Председательствующий: Беспятова Н.Н. Дело № 33- 2167/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Ланцовой М.В., Чеботаревой Е.А.,
при секретаре Асланян Л.Н. рассмотрела в судебном заседании 22 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 22 января 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования Фролова Н. А. удовлетворить.
Обязать Администрацию Омского района Омской области в срок до 25.02.2014 г. составить и заверить подписью уполномоченного лица и печатью декларацию о созданном объекте недвижимости – жилом доме, расположенном по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. категория земель: земли населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки, местоположение которого определено примерно в <...> м. по направлению на запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, в части реквизитов декларации: «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)»».
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фролов Н.А. обратился в суд с иском к Администрации Омского муниципального района Омской области, указав на то, что на основании договора № <...> аренды от 11.04.2014 он является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. категория земель: земли населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки, местоположение которого определено примерно в <...> м по направлению на запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>. 09.06.2014 им было получено разрешение на строительство жилого дома на арендованном земельном участке, 28.05.2014 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <...>. В границах арендованного земельного участка им возведен жилой дом, после чего 23.07.2014 он обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный учет объекта капитального строительства. Решением от 04.08.2014 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области приостановило осуществление кадастрового учета, в том числе по причине того, что в составе приложения к техническому плану отсутствует декларация, являющаяся его неотъемлемой частью. В данной связи он обратился в Администрацию Омского района с заявлением о составлении декларации о созданном гражданином - арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, объекте недвижимости. Однако ответом от 12.09.2014 в удовлетворении заявления было отказано по причине того, что в нормативных актах отсутствует норма, обязывающая орган местного самоуправления составлять и заверять декларацию в таком случае. Указанное обстоятельство является препятствием для постановки возведенного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет здания, а соответственно и дальнейшей регистрации права собственности на него, что следует из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 15.10.2014. С учетом уточнения требований просил обязать Администрацию ОМР Омской области в срок до 25.02.2015 составить и заверить декларацию о созданном им объекте недвижимого имущества – индивидуальном жилом доме на предоставленному ему в аренду земельном участке в части реквизитов декларации: «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)».
В судебном заседании истец Фролов Н.А., его представители Фролова О.А., Майборода Е.Ю. в судебном заседании уточненные исковые требования истца поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Тодышев А.П. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Привалова Т.В. в судебном заседании пояснила, что требования истца являются законными и обоснованными.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Омской области в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Тодышев А.П. просит решение суда отменить. Ссылается на то, что ни Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», ни приказ Минэкономразвития России не содержат норм, обязывающих орган местного самоуправления заполнять и заверять декларацию о созданных гражданами – арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, объектах недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости спорные реквизиты декларации заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельным участком на праве аренды, исключительно в том случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет. Со ссылкой на Письмо Минэкономразвития России от 06.11.2013 № Д23и-5307 полагает, что декларация может быть составлена и заверена арендатором земельного участка. Исполнение решения суда при отсутствии у Администрации полномочий в отношении спорного вопроса будет затруднительным. Полагает, что судебное постановление предрешает существо того решения, которое вправе, при условии возложения законом соответствующих полномочий, принять орган местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации Омского муниципального района Омской области Тодышева А.П., поддержавшего доводы жалобы, представителя Фролова Н.А. – Майборода Е.Ю., представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Привалову Т.В., полагавших, что решение подлежит оставлению без изменения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 11.04.2014 г. между Администрацией Омского муниципального района Омской области и Фроловым Н.А. заключен договор № <...> аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, для размещения дома индивидуальной жилой застройки, местоположение которого определено примерно в <...> м. по направлению на запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>.
Срок аренды земельного участка составляет три года с даты государственной регистрации договора (п. 1.2 договора).
<...> сторонами составлен акт приема-передачи земельного участка. (<...>).
Ограничение (обременение) права зарегистрировано <...> <...>).
09.06.2014 г. Администрацией Дружинского сельского поселения Омского района Омской области имя Фролова А.Н. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома площадью застройки <...> кв.м., с количеством этажей - <...> площадью объекта строительства в соответствии с проектной документацией <...> кв.м., площадь земельного участка <...> кв.м., расположенного по адресу: <...> (<...>).
Постановлением Администрации Дружинского сельского поселения Омского района Омской области № <...> от 28.05.2014 г. утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, площадью <...> кв.м., разработанный Администрацией Дружинского сельского поселения Омского района Омской области (<...>).
Как следует из технического плана здания, в <...> году в границах земельного участка с кадастровым номером <...>, истцом возведен жилой дом площадью <...> кв.м., количеством этажей – <...>, местоположение: <...>
Постановлением Администрации Дружинского сельского поселения Омского района Омской области № <...> от 10.06.2014 г. указанному жилому дому присвоен адрес: <...> (<...>).
23.07.2014 г. в орган кадастрового учета Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области поступило заявление о постановке на государственный учет объекта капитального строительства, поданное кадастровым инженером <...>., с приложением технического плана от 22.07.2014 г., в составе которого имелась декларация от 16.07.2014 об объекте недвижимости, составленная и заверенная Фроловым Н.А. как арендатором земельного участка.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 04.08.2014 г. приостановило осуществление кадастрового учета, в том числе по причине того, что в составе приложения к техническому плану отсутствует декларация, являющаяся его неотъемлемой частью, составленная в соответствии с требованиями действующего законодательства (<...>).
На обращение 14.08.2014 г. кадастрового инженера <...> в интересах истца о составлении декларации о созданном объекте недвижимости, Администрацией Омского муниципального района Омской области был дан ответ об отказе в составлении такой декларации. При этом из ответа следовало, что ни Закон о кадастре, ни приказ Минэкономразвития России не содержат норм, обязывающих (позволяющих) органу местного самоуправления заполнять и заверять декларации о созданных гражданами – арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, объектах недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости реквизиты «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», заполняются в отношении лица (его представителя), обладающим соответствующим земельным участком праве аренды, исключительно в том случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет. По мнению Администрации ОМР Омской области, в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок менее чем пять лет, вышеупомянутые реквизиты не заполняются.
05.11.2014 г. ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по причине отсутствия в составе технического плана декларации, заполненной в соответствии с п. 2, 20, 21 Приказа Министерства экономического развития РФ № 628 от 13.12.2010 г.
В ответах на обращения Фролова Н.А. орган кадастрового учета – Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, Управление Росреестра по Омской области указали, что в случае создания объекта недвижимости на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности, и соответствующий договор аренды заключен на срок менее пяти лет декларация об объекте недвижимости должна быть составлена органом местного самоуправления (как правообладателем земельного участка, органом, уполномоченным распоряжаться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена). (<...>).
Указанные обстоятельства явились поводом для обращения Фролова Н.А. в суд с указанными требованиями.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции дал верную оценку фактическим обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Согласно ч. 1, 2 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Статьей 22 Закона о кадастре предусмотрено, что если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в том числе, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
На основании положений ч. 4 ст. 8 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 №191-ФЗ (в редакции, действовавшей до 28.02.2015), ст. 51, ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что по смыслу указанных норм права, до 1 марта 2015 года кадастровый (технический) паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства в черте поселения - приусадебный земельный участок), получение разрешения на ввод такого объекта ИЖС не является обязательным требованием для проведения государственной регистрации этого объекта.
На основании Федерального закона от 28.02.2015 №20-ФЗ срок, указанный в ч. 4 ст. 8 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 №191-ФЗ, продлен до 01 марта 2018 г.
Согласно ст. 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (ч. 1 ст. 41).
В силу ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.
В случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 10 ст. 41 Закона о кадастре).
Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 №628 утверждена форма декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке.
В соответствии с п. 2 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости (далее - Требования) декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства.
При этом Декларация о созданных объектах недвижимости составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такое здание, сооружение, объект незавершенного строительства.
На основании приказа Минэкономразвития России от 31.12.2013 №805 Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости были дополнены пунктом 21. Изменения вступили в силу с 30.06.2014.
В пункте 21 Требований указано, что в случае если Декларация заполняется в отношении созданного объекта недвижимости, реквизиты "Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" и "Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельным участком на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет (далее - правообладатель), реквизит "Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" - в отношении представителя правообладателя такого земельного участка.
Правильно проанализировав указанные положения Федерального закона, нормативно-правовых актов, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что п. 21 Требований к числу правообладателя земельного участка, на котором создан объект недвижимости относит не всех арендаторов земельных участков а только тех, срок договора аренды которых составляет более пяти лет.
Судебная коллегия отмечает, что статьей 20 Закона о кадастре также предусмотрено право лица, обладающего земельным участком, находящемся в государственной или муниципальной собственности, на праве аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), обратиться с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, с заявлением об учете адреса правообладателя земельного участка, здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.
Кроме того, на основании ч. 2 ст. 615 ГК РФ, п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Таким образом, приведенные положения закона расширяют перечень прав арендаторов по долгосрочным договорам аренды земельных участков, заключенным на срок более чем пять лет.
Договор аренды заключен между Фроловым Н.А. и Администрацией Омского муниципального района на срок 3 года, условиями договора арендодателю предоставлено право осуществлять проверку соблюдения арендатором условий настоящего договора (п. 5.2 договора).
Удовлетворяя требования Фролова Н.А., суд первой инстанции учел, что органом кадастрового учета не принята составленная и заверенная самостоятельно арендатором земельного участка Фроловым А.Н. декларация о созданном объекте недвижимости, отсутствие иной возможностей у истца по представлению в орган кадастрового учета декларации о созданном объекте недвижимости без участия органа местного самоуправления, а также отсутствие иных препятствий в постановке на кадастровый учет построенного истцом объекта, до 01.03.2015 на основании п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» орган местного самоуправления являлся специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными на территории Омской области, государственная собственность на которые не разграничена.
При таком положении решение суда о возложении на Администрацию ОМР Омской области обязанности заверить декларацию об объекте недвижимости, созданном на земельном участке, предоставленном заявителю на праве аренды на срок менее 5 лет, не противоречит нормам действующего законодательства.
Вновь приводимые в жалобе доводы представителя Администрации Омского муниципального района Омской области о том, что ни Закон о кадастре, ни приказ Минэкономразвития России не содержат норм, обязывающих орган местного самоуправления заполнять и заверять декларацию о созданных гражданами – арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, объектах недвижимости; в отношении созданного объекта недвижимости спорные реквизиты декларации заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельным участком на праве аренды, исключительно в том случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет, судебная коллегия отклоняет как основанные на неправильном толковании норм действовавшего на момент рассмотрения дела законодательства.
Ссылка администрации муниципального района на письмо Минэкономразвития России от 06.11.2013 №Д23и-5307, согласно которому декларация может быть составлена и заверена арендатором земельного участка, поводом для апелляционного вмешательства явиться не может, поскольку указанное письмо издано до внесения изменений в Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости на основании приказа Минэкономразвития России от 31.12.2013 №805.
Доводы жалобы о том, что исполнение решения суда при отсутствии у Администрации полномочий в отношении спорного вопроса будет затруднительным, на правильность судебного постановления не влияет.
Также подлежит отклонению суждение подателя жалобы о том, что судебное постановление предрешает существо того решения, которое вправе принять орган местного самоуправления, при условии возложения законом соответствующих полномочий. До обращения в суд с настоящими требования Фролов А.Н. в лице кадастрового инженера обращался в администрацию Омского муниципального района с вопросом о составлении декларации, 12.09.2014 заявителю дан ответ об отказе в совершении указанных действий.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского районного суда Омской области от 22 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: