НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 06.07.2016 № 33-4704/2016

Дело №33-4704/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 06 июля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи А.И.Малкова,

судей А.Н.Васякина и В.Г.Чердынцевой,

при секретаре Е.И.Шишко, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Оренбургской области на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2015 года по гражданскому делу по иску прокурора Оренбургской области в интересах муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области и Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Ясный камень» о возмещении вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства о недрах.

Заслушав доклад судьи А.И.Малкова, объяснения прокурора А.А.Трофимова, поддержавшего представление, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Заместитель прокурора Оренбургской области (далее также – прокурор), действуя в интересах Российской Федерации и муниципального образования Ясненский район Оренбургской области (далее также – муниципальное образование Ясненский район) (Законом Оренбургской области от 06 марта 2015 года №3027/832-V-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Ясненского района Оренбургской области» муниципальные образования городское поселение город Ясный и сельские поселения, в том числе Еленовский сельсовет, Ясненского района Оренбургской области преобразованы путем их объединения в Ясненский городской округ), обратился в суд с иском к ООО «Ясный камень» о возмещении вреда, указав, что в результате проведенной сотрудниками УМВД России по Оренбургской области проверки было установлено, что в 2013 году ООО «Ясный камень» в границах земельного участка с кадастровым номером ... осуществляло незаконную безлицензионную добычу и переработку общераспространенных полезных ископаемых (строительного щебня и отсева горных пород) из отвалов скальных пород, образовавшихся при разработке в период 2009 – 2011 годов ранее действовавшего карьера рудника «Еленовский» Еленовского месторождения медных руд, расположенного (адрес), прежним пользователем недр и арендатором земельного участка, на котором расположено месторождение, Закрытым акционерным обществом (ЗАО) «ОМЕТ». Вместе с тем, в связи с прекращением в 2011 году у ЗАО «ОРМЕТ» права пользования недрами, последним были выполнены работы по рекультивации земель, и по акту приема-передачи рекультивированных земель от 29 апреля 2011 года земельный участок, площадью ... га, на котором велась добыча медных руд, был передан Администрации Ясненского района. 20 марта 2012 года между Администрацией Ясненского района и Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Ника» на основании постановления Администрации Ясненского района от 20 марта 2012 года №293-п был заключен договор №86 аренды земельного участка с кадастровым номером ... для использования в целях размещения временных сооружений и оборудования по производству щебня на срок до 20 марта 2061 года. В свою очередь ООО «Ника» заключило с ООО «Ясный камень» договор субаренды земельного участка №1 от 01 апреля 2013 года, по которому предоставило субарендатору ООО «Ясный камень» указанный земельный участок на срок с 01 апреля 2013 года по 31 декабря 2013 года для размещения временных сооружений и оборудования по производству щебня. В ходе проведенной сотрудниками полиции проверки установлено, что ООО «Ясный камень», не имея лицензии на пользование недрами, в период с 01 марта 2013 года по 15 ноября 2013 года незаконно произвело и поставило контрагентам следующую продукцию: отсев – в объеме 3.000 м3, массой 3,5 тонны; щебень (фракция 5-20) – в объеме 40.821,6 м3, массой 8.883,05 тонны; щебень (фракция 20-40) – в объеме 1.036 м3, массой 1.691,7 тонны; щебень (фракция 40-70) – в объеме 500 м3, массой 23,5 тонны. Общая сумма денежных средств, вырученных ООО «Ясный камень» от реализации незаконно добытого строительного щебня и отсева горных пород за указанный период времени составила 6.841.443,60 руб. Согласно Методическим рекомендациям по применению классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденных распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.06.2007 года №37-р, щебень для строительных работ изготавливается из изверженных (магматических), метаморфических и осадочных пород путем их дробления. В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых, утвержденным совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Администрации Оренбургской области от 35.05.2005 года №33-р/202-р, магматические и метаморфические породы относятся к общераспространенным полезным ископаемым. Таким образом, ООО «Ясный камень», не имея лицензии на право пользования недрами, в период с 01 марта 2013 года по 15 ноября 2013 года незаконно осуществляло добычу общераспространенных полезных ископаемых, в результате чего были нарушены права Российской Федерации и субъекта РФ – Оренбургской области. В результате безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых государству причинен ущерб в общей сумме 25.092.783,25 руб., в том числе: реальный ущерб в размере стоимости добытых полезных ископаемых – 17.299.848,01 руб., неуплаченный налог на добычу полезных ископаемых – 951.491,64 руб., упущенная выгода государства в результате полученных ООО «Ясный камень» доходов – 6.841.443,60 руб. На основании изложенного прокурор просил суд взыскать с ответчика в бюджет муниципального образования Ясненский район сумму ущерба, причиненного в результате незаконной безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых в период с 01 марта 2013 года по 15 ноября 2013 года, в размере 25.092.783,25 руб.

В последующем прокурор неоднократно уточнял исковые требования, и окончательно просил взыскать с ООО «Ясный камень» ущерб, причиненный в результате безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых в период с 01 марта 2013 года по 15 ноября 2013 года, в размере 18.251.339,65 руб., в том числе: реальный ущерб в размере 17.299.848,01 руб. – в бюджет муниципального образования Ясненский район; сумму неуплаченного налога на добычу полезных ископаемых в размере 951.491,64 руб. – в бюджет Оренбургской области.

Определением суда от 21 декабря 2015 года производство по делу в части взыскания с ООО «Ясный камень» упущенной выгоды государства в размере 6.841.443,6 руб. прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований в указанной части.

В судебном заседании прокурор Ясненского района Оренбургской области А.М.Турбин исковые требования поддержал.

Представитель ООО «Ясный камень» о времени и месте рассмотрения дела извещался по адресам, указанным в учредительных документах юридического лица. В связи с уклонением ответчика от получения почтовой корреспонденции суд в соответствии со статьями 117, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчика.

Ранее в судебных заседаниях, состоявшихся 15 и 28 октября 2015 года, представитель ООО «Ясный камень» * просил в иске отказать, полагая, что на извлечение щебня из горных отвалов лицензии не требуется.

Решением суда иск удовлетворен в части: с ООО «Ясный камень» в пользу муниципального образования Ясненский район в счет возмещения ущерба, причиненного в результате безлицензионной добычи ответчиком общераспространенных полезных ископаемых в период с 01 марта 2013 года по 15 ноября 2013 года, взыскано 16.889.105,05 руб.; в остальной части иска отказано. Этим же решением с ответчика взыскана государственная пошлина в размере 60.000 руб.

В апелляционном представлении прокурор Оренбургской области просит решение суда изменить, удовлетворив иск в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 11 названного закона лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, с местоположением: (адрес), – находящемся в государственной собственности, расположено Еленовское месторождение медных руд – рудник «Еленовский».

На основании постановления Администрации муниципального образования Ясненский район от 20 марта 2012 года №293-п и договора на аренду земельного участка от 20 марта 2012 года, указанный земельный участок был передан Администрацией муниципального образования Ясненский район в аренду Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Ника» на срок до 20 марта 2061 года для размещения временных сооружений и оборудования по производству щебня.

По договору субаренды земельного участка №1 от 01 апреля 2013 года ООО «Ника» передало данный земельный участок в субаренду ООО «Ясный камень» на срок по 31 декабря 2013 года для размещения временных сооружений и оборудования по производству щебня.

Судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что на земельном участке с кадастровым номером ... в период с 01 марта 2013 года по 15 ноября 2013 года ООО «Ясный камень» осуществляло безлицензионную добычу и переработку общераспространенных полезных ископаемых (строительного щебня и отсева горных пород) и их последующую реализацию.

В указанный период ООО «Ясный камень» реализовало различным организациям следующую продукцию: отсев – в объеме 3.000 м3, массой 3,5 тонны; щебень (фракция 5-20) – в объеме 40.821,6 м3, массой 8.883,05 тонны; щебень (фракция 20-40) – в объеме 1.036 м3, массой 1.691,7 тонны; щебень (фракция 40-70) – в объеме 500 м3, массой 23,5 тонны. Общая сумма денежных средств, вырученных ООО «Ясный камень» от реализации добытого строительного щебня и отсева горных пород за указанный период времени составила 6.841.443,60 руб.

По делу также установлено, что Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Ясный камень» в установленном законом порядке лицензия как на право добычи полезных ископаемых, так и на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств не выдавалась.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик в нарушение действующего законодательства в период с 01 марта 2013 года по 15 ноября 2013 года в отсутствие специального разрешения – лицензии осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых, что привело к причинению вреда недрам.

В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №564 (далее – Правила) и вступили в законную силу с 16 июля 2013 года.

В соответствии с пунктом 2 Правил вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, в отношении которых расчет размера вреда производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил).

Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, определяется по формуле: D = Lз + Сл + Со, где: D - размер вреда (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются (рублей); Lз – стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей); Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей), или расходы на восстановление нарушенного состояния подземного водного объекта в случае загрязнения подземных вод (рублей); Со – фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей) (пункт 4 указанных Правил).

Стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле: Lз = Nбз x Р, где: Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами; Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей) (пункт 6 Правил).

Принимая во внимание, что Правила вступили в силу с 16 июля 2013 года, суд пришел к правильным выводам о том, что только с указанной даты размер подлежащего возмещению вреда мог быть рассчитан исходя из стоимости утраченных запасов полезных ископаемых, а до этой даты подлежало применению распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года №1214-р, в соответствии с которым при определении размеров убытков, причинных государству в результате самовольного пользования недрами, следует исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых.

При таких обстоятельствах суд обоснованно взыскал с ответчика в счет возмещения причиненного вреда стоимость запасов утраченных полезных ископаемых за период с 17 июля 2013 года по 15 ноября 2013 года 15.937.613,41 руб. (17.299.848,01 руб. – 1.362.234,60 руб. = 15.937.613,41 руб., где 1.362.234,60 руб. – стоимость поставленного контрагентам строительного щебня за период с 01 марта 2013 года по 16 июля 2013 года).

Доводы апелляционного представления прокурора о том, что стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате самовольного пользования недрами, должна быть рассчитана в соответствии с вышеуказанными Правилами за весь период осуществления ответчиком незаконной добычи полезных ископаемых с 01 марта 2013 года по 15 ноября 2013 года, следует признать несостоятельными, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №564 действие вышеуказанных Правил на правоотношения, возникшие до вступления этих Правил в законную силу, не распространено.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о взыскании с ответчика убытков в размере 951.922,90 руб., рассчитанных в соответствии с вышеприведенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года №1214-р исходя из ставки налога на добычу полезных ископаемых за весь период незаконного использования ответчиком недр с 01 марта 2013 года по 15 ноября 2013 года, поскольку, как уже было отмечено, начиная 16 июля 2013 года в данном случае подлежали применению Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №564.

При таких обстоятельствах размер убытков, причинных государству в результате самовольного пользования недрами, рассчитанный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года №1214-р, мог быть исчислен только за период с 01 марта 2013 года по 16 июля 2013 года. В ином случае имела бы место двойная ответственность ответчика за период с 17 июля 2013 года по 15 ноября 2013 года.

С учетом изложенного решение суда в части взыскания с ответчика убытков в размере 951.922,90 руб. подлежит изменению с уменьшением размера подлежащих взысканию убытков до 74.922,90 руб. (1.362.234,60 руб. х 5,5% = 74.922,90 руб., где стоимость 1.362.234,60 руб. – стоимость незаконно добытых полезных ископаемых за период с 01 марта 2013 года по 16 июля 2013 года; 5,5% – ставка ставки налога на добычу полезных ископаемых).

Таким образом, общая сумма подлежащего возмещению вреда (убытков) за период 01 марта 2013 года по 15 ноября 2013 года составляет 16.012.536,31 руб. (15.937.613,41 руб. + 74.922,90 руб.), в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.

В остальной части это же решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.

При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что вся сумма причиненного в результате незаконной добычи полезных ископаемых вреда (убытков) в соответствии с частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ подлежит взысканию в пользу муниципального образования (в настоящее время – Ясненский городской округ).

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2015 года в части взыскания с Общества с ограниченной ответственностью «Ясный камень» ущерба, причиненного в результате безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых в период с 01.03.2013 года по 15.11.2013 года, в размере 16.889.105 рублей 05 копеек изменить, постановив взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ясный камень» в пользу муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области в счет возмещения вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации, 16.012.536 (шестнадцать миллионов двенадцать тысяч пятьсот тридцать шесть) рублей 31 копейку.

В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: