НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 16.06.2021 № 2-386/2021

Председательствующий: Дьяченко Т.А. № 33-2826/2021

55RS0026-01-2020-004018-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 16 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе

председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей Магденко И.Ю., Беспятовой Н.Н.,

при секретаре Ким М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-386/2021

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Омского районного суда Омской области от 24 февраля 2021 года

по иску ФИО1 к бюджетному учреждению О. области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области», Министерству труда и социального развития Омской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за детьми, об обязании назначить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за детьми.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к БУ «МФЦ Омского района Омской области», Министерству труда и социального развития Омской области, в обоснование заявленных требований указав, что является матерью несовершеннолетних детей: <...> года рождения, <...> года рождения, которые проживают с ней совместно. Брак с отцом несовершеннолетних детей расторгнут 14 апреля 2020 года, алименты на них бывший супруг не выплачивает, не трудоустроен. 22 сентября 2020 года она обратилась в БУ «МФЦ Омского района Омской области» с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за детьми от трёх до семи лет, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки семьям, имеющих детей» от 20 марта 2020 года № 199, предоставив все необходимые документы. 29 сентября 2020 года указанным ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении данного пособия, в связи с превышением размера среднедушевого дохода ее семьи величины прожиточного минимума на душу населения, установленную в Омской области за второй квартал 2019 года. Полагает данный отказ незаконным, поскольку в период подачи заявления она не была трудоустроена, проживает с детьми на полном содержании родителей. Указывала, что в комплекте документов, предоставленных ей ответчику, находилась справка 2-НДФЛ за 2019 года, согласно которой ей был начислен доход по коду «1530» (доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг). Однако при принятии решения об отказе по указанным обстоятельствам, ответчиком не было учтено, что в этой же справке установлен код вычета «201» (расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг), который равен сумме дохода в одном налоговом периоде. Таким образом, в справке подтверждено равенство суммы дохода и расхода, соответственно какой-либо доход за 2019 году у нее отсутствовал.

Просила признать незаконным отказ БУ «МФЦ Омского района Омской области» от 29 сентября 2020 года в назначении ей ежемесячного пособия по уходу за детьми от трёх до семи лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199; обязать Министерство труда и социального развития Омской области назначить и выплатить ей указанное пособие с момента возникновения права на него; взыскать с БУ «МФЦ Омского района Омской области» расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель по устному ходатайству ФИО2 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика БУ «МФЦ Омского района Омской области» по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, дополнительно указав, что справки о доходах и суммах налога физического лица за 2019-2020 годы при обращении с заявлением о назначении спорного пособия ФИО1 не представлялись. Решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принято правомерно на основании сведений о доходах истца, полученных из федеральной налоговой службы через систему межведомственного взаимодействия. При этом для расчета среднедушевого дохода правомерно была учтена вся сумма дохода истца, полученного по операциям с ценными бумагами.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства труда и социального развития О. области по доверенности ФИО4 возражала против заявленных требований, привела доводы аналогичные доводам БУ «МФЦ Омского района Омской области». Кроме того, указывала, что Министерство труда и социального развития Омской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить. Вновь ссылается на приказ Федеральной налоговой службы России от 10 сентября 2015 года № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов», указывая на то, что в данном случае предусмотренному в нем коду вычета «201» соответствует сумма превышения расходов по операциям РЕПО (купля-продажа ценных бумаг с обязательством обратного выкупа) над доходами РЕПО, уменьшающая налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, рассчитанная в соответствии с пропорцией, с учетом положений абзаца третьего пункта 6 статьи 214.3 Налогового кодекса РФ. При этом в справке об ее доходах и суммах налога за 2019-2020 годы подтверждено равенство суммы дохода и расхода, соответственно какой-либо доход за 2019 году у нее отсутствовал. Кроме того, указывает, что в ходе рассмотрения дела ей было заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчика ООО «<...>», в чем ей судом было необоснованно отказано. Ссылается на иную судебную практику по аналогичным спорам.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство труда и социального развития Омской области просит оставить ее без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца по доверенности ФИО2 просила удовлетворить поданную апелляционную жалобу.

Представители ответчиков по доверенности БУ «МФЦ Омского района Омской области» ФИО3, Министерства труда и социального развития Омской области ФИО4 просили оставить решение суда без изменения

Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

Из материалов дела следует, что 22 сентября 2020 года ФИО1 обратилась в БУ МФЦ с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно: <...>., <...> года рождения, и <...><...> года рождения. Иные лица в составе семьи истцом не указаны.

Согласно свидетельствам о рождении I-ПК № <...>, II-СИ № <...> родителями указанных выше несовершеннолетних детей являются <...> (отец) и ФИО1 (мать), брак между которыми прекращен 14 апреля 2020 года на основании решения мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области от 10 марта 2020 года, что подтверждается соответствующим свидетельством I-КН № <...>.

В рамках межведомственного электронного взаимодействия 23 сентября 2020 года БУ «МФЦ Омского района Омской области» из Федеральной налоговой службы были получены сведения о доходах заявителя по операциям с ценными бумагами (код дохода 1530) на общую сумму 676980 копеек (за апрель, август, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года).

Распоряжением БУ «МФЦ Омского района Омской области» от 29 сентября 2020 года № 29493 Баке Е.С. в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет отказано по причине превышения среднедушевого дохода семьи установленной величине прожиточного минимума на душу населения.

Полагая отказ в предоставлении указанной ежемесячной выплаты незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на отсутствие у нее какого-либо дохода в 2019 году, что подтверждается представленной ей справкой о доходах по форме 2-НДФЛ, согласно которой расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код вычета 201), равны сумме доходов от той же деятельности в одном налоговом периоде (код вычета 1530).

Разрешая заявленные требования, районный суд правовых оснований для их удовлетворения не усмотрел, с чем судебная коллегия соглашается исходя из следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).

Во исполнение пункта 4 данного Указа Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).

Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Так, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в том числе в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 16 основных требований).

В пункте 21 Основных требований перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи, где в подпункте «и» указаны дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.

Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22).

При этом в пункте 26 Основных требований установлено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию (пункт 12).

Сведения не истребуются уполномоченным органом у заявителя (за исключением сведений о рождении ребенка при регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации) (пункт 13).

Порядок и условия предоставления выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно на территории Омской области установлен Указом Губернатора Омской области от 9 апреля 2020 года N 36 "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на территории Омской области" (вместе с "Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на территории Омской области"), где предусмотрены аналогичные приведенным выше положения.

Постановлением Правительства Омской области от 14 августа 2019 года № 252-п «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Омской области за II квартал 2019 года» установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в размере 10 247 рублей.

Из приведенных норм материального права следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.

Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В постановлении Правительства Российской Федерации N 384 перечислены виды дохода, подлежащие учету, при расчете среднедушевого дохода семьи, в которые входят и дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.

Как уже было указано выше, в рамках межведомственного взаимодействия БУ «МФЦ Омского района Омской области» из Федеральной налоговой службы были получены сведения о доходах физического лица, представленных налоговым агентом в отношении ФИО1 за 2019 год, согласно которым в указанном налоговом периоде она имела следующий доход, отраженный под кодом 1530 - доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, на общую сумму 676980 рублей: апрель – 38636 рублей, август 35870 рублей, октябрь – 44880 рублей, ноябрь – 48842 рубля, декабрь 508752 рубля.

Оснований сомневаться в достоверности полученных сведений у ответчика не имелось, сведения о несении истцом расходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, коды вычета и его значения в них отсутствовали.

Руководствуясь приведенным выше правовым регулированием, предусматривающим при расчете среднедушевого дохода семьи безусловный учет дохода, полученного по операциям с ценными бумагами, установив, что ежемесячный доход семьи истца составляет 18 805 рублей (676980 рублей / 12 месяцев / 3 члена семьи), БУ «МФЦ Омского района Омской области» пришел к обоснованному выводу о превышении дохода семьи истца величины прожиточного минимума на душу населения Омской области за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, что исключает назначение и осуществление ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Не свидетельствует об обратном и вновь приведенные ФИО1 в апелляционной жалобе доводы о необходимости учитывать в данной случае не только сведения о доходах по операциям с ценными бумагами (код вычета 1530), а также расходы на ту же деятельность, которые фактически равны, что исключает получение ей какой-либо материальной выгоды в спорный период.

В обоснование указанной позицией истцом в суд первой инстанции была представлена справка о доходах и суммах налога физического лица за 2019 года № 392 от 27 февраля 2020 года, которая при обращении к ответчику не предоставлялась, где действительно отражены не только суммы ее дохода под кодом «1530» – доход, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, но и аналогичные им суммы вычета под кодом «201» - расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

В данной справке в качестве налогового агента указан «<...>» ИНН <...>.

Как пояснила судебной коллегии ФИО1, налоговым агентом в данной случае выступало общество с ограниченной ответственностью «Компания Брокеркредитсервис» (ООО «<...>»), в подтверждение чего ей представлена выданная последним справка об ее доходах за 2019 год от 16 мая 2020 года, содержащаяся аналогичную информацию о сумме дохода и вычета.

Также истцом судебной коллегии представлена копия генерального соглашения № <...>/<...>-о от 9 апреля 2019 года, заключенного между нею (клиент) и ООО «<...>», по условиям которого последнее обязалось оказывать Баке Е.С. услуги по заключению по поручению и за счет нее сделок на рынке ценных бумаг, а также оказывать информационно-аналитические услуги, за что она в свою очередь обязалась оплачивать ООО «<...>» комиссионное вознаграждение, возместить все расходы, связанные с обслуживанием на организованных рынках.

При этом в представленном ФИО1 ответе ООО «Компания БКС» от 24 февраля 2021 года на ее обращение указано, что согласно сведениям, содержащимся в справке 2-НДФЛ за 2019 год, ею был получен доход, облагаемый по ставке 13 %, код дохода 1530.

Из данного ответа следует, что за 2019 год на основании поручений истца ООО «Компания БКС» совершало сделки по купле/продаже ценных бумаг, в результате исполнения которых ей были получены доходы от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, сведения о понесенных ею расходах по приобретению ценных бумаг, а также о финансовом результате указаны в расчете налога на доходы физического лица.

Между тем, в приведенном выше пункте 26 Основных требований к порядку назначения и осуществления спорной ежемесячной денежной выплаты, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 N 384, прямо закреплено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судебная коллегия также отмечает, что в любом случае по смыслу действующего законодательства налоговый вычет, в том числе под кодом «201» применяется в рамках общей системы налогообложения и правового значения для определения права заявителя на получение спорной ежемесячной денежной выплаты не имеет.

Как указано в пункте 7 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ, доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Доход, полученный от реализации акций или иных ценных бумаг, находящихся в собственности гражданина, облагается налогом на доходы физических лиц (подпункт 5 пункта 1, подпункт 5 пункта 3 статьи 208, статья 209, пункт 17.2 статьи 217, пункт 2 статьи 284.2 Налогового кодекса РФ).

Расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам (пункт 10 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ).

К таким расходам относятся:

- денежные суммы, а также иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на их приобретение, уплачиваемые (передаваемые) эмитенту ценных бумаг или уплачиваемые (передаваемые) по договору купли-продажи ценных бумаг, договору мены ценных бумаг (подпункт 1).

- оплата услуг профессиональных участников, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами (подпункт 3).

По общему правилу на налоговые вычеты уменьшить можно основную налоговую базу (подпункт 9 пункта 2.1, пункт 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с Приказом ФНС России от 10 сентября 2015 года N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" к кодам вычетов, уменьшающих налоговую базу в соответствии со статьей 214.1 Налогового кодекса, относится код вычета «201» - расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

При этом необходимо определять финансовый результат от реализации ценных бумаг, то есть уменьшить полученный доход на сумму расходов, понесенных в связи с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, в том числе с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам (подпункт 3 пункта 2.1, пункт 2.3 статьи 210, пункты 12 - 13.5 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, налоговый вычет по налогам на доходы физических лиц – это сумма, которая уменьшает налоговую базу (величину облагаемого налога на доходы физически дохода).

Такое уменьшение приводит лишь к уменьшению суммы налога и об отсутствии дохода у физического лица за данный период не свидетельствует, что подтверждается в данном случае прежде всего представленными истцом в материалы дела указанными выше справками о доходах и суммах налога по форме 2-НДФЛ, где отражены суммы ее дохода, при этом отсутствуют суммы исчисленного и удержанного налога, поскольку налоговая база с учетом примененного налогового вычета равна нулю.

Из полученного судебной коллегией в порядке статьи 188 Гражданского процессуального кодекса РФ разъяснения от налогового органа (межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области) относительно содержания сведений о доходах по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом ООО «<...>» за 2019 год, следует, что указание в данных сведениях кода дохода и его значения свидетельствует о начислении и фактическом получении физическим лицом дохода по указанному коду дохода.

На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы истца об обратном, со ссылкой на приказ Федеральной налоговой службы России от 10 сентября 2015 года № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» отклоняются, как основанные на неверном толковании приведенных выше норм материального права.

Вопреки приведенным в жалобе доводам истца оснований, предусмотренных частью 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса РФ, для привлечения ООО «<...>» к участию в деле в качестве соответчика у суда первой инстанции не имелось, каких-либо материально-правовых требований к нему не заявлено, иного из материалов дела не следует, протоколами судебного заседания не опровергается, его права спорной ситуацией не затронуты, обязанностей на него не возложено.

С учетом изложенного, постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, а доводы жалобы истца несостоятельными.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Омского районного суда Омской области от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи