НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 07.06.2018 № 33А-4135/18

№ 33а-4135/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 07 июня 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Солопьева В.И., Кудряшова В.К.

при секретаре Ершовой О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Гусевой Галины Вячеславовны на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 26 марта 2018 года по административному иску Гусевой Галины Вячеславовны к Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан об оспаривании действий, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Солопьева В.И., судебная коллегия

установила:

Гусева Г.В., проживающая по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п. Новосергиевка, обратилась в Новосергиевский районный суд Оренбургской области с административным исковым заявлением, указав, что 6 августа 2017 года она получила налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан № 36787586 об уплате налога на имущество физических лиц за два месяца 2016 года в отношении принадлежащих ей на праве собственности двух нежилых зданий, расположенных в (адрес), в сумме 52 204 рубля.

Из текста уведомления следовало, что налоговая база в отношении указанных объектов определена исходя из их кадастровой стоимости. Между тем, в соответствии с пунктом 8 части 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налога на имущество физических лиц за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения производится с учетом понижающих коэффициентов 0,2, 0,4, 0,6 и 0,8 соответственно. Временный порядок исчисления налога предполагает постепенное увеличение суммы налога, уплаченной по инвентаризационной стоимости, на разницу между суммами налога, рассчитанными исходя из кадастровой стоимости и инвентаризационной стоимости.

Законом Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-з единая дата начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена 1 января 2015 года.

С учетом указанного административный истец Гусева Г.В. просила суд признать незаконными действия ответчика по начислению ей налога на имущество физических лиц в сумме 52 204 рубля на основании налогового уведомления от 6 августа 2017 года № 36787586, возложить обязанность по перерасчету налога с учетом требований пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, раскрыв информацию о последней поступившей в налоговый орган инвентаризационной стоимости принадлежащих ей объектов (с указанием даты поступления, выдавшего органа и размера).

Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 26 марта 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Гусевой Г.В. отказано.

Не соглашаясь с данным решением суда, административный истец Гусева Г.В. в апелляционной жалобе просит его отменить. Полагает, что сумма налога на имущество не может исчисляться только на основании кадастровой стоимости и подлежит уменьшению на сумму налога, исчисленную исходя из инвентаризационной стоимости.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан Рожко О.С. возражала против доводов апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения.

Административный истец Гусева Г.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениям статьями 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

На основании статьи 5 Федерального закона от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

Пунктом 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено применение понижающих коэффициентов при исчислении суммы налога на имущество физических лиц за первые четыре налоговых периода начиная с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Применение предусмотренного пунктом 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации расчета суммы налога на имущество физических лиц предполагает постепенное увеличение уплаченной за предыдущий налоговый период суммы налога, рассчитанной по инвентаризационной стоимости, на разницу между суммами налога, рассчитанными исходя из кадастровой стоимости и инвентаризационной стоимости.

Законом Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-з на территории Республики Башкортостан установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения 1 января 2015 года.

Как следует из материалов дела, со 2 ноября 2016 года в собственности Гусевой Г.В. находятся следующие объекты недвижимости: зарядная станция, кадастровый номер , расположенная по адресу: (адрес); административное здание, кадастровый номер , расположенное по адресу: (адрес)

Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2016 года составляет 1 203 323,84 рубля, кадастровая стоимость здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2016 года составляет 155 408 392,28 рубля.

Согласно налоговому уведомлению № 36787586 от 6 августа 2017 года Гусевой Г.В. в срок не позднее 1 декабря 2017 года за указанные выше объекты недвижимости предложено заплатить налог в сумме 52 204 рубля.

Расчет налога на имущество физических лиц за 2016 год на объекты недвижимого имущества осуществлен по формуле Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, без учета суммы налога, исчисленной исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, то есть величина Н2 была принята равной нулю.

Не согласившись с суммой начисленного налога на имущество физических лиц, Гусева Г.В. обратилась в Управление Федеральной налоговый службы по Республике Башкортостан с жалобой на действия налогового органа, ссылаясь на неприменение налоговым органом при исчислении суммы налога инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Решением Управления Федеральной налоговый службы Республике Башкортостан № 11/17 от 18 января 2018 указанная жалоба оставлена без удовлетворения.

Административный истец, полагая, что расчет суммы налога на имущество физических лиц должен был производиться не только из кадастровой стоимости, но инвентаризационной стоимости указанных объектов недвижимости, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что после 1 января 2013 года у налоговых органов отсутствуют правовые основания по приему, обработке сведений об инвентаризационной стоимости, представленных какими-либо органами (организациями) и использованию данных сведений для исчисления налога на имущество физических лиц, поскольку последние данные об инвентаризационной стоимости могли быть представлены только до 01 марта 2013 года. Кроме того, после 1 января 2013 года инвентаризационная стоимость не рассчитывается, для объектов недвижимости определяется только кадастровая стоимость. Учитывая, что в отношении недвижимого имущества Гусевой Г.В. расчет налога на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости за 2014 год не проводился, поскольку Гусева Г.В. владеет данным имуществом со 2 ноября 2016 года, то суд пришел к выводу, что налоговый орган обоснованно применил величину Н2 равной нулю.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может.

В соответствии с частью 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу части 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по специальной формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где Н - сумма налога, подлежащая уплате;

Н1 - сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости имущества;

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости имущества;

К - коэффициент, который изменяется ежегодно в течение переходного периода. Составляет 0,2; 0,4; 0,6; 0,8 соответственно в первый, второй, третий и четвертый год исчисления суммы налога по указанной схеме.

Таким образом, законодатель предусмотрел особый порядок расчета налога на имущество на переходный 4-х летний период.

Поскольку на территории Республики Башкортостан единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена 1 января 2015 года, то в силу вышеназванных положений закона следующие четыре налоговых периода сумма налога подлежит исчислению с учетом инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.

При этом год приобретения имущества налогоплательщиком вопреки выводам суда первой инстанции юридического значения в данном случае не имеет.

Отсутствие в настоящее время работ по техническому учету и определению инвентаризационной стоимости не исключает применение данной стоимости в размере, установленным в отношении недвижимого имущества до 1 января 2013 года. При этом спорные объекты недвижимости, принадлежащие Гусевой Г.В., построены до 1 января 2013 года.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие отнести названные объекты недвижимости к приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, судебная коллегия находит необоснованным неприменение налоговым органом инвентаризационной стоимости при расчете суммы налога на имущество Гусевой Г.В.

Довод налогового органа в возражениях на апелляционную жалобу о том, что поскольку на территории Республики Башкортостан установлена единая дата порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, то с 1 января 2015 года инвентаризационная стоимость не учитывается, основан на неверном толковании норм материального права, не учитывает установленный законодателем переходный четырехлетний период.

При таких обстоятельствах решение суда является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска Гусевой Г.В. к Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 26 марта 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Гусевой Галины Вячеславовны удовлетворить.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан осуществить перерасчет налога на имущество физических лиц за два месяца 2016 года в отношении принадлежащих Гусевой Г.В. на праве собственности объектов недвижимости: зарядной станции, кадастровый номер , расположенной по адресу: (адрес); административного здания, кадастровый номер , расположенного по адресу: Республика (адрес) с учетом пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривающего применение понижающих коэффициентов при исчислении суммы налога на имущество физических лиц за первые четыре налоговых периода, начиная с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Председательствующий:

Судьи: