Председательствующий: Мезенцева О.П. Дело № 33-7101/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Рассказовой Г.В., Синьковской Л.Г.,
при секретаре Скляровой А.А.,
рассмотрела в судебном заседании 24 октября 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Павленок Н.Н. на решение Центрального районного суда г. Омска от 13 августа 2018 года, которым Павленок Н. Н.чу в удовлетворении требований к <...> войсковой части, войсковой части 58661 о взыскании недополученной премии, компенсации морального вреда отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи областного суда Синьковской Л.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павленок Н.Н. обратился в суд с иском к войсковой части 58661 о взыскании недополученной премии, компенсации морального вреда. В обоснование указал, что с <...> он работал в <...> войсковой части 58661 в должности <...>) на основании трудового договора № <...>. <...> был уволен по собственному желанию. При окончательном расчете ответчик произвел неполную стимулирующую выплату, поскольку в конце <...> при выплате премии по итогам работы из фонда экономии за <...> квартал <...> года Павленок Н.Н. получил сумму меньше, чем все остальные <...>. Размер стимулирующей выплаты был снижен на <...> руб. без каких-либо на то законных оснований. Приказа о снижении размера премии для работника Павленок Н.Н., занимающего должность <...><...>, не имеется; согласование с профсоюзным комитетом при начислении сниженного размера выплаты стимулирующего характера произведено не было. За указанный расчетный период за время работы в арсенале Павленок Н.Н. к дисциплинарной ответственности не привлекался. <...>Павленок Н.Н. обращался к <...> в/ч Ф.А.А. за разъяснением причины снижения премии, но обоснованного ответа не получил. Военной прокуратурой Омского гарнизона по обращению истца проведена проверка, дан ответ, что размер стимулирующих выплат по итогам работы за <...> года и по итогам работы за <...> год из экономии фонда оплаты труда был снижен на основании рапорта <...> войсковой части 58661-56 П.Н.Г. в связи с допущенным нарушением при несении службы на посту (<...> забыл выложить сотовый телефон). Полагал, такого основания как рапорт, для снижения размера стимулирующих выплат не предусмотрено. Считал, что ответчиком порядок снижения размера выплаты нарушен, так как в силу прямого предписания локальных нормативных актов дисциплинарного взыскания к Павленок Н.Н. не применялось. С учетом уточненных требований просил взыскать с ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области» за <...>) войсковая часть 58661 <...>) в его пользу недополученную премию за <...> года в сумме <...> руб., в счет компенсации морального вреда <...> руб.
Истец Павленок Н.Н. и представитель истца Горелышева С.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержали.
Представитель командира войсковой части 58661 – юрисконсульт арсенала Хамло Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Павленок Н.Н. с решением суда не соглашается, просит его отменить. Не согласен с выводом суда о том, что премия из экономии бюджетных средств не является гарантированной выплатой, критерии премирования не установлены, в связи с чем определение конкретного размера премии осуществляется работодателем по своему усмотрению. Указывает, что ответчик не произвел с истцом окончательного расчета, размер стимулирующих выплат был снижен на <...> руб. с нарушением требований закона. Полагал, что при решении вопроса о распределении гражданскому персоналу стимулирующих выплат в нарушение положений ТК РФ не был привлечен представитель профсоюзного органа. Размер премии с профсоюзным комитетом не согласовывался, что подтверждается объяснениями председателя профсоюзного комитета военному прокурору. Отмечает, что в приказах командира части не указаны причины снижения размера премий истцу. Указывает, что <...>, когда истец при нахождении на посту забыл выложить сотовый телефон, он телефоном не пользовался, не отвлекался, что подтверждается распечаткой оператора сотовой связи за указанные сутки. Размер премии полагает сниженным на 70% и 90%, что значительно превышает нормы и размеры снижения премии, установленные коллективным договором. Считает действия ответчика по снижению истцу премии незаконными, требования о взыскании недополученной премии в размере <...> руб. обоснованным.
Представителем истца заявлено ходатайство о принятии в качестве дополнительных доказательств по делу объяснений председателя профсоюзной организации, докладных записок должностных лиц военной прокуратуры по факту проверки по обращению истца, представления военного прокурора. В качестве уважительности причин непредставления указанных документов в суд первой инстанции указано, что такие документы истцом были получены после вынесения решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав Павленка Н.Н., его представителя Горелышеву С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя войсковой части 58661 Хамло Т.Н., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
Из материалов дела следует, что Павленок Н.Н. с <...> до <...> гг осуществлял трудовую деятельность в <...> войсковой части 58661 (г. Омск) в должности <...> (л.д. 7-8, 11-12, 58). Как следует из трудовой книжки Павленка Н.Н., трудовые отношения прекратились по причине увольнения последнего по п. 3 части 1 статьи 77 ТК РФ (по инициативе работника).
В выписке из приказа командира войсковой части 58661 С.А.В. от <...>№ <...>, изданного в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства РФ», указано выплатить гражданскому персоналу войсковой части 58661 премию за счёт экономии фонда оплаты труда за <...> квартал <...> года (с учетом применяемых к заработной плате районных коэффициентов) в размерах, согласно приложению к настоящему приказу (л.д. 73). Из содержания приложения к указанному приказу следует, что размер премии <...> составлял от 100 руб. до 12 000 руб., истцу подлежала выплате премия в размере 1 000 руб. (л.д. 75).
Судом установлено, что приказом командира войсковой части С.А.В.№ <...> (выписка от <...>№ <...>) указано выплатить гражданскому персоналу войсковой части 58661 премию за счёт экономии фонда оплаты труда за <...> год (с учетом применяемых к заработной плате районных коэффициентов) в размерах, согласно приложению к настоящему приказу (л.д. 77). Из содержания приложения к приказу следует, что размер премии <...> составлял от 5 500 руб. до 19 000 руб., истцу подлежала выплате премия в размере 5 500 руб. (л.д. 78).
Как явствует из материалов дела и не оспаривается сторонами, указанные выше выплаты истцом получены (л.д. 88-93).
Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как следует из абзацев 1-2 статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 1 ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценными подарками, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
В силу требований ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно пункту 3.3 Трудового договора от <...>№ <...>, заключенного между войсковой частью 58661 и Павленок Н.Н. (далее – Трудовой договор), в структуру оплаты труда включены стимулирующие выплаты, которые производятся работнику в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 г. № 255, коллективным договором по регулированию социально-трудовых отношений, принятых на период с <...> по <...> между работодателем и работниками <...> войсковой части 58661 и состоят из: премии по результатам работы за месяц – в размере 25 % от должностного оклада в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 г. № 255; единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год – в размере двух должностных окладов; доплаты за совмещение или совместительство в размерах, установленных дополнительным соглашением; иные виды стимулирующих выплат, учитывающих интенсивность и высокие показатели работы, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 255 от 23.04.2014 г. и Положением о порядке выплаты; компенсационные и стимулирующие выплаты производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных обязательств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на указанные цели (л.д. 7 оборот).
Как следует из пункта 3.6 Трудового договора, материальное стимулирование выплачивается в соответствии с «Положением о материальном стимулировании», являющимся приложением к коллективному договору.
Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» утверждены Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации и Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (приложение № 2).
Так, согласно пунктам 31-33 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (далее - Положение), гражданскому персоналу воинских частей и организации устанавливаются выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. При этом выплаты стимулирующего характера, зависящие от результата труда работника, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности. Выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 48 Положения).
При этом, в соответствии с пунктом 50 Положения, конкретный размер премии и стимулирующих выплат (в рублях) гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала. Премия по результатам работы и стимулирующие выплаты выплачиваются на основании приказов руководителей воинских частей и организаций по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников.
Как следует из пунктов 53, 62, 63 Положения, размер вознаграждения, выплачиваемого работнику, не может превышать двух должностных окладов (тарифных ставок) с учетом повышений, установленных ему по занимаемой должности (профессии) на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения, а уволенному с работы в течение года - на день увольнения. Основанием для выплаты вознаграждения являются приказы руководителей воинских частей и организаций с указанием конкретного размера вознаграждения (в рублях) каждому работнику. Руководители воинских частей и организаций имеют право снижать размер вознаграждения, лишать гражданский персонал вознаграждения за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также в случаях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами). Снижение размера вознаграждения или его лишение оформляется приказами руководителей воинских частей и организаций с обязательным указанием причины.
Как следует из пунктов 6.2, 6.3.6, 6.3.10 коллективного договора по регулированию социально-трудовых отношений между работодателем и работниками Арсенала <...> войсковой части 58661 на 2016-2019 годы, принятом <...> (далее – коллективный договор), оплата труда работников производится в соответствии с Положением об оплате труда и Положением о премировании работников (приложения № 4 и № 5 к коллективному договору). Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, формы материального стимулирования принимаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом. Работодатель обязуется устанавливать и производить выплаты стимулирующего характера, в том числе премиальные выплаты по итогам работы. При этом выплаты стимулирующего характера, зависящие от результата труда работника, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера является приказ работодателя. Также работодатель обязуется выплачивать премию гражданскому персоналу за счет экономии фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фонда заработной платы по результатам работы за квартал на основании единого приказа командира войсковой части 58661 и в соответствии с приказом МО РФ от 23.04.2014 № 225 (л.д. 114-116).
Так, согласно пункту 2.3 Положения об оплате труда, утвержденного начальником <...> войсковой части 58661 Ф.А.А. по согласованию с председателем первичной профсоюзной организации «Омский арсенал» Всероссийского профессионального союза работников оборонной промышленности К.Ф.А. от <...> (приложение № 4 к поименованному выше коллективному договору, далее – Положение об оплате труда), к выплатам стимулирующего характера относятся, в том числе, премиальные выплаты по итогам работы. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера является приказ работодателя (л.д. 121).
В соответствии с пунктом 2.3.4 Положения об оплате труда, премирование работников производится в соответствии с требованиями положения о премировании (приложение 5). Все выплаты стимулирующего характера начисляются и выплачиваются по приказу работодателя по согласованию с профсоюзным комитетом (л.д. 121).
Согласно Положению о премировании работников, утвержденному начальником <...> войсковой части 58661 Ф.А.А. по согласованию с председателем первичной профсоюзной организации «Омский арсенал» Всероссийского профессионального союза работников оборонной промышленности К.Ф.А. от <...> (приложение № <...> к поименованному выше коллективному договору, далее – Положение о премировании), с целью обеспечения объективности, предсказуемости, адекватности, своевременности, прозрачности, назначения премиальных выплат в организации приказом работодателя создается комиссия, в состав которой обязательно включается председатель первичной профсоюзной организации. Начальники структурных подразделений представляют в комиссию для рассмотрения рапорта на премирование (вознаграждение) с указанием размера премии (вознаграждения) каждому работнику (в рублях). В случае неудовлетворительной оценки качества труда работников за квартал, год, начальники структурных подразделений представляют в комиссию для рассмотрения обоснованные предложения о снижении или неназначении премии с приложением копий документов, которые служат основаниями для неначисления премии. Размер премии не назначается или снижается приказом работодателя в соответствии с перечнем (приложением № 7). Снижение размера премии или неназначение премии производится за расчетный период, в котором допущено нарушение или установлен факт нарушения, упущения в работе и оформляется приказом работодателя с указанием причины. Выплата премии работникам за квартал производится за счет экономии фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фонда заработной платы за квартал на основании единого приказа командира войсковой части № 58661 в соответствии с приказом МО РФ от 23.04.2014 № 255 и по результатам работы за квартал на основании единого приказа командира войсковой части 58661 в соответствии с приказом МО РФ от 26.07.2010 № 1010. Все выплаты стимулирующего характера начисляются и выплачиваются по приказу работодателя по согласованию с профсоюзным комитетом. Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерского учета и отчетности, а также показатели работы во всех структурных подразделениях. Премии выплачиваются по результатам работы за месяц за своевременное добросовестное исполнение должностных обязанностей, при соблюдении правил внутреннего трудового распорядка и требований охраны труда (л.д. 123-125).
Согласно приложению № 7 к коллективному договору, применительно к работникам <...> предусмотрены основания, при наличии которых премия работникам не назначается или снижается её размер. В частности, за попытку проноса запрещённых предметов на пост – на 20-50%.
Согласно пунктам 1-3 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 (далее - Порядок), дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах, доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава (п. 7 Порядка).
Согласно п. 113 Приказа Министра обороны Российской Федерации «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» от 30.12.2001 г. № 541, часовому запрещается: спать, сидеть, прислоняться к чему-либо, писать, читать, петь, разговаривать, есть, пить, курить, отправлять естественные надобности или иным образом отвлекаться от выполнения своих должностных обязанностей, принимать от кого бы то ни было и передавать кому бы то ни было какие-либо предметы, досылать без необходимости патроны в патронник.
Как следует из приказа командира войсковой части 58661 от <...>№ <...> «Об организации информационной безопасности в средствах массовой информации в войсковой части 58661», запрещено нахождение на территории штабов и воинских частей у военнослужащих и лиц гражданского персонала всех категорий при исполнении ими служебных обязанностей личных мобильных устройств связи, планшетных компьютеров, смартфонов и других многофункциональных переносных электронно-вычислительных устройств, реализующих беспроводной доступ в сеть Интернет. Разрешить использование военнослужащим и лицам и гражданского персонала мобильных телефонов (без функций беспроводного доступа в сеть Интернет, фото-видео камерой) только для общения с родственниками и только вне помещений штабов (пунктов управления) и мест проведения мероприятий оперативной (боевой) подготовки или выполнения учебно-боевых задач (для военнослужащих по призыву – в установленное регламентами их использования время).
Поименованным приказом определены места для временного хранения мобильных телефонов (л.д. 192).
Согласно пунктам 5.2.1, 5.2.2 Трудового договора от <...>№ <...>, заключенного между Павленко Н.Н. (работник) и войсковой частью 58661 (работодатель), работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, должностными обязанностями по занимаемой должности, выполнять установленные нормы труда, иные локальные нормативные акты работодателя, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника (л.д. 8).
Работодатель имеет право поощрять работника за добросовестный эффективный труд в соответствии с порядком, установленным Министром обороны Российской Федерации (пункт 6.1.2 Трудового договора).
Как следует из материалов дела, начальником <...> войсковой части 58661 утверждены должностные обязанности <...><...> в/части 58661, из которых следует, что <...> отвечает за строгое выполнение требований Инструкции и должностных обязанностей. Он обязан неукоснительно выполнять свои должностные обязанности, установленные руководящими документами, приказами и распоряжениями командиров и начальников; в день заступления для несения службы в карауле в обязательном порядке присутствовать на инструктаже; четко знать и добросовестно выполнять обязанности часового и табеля постам; знать и точно выполнять требования инструкции. С должностными обязанностями Павленок Н.Н. ознакомлен по роспись <...> (л.д. 87).
Как установлено судом первой инстанции, <...>Павленок Н.Н., находясь на посту, допустил сон на посту (л.д. 131), при проверке несения службы на постах помощник начальника караула обнаружил у часового поста Павленок Н.Н. сотовый телефон.
Факт обнаружения у Павленок Н.Н. сотового телефона во время несения службы <...> подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в частности: письменные объяснения Павленок Н.Н.<...>П.Н.Г. от <...> (л.д. 84); письменными объяснениями начальнику отряда <...>П.Н.Г. от <...> и пояснениями, данными в судебном заседании, <...>Н.Н.А., который был допрошен в качестве свидетеля районным судом (л.д. 85); рапортом <...>№ <...>Ф.В.Ю.<...> (л.д. 83) и его пояснениями в судебном заседании районного суда; показаниями свидетеля П.Н.Г. в судебном заседании районного суда.
Применительно к изложенным обстоятельствам дела, нормам права, суд первой инстанции пришел к выводу, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом № <...>, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Минобороны лимитов; выплаты денежных средств из фонда экономии заработной платы не предусмотрены в качестве гарантированной выплаты, входящей в систему оплаты труда. При этом суд указал, что решение о размере премии было принято работодателем исходя из оценки итогов работы истца за <...> квартал № <...> года и № <...> года, в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством командиру части, в частности: с учетом нарушения истцом своих должностных обязанностей.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.
Не соглашаясь с вынесенным решением, Павленок Н.Н. указывает, что снижение размера выплаты стимулирующего характера истцу не было согласовано с профсоюзным комитетом, в связи с чем полагает, что нарушена установленная Положением о премировании процедура. В обоснование своей позиции предоставляет новые доказательства, которые просит приобщить к материалам дела, а именно: объяснения председателя профсоюзной организации, докладные записки должностных лиц военной прокуратуры по факту проверки по обращению истца, представления военного прокурора.
Как следует из пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2013 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если признает причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции уважительными. К таким причинам относятся, в частности, необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании, приобщении к делу, исследовании дополнительных (новых) письменных доказательств либо ходатайств о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, о направлении поручения; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) по причине пропуска срока исковой давности или пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд без исследования иных фактических обстоятельств дела. Дополнительные (новые) доказательства не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, если будет установлено, что лицо, ссылающееся на них, не представило эти доказательства в суд первой инстанции, поскольку вело себя недобросовестно и злоупотребляло своими процессуальными правами.
Вместе с тем, указание ответчика на то, что представленные им в суд апелляционной инстанции доказательства не могли быть представлены ранее ввиду того, что к дате рассмотрения дела они не были получены, нельзя признать уважительной причиной по смыслу вышеизложенных положений. Павленок Н.Н. не аргументировал причины невозможности получения поименованных документов в более ранний срок.
Кроме того, судебная коллегия, ознакомившись с содержанием указанных документов, приходит к выводу о том, что названные доказательства, в любом случае, не влияют на правильность решения суда.
Так, согласно объяснениям председателя профсоюзной организации в/части 58661-56 К.Ф.А. военному прокурору от <...>, на заседаниях комиссии о назначении премии она не присутствовала, полагает значительное снижение премии Павленок Н.Н. нарушением условий коллективного договора, вместе с тем, не отрицает, что за пронос телефона на пост любой вид премии подлежит снижению.
Из докладной записки заместителя военного прокурора Омского гарнизона К.А.О. военному прокурору Омского гарнизона Д.А.А., докладной записки военного прокурора Омского гарнизона Д.А.А. военному прокурору Центрального военного округа А.А.В. следует, что по факту обнаружения Ф.В.Ю. у <...> поста № <...>Павленок Н.Н. сотового телефона разбирательства не проводилось, к ответственности Павленок не привлекался, несмотря на это полковником Ф.А.А. был снижен размер премий, подлежащих выплате Павленок. К решению вопроса о распределении гражданскому персоналу войсковой части 58661-56 стимулирующих выплат председатель профсоюзной организации К.Ф.А. не привлекалась, причины снижения выплат в приказах командира части указаны не были. Командиру войсковой части 58661 С.А.В. военным прокурором Омского гарнизона Д.А.А. было внесено представление об устранении нарушений законов, в котором предложено потребовать от командиров воинских частей и начальников команд <...> организовать надлежащий контроль за часовыми, дополнительное доведение до должностных лиц порядок и условия выплаты военнослужащим и гражданскому персоналу стимулирующих выплат, обязать подчиненных командиров воинских частей в обязательном порядке привлекать к участию в распределении премий председателей профсоюзных организаций, потребовать от командира войсковой части 58661-56 рассмотреть вопрос об установлении выплаты гражданину Павленок Н.Н. премии из фонда экономии оплаты труда по итогам работы за <...> года и по итогам работы за весь <...> год.
Между тем, то обстоятельство, что вопрос о снижении премии Павленок Н.Н. не был согласован с первичной профсоюзной организацией, на правильность постановленного решения не влияет.
Так, по смыслу изложенных выше локальных актов работодателя, премия, которую просит взыскать истец, является выплатой стимулирующего характера, не является обязательной. Критерии оценки ее размера устанавливаются по усмотрению работодателя с учётом мнения профсоюзного органа, которое решающим не является.
Так, из приложения № <...> к коллективному договору (пункты 4.2, 4.3) следует, что квартальная премия выплачивается за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, отсутствие дисциплинарных взысканий, соблюдение правил внутреннего распорядка; единовременное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей; единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного года выплачивается при условии добросовестного выполнения должностных обязанностей по итогам календарного года; отсутствие дисциплинарных взысканий на момент издания приказа.
Поскольку Павленок Н.Н. находился на посту с мобильным телефоном <...>, чем нарушены требования приказа командира войсковой части 58661 от <...>№ <...>, должностные обязанности <...> а также положения п.п. 5.2.1. 5.2.2 Трудового договора, применительно к изложенным выше критериям у работодателя было право на выплату в меньшем размере премии по итогам его работы за <...> года и по итогам <...> года в целом. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что минимальный и максимальный размер премии работодателем не установлен, ее размер определяется на основании оценки трудовой деятельности конкретного работника. Между тем, при анализе выплат <...> за <...> квартал <...> года (приказ от <...>№ <...>) и за <...> год (приказ от <...>№ <...>) видно, что Павленок Н.Н. получил премию в большем размере, чем некоторые другие <...>, что указывает на несостоятельность суждения истца о том, что он подвергся дискриминации.
Довод жалобы о том, что в приказах командира части от <...>№ <...>, № <...> об установлении выплат не указаны причины, по которым принято решение об их снижении для работника Павленок Н.Н. также не может быть принят коллегией во внимание, поскольку из содержания поименованных приказов не следует, что премиальная выплата истцу была иного размера и впоследствии снижена, определен только ее размер в зависимости от показателей его работы.
Суждение истца о том, что у него отсутствовали дисциплинарные взыскания, поэтому работодатель не вправе уменьшать размер премии, является несостоятельным. Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие у истца в указанный период дисциплинарных взысканий, само по себе не является основанием для выплаты истцу дополнительного материального стимулирования в размере определенной расчетной суммы. Наличие дисциплинарных взысканий имеет значение для разрешения вопроса о депремировании работника, но не при решении вопроса о ее размере.
Поскольку отсутствовали основания для удовлетворения материально правового требования, суд первой инстанции правильно указал на отсутствие оснований для компенсации морального вреда.
Иных доводов, влекущих отмену постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно. С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Омска от 13 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи