НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 09.10.2019 № 2-954/19

Дело № 2-954/2019

Дело № 33-7583/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 октября 2019 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Устьянцевой С.А.,

судей: Раковского В.В., Каменцовой Н.В.

при секретаре Красниковой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сармасина Фазылжана Албековича к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения» в Советском районе г. Орска, Министерству социального развития Оренбургской области, Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» об обязании присвоить звание «Ветеран труда Оренбургской области»

по апелляционной жалобе Сармасина Фазылжана Албековича

на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 04 июля 2019 года,

заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,

УСТАНОВИЛА:

Сармасин Ф.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что он представил в ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Советском районе г. Орска документы для присвоения звания «Ветеран труда Оренбургской области». 30 ноября 2018 года он получил сообщение от Министерства социального развития Оренбургской области об отказе в удовлетворении заявления, поскольку его общий трудовой стаж составил *** месяца. При этом в стаж не засчитан период его обучения в Оренбургском сельскохозяйственном институте с 1970 года по 1975 год по очной форме обучения со ссылкой на Постановление Правительства Оренбургской области от 06 февраля 2017 года № 58-п. Указал, что с принятым решением он не согласен, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 04 декабря 2008 года № 452 (в редакции от 01 октября 2013 года № 808-п) периоды обучения в училищах, средних специальных учебных заведениях по очной форме обучения засчитывались в стаж, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда Оренбургской области». С учетом периода обучения в Оренбургском сельскохозяйственном институте его стаж на момент вступления в силу Постановление Правительства Оренбургской области от 06 февраля 2017 года № 58-п составил 43 года, а связи с чем право на присвоение звания «Ветеран труда Оренбургской области» у него возникло до вступления в силу положений данного Постановления Правительства Оренбургской области. Просил суд признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда Оренбургской области»; обязать Министерство социального развития Оренбургской области присвоить ему звание «Ветеран труда Оренбургской области» с 22 октября 2018 года; обязать ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Советском районе г. Орска выдать ему удостоверение «Ветеран труда Оренбургской области».

Определением от 29 мая 2019 года судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения».

Истец Сармасин Ф.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители ответчиков ГКУ «Центр социальной поддержки населения», Министерства социального развития Оренбургской области, ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Советском районе г. Орска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 04 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований Сармасина Ф.А. отказано.

Не согласившись с решением суда, Сармасиным Ф.А. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца Сармасина Ф.А., представителей ответчиков ГКУ «Центр социальной поддержки населения», Министерства социального развития Оренбургской области, ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Советском районе г. Орска, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

По смыслу положений статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов, а также финансовое обеспечение их исполнения.

Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» содержит перечень граждан, которые являются ветеранами труда. К ним относятся граждане, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также граждане, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Вместе с тем порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4).

Таким образом, определение условий присвоения указанного звания федеральным законодателем в пределах его компетенции делегировано субъектам Российской Федерации, поскольку выплаты и льготы гражданам, имеющим соответствующие звания, обеспечиваются за счет бюджетов субъектов, а не Российской Федерации. Следовательно, в силу пункта 2 статьи 10 и статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.

Во исполнение указанного выше Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» принят Закон Оренбургской области от 01 ноября 2008 года № 2560/532-IV-ОЗ «О ветеранах труда Оренбургской области», в соответствии со статьей 2 которого (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) звание «Ветеран труда Оренбургской области» присваивается, в том числе гражданам, имеющим трудовой (страховой) стаж для женщин не менее 38 лет, для мужчин - не менее 43 лет, из которого стаж работы на территории Оренбургской области составляет не менее 19 лет для женщин и 21 года 6 месяцев для мужчин; гражданам, имеющим награду Оренбургской области и достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Статья 4 Закона Оренбургской области от 01 ноября 2008 года № 2560/532-IV-ОЗ устанавливает, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда Оренбургской области» определяются Правительством Оренбургской области.

Правительством Оренбургской области принято Постановление от 06 февраля 2017 года № 58-п, которым утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Оренбургской области» и которое распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 года.

Согласно пункту 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Оренбургской области в трудовой (страховой) стаж, необходимый для присвоения звания, включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Пунктом 4 данного Положения установлено, что граждане, претендующие на присвоение звания, подают по месту жительства в филиалы государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг заявление с приложением указанных в данном пункте Положения документов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22 октября 2018 года Сармасин Ф.А обратился в ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Советском районе г. Орска, представив документы, необходимые для решения вопроса о присвоении ему звания «Ветеран труда», в том числе диплом об окончании Оренбургского сельскохозяйственного института, выданный 17 сентября 1975 года.

Сообщением Министерства социального развития Оренбургской области от 23 ноября 2018 года № 16813/09 Сармасину Ф.А. указано на отсутствие оснований для присвоения ему такого звания, поскольку на момент обращения его общий трудовой (страховой) стаж составляет *** дней.

Сармасину Ф.А. разъяснено, что при исчислении страхового стажа в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 06 февраля 2017 года № 58-п период его обучения в Оренбургском сельскохозяйственном институте с 1970 года по 1975 год по очной форме обучения не учтен.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что присвоение звания «Ветеран труда Оренбургской области» носит заявительный характер и определяется с учетом правового регулирования, действующего на момент обращения истца.

При этом суд первой инстанции правильно указал, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок присвоения указанного звания, не содержат положений о его присвоении с момента возникновения права на соответствующее звание. Поскольку данное звание возникает не в результате императивного действия закона, наличие необходимого стажа само по себе не порождало у истца прав на звание «Ветеран труда Оренбургской области» до момента его обращения к ответчикам.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апеллянта о том, что в октябре 2013 года у него по закону возникло социальное право на статус «Ветеран труда Оренбургской области» в соответствии с действующим на момент его возникновения правовым регулированием, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Действительно подпунктом «г» пункта 3 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда Оренбургской области», утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 04 декабря 2008 года № 452-п, исключенного Постановлением Правительства Оренбургской области от 22 апреля 2015 года № 263-п, предусматривалось включение периодов обучения в высших учебных заведениях по очной форме обучения в трудовой стаж, необходимый для присвоения звания «Ветеран труда Оренбургской области».

Между тем вопреки доводам апелляционной жалобы порядок получения звания «Ветеран труда Оренбургской области» связан с волеизъявлением претендента и прохождением определенной процедуры его присвоения, в связи с чем присвоение данного статуса производится на основании норм, действующих на момент обращения с заявлением о присвоении данного звания.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда первой инстанции и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 04 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сармасина Фазылжана Албековича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: