Председательствующий Глазкова Н.Г. Дело № 33-1756/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего ЛатышенкоН.Ф.,
судей ИволгинойН.В., Ершовой Л.А.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Совета Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области Мартынюк <...> на решение Исилькульского городского суда Омской области от 29 декабря 2014 года, которым решение Совета Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области № <...> от <...> года «Об утверждении Положения о дополнительном пенсионном обеспечении лиц, замещавших отдельные должности в Кухаревском сельском поселении Исилькульского муниципального района Омской области», признано незаконным и недействующим с момента его принятия.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор Исилькульской межрайонной прокуратуры Омской области обратился в суд с заявлением о признании решения Совета Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области № <...> от <...> года «Об утверждении Положения о дополнительном пенсионном обеспечении лиц, замещавших отдельные должности в Кухаревском сельском поселении Исилькульского муниципального района Омской области» незаконным и недействующим с момента его принятия.
В обоснование требований указал, что согласно указанному положению лица, замещавшие на постоянной основе муниципальные должности главы, председателя Совета Кухаревского сельского поселения, не менее одного года полномочий и освобожденные от указанных должностей не ранее <...> года, имеют право на пенсию за выслугу лет, которая устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях», или к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации (п.1 Положения). Также в Положении установлен размер такой пенсии и порядок её назначения. Решение введено в действие 18.11.2014 года.
Полагал, что установление гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления поселения в виде установления дополнительного пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме этого, установление оспариваемым нормативным правовым актом доплат к пенсии вышеуказанным лицам, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджета поселения, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
Доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по отношению к объему собственных доходов Кухаревского сельского поселения в течение двух из последних отчетных финансовых трех лет превышала 30%, что подтверждается Перечнем, утвержденным приказом Министерства финансов Омской области от 17.06.2013 года № 35.
Также прокурор сослался на наличие коррупциогенного фактора при принятии оспариваемого решения, неправомерность ссылки на ч. 6 ст. 2 ФЗ «О страховых пенсиях», который вступает в действие <...> года, тогда как оспариваемое решение вступило в силу <...> года.
В судебном заседании прокурор Исилькульской межрайонной прокуратуры Омского области требования поддержал.
Представитель Совета Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области <...> в судебном заседании участия не принимала. В отзыве указала, что в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации возложено на органы местного самоуправления, которые сохраняют полномочия самостоятельно устанавливать порядок пенсионного обеспечения такой категории граждан за счет собственных бюджетных средств. Указала, что в дальнейшем реализация данных полномочий может корректироваться исходя из финансовых возможностей муниципального образования.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Совета Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области <...> просит решение суда отменить, принять новое. Полагает, что законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств. В рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации указанных гарантий возложены на органы местного самоуправления, которые сохраняют полномочия самостоятельно устанавливать порядок пенсионного обеспечения определенной категории граждан за счет собственных бюджетных средств. Таким образом, законодатель муниципального образования реализовал данное полномочие, избрав в качестве гарантии пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления сельского поселения. Указывает, что в дальнейшем правила исполнения данной выплаты могут корректироваться исходя из финансовых возможностей муниципального образования. Полагает, что ссылка прокурора на наличие коррупциогенного фактора не состоятельна. Также указывает, что ссылки суда на приложение № 2 к приказу Министерства финансов Омской области от 17.06.2013 года № 35 несостоятельна, поскольку указанное приложение принято в <...> году и его сведения на <...> год неактуальны. В <...> году Кухаревское сельское поселение не относится к числу муниципальных образований Омской области, в бюджетах которых доля межбюджетных трансферов в течение <...> последних лет превышала <...> собственных доходов местного бюджета. Обращает внимание, что оспариваемое решение Совета Кухаревского сельского поселения не распространяет свое действие на отношения, возникшие до <...> года.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Исилькульской межрайонной прокуратуры Омского области <...> указывает доводы, аналогичные первоначально заявленным им требованиям, в связи с чем, просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель Совета Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области <...>, прокурор <...> приняли участие в рассмотрении дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на неё, заслушав участвующих лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Оспариваемым в настоящем деле положением, утвержденным решением Совета Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от <...> года № <...>, обнародованным в соответствии с частью 4 статьи 38 Устава посредством размещения на доске объявлений в зданиях клубных учреждений, сельских библиотек, учреждений и организаций, предусмотрены гарантии лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности главы и председателя Совета Кухаревского сельского поселения не менее одного года срока полномочий и освобожденных от указанных должностей не ранее <...> года, в виде пенсии за выслугу лет, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, установление дополнительных материальных гарантий главе и председателю Совета Кухаревского сельского поселения не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям бюджетного законодательства, что является правильным.
Из положений статей 7 (бюджетные полномочия Российской Федерации), 8 (бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации), 9 (бюджетные полномочия муниципальных образований), 65 (формирование расходов бюджетов), 86 (расходные обязательства муниципального образования) Бюджетного кодекса Российской Федерации в их системном единстве следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти, а также с учетом принципа самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, расходных обязательств, исполняемых одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющая принцип сбалансированности бюджета, предусматривает, что при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что муниципальное образование может реализовать свои полномочия по установлению дополнительных гарантий выборным должностным лицам органов местного самоуправления при условии достаточного уровня наполнения местного бюджета собственными доходами и соблюдения принципа сбалансированности бюджета.
Согласно перечня муниципальных образований Омской области на <...> год, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционного фонда Омской области субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала <...> процентов собственных доходов местного бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Омской области от 17.06.2013 года № 35, к числу таких образований отнесено Кухаревское сельское поселение.
В соответствии перечнем на <...> год, утвержденным приказом Министерства финансов Омской области от 22.10.2014 года № 81, в бюджете Кухаревского сельского поселения доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала <...> процентов объема собственных доходов местного бюджета.
Таким образом, доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджете Кухаревского сельского поселения не только не снижается, а значительно увеличивается.
Из анализа решения Совета Кухаревского сельского поселения Ислькульского муниципального района Омской области от 19.12.2014 года № 101 «О бюджете поселения на <...> года и на плановый период <...> и <...> годов» следует, что бюджет сельского поселения на <...> год является дефицитным, размер собственных доходов составляет <...> руб., дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – <...> руб.
Применительно к изложенному доводы апелляционной жалобы о том, что ссылки суда на приложение № 2 к приказу Министерства финансов Омской области от 17.06.2013 года № 35 несостоятельны, поскольку указанное приложение принято в <...> году и его сведения на <...> год неактуальны, подлежат отклонению.
Из вышеизложенного следует, что при недостаточности собственных средств бюджета введение оспариваемым положением новых расходных обязательств, означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счет средств субъекта Российской Федерации, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности сельского поселения, а также низкие показатели уровня социальной защищенности населения, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что установление оспариваемым положением доплаты к пенсии выборным должностным лицам органов местного самоуправления не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
Ссылки в жалобе на то, что органы местного самоуправления самостоятельны устанавливать порядок пенсионного обеспечения определенной категории граждан за счет собственных бюджетных средств, правильность выводов суда не опровергают. Суд признал оспариваемое положение недействующим по иным основаниям.
Доводы прокурора о наличии коррупциогенного фактора при принятии оспариваемого положения, с чем не согласен представитель Совета Кухаревского сельского поселения, судом во внимание приняты не были.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Исилькульского городского суда Омской области от 29 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи