НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 18.10.2023 № 2-2719/2023

Председательствующий: Величева Ю.Н. № 33-6455/2023

55RS0007-01-2023-002382-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 18 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Осадчей Е.А.,

судей областного суда Перфиловой И.А., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Нецикалюк А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2719/2023

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области

на решение Центрального районного суда г. Омска от 25 июля 2023 года по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Сковрон Н.Л., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование требований указала, что в феврале 2022 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости. В назначении пенсии ей было отказано.

В августе 2022 года ей повторной было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью страхового стажа, не хватало около 4 месяцев. Она устроилась на работу. 26.10.2022 ей была установлена пенсия. Однако 22.03.2023 получила решение об отказе в установлении пенсии № <...>, в котором указано, что в соответствии с вступившим в силу с 21.10.2022 Договором о сотрудничестве между РФ и Республикой Таджикистан не учитывает страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан, а также не учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории Республики Таджикистан.

С учетом изменений исковых требований просила включить в страховой стаж все периоды работы, указанные в трудовой книжке, которые изначально были учтены пенсионным органом при назначении пенсии, дополнительно включить период работы с 07.08.1991 по 10.12.1991 (120 трудодней) в колхозе, периоды ухода за детьми, назначить страховую пенсию по старости с даты возникновения права.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом их изменений поддержала в полном объеме.

Представитель истца ФИО1 ФИО2, действовавший на основании устного ходатайства, измененные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области своих представителей в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.

Ранее представитель ответчика ФИО3 в судебных заседаниях пояснил, что на дату первичного обращения истца с заявлением о назначении пенсии истцу недостаточно было страхового стажа. После того, как истцу была назначена пенсия с 26.10.2022 в дальнейшем было принято решение об отказе в установлении пенсии 22.03.2022, поскольку на дату повторного обращения с 21.10.2022 вступил в силу Договор о сотрудничестве между РФ и Республикой Таджикистан, в соответствии с которым при назначении пенсии в РФ не учитывает страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан, а также не учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории Республики Таджикистан. С учетом действия нового договора страховой стаж истца составил 2 месяца 25 дней (период работы на территории РФ).

Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 03.07.1989 по 01.03.1991 в должности швеи-мотористки в Душанбинской трикотажной фабрике; с 14.12.1991 по 14.03.2000 в производственно-кулинарном объединении школьного питания Железнодорожного района; с 15.07.1991 по 15.11.1991 колхозницей в колхозе Москва города Гиссар Республики Таджикистан; период учебы 01.09.1987 по 14.06.1989 в СПТУ № 28; периоды ухода за детьми: ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по 18.07.1995; ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по 09.07.1997; ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по 14.09.2001, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по 14.10.2006.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области возложена обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» с 16.03.2022.

При назначении страховой пенсии по старости зачтена сумма фактически выплаченной ФИО1 страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 26.10.2022 по 31.03.2023.

С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области взысканы в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области ФИО4, действующая на основании доверенности, просит решение отменить, указывая, что правовых оснований для включения периода работы с 15.07.1991 по 15.11.1991 не имелось, поскольку отсутствует документальное подтверждение данного периода. В трудовой книжке истца запись о периоде работы с 15.07.1991 по 15.11.1991 отсутствует. Полагают, что судом первой инстанции не учтены разъяснения Министерства сельского хозяйства РФ от 09.06.2001 № 25-11/412, согласно которым понятие «трудодень» не отождествляется с понятием «рабочий день». Обращают внимание на тот факт, что ФИО1 не являлась членом колхоза Москва города Гиссара Республики Таджикистан. В представленной архивной справке указаны трудодни (на основании лицевых счетов), сведения о том, в какие конкретно месяцы проходила работа в колхозе неизвестно. При вынесении решения о перерасчете размера пенсии с учётом периода с 15.07.1991 по 15.11.1991 с даты назначения (16.03.2022) пенсии судом не учтен тот факт, что документов, подтверждающих спорный период при назначении пенсии представлено не было. Обращают внимание, что архивная справка выдана 12.07.2023 и не могла быть представлена в 2022 году при подаче заявления о назначении пенсии.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО5, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Нарушения норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции допущены не были.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).

Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федеральный закон «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 15.02.2022 ФИО1 обратилась в ГУ ОПФР по Омской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ГУ- ОПФР по Омской области от 18.05.2022 № <...> в установлении пенсии по п.1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» ФИО1 отказано по причине отсутствия требуемого стажа и требуемой величины ИПК.

По подсчетам пенсионного органа страховой стаж составил 0, величина ИПК 0. В страховой стаж не включены периоды работы, отраженные в трудовой книжке, поскольку на титульном листе имеются исправления в имени, не заверенные должным образом, также не читается оттиск печати на записи об увольнении по периодам работы с 03.07.1989 по 01.03.1991, с 14.12.1991 по 10.05.1995; печать не соответствует наименованию организации, которая внесла запись о приеме, по периоду работы с 11.05.1995 по 23.03.2001. Также не учтен период учебы с 01.09.1987 по 14.07.1989 в СПТУ-28 г. Душанбе, поскольку по состоянию на 31.12.2001 истец не проживала на территории РФ. Не учтены периоды ухода за детьми до полутора лет, но не более 6 лет в совокупности, так как данным периодам работы не предшествовали и за ними не следовали периоды работы.

Впоследствии в материалы пенсионного дела поступили запрошенные документы.

Решением ГУ - ОПФР по Омской области от 12.08.2022 во изменение решения об отказе в установлении пенсии от 18.05.2022 № 61424/22 в установлении пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.

По представленным документам страховой стаж посчитан пенсионным органом в размере 12 лет 11 месяцев 1 день (с учетом периодов работы, периода ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., но не более 1,5 лет) и в размере 14 лет 8 месяцев 14 дней (определен с учетом периодов работы, периода учебы, периода ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., но не более 1,5 лет). Величина ИПК составила 30,315.

Периоды, включенные ответчиком в страховой стаж: периоды работы с 03.07.1989 по 01.03.1991, с 14.12.1991 по 18.01.1994, с 19.07.1995 по 09.01.1996, с 10.07.1997 по 14.03.2000; период учебы с 01.09.1987 по 14.06.1989; период ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. до достижения ими полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.

Решением от 26.10.2022 № <...> ФИО1 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 26.10.2022.

22.03.2023 ОСФР по Омской области вынесло решение № 373234/22 об отказе в установлении пенсии (по заявлению ФИО1 от 26.10.2022), согласно которому в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» ФИО1 отказано по причине несоблюдения условий назначения пенсии.

В решении об отказе в назначении пенсии пенсионный орган указал, что с 21.10.2022 вступил в силу Договор о сотрудничестве между РФ и Республикой Таджикистан в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021, в соответствии с которым при назначении пенсии в РФ не учитывается страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан, а также не учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории Республики Таджикистан.

По подсчетам пенсионного органа страховой стаж ФИО1 составил 2 месяца 25 дней (период работы в РФ), все периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории Республики Таджикистан, исключены из страхового стажа. Также не учтены дети, поскольку они родились на территории Республики Таджикистан.

Полагая свои пенсионные права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд за их защитой.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в страховой стаж ФИО1 периодов работы, отраженных в трудовой книжке ФИО1: с 03.07.1989 по 01.03.1991, с 14.12.1991 по 14.03.2000.

Учитывая положения п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, согласно которому кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в страховой стаж ФИО1 период обучения с 01.09.1987 по 14.06.1989 в СПТУ №28 в г. Душанбе.

Судом установлено, что факт рождения детей ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и достижение детьми возраста полутора лет подтверждены документально, между указанными периодами работы следует трудовая деятельность, в связи с чем периоды ухода за детьми до достижения ими полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности, подлежат включению в страховой стаж как нестраховые периоды. Судом первой инстанции в страховой стаж ФИО1 включены периоды ухода за четырьмя детьми ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., что в совокупности составляет 6 лет.

Судом первой инстанции распределены судебные расходы.

В данной части решение суда не оспаривается, предметом проверки в силу положений ст. 327.1 ГПК РФ не является.

Судом установлено, что ФИО1 не являлась членом колхоза Москва города Гиссар (таких данных справка не содержит), была наемным работником, с 14.12.1991 истец была принята на работу в производственно-кулинарное объединение школьного питания, в связи с чем суд первой инстанции включил в страховой стаж истца период работы в колхозе Москва города Гиссар в количестве 120 трудодней с 15.07.1991 по 15.11.1991.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на ответчика назначить ФИО1 страховую пенсию с 16.03.2022.

Судом учтено, что истец с 26.10.2022 по 31.03.2023 получала страховую пенсию по старости, выплата которой в последующем была прекращена, в связи с чем полагал необходимым при назначении страховой пенсии по старости зачесть сумму фактически выплаченной ФИО1 страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 26.10.2022 по 31.03.2023.

Проверяя решение суда в пределах доводов жалобы ответчика, судебная коллегия исходит из следующего.

Республика Таджикистан и Российская Федерация являлись участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее – Соглашение от 13.03.1992).

Согласно статье 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

С 21.10.2022 вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021 (далее – Договор от 15.09.2021).

В соответствии со статьей 19 Договора от 15.09.2021 право на пенсию в соответствии с названным Договором возникает с даты вступления его в силу.

Для установления права на пенсию в соответствии с положениями названного Договора принимается во внимание страховой стаж, который в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон приобретен и до вступления в силу названного Договора.

В соответствии с п. 3 статьи 21 Договора от 15.09.2021 одновременно со вступлением в силу названного Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение от 13.09.1992.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 Договора от 15.09.2021 каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено названным Договором.

При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:

в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;

в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.

По правилам п. 9 ст. 9 Договора от 15.09.2021 при определении права на досрочную страховую пенсию по старости (по возрасту), которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные:

в отношении Российской Федерации - на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;

в отношении Республики Таджикистан - на территории Республики Таджикистан, а также на территории бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики.

Поскольку Договор от 15.09.2021 вступил в силу с 21.10.2022, истец первоначально обратилась с заявлением о назначении пенсии 15.02.2022, соответственно, при оценке пенсионных прав истца по состоянию на 15.02.2022 необходимо руководствоваться положениями Соглашения от 13.03.1992.

Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены «Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», согласно которым при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР; при этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», когда в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации (п. 5).

В соответствии с абзацем 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

ФИО6 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п.1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением от 18.05.2022 № <...> ей было отказано в назначении пенсии, установлено, что по представленным документам и имеющимся у пенсионного органа сведениям, страховой стаж у ФИО1 отсутствует, величина ИПК определена – 0.

Решением пенсионного органа от 12.08.2022 № <...> во изменение решения об отказе в установлении пенсии от 18.05.2022 № <...> по представленным документам и имеющимся у пенсионного органа сведениям пенсионным органом определен страховой стаж ФИО1 14 лет 8 месяцев 14 дней.

Из имеющегося в пенсионном деле расчета стажа усматривается, что стаж ФИО1 с учетом постановления Конституционного Суда РФ № 2-П составляет суммарно 15 лет. При этом в решении пенсионного органа указано, что ФИО1 не могут быть применены положения постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П.

Таким образом, на момент ее обращения пенсионным органом бесспорно определен страховой стаж ФИО1 14 лет 8 мес. 14 дн.

ФИО1 просила о включении в страховой стаж работу в колхозе «Москва» в 1991 году.

Согласно пункту 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 № 1015 (далее - Правила), периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Период работы в 1991 г. в колхозе Москва города Гиссар Республики Таджикистан колхозницей в количестве 120 трудодней не отражен в трудовой книжке ФИО1

Данный период работы подтверждается архивной справкой Государственного учреждения «Межведомственный архив документов личного состава при исполнительных органах государственной администрации города Гиссара» от 12.07.2023 № 379.

Данная архивная справка имеет подпись директора межведомственного архива ФИО7, печать архива, соответствующий штамп архива.

Осуществлен перевод текса штампа и печати на архивной справке от 12.07.2023 № 379, заверен нотариально. Сомнений в подлинности документа представленная истцом справка у судебной коллегии не вызывает.

Согласно вышеприведенной справке ФИО1 действительно в 1991 г. работала колхозницей, отработала 120 трудодней, получена заработная плата в размере 225-31, справа выдана на основании лицевого счета <***> (основание фонд, опись 2; заработная плата выплачивалась в советских рублях и копейках).

Согласно п. 65 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 в случае если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о включении в страховой стаж истца период работы в колхозе Москва города Гиссар в количестве 120 трудодней с 15.07.1991 по 15.11.1991.

Вопреки доводам жалобы отсутствие указания на месяц выполнения работ не лишает ФИО1 права на включение периода работы в ее страховой стаж, что прямо предусмотрено Правилами.

Указание в апелляционной жалобе на отсутствие записи о периоде работы с 15.07.1991 по 15.11.1991 в трудовой книжке не влечет отмену решения суда в указанной части, поскольку Правилами допускается принятие иных документов, подтверждающих трудовую деятельность.

Утверждения в апелляционной жалобе о том, что ФИО1 не являлась членом колхоза иные выводы при разрешении требований ФИО1 не влекут, поскольку данные обстоятельства приняты во внимание судом первой инстанции, в связи с чем учтен не весь год работы, а фактическое исполнение трудовых обязанностей.

С учетом изложенного отклоняются доводы жалобы о том, что понятия «трудодень» не отождествляется с понятием «рабочий день», поскольку с учетом положений Правил они не имеют правового значения.

Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода отклоняются, поскольку в материалы дела представлены достоверные, допустимые доказательства трудовой деятельности ФИО1 в спорный период.

Разрешая требования о назначении пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку не момент ее обращения страховой стаж составлял более 15 лет (14 лет 8 мес. 14 дн. + 4 мес.). Поскольку ФИО1 достигла возраста 50 лет – 16.03.2022, судом первой инстанции назначена пенсия с указанной даты, с момента возникновения права на пенсию.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области указывает, что при вынесении решения о перерасчете размера пенсии с учётом периода с 15.07.1991 по 15.11.1991 с даты назначения (16.03.2022) пенсии судом не учтен тот факт, что документов, подтверждающих спорный период при назначении пенсии представлено не было. Архивная справка выдана 12.07.2023 и не могла быть представлена в 2022 году при подаче заявления о назначении пенсии. Данные доводы подлежат отклонению.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В части 3 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила обращения за страховой пенсией).

Согласно пп. «в», «г» п. 18 Правил обращения за страховой пенсией при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного Фонда РФ (ныне - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Из пояснений ФИО1 следует, что она сообщала сотрудникам пенсионного органа об осуществлении трудовой деятельности в колхозе в 1991 г.

Представители пенсионного органа не разъяснили ФИО1 возможность представить сведения о периоде работы в колхозе, на нее не возлагалась необходимость представления дополнительных справок.

Сведений о направлении соответствующих запросов пенсионным органом для установления данного факта не имеется.

Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Более того, в силу п. 7.2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 названного Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Таким образом, доводы жалобы об отсутствии оснований для назначения пенсии с момента возникновения права на нее и произведении перерасчета не основаны на нормах права.

Кроме того, судебная коллегия полагает возможным отметить следующее.

Решением о назначении пенсии от 26.10.2022 № <...> ФИО1 назначена пенсия с 26.10.2022.

Из расчета стажа ФИО1 следует, что стаж по Федеральному закону № 400-ФЗ определен 13 лет 01 мес. 24 дня, стаж по Федеральному закону № 173-ФЗ – 11 лет 2 мес. 27 дн., стаж с учетом положения постановления Конституционного суда от 29.01.2004 № 2-П – 15 лет 2 месяца 23 дня.

Таким образом, у ФИО1 право на назначение страховой пенсии возникло ранее 21.10.2022. Она обращалась в пенсионный орган ранее за назначением пенсии.

Впоследствии 22.03.2022 Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области выносит решение об отказе в установлении пенсии.

Вместе с тем пенсионное законодательство не предусматривает самостоятельной вынесение решения об отказе в установлении пенсии после ее назначения и выплаты. Федеральным законом «О страховых пенсиях» предусмотрена процедура прекращения выплаты пенсии (ст. 25), или процедура устранения ошибки (ст. 28).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 14.01.2016 № 1-П, Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 22.08.2022 № 44-КГ22-11-К7 законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии. При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчету пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства.

В такой ситуации ФИО1 не может быть лишена права на получение пенсии, назначенной ей при наличии у нее ранее возникшего права на пенсию.

Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 25 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25.10.2023.