НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 10.09.2020 № 33А-5338/20

Дело

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 10 сентября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Дорохиной Т.С., Пересыпкиной Т.И.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 7 по Оренбургской области к Ивакину С.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе Ивакина Сергея Николаевича на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 2 июня 2020 г.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

МИФНС России № 7 по Оренбургской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что Ивакин С.Н. является плательщиком по уплате налога на доходы физических лиц, а также в период с 12 марта 2004 г. по 16 ноября 2018 г. осуществлял предпринимательскую деятельность.

Однако обязанность по уплате налога на доходы физических лиц, пени и штрафа за 2017 г., недоимки, пени по страховых взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование не выполнил.

Административный истец просил суд взыскать с Ивакина С.Н. недоимку:

по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ) с доходов в размере 1 365 рублей, пени в размере 445,81 рублей, штраф в размере 136,50 рублей;

по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в размере 203 рубля, пени в размере 101,24 рублей;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее по тексту - ОПС) в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в размере 5 850 рублей, пени в размере 188,09 рублей;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее по тексту - ОМС) работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в размере 5,63 рублей;

по страховым взносам на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в размере 1,31 рублей;

по страховым взносам на ОПС в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в размере 2 310 рублей, пени в размере 48,73 рублей;

по страховым взносам на ОПС в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в размере 2,55 рублей, а всего взыскать 10 657,86 рублей.

Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 2 июня 2020 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

С таким решением Ивакин С.Н. не согласился. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что задолженности по уплате недоимки по налогам и страховым взносам не имеется, поскольку все требования налогового органа исполнены, что подтверждается представленными чек-ордерами. Полагает, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административный ответчик Ивакин С.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного истца МИФНС России № 7 по Оренбургской области в судебное заседание не явилась, о явке в суд извещена надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения, в силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Тарифы страховых взносов в 2017 - 2020 г.г. определены статьей 426 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент спорных правоотношений.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 12 марта 2004 г. по 16 ноября 2018 г. Ивакин С.Н. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

За указанный период административному ответчику начислены страховые взносы на обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование.

Обязанность по уплате административным ответчиком не исполнена, в связи с чем, налоговым органом направлены требования:

по состоянию на 4 декабря 2017 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов об уплате: страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству с 1 января 2017 г. в размере 101,50 рублей; пени на уплате налога на доходы физических лиц в размере 2,25 рубля; пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2,55 рубля; пени по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере 1,31 рубль; пени по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2,08 рубля. Срок исполнения установлен до 22 декабря 2017 г.;

по состоянию на 19 января 2018 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов об уплате: страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1 147,50 рублей; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 11 700 рублей; пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 30,23 рублей. Срок исполнения установлен до 8 февраля 2018 г.;

по состоянию на 28 марта 2018 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а именно: недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 1 365 рублей; страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной не трудоспособности и материнству в размере 304,50 рубля; пени по уплате налога на доходы физических лиц в размере 153,87 рубля; пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 11,58 рублей; пени по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование в размере 20,13 рублей; пени по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 5,63 рублей; пени по уплате страховых взносов по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 112,61 рублей. Срок исполнения установлен до 17 апреля 2018 г.;

по состоянию на 28 апреля 2018 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а именно: страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной не трудоспособности и материнству в размере 304,50 рубля; пени по уплате налога на доходы физических лиц в размере 42,23 рубля; пени по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование в размере 7,03 рублей; пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 45,25 рублей. Срок исполнения установлен до 24 мая 2018 г.;

по состоянию на 10 августа 2018 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а именно: страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной не трудоспособности и материнству в размере 304,50 рубля; пени по уплате налога на доходы физических лиц в размере 137,21 рублей; пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10,98 рублей; пени по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной не трудоспособности и материнству в размере 38,07 рублей. Срок исполнения установлен до 30 августа 2018 г.;

по состоянию на 14 сентября 2018 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а именно: штрафа по несвоевременной уплате налога на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 136,50 рублей. Срок исполнения установлен до 4 октября 2018 г.;

по состоянию на 7 ноября 2018 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а именно: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2 310 рублей; страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной не трудоспособности и материнству в размере 304,50 рубля; пени по уплате налога на доходы физических лиц в размере 110,25 рублей; пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26,17 рублей; пени по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной не трудоспособности и материнству в размере 30,99 рублей. Срок исполнения установлен до 27 ноября 2018 г.;

по состоянию на 11 декабря 2018 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а именно: страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 746,22 рублей; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 241,86 рубль; пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 16,17 рублей. Срок исполнения установлен до 8 января 2019 г.

Факт направления налоговых требований подтверждается реестрами отправки почтовой корреспонденции.

Учитывая тот факт, что указанные выше требования административным ответчиком не исполнены, налоговым органом подано заявление о вынесении судебного приказа.

12 июля 2019 г. мировым судьей судебного участка Оренбургского района Оренбургской области вынесен судебный приказ о взыскании с Ивакина С.Н. сумм недоимки и пени.

29 августа 2019 г. определением мирового судьи судебного участка №2 Оренбургского района Оренбургской области судебный приказ от 12 июля 2019 г. отменен в связи с возражениями Ивакина С.Н.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Настоящее административное исковое заявление налоговым органом подано в суд 2 марта 2020 г., то есть в срок, установленный законом.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что обязанность Ивакина С.Н.по уплате указанных выше налогов, страховых выплат и пени подтверждена материалами дела, представленные административным истцом расчеты налога на имущество физических лиц и страховых взносов на обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование являются правильными, административным ответчиком доказательств уплаты в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы Ивакина С.Н. о том, что задолженности по уплате недоимки по налогам и страховым взносам не имеется, поскольку все требования налогового органа исполнены, судебная коллегия находит необоснованными, по следующим основаниям.

Согласно части 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса, Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации (далее - КБК).

В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации может быть заполнено только одно значение основания платежа, указываемое в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Пунктом 7 указанных Правил установлено, что в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, которое имеет 2 знака и может принимать следующие значения:

«ТП» - платежи текущего года;

«ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);

«БФ» - текущий платеж физического лица - клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета;

«ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);

«РС» - погашение рассроченной задолженности.

В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных в этом пункте оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Представленные Ивакиным С.Н. чек-ордера не содержат данных о том, что сумма им оплачена именно за спорный период, в качестве основания платежа указано значение «0», в связи с чем уплаченные административным ответчиком платежи обоснованно зачтены налоговым органом в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды.

Согласно представленным дополнительным пояснениям МИФНС России № 7 по Оренбургской области следует, что оплаты произведенные:

31 марта 2017 г. (чек-ордер ) в сумме 2 310 рублей зачтена в уплату задолженности за 1 квартал 2017 г. по срокам уплаты до 15 февраля 2017г., 15 марта 2017 г., 17 апреля 2017 г.;

19 мая 2017 г. (чек-ордер ) в сумме 5 850 рублей поступила 22 мая 2017 г. и зачтена в уплату задолженности за 2017 г. по сроку по сроку уплаты до 9 января 2018 г.

29 июня 2017 г. (чек-ордер ) в сумме 2 310 рублей зачтена в уплату задолженности за полугодие 2017 г. по сроку уплаты до 15 мая 2017 г., 15 июня 2017 г., 17 июля 2017 г.;

26 июля 2017 г. (чек-ордер ) сумма 5 850 рублей зачтена в уплату задолженности за 2017 г. по сроку уплаты 9 января 2018 г.;

3 октября 2017 г. (чек-ордер ) в сумме 2 310 рублей зачтена в уплату задолженности за 9 месяцев 2017 г. по срокам оплаты до 15 августа 2017г., 15 сентября 2017 г.;

26 октября 2017 г. (чек-ордер ) в сумме 5 850 рублей зачтена в уплату задолженности за 2017 г. по сроку уплаты до 9 января 2018 г. (начислено 23 400 рублей);

28 декабря 2017 г. (чек-ордер ) в сумме 2 310 рублей зачтена в уплату задолженности за 2017 г. по срокам уплаты до 15 ноября 2017 г., 15 декабря 2017 г., 15 января 2018 г.;

28 января 2018 г. (чек-ордер ) в сумме 5 850 рублей зачтена в уплату задолженности за 2017 г. по сроку уплаты до 9 января 2018 г.

При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации по предложению налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

Ивакин С.Н. не лишен возможности воспользоваться своим правом и обратиться в налоговый орган с таким заявлением.

Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 2 июня 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ивакина С.Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: