33а-5067/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 4 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Кудряшова В.К., Матыциной Е.И.,
при секретаре Кумпееве Ч.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Булгакова В.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, Межрайонной ИФНС № 6 по Оренбургской области о признании действий налогового органа незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога,
по апелляционной жалобе Булгакова В.А. на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 1 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Матыциной Е.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Булгаков В.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, требования мотивированы тем, что в августе 2018 года в его адрес поступило налоговое уведомление о необходимости оплатить транспортный налог в сумме *** рублей, с которым он не согласен.
Административный истец является собственником транспортного средства «***», 1970 года выпуска, государственный регистрационный знак ***. Из паспорта транспортного средства (далее ПТС) от (дата) года серии №, следует, что автомобиль относится к категории «В», мощность 87 л.с. тип транспортного средства в паспорте не указан. Из паспорта транспортного средства невозможно сделать однозначный вывод о том, что автомобиль относится к категории грузовых автомобилей.
Административным истцом было направлено заявление Межрайонную ИФНС №6 по Оренбургской области, УФНС по Оренбургской области о перерасчете суммы транспортного налога, поскольку исходя из мощности двигателя автомобиля, отсутствии в ПТС указания на то, что автомобиль является грузовым, налоговая ставка на него равняется нулю.
Его обращения в налоговые органы положительного результата не принесли.
Полагает, что указание налоговым органом на зависимость ставки налога от категории транспортного средства не является основанной на нормах права, поскольку ставка налога устанавливается в зависимости от мощности двигателя и типа транспортного средства. С выводами налоговых органов в ответах на его обращения и отказе в перерасчете транспортного налога не согласен.
Просил обязать Межрайонную ИФНС № 6 по Оренбургской области пересчитать сумму транспортного налога на принадлежащий автомобиль с учетом указанных в иске обстоятельств.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 1 апреля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований административного иска.
В судебном заседании представители административных ответчиков- Межрайонной ИФНС №6 по Оренбургской области - ФИО2, представитель УФНС по Оренбургской области - ФИО3 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражении на апелляционную жалобу.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы был извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Заслушав судью-докладчика, выслушав представителей административных ответчиков, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенное действие (бездействие) соответствуют закону.
Статьей 358 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) установлено, что объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии со статьями 356, 358, 360, 361, 362 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются для легковых автомобилей и для грузовых автомобилей в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы).
Транспортный налог на территории Оренбургской области установлен Законом от 16 ноября 2002 года № 323/66 111 «О транспортном налоге», также установлены ставки этого налога соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Так, налоговые ставки на территории Оренбургской области установлены для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до73,55 кВт) включительно – 0,0 руб., для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 25 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуются только сведениями, предоставленными органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Порядок регистрации транспортного средства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
В силу пункта 2 Постановления все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД).
Регистрация и постановка на учет транспортного средства производится на основании квалификации транспортного средства специально уполномоченным государственным органом.
Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих государственных регистрирующих органов.
Судом первой инстанции достоверно установлено подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником транспортного средства «***», 1970 года выпуска, государственный регистрационный номер ***.
Согласно налоговому уведомлению от 23 июня 2018 года № направленному в адрес ФИО1, ему начислен транспортный налог по указанному выше транспортному средству по ставке, установленной для грузовых автомобилей и указан срок уплаты до 3 декабря 2018 года, исходя из мощности двигателя 71 кВт (96,56 л.с.) в сумме *** рублей.
Не согласившись с расчетом налога, ФИО1 обратился в ИФНС России № 6 по Оренбургской области с заявлением о перерасчете транспортного налога за 2017 год.
В ответ на обращение 25 октября 2018 года Межрайонной ИФНС №6 по Оренбургской области в адрес ФИО1 направлено информационное письмо, перерасчет не произведен.
Последующие обращения ФИО1 в Межрайонную ИФНС №6 по Оренбургской области о перерасчете задолженности оставлены без удовлетворения.
После этого ФИО1 обратился с соответствующим заявлением в УФНС по Оренбургской области.
Из ответа УФНС по Оренбургской области от 25 декабря 2018 года на обращение следует, что налоговые органы не вправе самостоятельно определять тип и категорию транспортного средства. Согласно сведениям, представленным Управлением ГИБДД УМВД России по Оренбургской области тип транспортного средства, указанного в обращении «Грузовые автомобили фургоны», в связи с чем Межрайонной ИФНС №6 по Оренбургской области обоснованно исчислен транспортный налог из ставок, установленных для грузовых автомобилей.
Не согласившись с действиями налогового органа и отказом в перерасчете транспортного налога, ФИО1 обратился в суд с соответствующим административным иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, о том что оснований для перерасчета транспортного налога не имеется, поскольку регистрирующим органом МРЭ ГАИ г. Оренбурга сведения об автомобиле истца представлены по типу ТС – «грузовые автомобили фургоны», налоговой инспекцией обоснованно исчислен транспортный налог на спорное транспортное средство, исходя из ставок, установленных для грузовых автомобилей, решения об отказе в перерасчете задолженности также приняты налоговыми органами в пределах своей компетенции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению и не вызывают у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.
Постановлением Правительства РФ «О введении паспортов транспортных средств» от 18 мая 1993 года № 477 установлено, что наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
В силу п. 2 указанного постановления паспорта транспортных средств выдаются: предприятиями-изготовителями на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 года; подразделениями Госавтоинспекции на транспортные средства, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации, при предъявлении их к регистрации, а на транспортные средства, состоящие на учете, - в случаях изменения регистрационных данных.
Из паспорта транспортного средства на вышеуказанный автомобиль, 1970 года выпуска, выданного МРЭ ГАИ УВД г. Оренбурга (дата) следует, что категория ТС указана - «В», тип транспортного средства не определен.
Под типом транспортного средства понимаются транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
В соответствии с пунктами 26, 27, 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23 июня 2005 года (зарегистрирован в Минюсте 29.07.2005 г. N 6842) к транспортным средствам категории «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, что соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года.
Так, исходя из определения категории транспортных средств, представленным в Приложении №3 к Положению о паспортах транспортных средств, к автомобилям с перечисленными характеристиками категории «В» относятся:
механические транспортные средства для перевозки пассажиров (т.е. легковые автомобили), имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя);
механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль - дом);
механические транспортные средства для перевозки грузов (т.е. грузовые автомобили), максимальная масса которых не более 3,5 т.
Таким образом, категория «В» в равной степени может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям.
Вместе с тем, из выданного ФИО1 ПТС не усматривается, что транспортное средство заявителя относится к типу «механическое транспортное средство для перевозки пассажиров».
Довод апелляционной жалобы о том, что не указание регистрирующим органом - МРЭ ГАИ г. Оренбурга в паспорте транспортного средства типа транспортного средства, является основанием для отнесения спорного транспортного средства «***» к легковым транспортным средствам, судебная коллегия признает несостоятельным.
Как следует из представленных в материалы дела свидетельства о регистрации транспортного средства на спорный автомобиль тип транспортного средства указан регистрирующим органом - «грузовой фургон», категория – «В», в строках «мощность двигателя, л.с. (кВТ)» – 71/96,56 л.с., объем двигателя 2445.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что согласно сведениям, представленным Управлением ГИБДД УМВД России по Оренбургской области в налоговую инспекцию, тип транспортного средства, принадлежащего ФИО1 определен регистрирующим органом именно как «грузовые автомобили фургоны», регистрация указанного транспортного средства произведена 12 мая 2010 года.
Судебная коллегия также учитывает, что исходя инструкции по эксплуатации «***», Ульяновского автомобильного завода, изд. Министерства обороны СССР 1974 года следует, что автомобиль «***» предназначен для перевозки промышленных и продовольственных товаров.
Довод апелляционной жалобы о том, что из ответа завода-изготовителя на запрос инспекции, невозможно установить к какой категории был отнесен автомобиль «***» на дату его выпуска, является несостоятельным, поскольку из ответа завода изготовителя ООО «***» следует, что автомобиль «***» выпускаемый до 1985 года и модернизированный в последующем в «***» отнесен по Классификации Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН (введенной 1993 году) к категории «N1G», то есть механическим транспортным средствам для перевозки грузов.
Ссылка в апелляционной жалобе на конструкцию транспортного средства «***» и изготовление его в кузовном (вагонном варианте), оснащение автомобиля, не свидетельствует о том, что указанный автомобиль относится к легковым транспортным средством, предназначенным для перевозки пассажиров.
Вопреки доводам апелляционной жалобы сведений о том, что автомобиль, принадлежащий административному истцу, отнесен к категории «легковые автомобили», ни паспорт транспортного средства, ни свидетельство о регистрации транспортного средства, ни иные материалы дела не содержат.
Поскольку регистрирующим органом - МРЭ ГАИ г. Оренбурга, тип транспортного средства «***» государственный регистрационный номер *** определен как «грузовые автомобили фургоны», доказательств того, что автомобиль предназначен для перевозки пассажиров и является легковым, административным истцом не представлено, налоговой инспекцией обоснованно исчислен транспортный налог на вышеуказанное транспортное средство, исходя из ставок, установленных для грузовых автомобилей, правовых оснований у суда первой инстанции для признания незаконными ответов ИФНС № 6 по Оренбургской области и УФНС по Оренбургской области, а также обязании налогового органа произвести перерасчет исчисленного транспортного налога не имелось.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие оснований для применения в данном случае положений пункта 7 статьи 3 НК РФ, является несостоятельной ввиду отсутствия неустранимых сомнений, противоречий и неясностей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оценка представленным доказательствам дана судом надлежащим образом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, результаты которой изложены в мотивировочной части решения. Оснований для иной оценки доказательств суд апелляционной инстанции не находит.
Иные доводы, указанные в апелляционной жалобе ФИО1 полностью повторяют позицию административного истца по делу о том, что принадлежащее ему транспортное средство не является грузовым, и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на иное толкование действующего законодательства, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, выводов суда первой инстанции не опровергают, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, о том, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 01 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: