НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 25.08.2020 № 2-723/20

Председательствующий: Свотина О.В. № 33-3970/2020

55RS0003-01-2020-000223-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск <...>

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Масленкиной С.Ю.

судей Магденко И.Ю., Беспятовой Н.Н.,

при секретаре Курдюмовой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-723/2020

по апелляционной жалобе истца Крохичева С. В.

на решение Ленинского районного суда г. Омска от 26 февраля 2020 года

по иску Крохичева С. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Крохичев С.В. обратился с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе города Омска (далее УПФР в Ленинском АО г. Омска), в обоснование которого указал, что решениями Ленинского районного суда г. Омска от 25 апреля 2019 года и от 22 июля 2019 года частично удовлетворены его исковые требования к УПФР в Ленинском АО г. Омска о возложении обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, определенных периодов его работы. 3 сентября 2019 года он обратился за назначением пенсии, представил вышеуказанные решения суда, но решением органа пенсионного обеспечения от 11 декабря 2019 года ему вновь незаконно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине обращения ранее установленного срока, указано, что право на пенсию наступит по истечению 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда от 22 июля 2019 года, не ранее 1 марта 2020 года. С названным решением органа пенсионного обеспечения не согласился, полагал, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии со дня обращения за ней с учетом страхового стажа в районах Крайнего Севера 16 лет 8 месяцев.

Просил суд обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с 03 сентября 2019 года; взыскать неполученную пенсию, неустойку, компенсацию морального вреда; обязать ответчика определить отложенный выход на пенсию.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней истец Крохичев С.В. выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. Полагает, что на 31 декабря 2018 года им уже был выработан необходимый страховой стаж работы на Крайнем Севере (15 лет), исходя из суммированного учета такого стажа за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) 5 лет и 6 месяцев и стажа за работу с тяжелыми условиями труда (в плавсоставе на судах речного флота) 12 лет 2 месяца.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Лантух Д.В. просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец Крохичев С.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с отъездом на вахту в <...>.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Законом о страховых пенсиях также установлены случаи досрочного назначения страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В редакции указанной нормы, действующей с 1 января 2019 года и на сегодняшний день, увеличен возраст досрочного выхода на страховую пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в том числе до 60 лет для мужчин. При этом требования к стажу не изменились.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из материалов дела следует, что 24 декабря 2018 года Крохичев С.В. обратился в УПФР в Ленинском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях.

Решением УПФР в Ленинском АО г. Омска от 10 января 2019 года № <...> истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.

При этом по расчетам органа пенсионного обеспечения стаж на соответствующих видах работ Крохичева С.В., засчитываемый при назначении страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, с учетом применения части 3 и 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, составляет 4 года 6 месяцев 7 дней. Страховой стаж по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях составил 15 лет 10 месяцев 28 дней (определен с учетом периодов работы в календарном порядке), с учетом применения части 3 и 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях - 16 лет 2 месяца 8 дней (определен с учетом периода учебы, периода службы в армии, работы в календарном порядке), с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П составил 20 лет 7 месяцев 28 дней (определен с учетом периода учебы, периода службы в армии в льготном исчислении, работы в календарном порядке).

Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его пенсионные права, Крохичев С.В. обратился в суд с иском к УПФР в Ленинском АО г. Омска о включении не зачтенных периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о возложении обязанности назначить ему такую пенсию.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 25 апреля 2019 года, вступившим в законную силу 31 мая 2019 года, заявленные требования удовлетворены частично: ряд периодов работы истца зачтен ему в страховой стаж (с 25 октября 1993 года по 2 октября 1999 года, с 20 декабря 1999 года по 20 февраля 2006 года, с 21 февраля 2006 года по 14 марта 2007 года, с 17 марта 2007 года по 27 марта 2010 года); в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, зачтены периоды его работы в плавсоставе на судах речного флота:

- с 03 мая по 12 ноября 1981 года на Омском судоремонтно – судостроительном заводе (плавательная практика мотористом – рулевым теплохода «В. Иванов») как 1 год;

- с 11 мая по 5 ноября 1982 года в Омском судоремонтном – судостроительном заводе мотористом – рулевым теплохода «В. Иванов» как 1 год;

- с 01 августа по 26 октября 1985 года в Омском судоремонтном – судостроительном заводе 3 штурманом - 3 помощником механика теплохода «ОТА -948» как 1 год;

- с 06 мая по 30 ноября 1986 года в Омском судоремонтном – судостроительном заводе 2 штурманом - 2 помощником механика теплохода «ОТА -903» как 1 год;

- с 01 апреля по 3 ноября 1987 года в Омском судоремонтном – судостроительном заводе 1 помощником механика – 2 штурманом теплохода «ОТА -903» как 1 год;

- с 4 ноября 1987 года по 15 июня 1988 года в Омском судоремонтном – судостроительном заводе 1 помощником механика – 2 штурманом теплохода «ОТА -903»;

- с 16 июня 1988 года по 11 июля 1989 года 1 штурманом – 3 помощником механика теплохода «ОТ -2009»;

- с 20 ноября 1989 года по 14 мая 1991 года в Иртышской ремонтно-эксплуатационной базе флота ОАО «Иртышское пароходство» 1 штурманом – 2 помощником механика теплохода «Волгоград ГЭС», 1 штурманом – 3 помощником механика теплохода «Ленанефть – 2012».

При этом, указанным решением истцу разъяснено, что по смыслу действующего пенсионного законодательства право на досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях наступает по достижении возраста 55 лет, а поскольку истец достиг такого возраста 12 января 2019 года, то не ранее чем по истечении 6 месяцев с указанной даты в соответствии с изменениями пенсионного законодательства, вступившимися в действие с 1 января 2019 года, ему может быть назначена страховая пенсия по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Таким образом, суд указал, что Крохичеву С.В. необходимо обратиться в территориальный орган пенсионного обеспечения после 12 июля 2019 года (в решении суда ошибочно указано «июня») с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, с приложением предусмотренного законом пакета документов.

Поскольку при рассмотрении данного спора оценка пенсионных прав Крохичева С.В. происходила без учета положений Списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2 1956 года, Список № 2 1991 года), он вновь обратился в суд с иском к УПФР в Ленинском АО г. Омска о включении указанных выше периодов его работы в плавсоставе на судах речного флота только уже в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, также просил зачесть в такой стаж период службы в рядах Советской Армии и периоды обучения.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 22 июля 2019 года, вступившим в законную силу 30 августа 2019 года, названные требования истца удовлетворены частично: Крохичеву С.В. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, включены вышеуказанные периоды работы в плавсоставе на судах речного флота (при полной отработки навигационного периода – в исчислении как 1 год, в случае не полной отработки, исходя фактической продолжительности обработанного периода), а также период учебы в СПТУ №15 г. Омска с 01 сентября 1979 года по 16 июля 1982 года; период учебы в школе командного состава с 27 декабря 1982 года по 06 апреля 1983 года; период службы в рядах Советской Армии с 23 мая 1983 года по 26 июня 1985 года (данный период также зачтен судом в общий страховой стаж); в удовлетворении остальной части иска судом отказано.

3 сентября 2019 года Крохичев С.В. вновь обратился в УПФР в Ленинском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, представив ответчику оба указанных выше решения суда.

Решением УПФР в Ленинском АО г. Омска от 11 декабря 2019 года № <...> истцу снова отказано в назначении данной пенсии.

При этом по расчетам ответчика стаж на соответствующих видах работ истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, составил 16 лет 8 месяцев 7 дней, по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях за работу в плавсоставе 12 лет 2 месяца 2 дня.

В качестве основания для отказа в назначении данного вида пенсии органом пенсионного обеспечения указано, что страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях при наличии решения суда, вступившего в законную силу в 2019 году, может назначаться не ранее чем через 6 месяцев, а с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Закону и учитывая, что право на указанный вид пенсии наступило 31 августа 2019 года (дата вступления в законную силу решения суда от 22 июля 2019 года), страховая пенсия по старости может быть назначена истцу не ранее чем 1 марта 2020 года.

Не согласившись с указанным решением органа пенсионного обеспечения, полагая, что все необходимые условия для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера были выполнены на момент повторного обращения к ответчику с соответствующим заявлением, Крохичев С.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, районный суд не усмотрел правовых оснований для их удовлетворения, с чем судебная коллегия соглашается исходя из следующего.

Как было указано ранее, право на страховую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по общим правилам возникает при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и достижения мужчинами возраста 55 лет (по состоянию на 31 декабря 2018 года).

В силу части 1 статьи 33 Закона о страховых пенсиях при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 14 июля 2014 года № 651 утвержден такой порядок, согласно которому приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ (пункт 1 Порядка).

Таким образом, к стажу работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приравнивается путем суммирования работа, в том числе в тяжелых условиях труда (пункт 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях) и в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (пункт 9 части 1 статьи 30 названного закона).

Как следует из трудовой книжки истца, с 1 сентября 1979 года по 16 июля 1982 года он учился в СПТУ № 15 г. Омска, 15 апреля 1982 года, как выпускник СПТУ № 15, принят на Омский судоремонтный-судостроительный завод имени 60-летия Октября мотористом рулевым т/х В.Иванов (по 15 июля 1982 года практика, с 16 июля 1982 года постоянно), 27 декабря 1982 года зачислен в ШКС в группу штурманов при учкомбинате, 6 апреля 1983 года присвоена специальность штурмана речного флота, 22 мая 1983 года уволен в ряды Советской Армии, с 23 мая 1983 года по 26 июня 1985 года служба в рядах Советской Армии, 25 июля 1985 года принят демобилизованным из рядов Советской Армии к этому же работодателю 3 штурманом-3 помощником механика т/х ОТА-948, 17 марта 1986 года назначен 2 штурманом-2 помощником механика т/х ОТА-903, 23 марта 1987 года назначен 1 помощником механика – 2 штурманом т/х ОТА-903, 16 июня 1988 года назначен 1 штурманом – 3 помощником механика т/х ОТ-2009, 11 июля 1989 года уволен переводом в управление Иртышского речного пароходства, где с 11 июля по 15 ноября 1989 года работал инженером-диспетчером службы перевозок и движения флота, откуда уволен переводом в Иртышскую ремонтно-эксплуатационную базу флота Иртышского пароходства, куда 20 ноября 1089 года принят 1 штурманом – 3 помощником механика теплохода «Волгоград ГЭС», 11 февраля 1991 года назначен 1 штурманом – 3 помощником механика теплохода «Ленанефть -2012», 14 мая 1991 года уволен по собственному желанию.

Согласно имеющейся в материалах пенсионного дела истца справки, уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной ОАО «Иртышское пароходство» 5 июня 2017 года Крохичеву С.В., он действительно работал полный рабочий день на Омском судоремонтно-судостроительном заводе (впоследствии Иртышской РЭБ флота) в качестве рулевого-моториста транспортного грузового теплохода «Беломорский-25», моториста-рулевого транспортного грузового теплохода «В. Иванов», 3 штурманом - 3 помощником механика теплохода «ОТА -948», 2 штурмана - 2 помощника, 1 помощника механика – 2 штурмана теплохода транспортно-буксировочного теплохода «ОТ -903»; 1 штурмана – 3 помощника механика теплохода транспортно-буксировочного теплохода «ОТ -2009»; навигационные периоды отработаны полностью и фактически в плавсоставе на судах транзитных линий речного порта (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), а именно:

- с 03 мая по 12 ноября 1981 года – полная навигация (период плавательской практики во время учебы в СПТУ № 15);

- с 11 мая по 5 ноября 1982 года – полная навигация;

- с 01 августа по 26 октября 1985 года – полная навигация;

- с 06 мая по 30 ноября 1986 года – полная навигация;

- с 01 апреля по 3 ноября 1987 года – полная навигация;

- с 11 января по 4 мая 1988 года – оплачиваемые отгулы, очередной отпуск;

- с 16 июня по 17 ноября 1988 года – навигация по факту;

- с 12 мая по 16 июня 1989 года – навигация по факту;

- с 1 мая по 16 октября 1990 года- навигация по факту;

- с 17 октября по 18 декабря 1990 года – оплачиваемые отгулы.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 вышеуказанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Абзацем 3 подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Списком N 2 раздела XXX "Транспорт" подраздела 3 "Речной флот", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, предусмотрен плавсостав судов (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения): кочегары и старшие кочегары, машинисты и старшие машинисты, мотористы и старшие мотористы, механики и их помощники, электромеханики и их помощники.

Согласно Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными, и тяжелыми условиями труда, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, право на досрочную пенсию по старости имеют: плавающий состав: машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения): кочегары судов, работающих на жидком топливе (код 23003010-13502-13156), машинисты всех наименований (код 23003010-13502), мотористы всех наименований (код 23003010-14706), механики и их помощники, главные и старшие механики (код 23003010-23484), электромеханики и их помощники, электромеханики старшие (код 23003010-25410) (раздел XXVIII - Транспорт, подраздел 3 - Морской и речной флот).

Таким образом, вышеуказанные периоды работы истца в Иртышском пароходстве могли быть квалифицированы и как работа в тяжелых условиях труда, соответствующая положениям Списка № <...> года и предусмотренная пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, и как работа в плавсоставе на судах речного флота, предусмотренная пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.

Истец, претендуя на установление страховой пенсии по старости, настаивает на суммировании данных периодов, как работы в тяжелых условиях труда, с работой в районах Крайнего Севера, полагая, что это наиболее выгодный для него вариант оценки его пенсионных прав.

Оценивая законность решения УПФР в Ленинском АО г. Омска от 11 декабря 2019 года № <...> об отказе Крохичеву С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно указанному решению органом пенсионного обеспечения стаж работы в районах Крайнего Севера истца определен продолжительностью 16 лет 8 месяцев 7 дней (то есть достаточный для назначения пенсии), однако, в качестве основания для отказа в назначении пенсии ответчиком указано, что страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях при наличии решения суда, вступившего в законную силу в 2019 году, может назначаться не ранее чем через 6 месяцев, а с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Закону и учитывая, что право на указанный вид пенсии наступило 31 августа 2019 года (дата вступления в законную силу решения суда от 22 июля 2019 года), страховая пенсия по старости может быть назначена истцу не ранее чем 1 марта 2020 года.

С изложенной в данном решении формулировкой отказа в назначении Крохичеву С.В. досрочной страховой пенсией по старости судебная коллегия согласиться не может, поскольку она положениям действующего пенсионного законодательства в части возникновения права на пенсию не соответствует.

В то же время для разрешения вопроса о наличии или отсутствии у истца права на назначение данной пенсии необходимо установить продолжительность страхового стажа Крохичева С.В., который для применения пункта 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях и назначения пенсии на льготных основаниях должен составлять не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Решением УПФР в Ленинском АО г. Омска от 14 июля 2020 года, вынесенном во изменение решения об отказе в установлении пенсии от 11 декабря 2019 года № 597615/19 в связи с неверным определением продолжительности стажа в районах Крайнего Севера, стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях определен ответчиком как 9 лет 5 месяцев 5 дней, по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях за работу в плавсоставе 12 лет 2 месяца 2 дня, по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях за работу в тяжелых условиях труда 11 лет 3 месяца 5 дней, указано, что право на страховую пенсию по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях наступает с 12 января 2024 года.

При этом в страховой страх работы в районах Крайнего Севера ответчиком включены в календарном исчислении следующие периоды работы: с 03 мая по 12 ноября 1981 года, с 11 мая по 5 ноября 1982 года, с 01 августа по 26 октября 1985 года, с 06 мая по 30 ноября 1986 года, с 01 апреля по 3 ноября 1987 года, с 11 января по 4 мая 1988 года, с 16 июня по 17 ноября 1988 года, с 12 мая по 16 июня 1989 года, с 1 мая по 16 октября 1990 года, с 17 октября по 18 декабря 1990 года, c 1 апреля по 31 мая 2012 года, c 17 июля 2012 года по 24 января 2014 года, c 29 января 2014 года по 29 октября 2015 года, c 12 по 19 января 2016 года, c 12 декабря 2016 года по 12 января 2019 года.

Истец полагает, что указанный стаж должен был определен иным образом: к стажу работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 5 лет 6 месяцев 18 дней должен быть суммирован стаж работы в тяжелых условиях труда, который подлежит исчислению с учетом периодов работы, службы в рядах Советской Армии и учебы в училище и школе командного состава, общей продолжительности 11 лет 2 месяца.

С данной позицией невозможно согласиться по следующим основаниям.

В силу подпункта «а» пункта 16 и подпункта «а» пункта 91 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590, на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

При этом из пункта 92 Положения следует, что рабочим и служащим на других работах с тяжелыми условиями труда пенсии по старости назначаются на льготных условиях, если не менее половины всего стажа, необходимого им для назначения пенсии по старости (подпункт "б" пункта 16), приходится на эти работы или в общей сложности на эти работы и на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах (независимо от места последней работы) (абзац 2).

В общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов. В частности, в стаж засчитывается: а) работа в качестве рабочего или служащего, выполнявшаяся на дому; б) работа по найму до установления Советской власти (пункт 108 Положения).

Как следует из пункта 109 названного Положения кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации; служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке (подпункты «з», «к»).

Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах (абзац 16).

Таким образом, данные периоды (учеба в училищах системы профессионально-технического образования и служба в рядах Советской Армии) могут приравниваться к периодам работы, дающим право на назначение льготных пенсий по подпунктам "а", "б" (тяжелые условия труда) или "в", исключительно в целях назначения пенсии по указанным основаниям.

Следовательно, в случае если Крохичев С.В. претендовал бы на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, то имелись бы правовые основания для применения названных выше положений, что и было сделано Ленинским районным судом г. Омска при вынесении названного выше решения от 22 июля 2019 года.

Согласно резолютивной части указанного решения на орган пенсионного обеспечения возложена обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ Крохичева С.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по стрости в связи с работой в тяжелых условиях труда, в том числе и периоды службы в рядах Советской Армии, а также учебы и в СПТУ № 15 в г. Омске и школе командного состава.

Более того, именно таким образом Крохичеву С.В. был рассчитан стаж на соответствующих видах работ, когда решением УПФР в Ленинской АО г. Омска от 8 апреля 2020 года ему была назначена досрочная страховая пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях с 5 марта 2020 года (при достижении 56-летнего возраста и наличии соответствующего стажа 11 лет 3 месяца 5 дней).

Между тем, в рамках настоящего спора истец претендует на назначение пенсии по иному основанию – в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренной пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях.

Такой вид пенсии также был предусмотрен и ранее действующим законодательством.

Подпунктом «д» пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 03 августа 1972 года N 590 было определено, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости также имеют право рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с подпунктом "д" пункта 16 настоящего Положения назначаются независимо от места последней работы, если не менее 15 календарных лет стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, приходится на работы в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет - в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в общей сложности приходится на работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом применяется действующий ко дню обращения за назначением пенсии перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Советом Министров СССР (абзац 4).

Вместе с тем, названный выше пункт 109 Положения, определяющий порядок исчисления стажа, дающего право на пенсию, приравнивания периодов обучения и прохождения военной службы по призыву к работе в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не предусматривал.

Суммирование работ с вредными и тяжелыми условиями труда и работ в районах Крайнего Севера впервые появилось 1 января 1992 года в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Абзацем 4 статьи 14 названного Закона было предусмотрено, что к работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона (в связи с особыми (в том числе с тяжелыми) условиями труда).

При этом приведенные выше положения части 1 статьи 33 Закона о страховых пенсиях, действующего в настоящее время (аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ"), в совокупности с нормами пунктов 1-4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Постановления Правительства от 14 июля 2014 года № 651, предусматривают суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ, в том числе в связи с тяжелыми условиями труда, с зачетом только периодов фактической трудовой деятельности.

В названной связи оснований для определения продолжительности стажа работы в тяжелых условиях труда с учетом периода службы в армии и учебы для суммирования с работой в районах Крайнего Севера в целях досрочного назначения истцу пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера не имеется.

Определяя продолжительность страхового стажа истца в целях назначения пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, судебная коллегия учитывает следующее.

Периоды работы истца в Иртышском пароходстве с 3 мая 1981 года по 14 мая 1991 года (с учетом исключения из него периода службы в рядах Советской Армии, учебы в школе командного состава) ответчик учитывает при подсчете стажа, дающего права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой на Крайнем Севере, как навигационные периоды в календарном исчислении, и определяет их продолжительность как 3 года 10 месяцев 18 дней, с чем судебная коллегия не может согласиться.

Как предусмотрено пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

В силу действующего в период осуществления истцом указанной трудовой деятельности законодательства, о чем было указано ранее, указанный период работа истца являлся работой в тяжелых условиях труда.

В то же время пунктом 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590, было предусмотрено, что при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.

Как предусмотрено пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в частности, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (подпункт «а» пункта 3 указанного постановления).

В абзаце третьем подпункта "а" поименованы периоды выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года и предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.

Таким образом, периоды работы работников водного транспорта (плавсостава речного флота), как работа в тяжелых условиях труда, и по ранее действующему законодательства подлежали исчислению в следующем порядке: полный навигационный период засчитывался как год работы, в ином случае - по фактической продолжительности навигации.

В силу приведенных положений при расчете стажа работы истца в тяжелых условиях труда необходимо учитывать навигационные периоды, при этом исходить из того, что полный навигационный период засчитывается за год работы:

- с 03 мая по 12 ноября 1981 года, с 11 мая по 5 ноября 1982 года, с 01 августа по 26 октября 1985 года, с 06 мая по 30 ноября 1986 года, с 01 апреля по 3 ноября 1987 года – периоды полной навигации = 5 лет;

- с 11 января по 4 мая 1988 года – оплачиваемые отгулы, очередной отпуск = 3 месяца 24 дня;

- с 16 июня по 17 ноября 1988 года – навигация по факту = 5 месяцев 2 дня;

- с 12 мая по 16 июня 1989 года – навигация по факту = 1 месяц 5 дней;

- с 1 мая по 16 октября 1990 года – навигация по факту, с 17 октября по 18 декабря 1990 года – оплачиваемые отгулы = 7 месяцев 18 дней, всего 6 лет 5 месяцев 19 дней.

Из трудовой книжки следует, а также подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Крохичева С.В., что он осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера в периоды c 1 апреля по 31 мая 2012 года - 2 месяца; c 17 июля 2012 года по 24 января 2014 года - 1 год 6 месяцев 9 дней; c 29 января 2014 года по 29 октября 2015 года - 1 год 9 месяцев 2 дня; c 12 по 19 января 2016 года - 9 дней; c 12 декабря 2016 года по 12 января 2019 года - 2 года 1 месяц 2 дня, итого 5 лет 6 месяцев 18 дней.

Следовательно, у истца на момент повторного обращения в орган пенсионного обеспечения 3 сентября 2019 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях продолжительность страхового стажа работы в районах Крайнего Севера с учетом суммирования к нему стажа работы в тяжелых условиях труда составляла полных 12 лет, что менее установленной законом продолжительности, необходимой для назначения такого вида пенсии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Таким образом, при наличии страхового стажа в районах Крайнего Севера по состоянию на 12 января 2019 года продолжительностью 12 лет, право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях возникает у Крохичева С.В. по достижении возраста 56 лет, то есть 12 января 2020 года.

Однако, как следует из пункта 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях досрочная страховая пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере назначается с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону.

Возраст, по достижении которого в 2020 году возникает право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 указанного Закона, увеличивается на 24 месяца (приложения 7).

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе истца, досрочная страховая пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера может быть назначена истцу не ранее чем по истечении 18 месяцев с момента достижения им возраста 56 лет – то есть не раньше, чем 12 июля 2021 года.

При дальнейшем продолжении осуществлении истцом работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и увеличении соответствующего страхового стажа возраст возникновения права на данный вид пенсии может быть уменьшен; в настоящее время оценка пенсионных прав истца (как и органом пенсионного обеспечения) произведена судебной коллегией по состоянию на 12 января 2019 года.

На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано Крохичеву С.В. в удовлетворении иска.

Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что указанный вывод не противоречит приведенным выше решениям Ленинского районного суда г. Омска, постановленным ранее по искам Крохичева С.В. к УПФР в Ленинском АО г. Омска.

Как уже было указано действующим пенсионным законодательством предусмотрено, что к стажу работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приравнивается путем суммирования работа в тяжелых условиях труда и в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

Так, в рамках рассмотрения спора, по результатам рассмотрения которого Ленинским районным судом г. Омска было постановлено решение от 25 апреля 2019 года по делу № 2-990/2019, Крохичев С.В. просил суд суммировать к стажу работы на Крайнем Севере работу в плавсоставе, что судом и было сделано.

Кроме того, суд сделал указал, что право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях (в связи с работой на Крайнем Севере) у истца наступает не ранее чем по достижении возраста 55 лет, а именно 12 января 2019 года.

Однако, данное решение не содержит мотивированного обоснования такой позиции, поскольку продолжительность стажа работы на Крайнем Севере, дающего права на назначение такой пенсии истцу, судом определена не была.

Решение Ленинского районного суда г. Омска от 22 июля 2019 года по делу № 2-2408/2019, которым Крохичеву С.В. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, включены периоды его работы в плавсоставе, периоды учебы и службы в рядах Советской Армии, также не имеет определяющего значения для настоящего спора.

Указанное решение было учтено при обращении истца 5 марта 2020 года в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, которая ему была назначена решением УПФР в Ленинской АО г. Омска от 8 апреля 2020 года с момента обращения за ней, ответчик на основании данного решения включил в стаж на соответствующих видах работ истца все указанные выше периоды.

Таким образом, оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи