Председательствующий: Беспятова Н.Н. Дело № 33-4648/2015
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Ланцовой М.В.
судей областного суда: Зубовой Е.А., Ивановой Л.В.
при секретаре Асланян Л.Н.
рассмотрела в судебном заседании 15 июля 2015 года
дело по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:
«Требования Лапека А. А.овича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Омского муниципального района Омской области № <...> от <...> в заполнении и заверении декларации о созданном объекте недвижимости – жилом доме, расположенном по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером № <...>, в части реквизитов декларации: «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)».
Возложить на Администрацию Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть по существу заявление Лапека А. А.овича от <...> о заполнении и заверении декларации о созданном объекте недвижимости и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства».
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Лапеко А.А. обратился в суд с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области об обязании составить и заверить декларацию о созданном объекте недвижимого имущества.
В обоснование указал, что на основании договора аренды № <...> от <...> является арендатором земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, для размещения дома индивидуальной жилой застройки. <...> им было получено разрешение на строительство жилого дома на арендованном земельном участке, <...> утвержден градостроительный план. В границах указанного земельного участка возведен жилой дом, постановлением Администрации Дружинского сельского поселения ОМР Омской области № <...> от <...> дому присвоен адрес: <...>. <...> он совместно с кадастровым инженером обратился в Администрацию ОМР Омской области с просьбой подписать декларацию о вновь созданном объекте недвижимости, однако получил отказ. Подписав декларацию лично, как правообладатель жилого дома и арендатор земельного участка, он <...> обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный учет объекта капитального строительства, однако решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области № <...> от <...> осуществление кадастрового учета было приостановлено по причине несоответствия представленных документов требованиям действующего законодательства.
С учетом уточнений просил признать незаконным отказ Администрации ОМР Омской области в составлении и заверении декларации о созданном объекте недвижимого имущества, выраженный в письме № <...> от <...>, в части реквизитов декларации: «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Правоустанавливающие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)»; а также возложить на Администрацию ОМР Омской области обязанность рассмотреть его заявление от <...> по существу и принять по нему решение.
Лапеко А.А. заявленные требования с учетом уточнений поддержал, указав, что без заверения декларации органом местного самоуправления как правообладателем земельного участка, на котором создан объект недвижимого имущества, он лишен возможности оформить свои права на такой объект.
Дело рассмотрено в отсутствие Администрации ОМР Омской области, в письменном отзыве просившего в удовлетворении требований отказать, а также ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, Управления Росреестра по Омской области, Администрации Дружинского сельского поселения ОМР Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Тодышев А.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, приведенные суду первой инстанции. Отмечает, что ни Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», ни Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке» не содержат норм, обязывающих орган местного самоуправления заполнять и заверять декларацию о созданных гражданами – арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, объектах недвижимости. По вновь созданному объекту спорные реквизиты декларации заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельным участком на праве аренды, исключительно в том случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и договор аренды заключен с ним на срок более чем пять лет. Полагает, что в рассматриваемом случае декларация может быть составлена и заверена арендатором земельного участка. Исполнение решения суда при отсутствии у администрации полномочий в отношении спорного вопроса будет затруднительным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (<...>).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Лапеко А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что <...> между Омским муниципальным районом Омской области и Лапеко А.А. был заключен договор аренды № <...>, в соответствии с которым арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером № <...>, относящийся к категории земель населенных пунктов, в границах <...>, местоположение которого определено в <...> м по направлению на юго-восток относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Участок передан Лапеко А.А.<...> по акту приема-передачи.
Договор аренды заключен сроком на три года с даты его государственной регистрации. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области <...>.
<...> Администрацией Дружинского сельского поселения Омского района Омской области на имя Лапеко А.А. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома площадью застройки <...> кв. м, площадью объекта строительства <...> кв. м, количество этажей - <...> площадь земельного участка <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Также <...> Администрацией Дружинского сельского поселения Омского района Омской области подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <...>.
Постановлением Администрации Дружинского сельского поселения Омского района Омской области № <...> от <...> индивидуальному жилому дому Лапеко А.А. присвоен адрес: <...>, на данный адрес также изменен адрес земельного участка с кадастровым номером № <...>.
В <...> году в границах указанного земельного участка Лапеко А.А. возведен двухэтажный жилой дом.
<...> с целью дальнейшей постановки вновь созданного объекта недвижимости, расположенного по указанному адресу, на государственный учет, Лапеко А.А. обратился в Администрацию ОМР Омской области с заявлением, в котором просил согласовать и подписать технический план построенного здания.
Администрация ОМР Омской области в своем ответе № <...> от <...> в подписании декларации о созданном объекте недвижимости отказала, указав, что ни Закон о кадастре, ни Приказ Минэкономразвития России не содержат норм, обязывающих (позволяющих) органу местного самоуправления заполнять и заверять декларации о созданных гражданами – арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, объектах недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости реквизиты «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)», «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» заполняются в отношении лица (его представителя), обладающего соответствующим земельным участком на праве аренды, исключительно в том случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и договор аренды заключен на срок менее чем пять лет, вышеупомянутые реквизиты не заполняются.
<...> Лапеко А.А. обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области с заявлением о постановке указанного объекта капитального строительства на государственный учет, представив технический план здания от <...> с соответствующей декларацией об объекте недвижимости, составленной и заверенной самим Лапеко А.А. как арендатором земельного участка.
Решением Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области № <...> от <...> осуществление кадастрового учета приостановлено, в том числе по причине того, что отсутствует декларация, составленная в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ссылаясь на незаконность отказа Администрации ОМР Омской области в согласовании декларации, Лапеко А.А. обратился в суд с вышеназванным заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав верную оценку фактическим обстоятельствам дела и правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых действий Администрации ОМР Омской области.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется, в том числе, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (ч. 2 ст. 20 ФЗ).
Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости», если иное не следует из настоящего Федерального закона, заявителем вместе с заявлением представляются необходимые для кадастрового учета документы, к которым, в том числе, относится технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пунктах 7, 15 или 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
На основании положений ч. 4 ст. 8 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» (в редакции, действовавшей до 28.02.2015 года), ч. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ судом сделан правильный вывод о том, что по смыслу указанных норм права, до 01.03.2018 года кадастровый (технический) паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства в черте поселения - приусадебный земельный участок), получение разрешения на ввод такого объекта ИЖС не является обязательным требованием для проведения государственной регистрации этого объекта.
Срок, указанный в ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», был продлен до 01.03.2018 года на основании Федерального закона РФ от 28.02.2015 года № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 41 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (ч. 1).
Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч. 8).
Форма декларации и требования к ее подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 10).
Так, форма декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 года № 628.
В соответствии с п. 2 указанных Требований в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем. При этом декларация о созданных объектах недвижимости составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такое здание, сооружение, объект незавершенного строительства.
В случае если декларация заполняется в отношении созданного объекта недвижимости, реквизиты «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» и «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельным участком на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет, реквизит «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» - в отношении представителя правообладателя такого земельного участка (п. 21 Требований с изменениями, внесенными Приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 года № 805).
Учитывая приведенные положения Федерального закона и нормативно-правовых актов, коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что п. 21 Требований к числу правообладателя земельного участка, на котором создан объект недвижимости, относит не всех арендаторов земельных участков, а только тех, срок договора аренды которых составляет более пяти лет.
При этом правильно проанализировав нормы действующего законодательства, в частности положения ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ и п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ, суд также пришел к верному выводу о том, что перечень прав арендаторов по долгосрочным договорам аренды земельных участков, заключенным на срок более чем пять лет, данными нормами расширяется.
Срок же договора аренды земельного участка, заключенного между Администрацией ОМР Омской области и Лапеко А.А., составляет три года.
Разрешая требования Лапеко А.А., суд первой инстанции верно учел, что органом кадастрового учета не принята составленная и заверенная самостоятельно арендатором земельного участка (заявителем) декларация о созданном объекте недвижимости; отсутствие у Лапеко А.А. иной возможности по представлению в орган кадастрового учета декларации о созданном объекте недвижимости без участия органа местного самоуправления; отсутствие иных препятствий в постановке на кадастровый учет вновь построенного объекта; а также то обстоятельство, что на основании п. 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 01.03.2015 года орган местного самоуправления являлся специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; и в связи с изложенным верно возложил на Администрацию ОМР Омской области обязанность по рассмотрению заявления Лапеко А.А. о заполнении и заверении декларации об объекте недвижимости созданном на земельном участке, предоставленном заявителю на праве аренды на срок менее пяти лет, по существу. Данные выводы нормам действующего законодательства не противоречат.
При таком положении выводы суда первой инстанции о незаконности отказа Администрации ОМР Омской области в заполнении и заверении указанной декларации о созданном объекте недвижимости правомерны.
При этом, возлагая на Администрацию обязанность по рассмотрению заявления Лапеко А.А. по существу, суд, вопреки доводам жалобы, принятие по нему решения не предрешал, а обязал Администрацию принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вновь приводимые в жалобе доводы представителя Администрации ОМР Омской области о том, что ни Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», ни Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке» не содержат норм, обязывающих орган местного самоуправления заполнять и заверять декларацию о созданных гражданами – арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, объектах недвижимости; а также о том, что в отношении созданного объекта недвижимости спорные реквизиты декларации заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельным участком на праве аренды, исключительно в том случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет, судебная коллегия отклоняет как основанные на неправильном толковании и применении подателем жалобы норм действовавшего на момент рассмотрения дела законодательства.
Указание в жалобе на то, что в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 06.11.2013 года № Д23и-5307 декларация может быть составлена и заверена самим арендатором земельного участка, поводом для апелляционного вмешательства явиться не может, поскольку указанное письмо издано до внесения изменений в Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости на основании приказа Минэкономразвития России от 31.12.2013 года № 805.
Суждение автора жалобы о том, что исполнение решения суда при отсутствии у администрации полномочий в отношении спорного вопроса будет затруднительным, на правильность выводов суда не влияет, отмену постановленного решения не влечет.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, были определены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Омского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: