Председательствующий: Абилов А.К. Дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.
судей Крицкой О.В., Рассказовой Г.В.,
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в судебном заседании 31 июля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Полтавского районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:
«Исковое заявление ФИО1 к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в <...> Омской области (межрайонное) удовлетворить частично.
Решение УПФР в <...> Омской области (межрайонное) № <...> от <...> отменить в части не включения в специальный стаж ФИО2 периодов времени работы в должности воспитателя в детском саду в совхозе имени Хмельницкого Республики Казахстан с <...> по <...>, в должности учителя ФИО3 Республики Казахстан с <...> по <...>, в должности учителя истории в Хмельницкой средней школе Республики Казахстан с <...> по <...> и с <...> по <...>; периодов обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в <...> с <...> по <...>, периодов обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>.
Обязать УПФР в <...> Омской области (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы в должности воспитателя в детском саду в совхозе имени Хмельницкого Республики Казахстан с <...> по <...>, в должности учителя ФИО3 Республики Казахстан с <...> по <...>, в должности учителя истории в Хмельницкой средней школе Республики Казахстан с <...> по <...> и с <...> по <...>; периодов обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в <...> с <...> по <...>, периодов обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>.
В удовлетворении остальной части требований отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Рассказовой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в <...> Омской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование требований указала, что <...> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением пенсионного органа от <...> в назначении досрочной пенсии ей отказано на том основании, что ее специальный стаж составил 16 лет 5 месяцев 23 дня и в него были не включены периоды: учебы в Павлодарском педагогическом институте РК с <...> по <...>, работы в должности воспитателя в детском саду в совхозе имени Хмельницкого Республики Казахстан с <...> по <...>, в должности учителя ФИО3 Республики Казахстан с <...> по <...>, в должности учителя истории в Хмельницкой средней школе Республики Казахстан с <...> по <...> и с <...> по <...>, работы в должности учителя истории Хмельницкой средней школы РК с <...> по <...>; периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в <...> с <...> по <...>, периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>. Просит включить названные периоды в специальный стаж для назначения ей досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В судебном заседании ФИО1 иск поддержала.
Ответчик – представитель ГУ УПФР в <...> Омской области ФИО4 в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении ее требований о включении в специальный стаж периода работы в должности учителя истории Хмельницкой средней школы РК с <...> по <...> и с <...> по <...>. Не согласна с выводом суда об отсутствии оснований для включения указанного периода работы в специальный стаж по мотиву отмены на территории Республики Казахстан института досрочного назначения пенсий. Полагает, что суд неправильно применил положения закона и не учел представленные ею доказательства, подтверждающие факт работы в должности, предусматривающей досрочное пенсионное обеспечение.
Исполняющим обязанности начальника УПФР в <...> Омской области (межрайонное) принесены возражения на апелляционную жалобу истца, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав ФИО1, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что ФИО1, <...> года рождения, в период с <...> по <...> работала в должности воспитателя в детском саду в совхозе имени Хмельницкого Республики Казахстан, в период с <...> по <...> работала в должности учителя в Новомирской средней школе Республики Казахстан, с <...> по <...> работала в должности учителя истории в Хмельницкой средней школе Республики Казахстан. Указанные обстоятельства подтверждены представленной истцом трудовой книжкой и архивными справками.
В период с <...> истец осуществляет трудовую деятельность на территории России, в настоящее время является гражданкой России, в системе обязательного пенсионного страхования на территории России зарегистрирована <...>. Истец в период с <...> по <...> и в период с <...> по <...> работала в должности учителя в Святогорской основной общеобразовательной школе <...> Омской области, в период с <...> по настоящее время работает учителем математики в Воронцовской средней школе <...> Омской области. Указанные сведения подтверждены трудовой книжкой, справками, уточняющими условия труда, а также сведения лицевого счета застрахованного лица.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, районный суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж ФИО1 периодов ее работы в должности воспитателя в детском саду в совхозе имени Хмельницкого Республики Казахстан с <...> по <...>, в должности учителя ФИО3 Республики Казахстан с <...> по <...>, в должности учителя истории в Хмельницкой средней школе Республики Казахстан с <...> по <...> и с <...> по <...>; периодов обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в <...> с <...> по <...>, периодов обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>. При вынесении решения суд установил, что истец осуществляла педагогическую деятельность, работала в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности. Суд также учел, что период работы истца в должности воспитателя в детском саду в совхозе имени Хмельницкого Республики Казахстан частично был включен в специальный стаж истца в добровольном порядке ( с <...> по <...> и с <...> по <...>). Постановлением Правительства РФ от <...> N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности пользуются воспитатели детских садов всех наименований; учителя школ всех наименований. Аналогичные положения содержались и в действовавшем в период выполнения истцом спорной работы Постановлении Совмина СССР от <...> N 1397. В части включения указанных периодов в специальный стаж истца решение сторонами не обжалуется.
В удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периода ее обучения с <...> по <...> судом было отказано со ссылкой на положения абз.5 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранении, утв. Постановлением Совмина СССР от <...> N 1397, поскольку времени обучения не предшествовала педагогическая деятельность истца, период обучения не мог быть зачтен в ее специальный стаж. В указанной части решение суда также не оспаривается.
Принимая решение о зачете в специальный стаж истца периодов прохождения курсов повышения квалификации, районный суд учел, что в указанные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность, периоды имели место во время осуществления ею работы, предусмотренной Списками, на курсы повышения квалификации истец направлялась работодателем, за ней сохранялся средний заработок. В указанной части решение суда не обжалуется.
Отказывая во включении в специальный стаж периода работы истца в должности учителя истории в Хмельницкой средней школе Республики Казахстан с <...> по <...>, районный суд исходил из того обстоятельства, что с <...> на территории Республики Казахстан был отменен институт досрочного назначения пенсий педагогическим работникам, в связи с чем правовых оснований для включения указанного период в специальный стаж не имеется.
Судебная коллегия указанные выводы районного суда полагает основанными на неправильном толковании положений законодательства, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от <...> N 400-ФЗ), вступившим в силу с <...>
До <...> основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от <...> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от <...> N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от <...> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от <...> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от <...> N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ).
<...> государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от <...>).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от <...> определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от <...>).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <...> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, - <...>).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от <...>).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <...> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Статьей 11 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <...> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от <...> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с <...> и действовал до <...> - даты вступления в силу Федерального закона от <...> N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от <...> "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с <...>, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от <...> N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до <...>, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до <...>, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до <...> - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до <...> и с <...> - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по <...> - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от <...> N 1015).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от <...> N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от <...> N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <...>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от <...>, и имевших место за пределами Российской Федерации до <...> (даты вступления в силу Федерального закона от <...> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с <...> стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Буквальное содержание Соглашения от <...> не содержит в себе положений, препятствующих досрочному назначению пенсии гражданину, переехавшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на основании законодательства Российской Федерации, в связи с тем обстоятельством, что в настоящее время в стране бывшего пребывания институт такого вида пенсий отменен. Буквальное толкование названного соглашения свидетельствует о том, что его страны-участники приняли на себя обязательства осуществлять пенсионное обеспечение прибывших из других стран граждан по своему законодательству. В этой связи, при определении права на пенсионное обеспечение, суду необходимо установить, относится ли выполняемая истцом работа на территории Республики Казахстан к работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по российскому законодательству.
Из материалов дела усматривается, что в спорный период времени с <...> по <...> истец работала в должности учителя истории в Хмельницкой средней школе Республики Казахстан. В этот период деятельности истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы с <...> по <...>. В соответствие с представленными архивными справками учебная нагрузка истца составляла: 1996 год – от 22 до 24 часов, 1997 год – от 23 до 24 часов, 1998 год – 22 часа, 1999 год - 20 часов в неделю. Из трудовой книжки, а также из содержания представленных архивных справок следует, что истец работала на полную ставку по основному месту работы. Периоды работы истца осуществлены до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования на территории России и до даты вступления в силу Федерального закона от <...> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с <...> стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов.
Постановлением Правительства РФ от <...> N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности пользуются учителя общеобразовательных учреждений - школ всех наименований.
Постановлением Правительства РФ от <...> N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусмотрено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности имеют учителя средней общеобразовательной школы.
В соответствие с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совмина СССР от <...> N 1397, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют учителя начальных, семилетних, восьмилетних и средних школ, независимо от их наименования.
В соответствие со справкой, уточняющей характер работы и условия труда, выданной ГУ «Хмельницкая средняя общеобразовательная школа» <...>, истец работала в Хмельницкой средней школе (ныне ГУ «Хмельницкая общеобразовательная школа») до <...>.
Сопоставив занимаемую истцом должность и место работы, указанные в трудовой книжке, архивных справках и справке работодателя от <...>, с приведенными требованиями российского законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выполняемая истцом работа в должности учителя в средней школе (общеобразовательной) относится к предусмотренной Списками работе. Полная занятость истца подтверждена совокупностью представленных в материалы дела документов, в том числе содержанию архивной справке о педагогической нагрузке в спорный период времени. В такой ситуации в специальный стаж истца надлежит включить период работы с <...> по <...> и с <...> по <...> в должности учителя в Хмельницкой средней школе Республики Казахстан (за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, который не подлежит зачету в специальный стаж).
Специальный стаж истца при обращении за назначением пенсии <...> пенсионным органом определен в размере 16 лет 05 мес. 23 дня, ИПК – 54,284, страховой стаж – 28 лет 11 мес. 26 дней.
С учетом зачтенных районным судом периодов работы и курсов повышения квалификации страховой стаж истца составит 21 год 1 мес. 29 дней.
Продолжительность стажа, дополнительного учтенного судебной коллегией, составит 3 года 11 мес. 28 дней, что в сумме превышает требуемый законом 25-летний предел.
Поскольку на дату обращения за назначением пенсии <...> у истца был выработан необходимый специальный стаж, имелся требуемый законом минимальный страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент, требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости подлежали удовлетворению.
Постановленное районным судом решение об отказе во включении в специальный стаж истца периода работы в должности учителя в Хмельницкой средней школе Республики Казахстан и об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об удовлетворении данной части требований.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Полтавского районного суда Омской области от <...> отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы истца в должности учителя в Хмельницкой средней школе Республики Казахстан и в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворив апелляционную жалобу ФИО1
В отмененной части принять новое решение, которым включить в специальный стаж Сауэрмильх № <...> периоды ее работы с <...> по <...> и с <...> по <...> в должности учителя в Хмельницкой средней школе Республики Казахстан.
Возложить на Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда в Российской Федерации в <...> Омской области (межрайонное) обязанность назначить Сауэрмильх № <...> досрочную страховую пенсию по старости с <...>.
В остальной части решение Полтавского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи