34 Устава города Орска члены Комиссии с правом решающего голоса на своем первом заседании, которое проводится не позднее, чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий Комиссии предыдущего состава, избирают тайным голосованием из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии в порядке, определяемом действующим законодательством.
В силу частей 13, 14 статьи 34 Устава города Орска срок полномочий Комиссии составляет пять лет. Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий Комиссии.
Следовательно, полномочия председателя избирательной комиссии, избранного из числа членов комиссии с правом решающего голоса, также истекают с истечением срока полномочий других членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Так как в силу пунктов 10, 13 и 14 статьи 34 Устава председатель избирается из числа членов комиссии, соответственно его полномочия не могут выходить за рамки срока полномочий комиссии и ее членов.
На основе анализа названных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются, следовательно, полномочия председателя комиссии прежнего состава заканчиваются со дня первого заседания комиссии нового состава.
Таким образом, срок полномочий ранее избранного председателя избирательной комиссии ФИО1 истек 16 февраля 2016 года, то есть накануне избрания на должность, поскольку трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции (статья 17 Трудового кодекса Российской Федерации). Поэтому избрание на должность является основанием для возникновения новых трудовых отношений.
Разрешая требования административного иска в части оспаривания Акта и Представления по вопросу неправомерно выплаченной ежемесячной надбавки за выслугу лет за 2016 год и отпускных вновь избранному председателю за прошлый период его полномочий, суд пришел к выводу, что сумма ежемесячной надбавки за выслугу лет за 2016 год в размере 12 263,96 руб. выплачена ФИО1 неправомерно, поскольку ранее действовавшим законодательством (Закон Оренбургской области от 27.06.2006 года № 187/46 «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Оренбургской области, лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в Оренбургской области…») допускалась возможность установления надбавки, которая установлена административному истцу при приеме на работу и при дальнейших его переводах, но в связи с наступлением нового срока полномочий административного истца (прием на работу вновь) ранее действующая норма закона, регулирующие спорные правоотношения, применению не подлежит.
Кроме того, из материалов дела следует, что в мае 2016 года председателю избирательной комиссии был предоставлен отпуск с 4 по 14 мая 2016 года (10 дней дополнительного отпуска за период 2015 - 2016 годы), то есть за период действия прежней избирательной комиссии, срок полномочий которой истёк 16 февраля 2016 года.
Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность переноса обязанности по оплате отпуска на нового работодателя. Часть 2 статьи 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что перевод работника к другому работодателю подразумевает прекращение трудового договора с прежним работодателем. Следовательно, к трудовым отношениям, складывающимся по поводу увольнения работника в порядке перевода, в полной мере применимы нормы Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок увольнения, в том числе и порядок реализации права работника на отпуск при увольнении, закрепленный в статье 127 Трудового кодекса Российской Федерации.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку из анализа приведенных норм усматривается, что дополнительный отпуск длительностью 10 дней за прошлый период своих полномочий с оплатой отпуска ФИО1 предоставлен в нарушение требований закона.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности взыскания с работника излишне выплаченных отпускных судебная коллегия также полагает необоснованными, поскольку пункт 6 оспариваемого представления не содержит требований о безусловном возмещении неправомерно выплаченных отпускных или взыскания этой суммы из заработной платы. Председателю избирательной комиссии предлагают возвратить эту сумму добровольно, изложив это предложение в виде просьбы.
Разрешая требования в части оспаривания Акта и Представления по вопросу неправомерности списания административным истцом бензина, суд пришел к выводу, что результаты проверки, проведенной административным ответчиком, подтверждают несоответствие километража заданного маршрута показателям, указанным в путевых листах избирательной комиссии.
С указанным выводом суда судебная коллегия также соглашается, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств, доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают.
Довод апелляционной жалобы о том, что прекращение полномочий предыдущего состава комиссии и вступление в полномочия нового состава комиссии происходят в один день, в связи с чем полномочия председателя комиссии предыдущего состава накануне заседания комиссии нового состава прекращены быть не могут, основан на неверном толковании норм права.
Доводы о незаконности вынесенных ранее судьей Беймлером П.Ю. определений о возвращении настоящего административного иска не имеют правового значения, поскольку предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции указанные определения в настоящем деле не являются.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 09 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу председателя избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: