Дело № 2-1038/2021
№ 33-4203/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июня 2021 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Раковского В.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Лоблевской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 11 февраля 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о возложении обязанности включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и о назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 04 августа 2020 года обратился в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением начальника УПФР в (адрес) от (дата) в назначении пенсии отказано, в специальный стаж не засчитаны периоды его работы в должности актера в Молодежном театре-студии, в должности актера в театре «***», в должности актера драмы в *** театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина), в должности актера *** общей продолжительностью 5 лет 7 дней. С решением не согласен. Истец просил суд: признать незаконным решение начальника УПФР в г. Оренбурге от 10 ноября 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать УПФР в г. Оренбурге включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы в должности актера в Молодежном театре-студии с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, в должности актера в театре «***» с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года, в должности актера драмы в Криворожском русском театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина) с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года, в должности актера *** с 01 января 2020 года по 03 августа 2020 года; обязать УПФР в г. Оренбурге назначить досрочную страховую пенсию по старости с октября 2020 года.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО3 просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на основания, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 февраля 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд постановил: «Признать решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от 10 ноября 2020 года незаконным в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение ФИО1, периодов осуществления творческой деятельности в должности актера в Молодежном театре-студии с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, в должности актера в театре «***» с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года, в должности актера драмы в *** театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина) с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года, в должности актера *** с 01 января 2020 года по 03 августа 2020 года. Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды осуществления творческой деятельности ФИО1 в должности актера в Молодежном театре-студии с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, в должности актера в театре «***» с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года, в должности актера драмы в *** театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина) с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года, в должности актера *** с 01 января 2020 года по 03 августа 2020 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге просит решение суда отменить в части признания решения начальника УПФР в г. Оренбурге частично незаконным и обязания ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды осуществления творческой деятельности ФИО1 в должности актера в Молодежном театре-студии с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, в должности актера в театре «***» с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года, в должности актера драмы в *** театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина) с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
В материалы дела от ФИО1 представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражений на них, проверив решение суда на законность и обоснованность в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 (далее по тексту – Список профессий).
Согласно пункту 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально – зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 28 августа 1991 года N 447, право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в данном пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка), имеют артисты детских театров и театров юного зрителя.
В силу пункта 4 Списка при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в данном пункте, не менее 30 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 - 3 настоящего Списка) право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют артисты драматических театров, достигшие 55-летнего возраста.
В соответствии с Постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 сентября 2001 года N 66 "О применении Постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" работа в должности актер (актриса) в театрах и других театрально - зрелищных предприятиях и коллективах, предусмотренных Списком профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с работой в театрах и других театрально - зрелищных организациях и коллективах наравне с работой в должности артист.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 04 августа 2020 года в возрасте 55 лет обратился к УПФР в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР в г. Оренбурге от 27 июня 2018 года в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны следующие спорные периоды: 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года в должности актера в Молодежном театре-студии, с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года в должности актера театра «***», по тому основанию, что наименование учреждения «театр-студия», как и наименование учреждения «театр» не предусмотрено Списком профессий, а также периоды работы ФИО1 в должности актера драмы в *** театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина) с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года и период с 01 января 2020 года по 03 августа 2020 года работы в должности актера ***
Отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы в должности актера драмы в Криворожском русском театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина), пенсионный орган указал, что поступившая справка компетентного органа Украины от 12 марта 2020 года № не содержит сведения о том, учитывается (учитывалась) ли данная работа заявителя при назначении пенсии на льготных основаниях по законодательству Украины и при выполнении каких условий; необходимая справка компетентного органа Украины в течение трех месяцев не поступила.
В обоснование отказа во включении в специальный стаж периода работы истца в должности актера *** ответчик указал, что индивидуальные сведения за данный период не были представлены.
ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В решении УПФР в г.Оренбурге указано, что при требуемом для назначения досрочной страховой пенсии по старости 30-летнем стаже творческой деятельности, стаж по представленным документам составил 25 лет 1 месяц 5 дней.
Согласно записям трудовой книжки 15 августа 1988 года ФИО1 был принят актером Молодежного театра-студии на основании приказа от 15 августа 1988 года №, уволен по собственному желанию 25 октября 1989 года на основании приказа от 25 октября 1989 года №.
Суд установил, что Молодежный театр-студия располагался во дворце культуры «***» (адрес).
В соответствии со справками государственного казенного учреждения Республики Крым «***» от 09 января 2019 года №, от 15 марта 2019 года № документы Молодежного театра-студии (адрес) на хранение не поступали.
Из афиши за 1989 года, усматривается, что на ней изображен ФИО1 в сценической роли в спектакле «***» ***
Разрешая исковые требования ФИО1 о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы в должности актера Молодежного театра-студии с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, суд первой инстанции с учетом Положения о театре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 года N 329, оценив представленные доказательства, принимая во внимание сведения, полученные со страницы портала «***» по сетевому адресу www.***, из которых следует, что ФИО27 являлся директором первого хозрасчетного Молодежного театра в Симферополе, создателем ***, руководил этим театром четыре года в качестве главного режиссера, и свободной энциклопедии по адресу ***/, согласно которым он работал в экспериментальном молодежном театре-студии при ***, пришел к выводу о том, что вид деятельности Молодежного театра-студии (адрес) соответствовал характеру деятельности учреждения, включенного в Список профессий, - театра юного зрителя, что следует непосредственно из наименования театра и его репертуара в спорный период, а потому удовлетворил исковые требования истца о включении указанного периода в специальный стаж.
Из трудовой книжки № и № 25 декабря 1989 года следует, что ФИО1 был принят на должность актера театра «***» (адрес) приказом № от 25 декабря 1989 года, уволен по собственному желанию 19 февраля 1991 года приказом от 15 февраля 1991 года №.
Согласно справкам государственного казенного учреждения Республики Крым «***» от 09 января 2019 года №, от 15 марта 2019 года № документы Театра «***» (адрес) также на хранение не поступали.
Согласно диплому серии ***№, выданному ФИО1 17 декабря 1993 года, в 1989 году он поступил в Российскую академию театрального искусства и в 1993 году окончил полный курс названной академии по специальности «Актерское искусство» с присвоением ему решением государственной экзаменационной комиссии от 14 декабря 1993 года квалификации актера драматического театра.
В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1 пояснил, что обучался заочно в период своей работы в театре «***».
Архивной справкой *** от 09 февраля 2021 года №№ подтверждено, что ФИО1 в состав студентов 1 курса актерского факультета заочного отделения государственного института театрального искусства им. ФИО10 был зачислен с 01 сентября 1989 года; в связи с окончанием обучения отчислен 17 декабря 1993 года, ему выдан вышеуказанный диплом. Данной справкой подтвержден факт преобразования института в Российскую академию театрального искусства приказом Министерства культуры РСФСР от 13 июня 1991 года №.
Удовлетворяя требования истца о включении периода его работы в должности актера в театре «Талант» с (дата) по (дата) в специальный стаж по подпункту 21 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ суд первой инстанции, руководствуясь положениями Правил приема Российской академии театрального искусства, принимая во внимание представленную истцом афишу 1990 года, согласно которой в театре «***» демонстрировалась евангельская притча украинского ***, а также сведениями, полученными с опубликованной на странице портала «***» по сетевому адресу www.*** пришел к выводу о том, что театр «***», где работал ФИО1 в период заочного обучения в государственном институте театрального искусства им. ФИО10, преобразованном в Российскую академию театрального искусства, по характеру деятельности являлся драматическим театром, в связи с чем имеются основания для включении спорного периода в специальный стаж.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорный стаж истца имел место до регистрации его в системе государственного пенсионного страхования (23 февраля 1999 года).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Так, принимая решение об удовлетворении исковых требований истца в части спорных периодов его работы, суд первой инстанции в качестве доказательств, подтверждающих характер деятельности ФИО1 по должности, подлежащей включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, а именно должности актера (артиста) детского театра и театра юного зрителя, драматического театра, принял представленные истцом афиши и сведения, полученные с сайтов сети Интернет.
Однако судебная коллегия с решением суда в данной части не соглашается, полагает, что представленные копии афиш и сведения, полученные с сайтов сети Интернет не могут быть приняты в качестве относимых и допустимых доказательств по делу, поскольку они не отвечают требованиям статей 59 - 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, из них прямо не следует, что именно в спорные периоды истец работал артистом (актером) детского театра и театров юного зрителя и драматического театра.
Выводы суда о работе истца в спорные периоды артистом (актером) детского театра и театров юного зрителя и драматического театра, то есть по должности предусмотренной Списками профессий и должностей работников театра и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение соответствующими достоверными доказательствами по делу не подтверждены.
Представленные в дело трудовая книжка, диплом серии ***№, подтверждающий, что в 1989 году истец поступил в Российскую академию театрального искусства и в 1993 году окончил полный курс названной академии по специальности «Актерское искусство» с присвоением ему квалификации актера драматического театра, не подтверждают работу истца в спорные периоды в должностях и в учреждениях, предусмотренных указанными Списками.
Из наименований Молодежный театр-студия, театр «***» (адрес), при отсутствии первичных учредительных документов, не представляется возможность с достоверностью установить профиль указанных театров, Список от 28.08.1991 г. № 447 наименование учреждения «театр-студия», «театр» не содержат.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что требования истца в части признания незаконным решение начальника УПФР в г. Оренбурге от 10 ноября 2020 года и обязания УПФР в г. Оренбурге включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов его работы в должности актера в Молодежном театре-студии с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, а также в должности актера в театре «***» с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года, удовлетворению не подлежали, а потому решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в иске.
Разрешая требования истца в части периода его работы в должности актера драмы в Криворожском русском театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина) с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года, суд первой инстанции установил следующее.
В соответствии с записями трудовой книжки с 05 сентября 1992 года по 01 сентября 1994 года ФИО1 работал артистом драмы *** театра драмы музыкальной комедии им ФИО14 на территории Украины.
Справкой Коммунального предприятия «*** от 12 марта 2020 года № подтверждено, что ФИО1 в период с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года работал в должности артиста драмы 2 категории *** театра драмы и музыкальной комедии им ФИО14
Указанная справка от 12 марта 2020 года № содержит сведения о том, что данная работа дает право на пенсию по выслуге лет в соответствии с Перечнем профессий артистов театрально-концертных и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов…, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 1992 года № 583.
В соответствии с приказом от 07 сентября 1992 года № ФИО4 принят артистом драмы *** театра драмы и музкомедии по контракту сроком на 1 год с 05 сентября 1992 года, уволен приказом от 07 сентября 1994 года № с 05 сентября 1994 года.
Удовлетворяя требования истца в части признания незаконным решение начальника УПФР в г. Оренбурге от 10 ноября 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и включения периода его работы в должности актера драмы в *** театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина) с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года в специальный стаж по подпункту 21 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях", Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", принимая указанные выше доказательства, признал доказанным, что работа ФИО1 с 05 сентября 1992 года по 01 сентября 1994 года в должности артиста драмы *** театра драмы музыкальной комедии им. ФИО14 подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В решении суд первой инстанции указал на не предоставление ответчиком доказательств того, что в справке Коммунального предприятия «***» от 12 марта 2020 года № отражены неверные сведения относительно включения работы истца в специальный стаж по законодательству Украины.
С решением суда в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истца в должности актера драмы в *** театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина) с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года, судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Украиной.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также и после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения изложены в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок зачёта периодов работы за пределами территории Российской Федерации в страховой стаж и стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что период работы истца, который протекал после 13 марта 1992г. на территории Украины могут быть включены в специальный стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Доказательств уплаты страховых взносов за ФИО1 в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по периоду работы с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года суду не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что указанный период не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, решение в данной части подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода его работы в должности актера *** с 01 января 2020 года по 03 августа 2020 года, и удовлетворяя их, суд первой инстанции установил, что в соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 05 февраля 2021 года за период работы ФИО1 с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года индивидуальные сведения работодателем – *** сданы с кодом льготной работы «творч30», что свидетельствует о соответствии работы установленным требованиям для включения этого периода в стаж по пункту 21 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решение суда в указанной части не обжалуется, в связи с чем, в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
С учетом периодов, зачтенных судом, общей продолжительностью 4 года 11 месяцев 10 дней и периодов, засчитанных ответчиком, продолжительностью 25 лет 1 месяц 5 дней, суд пришел к выводу, что специальный стаж истца составит 30 лет 15 дней, следовательно, необходимая 30-летняя продолжительность специального стажа выработана истцом (дата), к этому моменту он достиг возраста 55 лет.
Установив, что право на назначение пенсии ФИО1 приобретет по истечении установленного отлагательного периода, продолжительностью 1 год и 6 месяцев, то есть по достижении возраста 56 лет и 6 месяцев, который на момент обращения за назначением пенсии 04 августа 2020 года не истек, оснований для удовлетворения требования истца о назначении пенсии суд не усмотрел.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения Ленинского районного суда г Оренбурга от 11 февраля 2021 года в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от 10 ноября 2020 года в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение ФИО1, периодов осуществления творческой деятельности в должности актера в Молодежном театре-студии с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, в должности актера в театре «***» с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года, в должности актера драмы в *** театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина) с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года, о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года, с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года, с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований, поэтому и специальный стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (с учетом включенных периодов пенсионным органом и судом) составит менее 30 лет, в связи с чем исковые требования о назначении досрочной пенсии удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г Оренбурга от 11 февраля 2021 года в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от 10 ноября 2020 года в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение ФИО1, периодов осуществления творческой деятельности в должности актера в Молодежном театре-студии с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, в должности актера в театре «***» с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года, в должности актера драмы в *** театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина) с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года, о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года, с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года отменить, принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о признании незаконным решения начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от 10 ноября 2020 года в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение ФИО1, периодов работы в должности актера в Молодежном театре-студии с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, в должности актера в театре «***» с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года, в должности актера драмы в *** театре драмы и музыкальной комедии им. ФИО14 (Украина) с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года, о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов с 15 августа 1988 года по 25 октября 1989 года, с 25 декабря 1989 года по 19 февраля 1991 года, с 05 сентября 1992 года по 05 сентября 1994 года отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи