НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 18.05.2021 № 2-21/2021

Председательствующий: Батурина И.Ю. Дело № 33-2814/2021

(№ 2-21/2021)

55RS0027-01-2021-000015-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей Беспятовой Н.Н., Магденко И.Ю.,

при секретаре Лавровой Т.А.

рассмотрела в судебном заседании 18 мая 2021 года

дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 - ФИО2 на решение Оконешниковского районного суда Омской области от 15 марта 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Оконешниковском районе Омской области (межрайонному) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Оконешниковском районе Омской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

В обоснование иска указала, что с 2015 года является получателем страховой пенсии по старости в Российской Федерации. Изначально страховая пенсия по старости была назначена в соответствии с п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», от получения которой отказалась в заявительном порядке 24.07.2019 в пользу супруга ФИО3 Распоряжением пенсионного органа № <...> с 01.08.2019 выплата пенсии прекращена. Решением пенсионного органа от 10.04.2020 истице назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.8 Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ с 30.03.2020 бессрочно в размере 10 721 руб. 74 коп., после чего через 2 месяца размер пенсии был уменьшен до 8 580 руб.

За период получения пенсии по старости и по настоящее время трудоустроена.

На обращение в пенсионный орган получила ответ, что при назначении пенсии неверно произведена индексация, в связи с чем размер пенсии был уменьшен. Считает, что размер пенсии ответчиком рассчитан неверно, поскольку не учтены все условия для назначения пенсии, перерасчет пенсии произведен без учета реального заработка и стажа.

Просила обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии.

В судебном заседании истица ФИО1 участия не принимала.

Ее представитель ФИО2 иск поддержал, суду пояснил, что не согласен с решением пенсионного органа от 28.12.2020 №№ <...>, которым ФИО1 было отказано в перерасчете пенсии в связи с отсутствием оснований для перерасчета пенсии. Суду пояснил, что на протяжении периода до назначения досрочной страховой пенсии по старости, после отказа от ее получения работала, работодателем производилась уплата страховых взносов. В 2019 году отказалась от пенсии в пользу своего супруга, таким образом, до 30.03.2020 была обычным служащим, получателем пенсии она не числилась. 30.03.2020 Шевелева обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости, ввиду достижения требуемого пенсионного возраста при наличии соответствующего стажа, в этот период она не была работающим пенсионером. Полагал, что положения ст. 26.1 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» в данном случае применению не подлежат. Ответчик принял во внимание предыдущие показатели, в том числе предыдущий индивидуальный пенсионный коэффициент, и начислил истице пенсию без учета страховых взносов, которые ей начислялись в период 2019-2020 г.г. без индексации на уровне 2016 года, когда истица первый раз обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости.

Представители ответчика ГУ – УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области (межрайонное) ФИО5, ФИО6 иск не признали, суду пояснили, что расчет размера пенсии произведен в точном соответствии с действующим пенсионным законодательством.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 - ФИО2 считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы ссылается на положения п.5 ст.25 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Истица, отказавшись от получения пенсии в 2019 году, перестала быть пенсионером и поэтому при назначении пенсии 30.03.2020 не может считаться работающим пенсионером. Следовательно, при назначении пенсии вновь применению подлежат актуальные ИПК и только с 01.08.2020 индексация применяется, как работающему пенсионеру.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО7 изначально с 04.8.2016 являлась получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По заявлению пенсионера от 24.07.2019 выплата пенсии прекращена с 01.08.2019, о чем пенсионным органом вынесено распоряжение № <...>.

30.03.2020 ФИО1 обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях, решением ГУ УПФ РФ в Оконешниковском районе (межрайонное) от 10.04.2020 ей назначена страховая пенсия по старости на основании ст.8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 10 721 руб. 74 коп. (суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты пенсии), начиная с 30.03.2020 бессрочно.

За время получения страховой пенсии по старости являлась работающим пенсионером.

Из материалов дела следует, что расчет пенсии ФИО1 произведен Государственным учреждением- Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе (межрайонное) в соответствии со ст. 14,15,16 данного закона.

В соответствии с указанными нормами при расчете пенсии отдельно рассчитывается:

- пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002,

- пенсионный капитал с 01.01.2002, который состоит из суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002 (ст. 29.1 Закона). При этом стаж работы после 01.01.2002 на размер пенсии не влияет.

По данным пенсионного дела для расчета пенсии истице учтен стаж с 01.09.1981, продолжительность страхового стажа, учтенного при назначении пенсии, составила 34 года 8 месяцев 19 дней.

Расчет пенсии произведен ФИО1 исходя из ее осовремененного заработка за 2000-2001 годы, суммы валоризации, исходя из стажа до 1991 года 6 лет 4 месяца 18 дней, с учетом произведенных работодателями с 01.01.2002 отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании».

В частях 10 и 11 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ указаны формулы, по которым определяется величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, а также за периоды, имевшие место с 01.01.2015.

Оценка пенсионных прав ФИО1 производилась по п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (как наиболее выгодный вариант), расчетный капитал определялся по указанной в данном пункте формуле. По состоянию на 01.01.2002 расчетный размер трудовой пенсии истицы рассчитан следующим образом: 55%*753,88= 414,63 руб. Поскольку в силу п. 7 ст. 30 данного Федерального закона он не может быть менее 660 руб., с учетом надбавок, повышен истице до 660,00 руб. Пенсионный капитал составил 37462,95 руб., сумма валоризации – 33655,62. Размер пенсии, без учета фиксированной выплаты, определен в 5035,49 руб. ИПКс = 25,548, ИПКн=28,597, в том числе 16,2 – уход за детьми, 2,825 – уход за ребенком-инвалидом, 9,572 – баллы за период работы после 2015 года. Общая сумма коэффициентов определена в 54,145.

Пунктами 6-8 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что размер страховой пенсии в 2019 - 2024 годах корректируется с 1 января каждого года.

Стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 году устанавливается в размере, равном 87 руб. 24 коп., в 2020 году - 93 руб. 00 коп., в 2021 году - 98 руб. 86 коп., в 2022 году - 104 руб. 69 коп., в 2023 году - 110 руб. 55 коп., в 2024 году - 116 руб. 63 коп.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 01.01.2019 устанавливается в сумме, равной 5 334 руб. 19 коп., с 01.01.2020 - 5 686 руб. 25 коп., с 01.01.2021 – 6 044 руб. 48 коп., с 01.01.2022 - 6 401 руб. 10 коп., с 01.01.2023 - 6 759 руб. 56 коп., с 01.01.2024 – 7 131 руб. 34 коп.

Согласно материалам дела, ФИО1 изначально 04.07.2016 размер страховой пенсии составил 8 233,42 руб., который выплачивался ей как работающему пенсионеру, при этом стоимость 1 пенсионного коэффициента составила 74,27 руб.; с 01.02.2017 размер пенсии с учетом индексации составил 8 677,99 руб., к выплате как работающему пенсионеру ей причиталось 8 233,42 руб. (без индексации), стоимость пенсионного коэффициента составила 78,58 руб.

По состоянию 01.08.2017 на индивидуальном лицевом счете истицы дополнительно были учтены страховые взносы, в связи с чем произведен перерасчет размера пенсии как работающему пенсионеру, размере пенсии составил 8 804,78 руб., к выплате работающему пенсионеру – 8 339,85 руб., стоимость пенсионного коэффициента – 78,58 руб.; 01.01.2018 после индексации размер пенсии составил 9 130,68 руб., к выплате работающему пенсионеру без индексации – 8 339,85 руб., стоимость пенсионного коэффициента – 81,49 руб.; 01.08.2018 произведен перерасчет размер пенсии с учетом поступивших страховых взносов, размер пенсии составил 9 337,18 руб., к выплате работающему пенсионеру без индексации – 8 528,05 руб., стоимость пенсионного коэффициента – 81,49 руб.; 01.01.2019 после индексации размер пенсии составил 9 995,70 руб., к выплате работающему пенсионеру без индексации – 8 528,05 руб., стоимость пенсионного коэффициента составила 87,24 руб.

30.03.2020 истице назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях в размере 10 721,74 руб., к выплате как работающему пенсионеру без индексации определено 8 580,28 руб., стоимость пенсионного коэффициента составила - 93,00 руб., однако с учетом того, что перерыва в работе не было, расчет пенсии произведен из актуальной стоимости пенсионного балла, поэтому применилась стоимость пенсионного коэффициента в 74,27 руб.; 01.08.2020 произведен перерасчет размера пенсии, 01.01.2021 – индексация пенсии. На момент рассмотрения дела размер пенсии составил 1104,27 руб., стоимости пенсионного коэффициента 98,86 руб., к выплате как работающему пенсионеру без индексации – 8 735,80 руб.

Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы истицы о неправомерной выплате пенсии без учета индексации.

Так, выплата страховой пенсии в период осуществления пенсионерами работы и (или) иной деятельности урегулирована положениями статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно части 1 которой суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 указанного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. После прекращения осуществления пенсионерами трудовой деятельности выплата суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к ней осуществляется с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Таким образом, исчисление пенсий работающим пенсионерам предусмотрено без индексации, и не установлено каких-либо изъятий, обусловленных уважительностью причин, по которым пенсионер работал или осуществлял иную оплачиваемую деятельность, в этой связи приводимая в судебной коллегии ссылка истицы ФИО1 на вынужденный характер осуществления ею трудовой деятельности в период после назначения пенсии по старости правового значения не имеет.

Статья 26.1 вышеуказанного Федерального закона предусматривает выплату того же вида страховой пенсии исходя из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента только в случае прекращения работы.

Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен порядок учета пенсионных прав при назначении вновь страховой пенсии по старости независимо от основания ее назначения так, что в случае отказа от страховой пенсии по старости по одному основанию и назначения ее вновь по другому недопустимо применение при выплате пенсии работающему пенсионеру актуальной стоимости индивидуального пенсионного коэффициента.

На основании изложенного, пенсия истице по старости с 30.03.2020 установлена в размере 10 721,74 руб., к выплате направляется, как работающему пенсионеру, 8 580,28 руб., стоимость одного пенсионного коэффициента составляет 74,27 руб.

Разрешая спор, дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истицы, поскольку правовых оснований для удовлетворения требований не имеется, каких-либо неправомерных действий ответчика в отношении ФИО1 не установлено.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет пенсии произведен пенсионным органом в соответствии с действующим законодательством по наиболее выгодному для истца варианту, выплата пенсии производилась без учета индексации в силу прямого указания об этом в законе, основания для перерасчета отсутствуют. Нарушений пенсионных прав истицы судом не установлено.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют аналогичные доводы иска, были оценены и проверены судом, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат оснований к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Оконешниковского районного суда Омской области от 15 марта 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: