НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 08.06.2016 № 33-4206/2016

Дело 33-4206/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2016 года г.Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе

председательствующего судьи Раковского В.В.,

судей Анненковой К.К., Малкова А.И.,

при секретаре Лексиковой Е.А..,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Замбарова А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 февраля 2016 года по иску Замбарова А.Н. к открытому акционерному обществу «Южно-уральский никелевый комбинат», Гоударственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орске Оренбургской области о включении в льготный трудовой стаж периодов работы, обязании произвести дополнительные отчисления за вредные условия труда.

Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда

установила:

Замбаров А.Н. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Южно-уральский никелевый комбинат» (далее ОАО «ЮУНК»), в обоснование которого указал, что на основании трудового договора от (дата) он принят в ОАО «ЮУНК» *** цех на должность "Должность" с *** системой оплаты труда, работает до настоящего времени. Согласно п. *** трудового договора условия труда, в которых истец работает, отнесены к вредным. В связи с этим, ему установлен дополнительный оплачиваемый отпуск в размере *** календарных дней. До (дата) ОАО «ЮУНК» в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производил кроме основных отчислений – дополнительные, за вредные условия труда. Начиная с (дата) по настоящее время работодателем ОАО «ЮУНК» уплата страховых взносов по дополнительным тарифам не производится. Замбаров А.Н. полагает, что неисполнение ответчиком обязанности по уплате страховых взносов в полном объеме нарушает его права, поскольку влечет не включение периода его трудовой деятельности с (дата) по настоящее время в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Отсутствие дополнительных отчислений в Пенсионный фонд РФ за вредные условия труда не обеспечит ему в полном объеме социальное обеспечение, гарантии и льготы. На основании изложенного Замбаров А.Н. просил обязать ответчика включить в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы в качестве "Должность" с (дата) по (дата); а также обязать работодателя ОАО «ЮУНК» произвести перерасчет отчислений в Пенсионный Фонд РФ, начислить и произвести дополнительные отчисления за вредные условия труда за период с (дата) по (дата).

Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (далее по тексту – УПФР в г. Орске).

Истец Замбаров А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «ЮУНК» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика УПФР в г. Орске Климова Е.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.

Решением Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 февраля 2016 года исковые требования Замбарова А.Н. оставлены без удовлетворения.

С решением суда не согласен истец Замбаров А.Н., в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Замбаров А.Н. с (дата) работает "Должность" ОАО «ЮУНК».

Обращаясь в суд с настоящим иском, Замбаров А.Н. ссылаясь на то, что работа им осуществляется во вредных условиях труда, указывает на обязанность его работодателя ОАО «ЮУНК» с (дата) перечислять в УПФР в г. Орске страховые взносы за вредные условия труда на финансирование положенной ему льготной пенсии; неисполнение работодателем указанной обязанности влечет не включение соответствующего периода трудовой деятельности в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Замбарова А.Н. об обязании включить период работы в качестве "Должность" с (дата) по (дата) в специальный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии.

Суд обосновано исходил из того, что данные требования заявлены к ОАО «ЮУНК» необоснованно, поскольку в данном случае работодатель не является стороной, ответственной за назначение пенсии, и не имеет перед истцом обязательств материально-правового характера, связанных с реализацией им права на пенсионное обеспечение, в том числе по зачету периодов работы зачетом в специальный трудовой стаж.

Правильным является вывод суда о том, что к УПФР в г. Орске требования заявлены преждевременно, поскольку Замбаров А.Н., (дата) года рождения, не достиг возраста, с наступлением которого в соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возможно назначение страховой пенсии по старости.

В силу ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Аналогичные положения содержит ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 года.

Таким образом, оценка пенсионных прав на будущее время действующим законодательством не предусмотрена.

Правомерным является вывод суда об отсутствии оснований для возложения на ОАО «ЮУНК» обязанности произвести перерасчет отчислений в Пенсионный Фонд РФ, начислить и произвести дополнительные отчисления за вредные условия труда за период с (дата) по (дата).

В соответствии с п. 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Это же правило закреплено в п. 3 ст. 27 Федерального закона от N 173-ФЗ.

Исходя из положений ч. 1, 2, 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.

Таким образом, основным условием применения плательщиками страховых взносов дополнительных тарифов страховых взносов является занятость застрахованного лица на вышеуказанных видах работ, определяемые до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" по результатам аттестации рабочих мест, в настоящее время по результатам специальной оценки условий труда.

Судом установлено, что аттестация рабочих мест ОАО «ЮУНК» последний раз была проведена (дата), результаты аттестации были действительны до (дата), специальная оценка условий труда рабочих мест в ОАО «ЮУНК» отсутствует, имеется вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Орска от (дата) об обязании ОАО «ЮУНК» в течение *** провести специальную оценку условий труда.

Таким образом, начисление ОАО «ЮУНК» дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии застрахованных лиц, занятых на вредных видах работ, не производится ввиду отсутствия для этого необходимых условий, поскольку отсутствуют актуальные данные об оценке условий труда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку работодатель не производит отчисления страховых взносов по дополнительному тарифу его работа не учитывается пенсионным органом как льготная, что свидетельствует о нарушении его пенсионных прав, подлежат отклонению. Как отмечено выше, право на получение пенсии на настоящий момент у истца не возникло.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 года N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к иному толкованию подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права, которое судебная коллегия находит ошибочным.

Правильно определив юридически значимые обстоятельства, применив материальный закон, подлежащий применению, и не допустив нарушений норм процессуального права, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Замбарова А.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи