Председательствующий: Григорец Т.К. Дело № 33-3881/2018
Строка по статотчету 066г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Кочеровой Л.В., Леневой Ю.А.,
при секретаре Фадеевой О.В.
рассмотрела в судебном заседании 20 июня 2018 года
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Омска от 30 марта 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Кировском АО г. Омска о включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, перерасчете пенсии.
В обоснование иска указал, что с <...> является получателем пенсии по инвалидности.
Достигнув возраста 55 лет, неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако решением пенсионного органа в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа (не менее 25 лет).
При этом ответчиком из страхового стажа необоснованно исключены: период обучения в <...> с <...> по <...>, период военной службы по призыву с <...> по <...>, период предпринимательской деятельности на территории <...> с <...> по <...>.
Просил включить спорные периоды в страховой стаж, признать право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с установлением повышенного базового размера пенсии с <...>, обязать ответчика произвести перерасчет произведенных пенсионных выплат с <...> с учетом установленного повышенного базового размера пенсии.
Истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании иск поддержали.
Представитель ГУ-УПФ РФ в Кировском АО г. Омска - ФИО3 иск не признала, суду пояснила, что периоды военной службы по призыву и обучения в <...> включены пенсионным органом в страховой стаж истцу в добровольном порядке. Факт осуществления ФИО1 предпринимательской деятельности на территории <...> в заявленный период ответчиком не оспаривается, однако поскольку сведения об уплате им страховых взносов на пенсионное обеспечение за данный период отсутствуют, оснований для включения в страховой стаж заявленного периода работы не имеется.<...>
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда.
Не соглашается с выводом суда о том, что факт его обращения в пенсионный орган за назначением досрочной пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера по достижении 55-летнего возраста не нашел своего подтверждения, а имел место быть <...>.
Указывает, что представленный в материалы дела ответ ГУ-УПФ РФ в Кировском АО г. Омска от <...>№ <...> свидетельствует о предоставлении ответчику документов, необходимых для установления льготной пенсии. Подача заявления (обращения) ранее достижения 55-летнего возраста по смыслу норм ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не является препятствием для его рассмотрения пенсионным органом и принятия решения со дня возникновения права на получение пенсии, то есть с <...>.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ФИО1 – ФИО2. поддержавшего жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, <...> года рождения, признан инвалидом <...> группы, с <...> являлся получателем страховой пенсии по инвалидности, с <...> ему назначена страховая пенсия по старости за работу в районах Крайнего Севера.
При этом в страховой стаж истцу пенсионным органом в добровольном порядке включены: период обучения в <...> с <...> по <...>, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с <...> по <...>.
Обращаясь в суд, ФИО1 указал, что с <...> по <...> осуществлял предпринимательскую деятельность на территории <...>, этот период ответчиком не включен ни в страховой, ни в специальный стаж в связи с отсутствием сведений об уплате страховых платежей.
Полагая, что указанный период работы необоснованно не включен в страховой (специальный) стаж, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшем на дату возникновения спорных правоотношений), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующем с 01.01.2015.
При назначении страховых пенсий действующим законодательством определены два вида стажа: страховой стаж – для определения права на страховую пенсию, который учитывается на дату назначения пенсии, и общий трудовой (страховой) стаж – для определения размера пенсии учитывается общий трудовой (страховой) стаж по состоянию на 01.01.2002.
Размер страховой пенсии, исчисленный по нормам данного закона, зависит от суммы набранных индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) и стоимости одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии.
В ходе рассмотрения спора судом установлено, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <...> по <...> на территории <...>.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, и действовавшими на момент назначения пенсии истцу, периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 01.01.1991 подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей, указанные периоды деятельности, начиная с 01.01.1991, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 13). Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выданным территориальным налоговым органом. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 01.01.2001 документом территориальных органов Пенсионного фонда РФ в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты РФ, а за периоды после 01.01.2001 - документом территориальных налоговых органов (п.14).
В судебном заседании истец пояснить, каким образом им в спорные периоды выполнялась обязанность по уплате платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, не смог; факт неуплаты страховых взносов за период с <...> по <...> подтвердил. По выписке из лицевого счета застрахованного лица усматривается, что на индивидуальном лицевом счете ФИО1 сведения об уплаченных страховых взносах за спорный период отсутствуют.
Отсюда суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что период индивидуальной трудовой деятельности не может быть включен в общий трудовой стаж до <...> в полном объеме – с <...> по <...>.
Таким образом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы истца ФИО1 о неверном определении ответчиком стажа для назначения пенсии и исчислении размера страховой пенсии, как основанных на неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Обращаясь в суд с требованием об изменении даты назначения пенсии за работу в районах Крайнего Севера с даты возникновения права на досрочную пенсию - с <...> с возложением на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет страховой пенсии, истец указал, что неоднократно обращался к ответчику с заявлением о назначении льготной пенсии, в чем ему было необоснованно отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о выплате страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с <...>, суд первой инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пришел к выводу о том, что правовые основания для выплаты истцу страховой пенсии по старости с указанной даты отсутствуют, поскольку истец с заявлением о назначении данной пенсии с <...> в связи с достижением им возраста 55 лет в ГУ УПФР в КАО г. Омска не обращался, тогда как данная пенсия назначается только по заявлению гражданина. В пенсионном деле ФИО1 имеется собственноручно подписанное им заявление о переводе с пенсии по инвалидности на льготную пенсию по старости, датированное <...>.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста 55 лет для мужчин, наличие не менее 25 лет календарного страхового стажа, наличие не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера (ст. ст. 14, 15).
Согласно пункту 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
В соответствии с пунктом 15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственных пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 № 17/19пб пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.
Судом первой инстанции не установлено каких-либо нарушений прав истца со стороны ответчика при назначении ему досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости, поскольку законом предусмотрен заявительный характер назначения трудовой (страховой) пенсии, каких-либо доказательств, свидетельствующих об обращении истца в Управление ПФР с соответствующим заявлением о назначении льготной пенсии в оспариваемый период и ранее истцом суду не представлено. При этом закон не обязывает пенсионный орган уведомлять граждан об их праве на получение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера. Кроме того, смена вида пенсии к изменению ее размера не повлекла бы.
Доводы истицы в апелляционной жалобе о том, что неоднократные письменные обращения истца в Управление пенсионного фонда РФ в КАО г. Омска за разъяснениями по вопросам пенсионного обеспечения свидетельствуют о заявительном обращении истца о переводе с пенсии по инвалидности на досрочную пенсию по старости, данный факт сам по себе не является основанием для возложения на ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска обязанности по перерасчету истцу досрочной страховой пенсии по старости с <...>.
Требования истца об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части (не 1,7, а 1,8) не основаны на законе.
Трудовая деятельность ФИО1 осуществлялась на территории <...>.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5 до 1.8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Постановлением Совмина РСФСР от 20.03.1991 № 162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, содержатся в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, Пенсионного Фонда РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995.
В соответствии с указанным Информационным письмом, для всей территории <...> (за исключением <...>) установлен коэффициент (для расчета пенсий, стипендий и пособий), применяемый для работников непроизводственных отраслей, равный - 1.6. Соответственно отношение среднемесячного заработка ФИО1 составляет - 1.7.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что при расчете пенсии истца ответчиком правильно применен коэффициент 1.7, в связи с чем оснований для перерасчета назначенной ему пенсии с применением коэффициента 1.8. не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда г. Омска 30 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: