НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 22.08.2018 № 33-5482/18

Председательствующий: Чекурда А.Г. № 33-5482/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Лисовского В.Ю.,

судей Чернышевой И.В., Лозовой Ж.А.,

при секретаре Будкевич О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 августа 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - БУ «МФЦ») ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 19 июня 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Признать за ФИО2 с 01.01.2017 право на назначение денежного эквивалента скидки по предоставлению мер социальной поддержки как лица, достигшего возраста 80 лет и одиноко проживающего.

Обязать Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» произвести ФИО2 с 01.01.2017 перерасчет мер социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт, оплате жилья, коммунальных услуг.

В удовлетворении остальной части иска ФИО2 отказать».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Чернышевой И.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратилась в суд с иском к БУОО «МФЦ», указав, что проживает в многоквартирном доме по адресу: <...> В 2010 году прописала в квартире внучку и правнучку, но фактически проживает одна, что подтверждается актом. С начала 2018 года ей перестали начислять льготы по ежемесячному возврату по всем видам коммунальных услуг, не известив ее об этом.

С учетом принятых судом уточнений исковых требований просила признать за ней с 01.01.2017 право на назначение денежного эквивалента скидки по предоставлению мер социальной поддержки как лицу, достигшему возраста 80 лет и одиноко проживающему, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

ФИО2 в судебном заседании утонённые исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители БУОО «МФЦ» ФИО3, Министерства труда и социального развития Омской области ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель БУОО «МФЦ» ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывает, что ФИО2 не обладает правом на получение мер социальной поддержки по уплате взноса на капитальный ремонт, поскольку согласно копии лицевого счета ЖСК «Омич-2», предоставленной истцом, совместно с ней в квартире зарегистрировано еще два человека.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства труда и социального развития Омской области ФИО5 просит апелляционную жалобу БУОО «МФЦ» удовлетворить, решение суда - изменить.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 выражает согласие с постановленным решением, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства труда и социального развития Омской области ФИО5, представителя БУОО «МФЦ» ФИО6, ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, выразились в следующем.

Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт с 01.09.2014.

В соответствии с частью 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции Федерального закона № 399-ФЗ предусмотрено, что инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Положения Федерального закона № 399-ФЗ, которым внесены изменения в статью 169 Жилищного кодекса РФ и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не предусматривают возможность освобождения собственников жилых помещений от несения расходов по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Положения части 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 399-ФЗ устанавливают, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт определенной категории граждан, в том числе одиноко проживающим лицам, достигшим 80-летнего возраста.

Согласно пояснительной записке «К проекту Федерального закона «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации» проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения социальной защиты собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся одиноко проживающими пенсионерами, достигшими возраста 80 лет.

В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закреплены гарантии социальной защиты населения. При этом конкретные организационно-правовые формы и механизмы реализации социальной защиты устанавливаются законодателем. Учитывая, что социальная защита отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1, Конституции Российской Федерации) и в соответствии с частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, законопроектом предлагается закрепить право субъекта Российской Федерации принимать решение об освобождении собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся одиноко проживающими пенсионерами, достигшими возраста 80 лет, от уплаты взносов на капитальный ремонт в целях поддержания их уровня жизни.

Из заключения Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.12.2015 № 214 «На проект Федерального закона № 829818-6 «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что предоставляемое субъектам Российской Федерации право требует финансового обеспечения. В соответствии с частью третьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать за счет средств субъектов Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Таким образом, именно за субъектом Российской Федерации закреплено право принять решение об освобождении собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся одиноко проживающими пенсионерами, достигшими возраста 80 лет, от уплаты взносов на капитальный ремонт с установлением конкретных организационно-правовых форм и механизмов реализации данной меры социальной поддержки.

Во исполнение федерального законодательства 21.04.2016 принят Закон Омской области № 1866-03 «О предоставлении меры социальной поддержки на уплату взноса на капитальный ремонт» (далее по тексту - Закон Омской области № 1866-03), вступивший в силу 02.05.2016, которым на территории Омской области была установлена новая дополнительная мера социальной поддержки на уплату взноса на капитальный ремонт для граждан, достигших возраста 70 и 80 лет.

Категории граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки, установлены статьей 2 Закон Омской области № 1866-03, в частности, право на получение меры социальной поддержки имеют следующие категории граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и в них проживающих:

- одиноко проживающие неработающие граждане, достигшие возраста 70 лет;

- неработающие граждане, достигшие возраста 70 лет, проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан, достигших пенсионного возраста (55 лет - для женщин, 60 лет - для мужчин);

- одиноко проживающие неработающие граждане, достигшие возраста 80 лет;

- неработающие граждане, достигшие возраста 80 лет, проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста.

Процедура и основания предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента расходов (скидки) на уплату взноса на капитальный ремонт установлен Порядком предоставления отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента расходов (скидки) на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Омской области от 11 мая 2016 года № 127-п (далее по тексту - Порядок).

Пунктом 3 Порядка предусмотрен перечень документов, предоставляемый с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки, в частности для назначения меры социальной поддержки необходимо также представить копию финансового лицевого счета, выдаваемую органом управления многоквартирным домом, или иной документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных (в том числе временно) совместно с гражданином по месту его жительства (пребывания).

Приказом Министерства от 9 марта 2017 года № 27-п утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента расходов (скидки) на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» (далее по тексту - Административный регламент).

На основании пункта 1 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373, Административный регламент является нормативным правовым актом.

Пунктом 18 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, включающий копию финансового лицевого счета, выдаваемую органом управления многоквартирным домом, или иной документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных (в том числе временно) совместно с заявителем по месту его жительства (пребывания).

Согласно подпункту 1 пункта 27 Административного регламента обращение с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки лица, не относящегося к категориям граждан, предусмотренных пунктом 2 Административного регламента, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки.

Согласно положениям статьи 21 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» право на получение мер социальной поддержки, установленных настоящей статьей, предоставляется ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Ветеранам труда предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт), рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в Омской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанной платы, определенной исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;

денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов услуг по вывозу жидких бытовых отходов;

При совместном проживании ветерана труда с иными гражданами предоставление мер социальной поддержки, установленных подпунктами 3 - 5 пункта 3 настоящей статьи, производится исходя из его доли расходов в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, проживающих в жилом помещении, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу жидких бытовых отходов.

Меры социальной поддержки, установленные подпунктами 3 - 4.2 пункта 3 настоящей статьи, предоставляются в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на ветерана труда, рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на ветерана труда, проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на ветерана труда, проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего ветерана труда.

Меры социальной поддержки, установленные подпунктами 3, 4 пункта 3 настоящей статьи, распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Проанализировав приведенные положения нормативно правовых актов Омской области, коллегия приходит к выводу о том, что при определении наличия или отсутствия правовых оснований отнесения лица к категориям граждан, предусмотренным статьей 2 Закона № 1866-03, расчете меры социальной поддержки льготной категории – Ветеран труда, необходимо исходить из сведений об иных лицах, зарегистрированных совместно с гражданином по месту его жительства (пребывания). Таким образом, одиноко проживающий гражданин - это гражданин, не имеющий других лиц, зарегистрированных совместно с ним по месту его жительства (пребывания).

Из материалов дела следует, что ФИО2, <...> года рождения, является собственником квартиры <...>, общей площадью 54,7 кв.м.

Согласно копии лицевого счета № <...> от 22.01.2018 №1 по указанному адресу зарегистрированы ФИО2 с 29.04.1968, ФИО7 (внучка) с 02.11.2010, ФИО8 (правнучка) с 02.11.2010, вид прописки – постоянно.

Согласно ответу БУОО «МФЦ» от 19.01.2018 № исх-18/0513 ФИО2 отказано в назначении денежного эквивалента скидки по уплате взноса на капитальный ремонт по категории «Гражданин 80 лет в семье пенсионеров», предусмотренной Законом Омской области № 1866-03, в связи с обращением с заявлением лица, не относящегося к льготным категориям заявителей, поскольку в соответствии с представленными в учреждение документами, два члена ее семьи, проживающие совместно с ней, на момент обращения не достигли пенсионного возраста. Сообщено, что она является получателем льготы по уплате взноса на капитальный ремонт с 01.09.2014 как «Ветеран труда» бессрочно.

Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований ФИО2, суд первой инстанции ошибочно исходил из того, что зарегистрированные в квартире ФИО2 - ФИО7 и ФИО8 фактически проживают по иному адресу.

Согласно положениям статьи 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со статьей 2 Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Таким образом, сведения о месте жительства гражданина устанавливаются, определяются на основании данных о регистрационном учете по месту жительства.

Между тем, в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о регистрации по месту жительства либо по месту пребывания ФИО7 и ФИО8 в ином жилом помещении.

Представленные в материалы дела акт о проживании ООО «ЖКХ «СФЕРА» от 06.03.2018 о проживании ФИО7, ФИО8 по иному адресу и справка ЖСК «Омия-2» от 25.01.2015 о том, что ФИО2 с 1968 года проживает одна по адресу: <...>, по правилам статей 56, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, не являются достоверными доказательствами по делу, устанавливающими факт регистрации по месту жительства либо по месту пребывания в ином жилом помещении, не могут являться основанием, подтверждающим, возможность получения истцом, требуемых ею льгот.

Судом первой инстанции была дана ненадлежащая оценка вышеуказанным доказательствам.

С учетом, установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Куйбышевского районного суда города Омска от 19 июня 2018 года отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» отказать в полном объеме.

Председательствующий

Судьи