НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 01.12.2016 № 33А-9339/2016

№ 33а-9339/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 01 декабря 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 августа 2016 года по делу по административному исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» о признании незаконным бездействия по непринятию мер, обеспечивающих пожарную безопасность, и возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства,

установила:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, пожарной безопасности в деятельности ФГБУ «Заповедники Оренбуржья». Установлено, что согласно уставу предметом деятельности учреждения является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории заповедника в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. Целями деятельности учреждения является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. В указанных целях учреждение на праве постоянного бессрочного пользования осуществляет пользование земельным участком из состава земель лесного фонда РФ, площадью *** га, с кадастровым номером , расположенных на территории участкового лесничества «Таловская степь» со следующими разрешенными видами использования: заготовка древесины гражданами для собственных нужд, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности. Пользование указанным земельным участком осуществляется на основании проекта освоения лесов, утверждённого лесохозяйственного регламента, которыми определены объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов.

Между тем, в нарушение ч.ч. 1-3, 5 ст. 53.1, ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации, пп. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 417, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 г. № 161 на эксплуатируемом лесном участке ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» не обеспечило наличие необходимых средств пожаротушения: двух наблюдательных вышек, бензопил, пенообразователей в количестве 10 килограмм, электромегафона, 5 лопат, аптечки и 4 индивидуальных перевязочных пакетов. ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» использование земельного участка – участкового лесничества «Таловская степь» осуществляется непрерывно, однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, лесная декларация за последние 12 месяцев не предоставлена. Невыполнение требований законодательства может повлечь за собой причинение вреда лесному фонду Российской Федерации и государству – Российской Федерации, как собственнику природных ресурсов.

Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения требований, административный истец просил суд:

1. Признать незаконным бездействие ФГБУ «Объединенная дирекция государственных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» по непринятию мер, обеспечивающих пожарную безопасность на используемом лесном участке;

2. Обязать ФГБУ «Объединенная дирекция государственных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» по истечении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения лесного законодательства путём выполнения следующих мероприятий:

- создания и установки двух наблюдательных вышек: 1. восточная граница участкового лесничества «Таловская степь» (площадь *** га); 2. северная часть участкового лесничества «Таловская степь», ***); обеспечить наличие в пункт сосредоточения противопожарного инвентаря: бензопил, пенообразователей в количестве 10 килограмм, электромегафона, 5 лопат, аптечки и 4 индивидуальных перевязочных пакетов;

3. Обязать ФГБУ «Объединенная дирекция государственных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» по истечении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу подать в уполномоченный орган лесную декларацию.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25.08.2016 г. заявленные требования удовлетворены.

С таким решением не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заслушав судью-докладчика, пояснения сторон, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно частям 1-3, 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Согласно подпункту «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 161 от 28 марта 2014 года «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» средства предупреждения и тушения лесных пожаров предназначены для осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах и выполнения работ по предупреждению, тушению и недопущению распространения лесных пожаров.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно уставу ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-тау» предметом деятельности учреждения является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории заповедника в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

Целями деятельности учреждения является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

В соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества «ГПЗ Оренбургский», утвержденным директором департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности (дата), ГПЗ «Оренбургский» учрежден (дата). Лесничество расположено в границах ГПЗ «Оренбургский» на территории четырех муниципальных образований Оренбургской области и разделено, соответственно, на 4 административно-хозяйственных единицы – участковые лесничества: «Таловская степь», «Буртинская степь», «Айтуарская степь», «Ащисайская степь». Вся территория лесничества рассоложена в степной лесорастительной зоне.

Согласно государственному заданию на 2016 год ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-тау» к выполняемым работам отнесены: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; выполнение поисковых научных исследований.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от (дата) ФГБУ «ГПЗ «Оренбургский» на основании распоряжения исполнительного комитета Первомайского районного Совета народных депутатов Оренбургской области от (дата) на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: несельскохозяйственного использования (под заповедник), общая площадь *** кв.м, адрес (местонахождение) объекта: (адрес)

На основании проекта освоения лесов ФГУ «ГПЗ «Оренбургский» на праве постоянного бессрочного пользования осуществляет пользование земельным участком из состава земель лесного фонда РФ, площадью *** га, с кадастровым номером , расположенных на территории участкового лесничества «Таловская степь» со следующими разрешенными видами использования: заготовка древесины гражданами для собственных нужд, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.

Согласно сообщению Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 17 августа 2016 года по информации, предоставленной руководителями ГКУ «Первомайское лесничество», ГКУ «Беляевское лесничество», ГКУ «Домбаровское лесничество» на участках с кадастровыми номерами , , земли лесного фонда отсутствуют. В то же время, по информации ГКУ «Кувандыкское лесничество» земельный участок с кадастровым номером , возможно, включает земли лесного фонда, а именно земли, ранее принадлежавшие совхозу «Загорный» (квартал ).

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что фактическое отсутствие лесов в границах участкового лесничества «Таловская степь» не освобождает административного ответчика от соблюдения требований противопожарного законодательства на землях лесного фонда вплоть до момента исключения сведений о границах такого лесничества в установленном законом порядке.

Кроме того, судом установлено, что на эксплуатируемом лесном участке ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» не обеспечило наличие необходимых средств пожаротушения: двух наблюдательных вышек, бензопилы, пенообразователей в количестве 10 килограмм, электромегафона, 5 лопат, аптечки и 4 индивидуальных перевязочных пакетов. ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» использование земельного участка – участкового лесничества «Таловская степь» осуществляется непрерывно, однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, лесная декларация за последние 12 месяцев не предоставлена.

Таким образом, суд первой инстанции пришел также к выводу о том, что непринятие мер, обеспечивающих пожарную безопасность, может повлечь за собой причинение вреда лесному фонду Российской Федерации, как собственнику природных ресурсов.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Довод апелляционной жалобы о том, что территория участкового лесничества «Таловская степь» не относится к землям лесного фонда, поскольку представлена на 100% степными экологическими системами, несостоятелен.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Лесного Кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу ч. 1 ст. 101 Земельного Кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок перевода земель из однной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Поскольку материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда и отсутствуют доказательства их перевода в другую категорию, названный довод жалобы во внимание принят быть не может.

На этом же основании признается несостоятельным довод жалобы о том, что законодательством не предусмотрено предоставление лесной декларации в отношении земель, на которых располагается государственный природный заповедник «Оренбургский».

При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: