НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 09.08.2016 № 33-6133/2016

Дело № 33-6133/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 09 августа 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сенякина И.И.,

судей Ившиной Т.В. и Судак О.Н.,

при секретаре Камеристовой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Пономарева Н.И. и Швецова Н.И. на решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 11 апреля 2016 года и дополнительное решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 07 июня 2016 года по гражданскому делу по иску Пономарева Н.И. и Швецова Н.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области о признании документов не отвечающим требованиям закона и не подлежащим применению; о признании действий должностных лиц незаконными, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснения истцов Швецова П.Ф. и Пономарева Н.И. доводы апелляционных жалоб поддержавших, представителей ответчиков Кучеровой Г.В., Тонконогих Е.А. полагавших, что решение и дополнительное решение суда являются законными и обоснованными, оценив доводы апелляционных жалоб, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,

УСТАНОВИЛА:

Швецов П.Ф. и Пономарев Н.И. обратились в суд с указанным выше иском к УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области по тем основаниям, что должностные лица УПФ Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области нарушают их права и свободы и законные интересы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ (редакция от 13 июля 2015 года), Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (редакция от 28 декабря 2013 года), а именно: выплачивают страховую часть трудовой пенсии в произвольном порядке, без наличия подлинника выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5, заполненную в полном объеме. Считают, что в выписках из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного страхования, которые находятся в выплатных делах истцов отсутствуют сведения: о трудовом стаже застрахованного лица до 1 (дата), сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала

(РПК) с (дата), сведения об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, инвентаризация выплатных дел не проводилась. С учетом уточнений, окончательно просили суд:

признать выписки из лицевого счета застрахованного лица от (дата) на Пономарева Н.И., от (дата) на Швецова П.Ф. не отвечающими требованиям закона и не подлежащими применению;

признать действия должностных лиц УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области незаконными по факту хранения в пенсионных делах на бумажном носителе и использовании документов, не подлежащих применению;

признать действия должностных лиц отдела по назначению и выплате пенсий УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области по факту выплаты страховой части трудовой пенсии в произвольном порядке противоправными, то есть без наличия подлинника выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5, отвечающей требованиям закона;

вынести в адрес следственных органов частное определение по факту самоуправства должностных лиц УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области; вынести в адрес первого заместителя Председателя Правления ПФ Российской Федерации Чижик Л.И. частное определение по факту бездействия ревизионной комиссии в территориальном органе УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области по проведению инвентаризации выплатных дел.

Истцы Пономарев Н.И. и Швецов П.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представители ответчика Кучерова Г.В. и Тонконогих Е.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.

Решением Саракташского районного суда Оренбургской области от 11 апреля 2016 года, а также дополнительным решением Саракташского районного суда Оренбургской области от 07 июня 2016 года исковые требования истцов Пономарева Н.И. и Швецова П.Ф. к УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области о признании действий должностных лиц незаконными и о признании документов не отвечающим требованиям закона и не подлежащим применению соответственно оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда и с дополнительным решением суда, истцами поданы апелляционные жалобы, истцы считают вышеуказанные решения незаконными, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Просили решение суда и дополнительное решение отменить, исковые требования полностью удовлетворить.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривает.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ установлен порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовых пенсий, а также ст. 30 закреплены правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц, предусмотрены несколько вариантов определения размера трудовой пенсии застрахованных лиц.

Пунктом 2 статьи 30 предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3, либо в порядке, установленном пунктом 4, либо в порядке, установленном пунктом 6.

В соответствие с ранее действующим пенсионным законодательством, от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» действовало два порядка определения размера пенсии по старости:

- статья 16 с учетом индексации среднемесячного заработка пенсионера, применение стажевого коэффициента в зависимости от стажа работы (в стаж работы включались периоды работы, учебы, службы, периоды ухода за детьми до трех лет, уход за инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом и другие периоды), к данному размеру пенсии начислялась ежемесячная компенсационная выплата, данная норма закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 как раз и нашла свое отражение в пункте 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ;

- статья 7 (введена в действие с 1 февраля 1998 Федеральным законом от 21.07.1997 № 113-ФЗ), по данному порядку размер пенсии исчислялся с применением индивидуального коэффициента пенсионера (применялся только для не работающих пенсионеров), как раз по данному порядку и не было предусмотрено индексации среднемесячного заработка пенсионера, а брался заработок пенсионера и сравнивался со средней заработной платы по стране, полученное отношение заработков (максимальное отношение 1,2) умножалось на стажевой коэффициент (в стаж работы включались периоды работы, службы, периоды учебы и ухода в стаж не включались) и далее полученный индивидуальный коэффициент пенсионера умножался на среднемесячный заработок в Российской Федерации. Данная норма закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 как раз и нашла свое отражении в пункте 3 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

В соответствии со ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органы Пенсионного фонда Российской Федерации вправе предоставлять бесплатно застрахованному лицу по его обращению способом, указанным им при обращении, сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, по форме, утверждаемой Пенсионным фондом Российской Федерации, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением). Указанные сведения формируются по форме СЗИ-5 в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 года №192-п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по из заполнению".

Согласно п.5 ст.17 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер страховой части пенсии по старости с 1 августа каждого года подлежит корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении размера страховой части трудовой пенсии по старости при назначении, перерасчете, переводе на другой вид пенсии или предыдущей корректировке.

В соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ) при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно части 2 ст. 13 названного Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с

Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 5 ФЗ Российской Федерации № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ Российской Федерации от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации" на каждое застрахованное лицо Пенсионный Фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный страховой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разрядов). Согласно пункту 2 указанной статьи в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица должны быть указаны в том числе: 10) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии.

Абзацем 4 статьи 14 названного Закона застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.

Формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования утверждены Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению". Индивидуальные сведения о страховом стаже застрахованного лица направляются формой СЗВ-4-1 и списочной формой СЗВ-4-2, сведения о трудовом стаже застрахованного лица до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования направляются формой СЗВ-К, а сведения об иных периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в страховой стаж, - формой СЗВ-СП.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что, что Швецову П.Ф. ответчиком УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе выплачивается ежемесячная пенсия по старости, которая назначена ему

со (дата) на основании его письменного заявления, поданного в ГУ-УПФ Российской Федерации в Соль-Илецком районе. Пономареву Н.И. ответчиком УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе выплачивается ежемесячная пенсия по старости, которая назначена ему с (дата) на основании его письменного заявления, поданного в УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе.

При этом, оценка пенсионных прав Швецова П.Ф. и Пономарева Н.И. на момент назначения пенсии была произведена по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

На основании заявлений Швецова П.Ф. от (дата), Пономарева Н.И. от (дата) оценка пенсионных прав истцов и расчет пенсии произведены ответчиком по п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001года (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ).

Согласно п. 56 Правил формирования формы "Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица" (СЗИ-5) территориальным органом УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, сформированы Выписки СЗИ-5 от (дата) на Швецова П.Ф., от (дата) на Пономарева Н.И.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда в части отказа в признании действий должностных лиц УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе и отказа в признании выписки из лицевого счета истцов не отвечающим требованиям закона.

Проверив доводы апелляционной жалобы в части признания Выписки СЗИ – 5 от (дата) на Швецова П.Ф., от (дата) на Пономарева Н.И. не отвечающим требованиям закона судебная коллегия соглашается с выводами суда и признает данный довод необоснованным.

Так судом установлено, что выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ – 5) сформированные при назначении трудовой пенсии по старости Швецова П.Ф. и Пономарева Н.И. отвечают требованиям, закрепленным в инструкции утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от (дата) «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», «индивидуальный лицевой счет

застрахованного лица», в вышеуказанных выписках отражены все необходимые сведения о состоянии индивидуального лицевого счета истцов в том числе их сведения о трудовом стаже, периодах работы, периодах, засчитываемых в страховой стаж, заработке (вознаграждении), доходе застрахованного лица, которые были указаны ответчиком в соответствии с содержанием и правилами заполнения форм СЗВ-1, СЗВ-3, СЗВ-4-1, СЗВ-4-2, СЗИ-5к и иных форм, на основании которых были сформированы индивидуальные лицевые счета.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о признании действий должностных лиц УПФ (государственное учреждение) Российской Федерации в Саракташском районе в связи с вышеизложенным также подлежит отклонению.

Суд первой инстанции свои выводы в обоснование принятого решения подробно мотивировал со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы материального права.

Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 11 апреля 2016 года и дополнительное решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 07 июня 2016 года оставить

без изменения, а апелляционные жалобы Пономарева Н.И. и Швецова Н.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: