НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 26.12.2018 № 33-8576/18

Председательствующий: Ерофеева Н.А. Дело № 33-8576/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей областного суда Пшиготского А.И., Фрид Е.К.,

при секретаре Кребель В.А.

рассмотрела в судебном заседании 26 декабря 2018 года

дело по апелляционной жалобе истца ГУ - УПФР в Советском АО г. Омска на решение Советского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:

«В исковых требованиях Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска об обязании ТОС «Заозерный-1» предоставить сведения о стаже застрахованных лиц формы СЗВ - СТАЖ за календарный 2017 год, отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ГУ – УПФ РФ в Советском АО г. Омска обратилось в суд с иском к ТОС «Заозерный-1» о возложении обязанности по предоставлению сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. В обоснование иска указало, что ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица в органах ИФНС и в органе Пенсионного фонда, однако в нарушение действующего законодательства сведения о стаже застрахованных лиц формы СЗВ – СТАЖ за календарный 2017 год не представлены.

Просил возложить на ответчика обязанность по предоставлению в ГУ – УПФ РФ в Советском АО г. Омска сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета о страховом стаже застрахованных лиц за 2017 календарный год.

В судебное заседание представитель истца ГУ – УПФ РФ в Советском АО г. Омска Велигон Н.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ТОС «Заозерный-1» Чебатура Н.С., действующая на основании устава, исковые требования не признала, указав на осуществление деятельности председателя комитета на общественных началах, отсутствие в организации других работников.

Представитель третьего лица Администрации Советского АО г. Омска и Фонда развития территориального общественного самоуправления Советского АО г. Омска Бабрицкий А.В. в судебном заседании исковые требования полагал неподлежащими удовлетворению.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца ГУ - УПФР в Советском АО г. Омска Замятина Е.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Повторяя доводы иска, указывает на то, что ответчик является юридическим лицом и зарегистрирован в качестве страхователя в УПФР РФ в Советском АО г. Омска. Полагает, что Чебатура Н.С., являясь председателем ТОС, одновременно является и его работником, сведения формы СЗВ-СТАЖ за которого необходимо представлять в установленном порядке. Выражает несогласие с доводом ответной стороны о том, что председатель ТОС является работником третьего лица - Фонда развития территориального общественного самоуправления Советского АО г. Омска. Полагает, что отсутствие финансово-хозяйственной деятельности и осуществление председателем ТОС деятельности на общественных началах не свидетельствует об отсутствии оснований для признания председателя ТОС застрахованным лицом.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам, на соответствие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, заслушав Чебатура Н.С., просившую отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как установлено в ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 1 указанного Закона индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу указанного нормативного акта застрахованными являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, страхователем - в числе прочих юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу по трудовому договору, а также заключивший договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Налогового кодекса РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Страхователями в рамках Федерального закона 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (ч. 1 ст. 6).

Согласно ст. 7 Федерального закона 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ст. 19 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как предусмотрено в п. 24 указанной Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возникает у юридических лиц в отношении граждан, работающих по трудовому договору либо гражданско-правовому договору и получающих выплаты, на которые согласно ст. 420 НК РФ начисляются страховые взносы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

В силу абз. 4 ст. 17 названного закона на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Как следует из разъяснений, изложенных в письме Минтруда России от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587, если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относятся к работающим лицам. В отношении лиц, работающих в общественных объединениях, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Аналогичные разъяснения даны в письме Пенсионного Фонда РФ от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856, в котором также указано, что в случае отсутствия оформления отношений по трудовому или гражданско-правовому договору представление отчетности в целях ведения сведений индивидуального учета за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на <...> и <...>, Местная общественная организация - Территориальное общественное самоуправление «Заозерный-1» зарегистрировано в качестве юридического лица в ГУ – Управление ПФ РФ в Советском АО <...> с <...>, в органах ИФНС по Омской области - с <...>, образован <...>.

Согласно уставу ТОС «Заозерный-1» территориальное общественное самоуправление является добровольной организацией граждан по месту их жительства на части территории города Омска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС является общественной организацией, основанной на членстве, созданной на основе совместной деятельности граждан для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Комитет является коллегиальным исполнительным органом ТОС, избираемый для осуществления основных направлений деятельности, реализацией целей и задач ТОС, комитет возглавляет председатель комитета. Председатель комитета является единоличным исполнительным органом ТОС, избирается из числа членов комитета на конференции граждан.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, исковая сторона ссылалась на непредставление ответчиком в ГУ – УПФ РФ в Советском АО г. Омска сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за календарный 2017 год в срок до <...>.

Возражая против заявленных требований, Чебатура Н.С. как председатель территориальной организации самоуправления указала на отсутствие трудовых отношений с ответчиком, наличие трудовых отношений с Фондом развития ТОС Советского АО г. Омска.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ТОС «Заозерный-1» является общественной организацией, существующей в отсутствие штатных работников, председатель ТОС осуществляет свою деятельность на добровольных общественных началах, какие-либо выплаты физическим лицам, участникам ТОС ответчик не производит.

Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает. Согласно материалам дела Чебатура Н.С. избрана председателем ТОС «Заозерный-1» согласно протоколу конференции граждан от <...>.

Должностной инструкцией председателя комитета ТОС, утвержденной правлением Фонда развития ТОС Советского округа от <...>, предусмотрено, что последний подотчетен и подконтролен комитету, исполнительному директору Фонда развития ТОС Советского округа, и в его функциональные обязанности, в том числе, входит предоставление в Администрацию города Омска, утвержденного ежегодного отчета о деятельности ТОС, отчета жителям территории ТОС за каждые два года.

Согласно копии трудовой книжки Чебатура Н.С., с <...> она переведена на должность председателя в КТОС «Заозерный-1», с <...> - на должность председателя комитета ТОС «Заозерный-1». При этом, в качестве работодателя указан Фонд развития территориального общественного самоуправления Советского АО города Омска, с которым заключен трудовой договор.

В соответствии с трудовым договором от <...> Фонд развития территориального общественного самоуправления Советского АО г. Омска (работодатель) и Чебатура Н.С. (работник) заключили договор о том, что работодатель поручает, а работник принимает на себя выполнение обязанностей в должности председателя комитета территориального общественного самоуправления «Заозерный-1» Советского АО г. Омска.

Более того, в материалы дела представлено распоряжение Администрации Советского АО города Омска № <...> от <...>, в силу которого с <...> функции бухгалтерского учета и отчетности, оформления и регистрации трудовых отношений по органам территориального общественного самоуправления переданы Фонду развития территориального общественного самоуправления Советского АО города Омска.

На основании вышеизложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Чебатура Н.С., не являясь работником ТОС «Заозерный-1», является работником Фонда развития территориального общественного самоуправления Советского АО <...>, которым за неё производятся отчисления в ГУ УПФ Советского АО г. Омска.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Чебатура Н.С., являясь председателем ТОС, одновременно является и его работником, сведения формы СЗВ-СТАЖ за которого необходимо представлять в установленном порядке, во внимание приняты быть не могут, поскольку материалами дела не подтверждаются. Трудовой договор, договор-гражданско-правового характера между сторонами не заключен, характер отношений, отвечающий требованиям ст. 15, 16 Трудового кодекса из представленных в материалы дела доказательств не установлен.

Таким образом, председатель комитета ТОС «Заозерный-1» не является его работником, учредителем и (или) собственником имущества, в ТОС не ведется финансово-хозяйственная деятельность, не выплачивается заработная плата (иное вознаграждение), председатель комитета ТОС занимает указанную должность на выборных началах и является работником Фонда развития территориального общественного самоуправления Советского АО города Омска, который производит выплату заработной платы и отчисления за работника в ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска. Каких-либо иных работников в ТОС «Заозерный-1» не имеется. Несогласие в апелляционной жалобе с доводом ответной стороны о том, что председатель ТОС является работником третьего лица - Фонда развития территориального общественного самоуправления Советского АО г. Омска по существу сводится к несогласию с выводами суда в части квалификации правоотношений, сложившихся между ТОС «Заозерный-1» и его председателем, коллегией судей отклоняются по вышеизложенным мотивам, более того, наличие трудовых отношений истца с Фондом подтверждено надлежащими доказательствами.

Иные доводы жалобы повторяют правовую позицию пенсионного фонда, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом нарушены нормы материального права, основаны на субъективном толковании закона, в связи с чем отклонены. Содержащиеся в апелляционной жалобе указания на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неправомерно неисследованные судом, по сути, направлены на переоценку выводов суда, для которой в данном деле оснований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Омска от 15 октября 2018 года оставить без изменения; апелляционную жалобу истца ГУ - УПФР в Советском АО г. Омска оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: