Председательствующий: Балакова О.В. Дело № 33-179/2017
Строка статотчета: 127г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Ланцовой М.В.,
судей Щукина А.Г., Касацкой Е.В.,
при секретаре Асланян Л.Н.
рассмотрела в судебном заседании 18 января 2017 года дело по апелляционной жалобе Дмитриченкова И.А. на решение Крутинского районного суда Омской области от 09 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...>№ <...> от <...>;
прекратить запись в ЕГРП о праве аренды Дмитриченкова И. А. на земельный участок с кадастровым номером <...> в связи с наложением данного участка на лесной участок Крутинского сельского участкового лесничества, урочище бывшего совхоза <...>» Крутинского лесничества Омской области (государственная регистрация права № <...> от <...>);
исключить из государственного кадастра учета недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> расположенном по адресу: <...>».
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области обратилось в Крутинский районный суд с иском к Администрации Крутинского муниципального района, Дмитриченкову И.А. о признании отсутствующим права аренды на земельный участок, указав, что в ходе проведения натурного осмотра специалистами Главного управления лесного хозяйства Омской области выявлено следующее: на лесном участке выделе № <...> квартала № <...>, Крутинского сельского участкового лесничества, урочище бывший совхоз «<...>» Крутинского лесничества имеет место наложение земельного участка, отнесенного к землям населенных пунктов с кадастровым номером <...>, площадь наложения составляет <...> га. По выписке из ЕГРП от <...> на земельный участок с кадастровым номером <...> установлено ограничение (обременение) в виде аренды в пользу Дмитриченкова И.А. Данный участок предоставлен Дмитриченкову И.А. в аренду под индивидуальную жилую застройку Постановлением Администрации Куртинского муниципального района Омской области № <...> от <...>; заключен договор аренды № <...> от <...>. Процедура перевода спорного земельного участка в состав земель населенных пунктов в установленном законом порядке не осуществлена, что, по мнению истца, означает, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда. Таким образом, спорный земельный участок находится в федеральной собственности. Истец просил признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...>№ <...> от <...>; прекратить запись в ЕГРП о праве аренды Дмитриченкова И.А. на земельный участок с кадастровым номером <...> в связи с наложением данного участка на лесной участок выдел № <...> квартал № <...>, Крутинского сельского участкового лесничества, урочище бывшего совхоза «<...>» Крутинского лесничества Омской области; исключить из государственного кадастра учета недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...>.
В судебное заседание представитель ТУФА по управлению государственным имуществом в Омской области не явился, в направленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании ответчик Дмитриченков И.А. просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель Администрации Крутинского муниципального района Омской области Василевский А.А. просил отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что постановлением Главы Администрации Крутинского района № <...> от <...> установлены границы <...>. Исходя из данного постановления, спорный земельный участок входит в границы поселения с <...> года.
В судебном заседании третье Дмитриченкова Т.С. в качестве третьего лица просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица главного управления лесного хозяйства Омской области Есимбеков С.И. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования, пояснил, что в начале девяностых годов происходил перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, но процедура в установленном законом порядке не проведена.
Представитель Администрации Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении глава Администрации Крутинского городского поселения Токарев В.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представители Управления Росреестра по Омской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Омской области» не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Дмитриченков И.А. просит решение суда отменить, просит признать его по делу третьим лицом. Считает надлежащим ответчиком по делу Администрацию Крутинского муниципального района. Полагает, что спорный земельный участок может быть сдан в аренду, при заключении договора аренды были соблюдены все требования действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения ответчика Дмитриченкова И.А., третье лицо Дмитриченкову Т.С., поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы Крутинского муниципального района Омской области от <...>№ <...>Дмитриченкову И.А. предоставлен в аренду сроком на <...> лет земельный участок площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: <...>, под индивидуальную жилую застройку из земель населенных пунктов <...>).
<...> между Администрацией Крутинского муниципального района Омской области (арендодатель) и Дмитриченковым И.А. (арендатор) был заключен договор аренды указанного земельного участка. В договоре также содержится указание на отнесение земельного участка к землям населенных пунктов, разрешенное использование – под жилую застройку, индивидуальную (<...>
Право аренды на земельный участок было зарегистрировано в пользу Дмитриченкова И.А. в установленном законом порядке <...> (<...>
Обращаясь с настоящим иском, истец указал на то, что земельный участок с кадастровым номером <...> входит в состав земель лесного фонда, является собственностью Российской Федерации, в связи с чем, не мог быть передан Администрацией Крутинского муниципального района Омской области в аренду ответчику.
Согласно акту натурного осмотра земельного участка от <...>№ <...> при проведении осмотра лесного участка выдела № <...> квартала № <...> Крутинского сельского участкового лесничества, урочище бывший совхоз «<...>», Крутинского лесничества установлено, что на лесном участке выдела № <...> квартала № <...> Крутинского сельского участкового лесничества, урочище бывший совхоз «<...>», Крутинского лесничества, имеет место наложение земельного участка, отнесенного к землям населенных пунктов с кадастровым номером <...>, площадь наложения составила <...> кв.м <...>). На осматриваемом участке расположено индивидуальное жилое строение, территория не огорожена (<...>
Согласно выписке из государственного лесного реестра от <...> правообладателем земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> га, расположенного по адресу: <...>, урочище бывшего совхоза «<...>», урочище бывшего совхоза «<...>», урочище бывшего совхоза «<...>», урочище бывшего совхоза «<...>», урочище бывшего совхоза «<...>», урочище бывшего совхоза «<...> », урочище бывшего совхоза «<...> », урочище бывшего совхоза «<...>», значится Российская Федерация. Границы земельного участка площадью <...> га с кадастровым номером <...> налагаются на лесной участок с кадастровым номером <...> в выделе <...> квартала № <...> урочища «<...>» Крутинского сельского участкового лесничества Крутинского лесничества (<...>
Возражая против заявленных требований, Администрация Крутинского муниципального района Омской области ссылалась на то, что спорный земельный участок включён в границы земельных участков Крутинского сельского поселения и относится к категории земель населённых пунктов, что исключает возможность отнесения его к лесному фонду.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на: 1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населённых пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьями 8, 84 Земельного кодекса РФ перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Установлением или изменением границ населённых пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Статьёй 24 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 года согласовывало включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.
Решением Совета Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области от 25.06.2013 №254 утвержден Генеральный план Крутинского городского поселения. Данным решением в границы Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района включены лесные участки, в том числе, земельный участок с кадастровым номером <...>.
При этом, как следует из материалов дела, согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов Крутинского сельского поселения с Главным управлением лесного хозяйства Омской области не производилось.
Решением Омского областного суда от <...> признано недействующим указанное Решение Совета Крутинского городского поселения от <...>№ <...> в части включения в границы Крутинского городского поселения лесных участков земель лесного фонда.
Сам по себе факт нахождения земельного участка с кадастровым номером <...> в пределах населённого пункта - Крутинского сельского поселения не влечёт за собой изменение категории с земель лесного фонда на земли населённых пунктов и не прекращает на него право собственности Российской Федерации.
Для разрешения вопроса о том, относится ли земельный участок с кадастровым номером <...> к землям лесного фонда, определением суда от <...> была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено ФГБУ «Рослесинфорг» (<...>.
Согласно заключению судебной экспертизы земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м. расположен в лесотаксационном выделе № <...> лесного квартала № <...> Крутинского сельского участкового лесничества, урочище бывший совхоз «Крутинский», Крутинского лесничества Омской области. Границы лесничества были утверждены соответствующим приказом Рослесхоза об установлении границ лесничеств. На земли лесного фонда в установленных материалами лесоустройства границах было зарегистрировано право собственности РФ. Исходя из материалов землеустройства и материалов лесоустройства <...> года имеются основания для отнесения земельного участка с кадастровым номером <...> к категории земли лесного фонда. Лесной квартал № <...> Крутинского сельского участкового лесничества, урочище «бывший совхоз Крутинский», Крутинского лесничества Омской области в соответствии с лесохозяйственным регламентом отнесен к эксплуатационным лесам (Распоряжение Совета Министров СССР от 11.05.1949 №16131-р). В результате совмещения материалов, полученных в результате выполнения геодезических работ, земельный участок <...> (фактически), площадью <...> кв.м., относится к эксплуатационным лесам. Расхождения площади земельного участка с кадастровым номером <...> в части отнесения их к эксплуатационным лесам обусловлено несоответствием данных о границах земельного участка, содержащихся в данных межевого плана и данным полученным в результате геодезических работ, выполненных Омским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» (<...>).
Суд обоснованно принял данное заключение в качестве доказательства, поскольку оно соответствует требованиям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения; выводы эксперта мотивированны и обоснованы; доказательства, свидетельствующие об их необъективности, отсутствуют.
На основании изложенного, учитывая, что материалы дела содержат доказательства отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером <...> к землям лесного фонда, а доказательств соблюдения процедуры перевода земель из одной категории в другую ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Администрация Крутинского муниципального района Омской области не имела полномочий на заключение договора аренды такого земельного участка ввиду следующего.
Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части предоставления в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятия решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключения соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 N143 утверждено положение о Главном управлении лесного хозяйства Омской области.
Согласно пунктам 1, 7, 8, 9 положения Главное управление лесного хозяйства Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области.
Задачами Главного управления являются участие в осуществлении государственной политики в области лесных отношений на территории Омской области; организация эффективного использования, охраны, защиты, воспроизводства и распоряжения лесами на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области, в соответствии с законодательством.
Таким образом, полномочиями по распоряжению земельными участками лесного фонда органы местного самоуправления не наделены.
Согласно ст. 167 ГК РФ (в редакции, действующей на дату заключения договора аренды) недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу ст. 168 ГК РФ в ранее действующей редакции сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
С учетом изложенного у суда имелись основания для признания договора аренды недействительным, как заключенного с нарушением требований закона в части отсутствия у администрации муниципального образования полномочий по распоряжению земельным участком, относящимся к землям лесного фонда.
В данной связи доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> расположенный в границах лесного фонда, может быть сдан в аренду, притом что по договору аренды арендодателем выступает неуполномоченное лицо - Администрация Крутинского муниципального района, на законность судебного постановления повлиять не могут.
Ссылка Дмитриченкова И.А. в апелляционной жалобе на то, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, основана на неправильном толковании процессуального закона, т.к. он является арендатором земельного участка, стороной оспариваемого договора.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Крутинского районного суда Омской области от 09 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: