НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 15.06.2020 № 33-2298/20

Председательствующий: Фарафонова Е.Н. № 33-2298/2020

55RS0006-01-2019-005278-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 15 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей Магденко И.Ю., Беспятовой Н.Н.,

при секретаре Ким М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...>

по апелляционной жалобе истца Портных Аллы Рашидовны

на решение Советского районного суда г. Омска от <...>

по иску Портных Аллы Рашидовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Портных А.Р. обратилась с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска (УПФР в Советском АО г. Омска), в обоснование которого указала, что решением органа пенсионного обеспечения от 11 октября 2019 года ей незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете ее страхового стажа на соответствующих видах работ период работы с 11 октября 2000 года по 24 декабря 2014 года в качестве лаборанта химического анализа в лаборатории по контролю за продуктами производства бутадиена, альфа-метилстирола, углеводородов и их соединений, лаборатория по контролю за продуктами производства ацетальдегида, ингибиторов, метилвинилпиридина, ацетона, фенола отдела технического контроля ПАО «Омский каучук».

Просила обязать ответчика произвести расчет страхового стажа на соответствующих видах работ с учетом спорного периода работы, признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с 1 августа 2019 года, взыскать с ответчика в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании истец Портных А.Р. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Кочетова Т.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе истец Портных А.Р. выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, поскольку ее полная занятость во вредных условиях труда в должности лаборанта химического анализа подтверждена экспертным заключением, согласно которому удельный вес анализов с вредными продуктами производства на одного лаборанта составляет 86,5%, что в ходе рассмотрения дела ответчиком не оспорено. Более того, просит приобщить к материалам дела расчет занятости лаборанта, выполняющего анализы с вредными продуктами производства в смену, произведенный ПАО «Омский каучук», где полученный результат совпадает с расчетом, произведенным экспертом. Не соглашается с выводом суда о том, что ею не представлены доказательства, подтверждающие выполнение в спорный период работы в тяжелых условиях труда в качестве лаборанта химического анализы, указывает, что ей были представлены все необходимые документы, более того, была проведена государственная экспертиза условий труда, также подтвердившая, что работа истца проходила во вредных условиях. Ссылается также на отсутствие ее вины в том, что работодателем спорный период отражен как обычные условия труда, не уплачены дополнительные страховые взносы.

В судебном заседании апелляционной инстанции истец Портных А.Р., ее представитель Ярова О.В. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Представитель ответчика Вставская В.Г. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Частью 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:

- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда).

Из материалов дела следует, что 17 июля 2019 года Портных А.Р. обратилась в УПФР в Советском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.

Решением УПФР в Советском АО г. Омска 11 октября 2019 года № 475360/19 отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.

Ответчиком в стаж на соответствующих видах работ помимо прочих не включен период работы с 11 октября 2000 года по 24 декабря 2014 года в качестве лаборанта химического анализа лаборатории по контролю за продуктами производства бутадиена, альфа-метилстирола, углеводородов и их соединений, лаборатории по контролю за продуктами производства ацетальдегида, ингибиторов, метилвинилпиридина, ацетона, фенола отдела технического контроля в ПАО «Омский каучук».

При таком подсчете страховой стаж истца составил 28 лет 10 месяцев 11 дней, стаж на соответствующих видах работ отсутствует, величина индивидуального пенсионного коэффициента 64, 835.

Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим ее пенсионные права, Портных А.Р. обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о включении в стаж на соответствующих видах работ спорного периода, суд первой инстанции исходил из отсутствия документального подтверждения занятости Портных А.Р. в течение полного рабочего дня на выполнении работ с тяжелыми условиями труда, дающими право на досрочное пенсионное обеспечение, и того факта, что спорные периоды работодателем отражены в системе индивидуального (персонифицированного) учета как обычные условия труда, без указания кода льготы.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Как было указано ранее, правом на досрочное назначение пенсии пользуются работники, чьи должности и учреждения поименованы в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (применительно к работе, имевшей место в спорный период).

Разделом Х «Химическое производство» подраздела «А» названного Списка право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники ОТК, работающие в производствах альдегидов и их производных, ингибиторов, производных бензола, фенола и его соединений (позиция 2110А030-1754б), а также работники лабораторий цехов и производств, непосредственно занятые в таких производствах (за исключением занятых выполнением графического анализа) (позиция 2110А030-1754в).

Пунктом 3 Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 было предусмотрено, что применение нового Списка № 2 возможно только с учетом аттестации рабочих мест, по результатам которой работодателем должен быть определен перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с настоящими Списками установлено льготное пенсионное обеспечение работников.

В силу абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).

При этом вышеизложенные Разъяснения подлежат применению к периодам работы, имевшим место после 1 января 1992 года, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, периоды работы после 1 января 1992 года требуют не только подтверждения факта соответствия работы Списку № 2 1991 года, но и факта ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени, и в данной части обязанность представить соответствующие доказательства лежит на истце.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из трудовой книжки Портных А.Р. следует, что 11 октября 2000 года она принята в Акционерное общество открытого типа «Омский каучук» в отдел технического контроля лаборантом химического анализа 4 разряда лаборатории по контролю за продуктами производства бутадиена, альфаметилстирола, углеводородов и их соединений, 19 ноября 2001 года переведена лаборантом химического анализа 4 разряда в лабораторию по контролю за продуктами производства ацетальдегида, ингибиторов, метилвинилпиридина, ацетона, фенола ОТК, 24 декабря 2014 года присвоен 5 разряд химического анализа, 25 декабря 2014 года переведена лаборантом химического анализа 5 разряда сырьевой лаборатории по приему сырья для производства каучуков, латексов, альфаметилстирола, углеводородов и их соединений, ингибиторов, метилвинилпиридина, фенола, ацетона в ОТК.

Портных А.Р. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 12 января 2001 года.

С учетом приведенных выше правил подтверждения страхового стажа и поскольку спорный период работы истца имел место как до, так и после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, то страховой стаж с 11 октября 2000 года по 11 января 2001 года (включительно) может быть подтвержден документами, выдаваемыми работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после – сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Вместе с тем, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорный период трудовой деятельности страхователем не подтверждена, сведения об особых условиях труда отсутствуют, основание (код) льготы не проставлен, страховые взносы по соответствующим тарифам, предусмотренным частью 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, уплата которых является обязательной применительно к периодам, имевшие место после 1 января 2013 года, не начислялись и не уплачивались.

Справка, подтверждающая особый характер работы истца в спорный период (с 11 октября 2000 года по 24 декабря 2014 года) в качестве лаборанта химического анализа, ПАО «Омский каучук» выдана не была со ссылкой на то, что документов, подтверждающих факт сохранения за работником производственных лабораторий, ранее возложенных на них функций до передачи в штат ОТК, а также документов, подтверждающих постоянную занятость не имеется, с указанием на то обстоятельство, что до 2002 года в органах пенсионного обеспечения существовала практика досрочного назначения пенсий за работу в указанных лабораториях ОТК без каких-либо условий, с 2002 года требуются документы, подтверждающие сохранение за работниками лаборатории ранее возложенных на них функций (до передачи в штат ОТК), в также документы, подтверждающие постоянную занятость на льготной работе.

В ходе рассмотрения дела справка, подтверждающая особый характер работы истца, Портных А.Р. не представлена.

Согласно карте № 41а-44 специальной оценки условий труда рабочего места лаборанта химического анализа сырьевой лаборатории по приему сырья для производства каучуков, латексов, альфметилстирола, углеводородов и их соединений, метилвинилпиридина, фенола, ацетона отдела технического контроля ПАО "Омский каучук" от 15 сентября 2015 года льготное пенсионное обеспечение фактически не предусмотрено и не требует необходимости установления; с указанной картой истец ознакомлена, результаты специальной оценки условий труда не оспаривала.

Из имеющейся в деле карты аттестации № 370-07 (2008 год) лаборант химического анализа лаборатории по контролю за производством ацетальдегида, ингибиторов, метилвинилпиридина, ацетона, фенола ОТК ОАО «Омский каучук» проводит количественные анализы и другие измерения продуктов обслуживаемых цехов производства ОиНХС, осуществляет отбор, регистрацию и хранение проб, собирает лабораторные установки по имеющимся схемам, доставляют пробы в лабораторию, выполняет план аналитического контроля.

В строке 061 карты указанной карты аттестации на рабочем месте установлен итоговый допустимый (2 класс) условий труда, при этом в строке 100 предусмотрено льготное пенсионное обеспечение при условии выполнения работ во вредных и тяжелых условиях полный рабочий день.

В соответствии с определением суда от 27 ноября 2019 года по настоящему делу Министерством труда и социального развития Омской области проведена государственная экспертиза условий труда на рабочем месте Портных А.Р. за период с 11 октября 2000 года по 24 декабря 2014 года

Согласно экспертному заключению № 36 от 12 декабря 2019 года работа, выполнявшаяся Портных А.Р. в течение полного рабочего дня в период с 11 октября 2000 года по 18 ноября 2001 года (в качестве лаборанта химического анализа лаборатории по контролю за продуктами производства бутадиена, производства стирола (альфаметилстирола), углеводородов и их соединений), с 19 ноября 2001 года по 24 декабря 2014 года (в качестве лаборанта химического анализа лаборатории по контролю за продуктами производства ацетальдегида, ингибиторов, метилвинилпиридина, ацетона, фенола) является работой, по условиям труда предусмотренной Списком № 2 1991 года (раздел Х «Химическое производство» подраздела «А» позиция 2110А030-1754б).

Между тем, вопреки вновь приведенным в апелляционной жалобе истца доводам, указанное заключение экспертизы условий труда полную занятость истца на работах, предусмотренных Списком, не подтверждает.

Как верно указал суд первой инстанции, установление продолжительности занятости работников в работах, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня не входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственную экспертизу условий труда.

В соответствии с пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Как следует из содержания указанного экспертного заключения (пункт 34), вывод о полной занятости эксперт основывает на имеющемся в материалах дела расчете занятости лаборанта, выполняющего анализы с вредными продуктами производства в смену (лаборатория № 2 ОТК по контролю за продуктами производства ацетальдегида, ингибиторов, метилвинилпиридина, ацетона, фенола), согласно которому удельный вес анализов с вредными продуктами производства за смену на 1 лаборанта составляет 86,5%.

Указанный расчет также приложен истцом к апелляционной жалобе, который она просила судебную коллегию принять в качестве нового доказательства.

Вместе с тем, данный письменный документ, составленный начальником ОТиЗ ОАО «Омский каучук», не может являться допустимым и достаточным доказательством постоянной занятости истца на работах в тяжелых условиях, поскольку приведенная в расчете величина является усредненной, и из расчета не следует, что он имеет отношение к спорному периоду работы.

При таких обстоятельствах говорить о постоянной занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда в спорный период не представляется возможным.

Доказательств, способных подтвердить особый характер работы истца в спорный период в течение полного рабочего дня, в ходе рассмотрения дела Портных А.Р. не представлено.

Доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылкой на вышепоименованной расчет основаны на иной его оценке как доказательства по делу.

Как было указано выше, данными индивидуального персонифицированного учета не подтверждается особый характер работы истца в период после регистрации ее в системе обязательного пенсионного страхования, спорный период отражен по данным указанного учета без указания кода особых условий труда, тем самым страхователь (работодатель) не подтвердил занятость истца на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

Более того, в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, с 1 января 2013 года подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, которые за указанный период работодателем не начислялись и не уплачивались.

Позицию Портных А.Р. о том, что неуплата страховых взносов работодателем не должна влечь нарушения пенсионных прав работника, судебная коллегия находит несостоятельной.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Приведенное Верховным Судом РФ толкование стало отражением правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 года № 9-п, согласно которому пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Данный вывод сделан Конституционным Судом РФ при рассмотрении ситуаций, когда сведения, содержащие все предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" данные о гражданине как застрахованном лице, которые необходимы для назначения трудовой пенсии и определения ее размера, в том числе о периодах его трудовой деятельности и начисленных страховых взносах, были представлены работодателями в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, но страховые взносы не были уплачены или не были полностью уплачены.

Между тем, указанные положения в рассматриваемом споре применению не подлежат в связи со следующим.

Во-первых, Конституционным Судом РФ проверялись указанные выше положения Федерального закона «О трудовых пенсиях», который в данной части с 1 января 2015 года признан недействующим, тогда как конституционность положений Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующих указанные правоотношения в настоящее время, предметом проверки Конституционного Суда РФ не являлась.

Во-вторых, в рамках настоящего спора имеет место быть ситуация, когда спорный период трудовой деятельности в особых условиях труда страхователем в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден, основание (код) льготы не проставлено, страховые взносы по соответствующим тарифам не начислялись и не уплачивались, следовательно, указанная выше позиция Конституционного Суда РФ и разъяснения Верховного Суда РФ не относятся ни к предмету, ни к основанию заявленного иска.

Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что с 1 января 2015 года, с момента вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» в Российской Федерации введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии, который направлен в первую очередь на достижения возможности за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации полностью обеспечивать реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования и исключения зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета.

Данное реформирование пенсионной системы продолжает введенную законодателем в 2002 году концепцию страховой природы пенсионного обеспечения, когда одним из условий для получения пенсии является наличие не просто трудового, а страхового стажа - суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 1 статье 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <...> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Начиная с 1 января 2013 года, на работодателей, применяющих труд работников на соответствующих видах работ, была возложена обязанность по уплате дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.

Застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации; беспрепятственно получать от работодателя информацию об исчислении и удержании дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также получать информацию о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом; защищать свои права, в том числе в судебном порядке (статья 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В абзаце 3 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период. В случае удовлетворения требований истца, взысканные суммы подлежат зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, по смыслу действующего в настоящее время пенсионного законодательства реализация застрахованными физическими лицами своего права на пенсию поставлена в зависимость от надлежащего выполнения работодателем обязанности по ведению и передаче Пенсионному фонду Российской Федерации сведений индивидуального персонифицированного учета, за исполнением которой в целях реализации своего права на пенсионное обеспечение должно следить именно застрахованное лицо.

При этом необходимо учесть, что в рассматриваемом случае работодатель исполнил свою обязанность по предоставлению сведений на своего работника, однако достоверность этих сведений относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнута.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает постановленное судом первой инстанции решение законным и обоснованным, а доводы жалобы истца несостоятельными.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи