Председательствующий: Галькова Т.Р. Дело № 33-3423/2021
2-263/2021
УИД 55RS0018-01-2021-000186-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей областного суда Магденко И.Ю., Панкратовой Е.А.,
при секретаре Ким М.А.,
с участием прокурора Никульшиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Омске 22 июня 2021 года
дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования Марьяновского городского поселения Марьяновского района Омской области на решение Марьяновского районного суда Омской области от 6 апреля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление от 08.02.2021г. о прекращении трудового договора ФИО1.
Признать незаконным Распоряжение Администрации муниципального образования Марьяновское городское поселение Марьяновского муниципального района Омской области от 10 февраля 2021 г. № 12 «Об увольнении ФИО1».
Восстановить ФИО1 на работе в должности заместителя Главы Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области с 12 февраля 2021г.
Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования Марьяновского городского поселения Марьяновского района Омской области аннулировать запись в трудовой книжке №25 от 12 февраля 2021г. об освобождении ФИО1 от замещаемой должности и увольнении с муниципальной службы в связи с истечением срока трудового договора на основании распоряжения №12 от 10 февраля 2021г.
Взыскать с Администрации муниципального образования Марьяновского городского поселения Марьяновского района Омской области в пользу ФИО1:
- средний заработок за время вынужденного прогула с 13 февраля 2021 г. по 06 апреля 2021 г. в размере 73 989 рублей 30 копеек;
- компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Решение суда в соответствии с требованиями ст. 211 Гражданского процессуального кодекса РФ, в части восстановления на работе, а также в части взыскания с Администрации муниципального образования Марьяновского городского поселения Марьяновского района Омской области в пользу ФИО1 среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 13 февраля 2021 г. по 06 апреля 2021 г. в размере 73 989 рублей 30 копеек подлежит немедленному исполнению.
В остальной части исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Масленкиной С.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Марьяновского муниципального образования Марьяновского городского поселения Марьяновского района Омской области о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и привлечении к ответственности за незаконное увольнение.
В обоснование требований указала, что 24 декабря 2015 г. между ней и Администрацией Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области был заключен бессрочный трудовой договор с муниципальным служащим муниципального образования Марьяновское городское поселение Марьяновского муниципального района Омской области № 1/2015. 21 октября 2019 г. заключено дополнительное соглашение № 3 о внесении изменений в пункты 1 и 10 трудового договора, согласно которым она принята на должность «заместителя Главы Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района». Срок действия трудового договора сторонами не изменялся. Решением Совета Марьяновского городского поселения от 8 февраля 2021 г. № 5/2 Главой Марьяновского городского поселения избран ФИО2 После вступления в должность 8 февраля 2021 г. ФИО2 уведомил о прекращении с ней трудового договора по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ с 12 февраля 2021 г. Распоряжением Администрации муниципального образования Марьяновское городское поселение Марьяновского муниципального района Омской области от 10 февраля 2021 г. № 12 она уволена с занимаемой должности с 12 февраля 2021 г. на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
Считает, что оснований для увольнения не имеется, так как трудовой договор с муниципальным служащим муниципального образования Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 24 декабря 2015 г. №1/2015 заключался на неопределенный срок, и в трудовой договор изменения в части срока не вносились. Указывает, что ее трудовой договор, должностная инструкция, положения Устава городского поселения, правовые акты городского поселения не содержат указаний на то, что занимаемая ей должность является должностью непосредственно учрежденной для обеспечения исполнения полномочий Главы Марьяновского городского поселения, т.е. лица, замещающего муниципальную должность. С учетом уточнения просила признать незаконными уведомление от 8 февраля 2021 г. «О прекращении трудового договора», распоряжение Администрации муниципального образования Марьяновское городское поселение Марьяновского муниципального района Омской области от 10 февраля 2021 г. № 12 «Об увольнении»; восстановить её в должности заместителя Главы Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, аннулировать запись об увольнении в трудовой книжке, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула в период с 13 февраля 2021 г. по дату восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала. Пояснила, что её за 2 месяца в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ в письменном виде об изменении условий труда не предупреждали, письменное согласие на заключение дополнительного соглашения № 7 от 31 декабря 2020 г. она не давала. Должностные обязанности она выполняла в соответствии с должностной инструкцией заместителя Главы Администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района: занималась подготовкой поселения к отопительному сезону, разбиралась с жалобами граждан, готовила заявки для проведения ремонтных работ, отвечала на запросы организаций, занималась подготовкой праздничных мероприятий. Другой должностной инструкции у нее не было.
Представитель ответчика Администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что в соответствии с Законом Омской области от 13 ноября 2007 г. №969-ОЗ «О Реестре должностей муниципальной службы в Омской области» раздел 2 предусмотрено учреждение должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. К числу таких должностей отнесена должность заместителя Главы муниципального образования, на которую была принята ФИО1 В штатном расписании указаны именно должности: Глава Марьяновского городского поселения и заместитель Главы Марьяновского городского поселения. Заключение срочного контракта основано на добровольном согласии, требование срочности договора обусловлено в данном случае спецификой публично-правовой природы муниципальной службы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации муниципального образования Марьяновского городского поселения Марьяновского района Омской области ФИО3 просит решение суда отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права. Не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ФИО1 замещала должность заместителя Главы местной Администрации, поскольку такой должности не было. С учетом внесенных изменений в трудовой договор ФИО1 замещала должность заместителя Главы Марьяновского городского поселения, в связи с чем с ней мог быть заключен только срочный трудовой договор. Указывает, что должностная инструкция ФИО1, на которую сослался суд первой инстанции, в отличие от Устава муниципального образования, штатного расписания Администрации Марьяновского городского поселения, а также распоряжений и иных нормативных актов, изданных в Марьяновском городском поселении, не является правовым актом, а является внутренним локальным актом организационно-распорядительного характера. В связи с чем, полагает неверным вывод суда о том, что перечень указанных в должностной инструкции обязанностей ФИО1 свидетельствует о том, что осуществляемая ею деятельность была направлена не на обеспечение деятельности Главы Марьяновского городского поселения, а на обеспечение деятельности Главы Администрации Марьяновского городского поселения. Кроме того, указывает, что согласно части 3 статьи 33 Устава Марьяновского городского поселения, Глава Марьяновского городского поселения одновременно является Главой Администрации Марьяновского городского поселения. Во взаимосвязи статей 29 и 33 Устава полномочия Главы Марьяновского городского поселения и Главы Администрации Марьяновского городского поселения едины и нераздельны. В связи с чем, полагает, что, исполняя определенные работодателем в должностной инструкции обязанности, ФИО1 обеспечивала деятельность Главы муниципального образования Марьяновского городского поселения.
Также ссылается на нарушения судом норм процессуального права. Указывает, что суд вышел за пределы месячного срока рассмотрения дела, предварительное судебное заседание не проводилось, мнение сторон не учитывалось. Считает, что судом нарушен принцип состязательности сторон, поскольку суд неоднократно откладывал судебные заседания в связи с тем, что истец не предоставляла доказательства в подтверждение заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 считает, что доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
И.о. прокурора Марьяновского района Омской области в возражениях на апелляционную жалобу полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителя ответчика Администрации муниципального образования Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Никульшиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы – не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приказом № 77-л от 24 декабря 2015 г. ФИО1 была принята на должность ведущего специалиста, юрисконсульта Администрации муниципального образования Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области (далее – Администрация Марьяновского городского поселения), и с ней был заключен трудовой договор № 1/2015 на неопределенный срок (пункт 3 договора).
21 октября 2019 г. между Администрацией Марьяновского городского поселения в лице Главы Марьяновского городского поселения ФИО4, действующего на основании Устава, и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № 1/2015 от 24 декабря 2015 г., по условиям которого в пункте 1 трудового договора вместо слов «ведущего специалиста, юрисконсульта» указано, что ФИО1 принята на должность заместителя Главы Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района, и изменен пункт 10 трудового договора, устанавливающий соответствующее денежное содержание муниципального служащего.
Приказом от 21 октября 2019 г. № 127-л ФИО1 переведена с должности ведущего специалиста Администрации Марьяновского городского поселения на должность заместителя Главы Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области (далее – заместитель Главы Марьяновского городского поселения).
Распоряжением Главы Марьяновского городского поселения ФИО2 от 10 февраля 2021 г. № 12 прекращено действие трудового договора № 1/2015 от 24 декабря 2015 г., заключенного между ФИО1 и Главой Марьяновского городского поселения ФИО4, ФИО1 уволена с муниципальной службы заместителя Главы Марьяновского городского поселения 12 февраля 2021 г. на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового договора РФ.
Истец, не согласившись с увольнением, полагая его незаконным, обратилась с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований в части признания распоряжения Администрации Марьяновского городского поселения от 10 февраля 2021 г. № 12 «Об увольнении ФИО1» незаконным и восстановлении ФИО1 в должности заместителя Главы Марьяновского городского поселения, пришел к выводу, что деятельность ФИО1 не была связана непосредственно с обеспечением исполнения полномочий Главой Марьяновского городского поселения, в связи с чем с ней мог быть заключен только бессрочный трудовой договор, следовательно, ФИО1 не могла быть уволена в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (истечение срока трудового договора).
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, так как данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, урегулированы Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ)
В статье 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ указано, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, названный Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Должностью муниципальной службы согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ предусмотрено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 2 приведенной правовой нормы субъектам Российской Федерации предоставлено право предусмотреть в реестре должностей муниципальной службы должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
В разделе 2 Реестра должностей муниципальной службы в Омской области, утвержденном Законом Омской области от 13 ноября 2007 г. № 969-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы в Омской области» (далее Реестр должностей муниципальной службы), «Перечень наименований должностей муниципальной службы в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования)» поименована должность заместителя главы муниципального образования, учреждаемая для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Специфика прохождения муниципальной службы на условиях срочного трудового договора закреплена в законодательстве о муниципальной службе как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, такое правовое регулирование обусловлено спецификой публично-правовой природы муниципальной службы, направлено на закрепление особенностей правового статуса данной категории муниципальных служащих, которые принимаются на службу для обеспечения деятельности должностных лиц, чьи полномочия также ограничены определенным сроком, и в равной мере распространяется на всех муниципальных служащих, замещающих такие должности (Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 г. № 96-О).
Согласно части 2 статьи 6 Положения о муниципальной службе в Марьяновском городском поселении, утвержденного решением Совета Марьяновского городского поселения от 12 марта 2019 г. № 12/3, (далее – Положение о муниципальной службе), представленного в материалы дела, должности муниципальной службы устанавливаются правовыми актами Совета Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района.
В силу части 3 статьи 6 Положения о муниципальной службе при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления Марьяновского городского поселения используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Омской области от 13 ноября 2007 г. № 969-ОЗ «О Реестре должностей муниципальной службы в Омской области».
Согласно части 5 статьи 33 Устава муниципального образования Марьяновского городского поселения, утвержденного решением Совета Марьяновского городского поселения от 21 июля 2016 г. № 41/8 (в редакции от 19 марта 2019 г.), (далее – Устав) структура Администрации Марьяновского городского поселения утверждается Советом Марьяновского городского поселения по предоставлению Главы Администрации Марьяновского городского поселения.
Решением Совета Марьяновского городского поселения от 1 июня 2017 г. № 13/3 в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 5 статьи 33 Устава утверждена структура Администрации Марьяновского городского поселения, в которую в том числе входят глава Марьяновского городского поселения - не муниципальная должность и заместитель Главы Марьяновского городского поселения - муниципальный служащий.
Распоряжением главы Марьяновского городского поселения от 21 октября 2019 г. № 115 утверждено штатное расписание Администрации Марьяновского городского поселения, которым предусмотрены должности Главы Марьяновского городского поселения и должность муниципальной службы заместителя Главы Марьяновского городского поселения (т. 1 л.д. 242-243).
20 февраля 2020 г. Советом Марьяновского городского поселения принято решение № 6/3, которым утверждена новая структура Администрации Марьяновского городского поселения, включающая должности Главы Марьяновского городского поселения - не муниципальная должность, заместителя Главы Марьяновского городского поселения - муниципальный служащий 1 единица, советника -муниципальная должность 1 единица, ведущего специалиста - муниципальная должность 5 единиц.
Также в перечне должностей муниципальной службы Администрации Марьяновского городского поселения, утверждённом постановлением Администрации Марьяновского городского поселения от 24 декабря 2019 г. № 254 (в редакции постановления от 12 марта 2020 г. № 39), предусмотрена должность заместителя Главы Марьяновского городского поселения, относящаяся к высшей группе должностей.
Исходя из представленных суду доказательств следует, что на дату издания приказа о переводе ФИО1 на должность заместителя Главы Марьяновского городского поселения и заключения дополнительного соглашения к трудовому договору от 21 октября 2019 г. действовало утвержденное распоряжением Главы Марьяновского городского поселения от 21 октября 2019 г. № 115 штатное расписание Администрации Марьяновского городского поселения, которым были предусмотрены должность Главы Марьяновского городского поселения и должность муниципальной службы заместителя Главы Марьяновского городского поселения.
В последующем, вновь утверждаемые штатные расписания Администрации Марьяновского городского поселения содержали аналогичные должности. Структура Администрации Марьяновского городского поселения не изменялась.
Указанные выше обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что ФИО1 с 21 октября 2019 г. замещала должность муниципальной службы заместителя Главы Марьяновского городского поселения, которая в силу прямого указания статьи 7 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ и Закона Омской области от 13 ноября 2007 г. № 969-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы в Омской области» замещается муниципальным служащим путем заключения трудового договора на срок полномочий Главы Марьяновского городского поселения.
Условие срочного трудового договора не может рассматриваться как ограничение прав и свободы человека и гражданина, поскольку отражает особенности статуса и должностных обязанностей данной категории муниципальных служащих, которые принимаются на службу для обеспечения деятельности конкретных должностных лиц, чьи полномочия также ограничены определенным сроком.
Требование срочности договора, обусловленное в данном случае спецификой публично-правовой природы муниципальной службы, не нарушает принцип равенства трудовых прав служащего.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
На муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Принимая во внимание, что основания, порядок заключения срочного трудового договора (контракта) и его расторжения Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ не регламентированы, при разрешении настоящего спора в данной части подлежат применению нормы трудового законодательства.
В соответствии со статьей 58 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу 10 части 1 статьи 59 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор заключается в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора.
В соответствии со статьей 79 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор прекращается в связи с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Из материалов дела следует, что ФИО4 замещал выборную муниципальную должность Главы Марьяновского городского поселения с 17 декабря 2015 г., что подтверждается решением Совета Марьяновского городского поселения от 11 декабря 2015 г. № 42/11 «Об избрании Главы Марьяновского городского поселения» и постановлением Совета Марьяновского городского поселения от 17 декабря 2015 г. № 1 «О вступлении в должность Главы Марьяновского городского поселения» (т. 2 л.д. 37).
8 февраля 2021 г. Совет Марьяновского городского поселения избрал Главой Марьяновского городского поселения ФИО2 (решение Совета Марьяновского городского поселения от 8 февраля 2021 г. № 5/2).
На основании постановления Совета Марьяновского городского поселения от 8 февраля 2021 г. № 1 ФИО2 вступил в должность 8 февраля 2021 г. (т. 1 л.д. 56, 57).
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Устава муниципального образования Марьяновского городского поселения полномочия Главы Марьяновского городского поселения начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы Марьяновского городского поселения (пункт 5 статьи 28 Устава).
Таким образом, полномочия Главы Марьяновского городского поселения ФИО4 прекращены 8 февраля 2021 г.
Вступив в должность, ФИО2 8 февраля 2021 г. уведомил ФИО1 о прекращении с 12 февраля 2021 г. трудового договора с заместителем Главы Марьяновского городского поселения на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, в связи с истечением срока полномочий Главы Марьяновского городского поселения ФИО4
Согласно акту от 8 февраля 2021 г. ФИО1 в этот же день была ознакомлена с указанным уведомлением, от подписи и получения уведомления отказалась. Факт того, что ФИО1 было предложено ознакомиться и получить экземпляр уведомления на руки в здании Администрации Марьяновского городского поселения подтверждается актом об отказе от ознакомления с уведомлением, подписанным Главой Марьяновского городского поселения ФИО2, советником, главным бухгалтером Администрации ГТВ и ведущим специалистом ФЮВ
Указанное выше в совокупности свидетельствует о соблюдении ответчиком требований статьи 79 Трудового кодекса РФ об уведомлении работника, с которым заключен срочный трудовой договор, о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия за три календарных дня до увольнения.
Доводы истца о том, что пунктом 3 трудового договора от 24 декабря 2015 г. установлено условие о его бессрочности и заключаемыми в последующем дополнительными соглашениями данное условие трудового договора не изменялось, с которыми согласился суд первой инстанции, не могут быть признаны состоятельными, поскольку условие о бессрочности трудового договора в данном случае противоречит специальному законодательству и применяться не может.
Доводы истца о том, что должность Главы Марьяновского городского поселения не является муниципальной должностью, в связи с чем не требует лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий, со ссылкой на указание об этом в решении Совета Марьяновского городского поселения от 20 февраля 2020 г. № 6/3, являются не обоснованными.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок избрания главы муниципального образования предусмотрен частью 2 статьи 36 названного федерального закона, согласно пунктам 1 и 5 которой он избирается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
Указанное в своей совокупности свидетельствует о том, что главой администрации может быть, как глава муниципального образования (выборное, высшее должностное лицо муниципального образования), так и глава администрации, занимающий высшую должность муниципальной службы.
Согласно статье 17 Устава муниципального образования Марьяновского городского поселения структуру органов местного самоуправления Марьяновского городского поселения составляют: - Совет Марьяновского городского поселения; Глава Марьяновского городского поселения; Администрация Марьяновского городского поселения.
Глава Марьяновского городского поселения является высшим должностным лицом Марьяновского городского поселения и наделается Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 28 Устава). Глава Марьяновского городского поселения избирается Советом Марьяновского городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию (пункт 2 статьи 28 Устава).
Срок полномочий Главы Марьяновского городского поселения составляет 5 лет (пункт 4 статьи 28 Устава).
Таким образом, в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и Устава муниципального образования Марьяновского городского поселения в Марьяновском городском поселении должность Главы Марьяновского городского поселения является выборной муниципальной должностью.
В суде первой и апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что в решении Совета Марьяновского городского поселения от 20 февраля 2020 г. ошибочно указано, что должность Главы Марьяновского городского поселения – не муниципальная должность; решением Совета Марьяновского городского поселения от 30 марта 2021 г. указанное решение отменено как противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Утверждение ФИО1 о том, что ни должностная инструкция, ни положения Устава, ни иные муниципальные правовые акты Марьяновского городского поселения не содержат указаний о том, что занимаемая ею должность заместителя Главы Марьяновского городского поселения является должностью, непосредственно учрежденной для обеспечения исполнения полномочий Главы Марьяновского городского поселения, является ошибочным, противоречащим положениям Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закона Омской области от 13 ноября 2007 г. № 969-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы в Омской области».
Также судебная коллегия не находит правовых оснований согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что фактически деятельность ФИО1 как заместителя Главы Марьяновского городского поселения была направлена на обеспечение полномочий не главы муниципального образования, а местной администрации как органа местного самоуправления в целом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ статьи муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
В ходе разбирательства по делу установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 в своей деятельности руководствовалась должностной инструкцией заместителя Главы Администрации Марьяновского городского поселения, утвержденной Главой Марьяновского городского поселения, разделом 2 которой предусмотрены должностные обязанности заместителя Главы (т. 1 л.д. 227-229).
В соответствии с трудовым законодательством, трудовая функция сотрудника подразумевает работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью, квалификацией, конкретным видом поручаемой работы. В каждом конкретном случае работодатель определяет трудовую функцию работника и устанавливает квалификационные требования к нему.
В письме от 30 ноября 2009 г. № 3520-6-1 Роструд отмечает, что трудовая функция работника определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией. Должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ глава муниципального образования является представителем нанимателя (работодателем), осуществляющим от имени органа местного самоуправления полномочия нанимателя.
Являясь представителем нанимателя (работодателем), Глава Марьяновского муниципального района определил круг полномочий по определенным направлениям деятельности Администрации, которые закрепил за своим заместителем, что находится в его исключительной компетенции.
Как следует из положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в том числе статьи 36 данного закона, правовой статус главы муниципального образования, будучи определенным образом обособленным в организационно-правовой системе муниципальной власти, тем не менее всегда реализуется в системной взаимосвязи со статусными характеристиками иных должностных лиц местного самоуправления, а именно, либо председателя представительного органа муниципального образования, либо главы местной администрации.
Как указывалось ранее, согласно пункту 5 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в случае избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, он возглавляет местную администрацию.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Устава Администрация Марьяновского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 33 Устава предусмотрено, что деятельностью Администрации Марьяновского городского поселения руководит на основе единоначалия Глава Администрации. Главой Администрации Марьяновского городского поселения является Глава Марьяновского городского поселения.
Решением Совета Марьяновского городского поселения от 21 августа 2012 г. № 26/5 утверждено Положение об Администрации Марьяновского городского поселения (далее – Положение об Администрации).
Пунктом 3 указанного Положения также предусмотрено, что Глава Марьяновского городского поселения руководит Администрацией на правах единоначалия (является Главой Администрации).
Полномочия Администрации Марьяновского городского поселения по решению вопросов местного значения закреплены в пункте 2 Положения об Администрации Марьяновского городского поселения, в том числе: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; разработка проекта правил благоустройства; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В пункте 4 Положения об Администрации Марьяновского городского поселения предусмотрены полномочия Главы Администрации, в том числе осуществление общего руководства деятельностью Администрации, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции Администрации.
Таким образом, Глава Марьяновского городского поселения, замещая выборную муниципальную должность и возглавляющий администрацию Марьяновского городского поселения, призван обеспечивать надлежащее исполнение всех возложенных на местную администрацию полномочий, что обоснованно вытекает из законодательно установленного принципа единоначалия в руководстве местной администрацией.
Вышеуказанное, вопреки выводам суда первой инстанции, обоснованно свидетельствует о том, что закрепленный за ФИО1 ряд обязанностей по определенным направлениям деятельности Администрации Марьяновского городского поселения в решении вопросов местного значения направлен на обеспечение исполнения полномочий Главы Марьяновского городского поселения.
Принимая во внимание изложенное, приведенные выше правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, установленные фактические обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности прекращения с ФИО1 трудового договора на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными уведомления от 8 февраля 2021 г., распоряжения Администрации Марьяновского городского поселения от 10 февраля 2021 г. № 12 «Об увольнении» и восстановлении на работе в должности заместителя Главы Администрации Марьяновского городского поселения.
Также подлежат оставлению без удовлетворения производные исковые требования об аннулировании в трудовой книжке записи об увольнении, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Вместе с тем судебная коллегия отмечает, что не могут быть приняты во внимание ссылки подателя жалобы на неоднократные отложения судебных заседаний, учитывая, что такие отложения имели место по объективным причинам, в целях полного установления обстоятельств дела и предоставления возможности сторонам сформировать свою позицию по спорным правоотношениям, в связи с чем не могут свидетельствовать о нарушении принципа состязательности.
В связи с тем, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были допущены нарушения норм материального права, решение не может быть признано законным и обоснованным и в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Марьяновского районного суда Омской области от 6 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 Администрации Марьяновского муниципального образования Марьяновского городского поселения Марьяновского района Омской области о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий
Судьи