Дело №33-575/2021
(33-8849/2020)
№2-2434/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 февраля 2021 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Раковского В.В., Данилевского Р.А.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
при секретаре Козырецком В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Титкова Ю.В. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 октября 2020 года по гражданскому делу по иску Титкова Ю.В. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Губернатору Оренбургской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., пояснения истца Титкова Ю.В., поддержавший доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Правительства Оренбургской области, Губернатора Оренбургской области Зотиной Т.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Правительства Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Яковлевой О.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Христич Т.В., полагавшей доводы апелляционной жалобы обоснованными, судебная коллегия
установила:
Титков Ю.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в период с 27 января 2011 года по 31 января 2020 года проходил службу в Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в должности начальника управления правового обеспечения и кадровой политики. Приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства №-лс от 30 января 2020 года, служебный контракт был с ним расторгнут 31 января 2020 года, истец освобожден от занимаемой должности. Истец полагает, что его увольнение не законно, поскольку сокращения штата или численности работников не было. Кроме того, при его увольнении ответчиком были нарушены гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Уточнив исковые требования, истец окончательно просил суд отменить приказ Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области №-лс от 30 января 2020 года об увольнении с должности государственной гражданской службы.
Восстановить его в должности государственной гражданской службы Оренбургской области - начальника управления правового обеспечения и кадровой политики с 1 февраля 2020 года.
Засчитать в стаж государственной гражданской службы время вынужденного прогула.
Обязать ответчика выплатить за все время вынужденного прогула, денежное содержание должности с учетом квартальных премиальных выплат установленных положением на день вступления решения в законную силу.
Обязать ответчика произвести отчисления за время вынужденного прогула в Пенсионный фонд России.
Обязать возместить моральный вред в размере 500 000 рублей.
Взыскать с ответчика стоимость услуг представителя в размере 18 000 рублей.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 сентября 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Оренбургской области, Губернатор Оренбургской области.
Истец Титков Ю.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель соответчиков Извекова Т.Н. в удовлетворении уточненных исковых требований возражала, просила отказать.
Решением Ленинского районного суда Оренбургской области от 1 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований Титкова Ю.В. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Губернатору Оренбургской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе Титков Ю.В. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив решение суда на законность и обоснованность в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и как следует из материалов дела, что приказом министра Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 26 января 2011 года №-лс Титков Ю.В. с 27 января 2011 года назначен исполняющим обязанности начальника отдела правового обеспечения.
20 июня 2011 года между Титковым Ю.В. (гражданский служащий) и представителем нанимателя в лице министра лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области Т.В.П. был заключен служебный контракт №, согласно пункту 1 которого гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Оренбургской области, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе РФ, законодательством Оренбургской области о государственной гражданской службе Оренбургской области.
Государственный гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности начальника отдела правового обеспечения учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Оренбургской области.
В силу пункта 3 Служебного контракта в реестре должностей государственной гражданской службы Оренбургской области должность, замещаемая Гражданским служащим, отнесена к главной группе должностей государственной гражданской службы Оренбургской области категории руководители.
Дата начала исполнения должностных обязанностей 20 июня 2011 года.
20 июня 2011 года приказом министра Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области №-лс Титков по результатам конкурса 20 июня 2011 года назначен на должность государственной гражданской службы Оренбургской области - начальника отдела правового обеспечения.
Приказом министра Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 23 апреля 2012 года №-лс Титкова Ю.В. переведен на должность начальника управления правового обеспечения и кадровой политики с 24 апреля 2012 года.
Указом Губернатора Оренбургской области от 5 ноября 2019 года №-у «О структуре исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» реорганизовано Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области путем присоединения к нему Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 сентября 2020 года Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области прекратило свою деятельность 25 февраля 2020 года путем реорганизации в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В соответствии с передаточным актом Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области передает, а Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области принимает активы и пассивы реорганизуемого органа исполнительной власти, а также все права и обязательства последнего.
На основании представленных документов суд пришел к верному выводу о том, что Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области было не ликвидировано, а было реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Письмом от 22 ноября 2019 года №-исх Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области Титков Ю.В. был уведомлен о том, что замещаемая им должность начальника управления правового обеспечения и кадровой политики в Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области сокращается, в связи с реорганизаций в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 05 ноября 2019 года №-ук.
С данным уведомлением истец ознакомлен 22 ноября 2019 года, о чем свидетельствует его подпись.
В связи с отсутствием в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области вакантных должностей (с учетом категории и группы должностей), которые могли быть предложены истцу, ответчиком в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ осуществлен поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах исполнительной власти Оренбургской области.
Письмом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 27 января 2020 года №-исх Титкову Ю.В. было выдано уведомление с приложением перечня вакантных должностей в органах исполнительной власти Оренбургской области и предложено в течение 2 рабочих дней со дня ознакомления с настоящим уведомлением представить заявление с просьбой направить анкету в государственные органы, в которых выбраны вакантные должности государственной гражданской службы, или об отказе от предложенных вакантных должностей государственной гражданской службы. Данное письмо получено истцом 27 ноября 2020 года, что подтверждается его подписью.
Приказом и.о. министра Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 30 января 2020 года №-лс служебный контракт с Титковым Ю.В. - начальником управления правового обеспечения и кадровой политики расторгнут 31 января 2020 года, он освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Оренбургской области в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ Титкову Ю.В. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск за период работы с 27 января 2019 года по 31 января 2019 года в количестве 26 календарных дней.
Разрешая спор и отказывая Титкову Ю.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что процедура сокращения и увольнения гражданского служащего осуществлена с соблюдением норм законодательства, в связи с чем, пришел к выводу, что оснований для отмены приказа от 30 января 2020 года №-лс и восстановлении истца в должности государственной гражданской службы Оренбургской области начальника управления правового обеспечения и кадровой политики с 01 февраля 2020 года не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа урегулированы статьей 31 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного следует, что прекращение служебного контракта на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» можно считать правомерным при условии, что сокращение должности гражданской службы в действительности имело место, представителем нанимателя предложены гражданскому служащему все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона. Обязанность доказать данное обстоятельство возлагается на ответчика.
В судебном заседании достоверно установлено, что на основании Указа Губернатора Оренбургской области от 5 ноября 2019 года №-у «О структуре исполнительных органов государственной власти Оренбургской области», Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области было реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Согласно части 5 статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
Следовательно, при реорганизации сохраняет силу и служебный контракт с обусловленным замещением должности гражданской службы и исполнением должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и соблюдением служебного распорядка государственного органа.
Если в новом штатном расписании образованной в результате реорганизации организации должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. В этом случае изменяются условия трудового договора, о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме. Если он согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются.
Судебной коллегией на основе анализа доказательств гражданского дела установлено, что в Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области после издания Указа Губернатора Оренбургской области от 5 ноября 2019 года №-у «О структуре исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» какого либо распорядительного документа о сокращении штата или численности работников в связи с реорганизацией в форме присоединения к Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области не издавалось.
Из представленных штатных расписаний Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области также не следует, что на дату увольнения истца, а также после его увольнения имело место сокращение штата или численности работников в связи с реорганизацией министерств.
Согласно штатному расписанию работников аппарата Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области на 1 октября 2019 года, действовавшее до издания Указа Губернатора Оренбургской области от 5 ноября 2019 года №-у «О структуре исполнительных органов государственной власти Оренбургской области», штат Министерства состоял из 55 единиц, имелось Управление правового обеспечения и кадровой политики, где числились начальник управления (Титков Ю.В.), зам. начальника управления, консультант, главный специалист, итого 4 человека.
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области прекратило свою деятельность 25 февраля 2020 года путем реорганизации в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. На дату прекращения деятельности Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области штатное расписание не изменялось.
Согласно штатному расписанию Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на 1 октября 2019 года, действовавшее до издания Указа Губернатора Оренбургской области от 5 ноября 2019 года №-у «О структуре исполнительных органов государственной власти Оренбургской области», штат Министерства состоял из 133 единиц, имелось Управление правового обеспечения и кадровой политики, где числились начальник управления, зам. начальника управления, 5 консультантов, 2 главных специалиста, итого 9 человек.
Согласно штатному расписанию Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на 9 января 2020 года, утвержденное и действовавшее после издания Указа Губернатора Оренбургской области от 5 ноября 2019 года №-у «О структуре исполнительных органов государственной власти Оренбургской области», штат Министерства стал состоять из 188 едини, осталось Управление правового обеспечения и кадровой политики, где числится начальник управления, зам. начальника управления, 9 консультантов, 3 главных специалиста, итого 14 человек.
Таким образом, штат реорганизованного Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области по состоянию на 9 января 2021 года составил 188 единиц (штат Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области по состоянию на 1 октября 2020 года – 133 единицы плюс штат Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области по состоянию на 1 октября 2020 года – 55 единиц), что не свидетельствует о сокращении штата или численности работников при реорганизации министерств. В штате предусмотрено Управление правового обеспечения и кадровой политики и должность начальника, при этом общее количество единиц штата Управления правового обеспечения и кадровой политики увеличилось, то есть факт сокращения численности или штата работников, в том числе и замещаемой истцом должности не подтвержден представленными в суд штатными расписаниями.
Поскольку мероприятия, связанные с предстоящим сокращением численности или штата работников (отсутствие решения о сокращении численности или штата работников, сокращении должности, занимаемой истцом, о внесении изменений в штатное расписание) никаким Министерством не принимались, а штат (численность) работников Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области после реорганизации не сокращен, кроме того в период с 22 ноября 2019 года по 31 января 2021 года в реорганизованном Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области имелась вакансия начальника Управления правового обеспечения и кадровой политики, следовательно, в указанной ситуации действие прежнего служебного контракта с Титковым Ю.В. не прекращается и новый служебный контракт не заключается, а все условия, установленные прежним служебным контрактом, должны применяться и соблюдаться.
При реорганизации Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с Титковым Ю.В. трудовые отношения продолжены не были, и он был незаконно уволен, несмотря на то, что от продолжения работы в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области он не отказывался.
Доводы представителей ответчика и выводы суда о том, что должность начальника управления правового обеспечения и кадровой политики Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области не могла быть предложена Титкову Ю.В., в силу пункта 7.2.1. должностного регламента начальника управления правового обеспечения и кадровой политики Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 01.10.2019 года, в котором указано, что гражданский служащий, замещающий должность начальника управления должен иметь высшее образование по направлениям подготовки или по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное муниципальное управление», либо иные направления подготовки (специальности), для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечных профессий, специальностей и направлений подготовки в связи с чем, при наличии у Титкова Ю.В. диплома по специальности «правоведение» и диплома по программе бакалавриата по направлению подготовки «лесное дело», должность не могла быть ему предложена в качестве вакантной, не свидетельствуют о законности расторжения служебного контракта с Титковым Ю.В. и не опровергает выводы суда апелляционной инстанции о нарушении процедуры увольнения по сокращению численности штатов, поскольку несоответствие должностному регламенту, квалификационным требованиям к образованию в части специальностей не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении вопроса о законности расторжения служебного контракта, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ должностной регламент отнесен к существенным условиям служебного контракта, в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя должен уведомить гражданских служащих, замещающих должности, предусмотренные перечнем, вне зависимости от того, какой с ними заключен служебный контракт (служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт), об изменении существенных условий служебного контракта в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя предлагает ему для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от данной должности гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы на основании пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что ответчиком нарушена процедура расторжения служебного контракта с Титковым Ю.В. по сокращению должности гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», остальные доводы апелляционной жалобы истца значения не имеют и судебной коллегией не проверяются.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, решение суда об отказе в признании незаконным приказа №-лс от 30 января 2020 года Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области о расторжении служебного контракта с Титковым Ю.В., о восстановлении Титкова Ю.В. на работе в должности начальника управления правового обеспечения и кадровой политики с 1 февраля 2020 года, не может быть признано законным и обоснованным, в силу чего подлежит отмене, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации Титков Ю.В. подлежит восстановлению на работе в должности начальника управления правового обеспечения и кадровой политики Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с 1 февраля 2020 года.
Поскольку увольнение Титкова Ю.В. признано незаконным, то исходя из положений части 2 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы, то судебная коллегия полагает правомерным взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула.
Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года №).
В силу части 3 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Согласно информации по расчету среднедневного заработка Титкова Ю.В. за период с февраля 2019 года по январь 2020 года всего начислено 1 416 491 рубль, из которых 550 322,15 рубля не включаются в средний заработок в соответствии с п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 года N 922, фактически отработано 213 дней.
Среднедневной заработок составит 4 066,52 рублей ((1 416 491 рубль – 550 322,15 рубля) : 213 дней).
Временем вынужденного прогула является период с 1 февраля 2020 года по 4 февраля 2021 года и составляет 250 дней.
Средний заработок за время вынужденного прогула составит 1 016 630 рублей (4 066,52 рублей x 250 дней), а за вычетом произведенной компенсации при увольнении в размере 333 625,32 рублей, составит 683 004,68 рубля (1 016 630 рублей – 333 625,32 рублей), который подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в судебном заседании нашло свое подтверждение нарушение трудовых прав истца со стороны работодателя, учитывая степень и характер данных нарушений, конкретные обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Также истец Титков Ю.В. просил суд взыскать в его пользу 18 000 рублей в возмещение расходов на оплату услуг представителя.
Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В подтверждение объёма понесённых судебных расходов Титков Ю.В. представил квитанцию от 20 мая 2020 года об оплате услуг Оренбургской областной коллегии адвокатов по составлению искового заявления, консультации на сумму 3 000 рублей, квитанцию от 04 августа 2020 года об оплате услуг Оренбургской областной коллегии адвокатов за представительство в суде 1 инстанции по указанному делу на сумму 15 000 рублей.
Из материалов дела следует, интересы истца в суде первой представляла Шапошникова Ю.И. по ордеру и являющаяся адвокатом Оренбургской областной коллегии адвокатов.
Таким образом, учитывая сложность дела, объем выполненной работы представителем истца Шапошниковой Ю.И., исходя из требований разумности и справедливости, судебная коллегия считает возможным удовлетворить заявленные требования о взыскании расходов на юридические услуги в размере 8 000 рублей.
Поскольку истец восстановлен в должности государственной гражданской службы с 1 февраля 2020 года, подлежат удовлетворению требования об обязании Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации за Титкова Ю.В. за период работы с 1 февраля 2020 года по 4 февраля 2021 года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», работа в должности государственной гражданской службы в которой восстановлен истец включается в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, соответственно время вынужденного прогула (с 1 февраля 2020 года по 4 февраля 2021 года) войдет в стаж государственной гражданской службы, оснований для принудительного зачета указанного периода не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Титкова Ю.В. удовлетворить, решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 октября 2020 года отменить.
Принять новое решение, которым признать незаконным приказ №-лс от 30 января 2020 года Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области о расторжении служебного контракта с Титковым Ю.В..
Восстановить Титкова Ю.В. в должности начальника управления правового обеспечения и кадровой политики Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с 1 февраля 2020 года.
Взыскать с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу Титкова Ю.В. заработную плату за период вынужденного прогула с 1 февраля 2020 года по 4 февраля 2021 года в размере 683 004 рубля 68 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.
Обязать Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации за Титкова Ю.В. за период работы с 1 февраля 2020 года по 4 февраля 2021 года.
В удовлетворении исковых требований Титкова Ю.В. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о зачете в стаж государственной гражданской службы времени вынужденного прогула отказать.
Председательствующий
Судьи