№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 07 февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей областного суда Ившиной Т.В., Раковского В.В.,
при секретаре Красниковой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге об оспаривании решения об отказе назначить досрочную страховую пенсию по старости, включении в стаж периодов работы и иной деятельности, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге (далее по тексту УПФР в г.Оренбурге) о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, возложении обязанности назначить пенсию, указав, что решением начальника УПФР в г.Оренбурге от 12 августа 2015г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
Просил: признать решение УПФР в г.Оренбурге от 12 августа 2015г. незаконным, обязать УПФР в г.Оренбурге включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 28 августа 1976г. по 18 апреля 1977г. кочегаром в ***; со 02 января 1987г. по 17 апреля 1995г. мастером СУ-5 треста ***, обязать УПФР в г.Оренбурге назначить досрочную страховую пенсию по старости с 22 апреля 2015г., взыскать с УПФР в г.Оренбурге расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., а также расходы на оплату услуг представителя в размере 12 500 руб.
Решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд постановил признать решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге № от 12 августа 2015 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы:
с 28 августа 1976г. по 18 апреля 1977г. (00л.07м.21д.) – кочегаром в ***;
со 02 января 1987г. по 31 декабря 1991г. (04г.11м.29д.) – мастером СУ-5 треста ***.
Возложить на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы:
с 28 августа 1976г. по 18 апреля 1977г. (00л.07м.21д.) – кочегаром в ***;
со 02 января 1987г. по 31 декабря 1991г. (04г.11м.29д.) – мастером СУ-5 треста ***.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Оренбурге, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств и неправильное применение норм материального права, просит данное решение отменить в части возложения обязанности включить в стаж ФИО1 дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости спорные периоды работы, принять в указанной части по делу новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
Представитель УПФР в г. Оренбурге надлежащим образом уведомлённый о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность рения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Часть 2 статьи 30 указанного Федерального закона предусматривает, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
П. 5 разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
При этом, в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 N 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии с пп. 2 п. 2 Порядка, подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно п. 3 Порядка, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, также предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации издало постановление от 16 июля 2014г. № 665 « О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с данным постановлением при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", Списка N 2 от 26 января 1991 года N 10 поименованы мастера строительных и монтажных работ.
Разделом XXXIII "Общие профессии" позицией 23200000-13786 указанного Списка предусмотрено, что правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.
В действующем до 01 января 1992 года Списке N 2, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" предусмотрены мастера (десятники) и прорабы, в разделе XXXII "Общие профессии" предусмотрены - "кочегары производственных котельных и производственных печей".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 22 апреля 2015г. ФИО1 обратился в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР в г.Оренбурге № от 12 августа 2015г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа. В стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны, в том числе периоды работы: с 28 августа 1976г. по 18 апреля 1977г. - кочегаром в ***, поскольку представленными документами не подтверждается работа кочегара в котельной (на угле и сланце) по Списку №2 от 26 января 1991г. № 10, также не подтверждается занятость кочегара в производственной котельной и производственных печах, по Списку №2 от 22 августа 1956г. №1173; со 02 января 1987г. по 17 апреля 1995г. – мастером СУ-5 треста ***, так как разделом ХХVII Списком №2 от 26 января 1991г. № 10 предусмотрены «мастера строительных и монтажных работ» должность «мастер» не предусмотрена данным Списком, кроме того, по Списку № 2 от 22 августа 1956г. №1173 истцом не подтверждена занятость организации исключительно на новом строительстве.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 01г.04м.25дн., мужчине в 56 лет требуется 10 лет, продолжительность страхового стажа составила - 31г.10м.24дн.
По сведениям трудовой книжки истца, 28 августа 1976г. он принят в *** кочегаром, 18 апреля 1977г. уволен в связи со службой в Армии, с 06 августа 1985г. ФИО1 принят мастером в Строительное управление №3 треста ***, 01 января 1987г. уволен в порядке перевода в СУ-5 *** в связи с ликвидацией и передачей монтажного участка в распоряжение СУ-5, с 02 января 1987г. принят в порядке перевода мастером в СУ-5 трест ***, 17 апреля 1995г. уволен в связи сокращением численности штата п.1 ст.33 КЗоТ РФ.
Согласно справке №32 от 28 апреля 2015г., выданной ***, ФИО1 в период с 28 августа 1976г. по 18 апреля 1977г. работал в качестве кочегара. Основанием выдачи справки является книга приказов по *** за 1976-1977гг.
Из сообщений *** от 28 мая 2018г., *** от 01 июня 2018г., *** от 30 мая 2018г., *** от 28 мая 2018г. следует, что документы по личному составу СУ-5 треста *** за 1987-1995гг. на хранение не поступили, в связи с чем подтвердить факт работы ФИО1 не представляется возможным.
Справкой *** от 30 августа 2018г., справкой ***, актами государственной комиссии по приемке зданий в эксплуатацию за период с 1986г. по 1992г. подтверждается, что СУ-5 треста *** осуществляло строительство зданий и сооружений жилого, производственного и промышленного назначения.
Удовлетворяя требование истца о включении в его стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода работы с 28 августа 1976г. по 18 апреля 1977г. кочегаром в ***, а также периода работы со 02 января 1987г. по 31 декабря 1991г. в должности мастера СУ-5 ***, суд исходил из того, что собранными по делу доказательствами подтверждается, что в данные периоды истец был занят на тяжелых работах, в связи с чем указанные периоды подлежат зачёту в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по п.2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Подтверждения полной занятости на тяжелых работах в данные периоды истцу не требовалось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности решения ответчика в части отказа в зачёте в специальный стаж истца периода работы со 02 января 1987г. по 31 декабря 1991г. в должности мастера СУ-5 ***.
Данные выводы законны, обоснованны, подтверждаются собранными по делу допустимыми доказательствами, которые оценены судом надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы УПФР в г. Оренбурге о том, что суд необоснованно удовлетворил требования о возложении обязанности зачесть в специальный стаж истца период работы с 02 января 1987г. по 31 декабря 1991г. в должности мастера СУ-5 ***, так как уточняющая справка о работе не представлена, не может являться основанием для отмены решения суда в указанной части, так как льготный характер работы ФИО1 подтверждён иными письменными доказательствами, обоснованно признанными судом первой инстанции допустимыми.
Неубедительным и несоответствующим собранными по делу доказательствам являются доводы подателя жалобы о том, что не подтверждается занятость организации, в которой работал истец новым строительством а также то, что по трудовой книжке заявитель значится мастером в СУ-5 ( без расшифровки).
На основании справки, предоставленной *** от 30 августа 2018г., актов государственной приёмной комиссии, иных материалов дела суд установил, что ФИО1 работал Строительном управлении -5 треста ***, занимающимся новым строительством.
Доводы жалобы о том, что должность «мастер» по Списку № 2, утверждённому постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 не предусмотрена, а также документально не подтверждено условие выполнения должностных обязанностей «мастера строительных и монтажных работ» не имеют правового значения для разрешения спора, так как суд удовлетворил требование о включении данного спорного периода с учётом Списка № 2, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173.
Между тем, заслуживают внимания доводы жалобы УПФР в г. Оренбурге о необоснованном включении в специальный стаж ФИО1 периода работы кочегаром в ***.
Как следует из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного постановлением Госкомтруда СССР от 14 января 1969 года N 24 "Об утверждении раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", в обязанности машиниста (кочегара) котельной входило обслуживание водогрейных и паровых котлов работающих на твердом, жидком или газообразном топливе.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 27 ноября 1984 г. N 342/22-123 изменён диапазон разрядов с 1 - 6 на 2 - 6 и тарифно-квалификационные характеристики профессии "Машинист (кочегар) котельной" (§ 190 - 194), изменены квалификационные характеристики данной профессии, указано, что машинист (кочегар) котельной обслуживает водогрейные и паровые котлы, работающие на твёрдом топливе.
Суд в решении необоснованно сослался на Разъяснения о порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённых постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976г. № 81/8, как на основание для удовлетворения требований о включении в специальный стаж спорного периода работы, указав, что в соответствии с данным порядком лицам, выполнявшим работы машиниста (кочегара) котельных предоставляется досрочная пенсия как кочегарам производственных котельных и производственных печей.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с указанным Разъяснением по разделу XXXII «Общие профессии» Списка № 2 пенсия назначается:
кочегарам и старшим кочегарам, работающим на твердом топливе на плавучих доках и кранах у берегов, как кочегарам производственных котельных и производственных печей;
кочегарам локомобилей как кочегарам производственных котельных и производственных печей; кочегарам-обжигальщикам тоннельных печей абразивного производства как кочегарам производственных печей;
кочегарам технологических печей, занятым на обслуживании производственных котельных и производственных печей как кочегарам производственных котельных и производственных печей;
машинистам (кочегарам) котельных, занятым на обслуживании производственных котельных и производственных печей, как кочегарам производственных котельных и производственных печей.
Таким образом, для возможности применения Списка, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173 либо Списка, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 требуется установить: к какому виду относилась котельная, в которой работал истец с 28 августа 1976г. по 18 апреля 1977г. и на каком топливе.
Учитывая, что суд первой инстанции не установил по делу данные юридически значимые обстоятельства, сославшись только на объяснения истца и справку *** от 28 апреля 2015г., которая таких сведений не содержит, судебная коллегия поставила на обсуждение вопрос о приобщении к материалам дела новых доказательств в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со справкой от 25 января 2019г., выданной *** и представленной истцом, в спорный период котельная больницы работала на угле и являлась производственной котельной.
На запрос судебной коллегии от 24 января 2019г. *** сообщило, что котельная относилась к отопительному виду и работала на газу.
В связи с возникшими противоречиями судебная коллегия направила в *** повторный запрос, в котором просила предоставить достоверные сведения о том, к какому виду относилась котельная и на каком топливе она работала.
По сведениям, предоставленным *** котельная в период с 28 августа 1976г. по 18 апреля 1977г. относилась к отопительному виду, работала на твёрдом топливе ( на угле).
Таким образом, спорный период работы может быть включён на основании Списка № 2, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10, так как истец обслуживал котельную, работающую на твёрдом топливе, и не может быть зачтён на основании Списка № 2, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173, поскольку данная котельная не являлась производственной.
Тем не менее постановление Правительства РФ от 16 июля 2014г. № 665 предусматривает два варианта применения нормативно – правовых актов, регулирующих пенсионные правоотношения.
Первый вариант – это возможность учёта всех периодов по ныне действующим спискам и правилам.
Второй вариант – это применение к каждому периоду работы, действующего в то время списка и правил.
Поскольку пенсионный орган, а также суд первой инстанции для учёта периодов работы в качестве мастера применили Список № 2, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173, то есть исчисление стажа ФИО1 произведено по второму варианту, как по наиболее выгодному, а данный Список не предусматривает возможности включения в специальный стаж периодов работы в отопительной котельной, так как учитывалась только работа в производственной котельной, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца о возложении на пенсионный орган обязанности зачесть период работы с 28 августа 1976г. по 18 апреля 1977г. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по п.2 ч.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом суд пришёл к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 22 апреля 2015г., поскольку специальный стаж истца на 22 апреля 2015г. в возрасте 56 лет составил менее требуемых 10 лет.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 октября 2018г. отменить в части признания незаконным решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге № от 12 августа 2015 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ФИО1, периода работы с 28 августа 1976г. по 18 апреля 1977г. (00л.07м.21д.) – кочегаром в ***; возложения на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге обязанность включить в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 28 августа 1976г. по 18 апреля 1977г. (00л.07м.21д.) – кочегаром в ***.
Вынести в указанной части новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении данных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФР в г. Оренбурге – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи