Председательствующий: Селиверстова Ю.А. Дело № 33-7607/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Цериградских И.В.,
судей Рассказовой Г.В., Астапчук Р.В.,
при секретаре Островской М.А.,
рассмотрела в судебном заседании 14 ноября 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Макаренко И.А. на решение Октябрьского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
«Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском административном округе г. Омска включить Макаренко И. А. в страховой стаж периоды с <...> по <...>, с <...> по <...>, <...> по <...>.
В остальной части исковые требования Макаренко И. А. оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи областного суда Рассказовой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макаренко И.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в ОАО г. Омска о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости. В обоснование требований указала, что с <...> по <...> осуществляла индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, занималась изготовлением трикотажных изделий. До начала занятия индивидуальной трудовой деятельности в установленном порядке приобрела патент на изготовление и реализацию трикотажных изделий в финансовом отделе исполнительного комитета народных депутатов по Октябрьскому АО г. Омска, ежегодно вносила оплату за патент, налоги и взносы в Пенсионный Фонд РФ. <...> обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением от <...> в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия данных о страховом стаже и страховых взносах в Пенсионный фонд РФ за спорные периоды. Просила включить в ее страховой стаж периоды ее индивидуальной трудовой деятельности с <...> по <...>, назначить ей страховую пенсию по старости с <...> в связи с достижением ею возраста 55 лет, взыскать расходы по оплате госпошлины 300 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 руб.
Истец Макаренко И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в спорные периоды времени вносила уполномоченным органом лишь плату за патент из расчета по 270 руб. в год и налог на бездетных и холостяков. Иные налоги и платежи она не уплачивала.
Представитель ГУ - УПФ РФ в ОАО г. Омска - Сергеева А.Ю. в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснив, что разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью у истца было лишь в периоды с <...> - <...>, с <...> - <...>, с <...> - <...>, при этом плата за патент из расчета по 270 руб. внесена не за все это время. В случае включения в страховой стаж истца периодов ее индивидуальной трудовой деятельности, требующийся в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент не будет достигнут.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Макаренко И.А. с решением суда не согласна, просит его отменить. Указывает, что ею была представлена информация налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам в спорные периоды. Полагает, что указанный документ подтверждает ее доводы об уплате обязательных платежей за период индивидуальной трудовой деятельности. В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <...>№ <...> документом, подтверждающим периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имеющих регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Ссылается, что согласно имеющейся в материалах дела информации УФНС по Омской области от <...> задолженность по налогам и сборам за спорный период у неё отсутствует. Отмечает, что ею были представлены квитанции об оплате за патент за период с <...> по <...>, что подтверждает факт уплаты обязательных платежей. Полагает, что с учетом включение спорных периодов продолжительность страхового стажа составляет 16 лет 4 месяца 20 дней, что является достаточным для назначения страховой пенсии по старости.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав истца и представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено, что Макаренко И.А. достигла возраста 55 лет <...>, соответственно для назначения ей страховой пенсии по старости в 2018 году необходимо наличие у нее страхового стажа не менее 9 лет и индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8.
В трудовой книжке истца имеются записи о том, что она в период с <...> по <...> обучалась в Омском политехническом институте, после чего с <...> по <...> работала в качестве инженера в Омском государственном проектном институте. Иные записи в трудовой книжке истца отсутствуют.
<...>Макаренко И.А. обратилась в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости в связи с достижением ею <...> возраста 55 лет. Решением ответчика от <...> истцу в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с недостатком индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК), исчисленном суммарно в размере 8,287 при требующемся ИПК 13,8. При этом страховой стаж истца установлен продолжительностью 10 лет 04 месяца 20 дней, что превышает установленный законом минимум в 9 лет.
Истцом поставлен вопрос о включении в ее страховой стаж периодов ее индивидуальной трудовой деятельности по патенту с <...> по <...>.
В ходе судебного разбирательства на основании архивных справок Октябрьского исполкома судом было установлено, что Октябрьским райисполкомом на имя Макаренко И.А. выдавались разрешения на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью (патенты) с указанием вида занятия – производство трикотажных изделий - в периоды с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>. Постановлением главы <...> г. Омска от <...>Макаренко И.А. было разрешено заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с <...> по производству и реализации трикотажных изделий сроком на 1 год.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, районный суд указал на необходимость включения в страховой стаж истца тех периодов индивидуальной трудовой деятельности, в которые она имела разрешение на занятие таковой (патент) и за которую истцом производилась уплата необходимых налогов.
Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта районного суда, исходя из следующего.
В соответствие с п. 1 ст. 8 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (п. 2 ст. 8 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ). С учетом переходных положений, изложенный в приложении № <...> к указанному закону, размер страхового стажа, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году составляет 9 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (п. 3 ст. 8 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ). С учетом переходных положений, изложенный в п. 3 ст. 35 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ, размер величины индивидуального пенсионного коэффициента для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году составляет 13,8.
В соответствие с п. 1 ст. 11 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от <...> N 400-ФЗ установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от <...> N 1015, установлено, что к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до <...>, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до <...> - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до <...> и с <...> - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по <...> - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты обязательных платежей, в случае если настоящими Правилами предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей (пункт 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от <...> N 1015).
В соответствие с п. 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от <...>№ <...>, время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, устанавливается по справкам финансовых органов об уплате ими налогов с доходов, получаемых от этой деятельности.
С <...> время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Статьей 8 Закона СССР от <...> (в ред. от <...>) "Об индивидуальной трудовой деятельности" установлено, что граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, доходы от которой в соответствии с действующим законодательством подлежат налогообложению, обязаны учитывать все получаемые от этой деятельности доходы и расходы и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР, уплачивают налоги с доходов, получаемых от этой деятельности. Размеры налогов устанавливаются в зависимости от суммы получаемых доходов и с учетом общественных интересов. Граждане, имеющие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождаются от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности (статья 9 Закона СССР от <...>).
Плата за патент определяется исходя из среднегодового дохода лиц, занимающихся аналогичной деятельностью в государственных, кооперативных, других общественных предприятиях, учреждениях, организациях, или лиц, выполняющих аналогичную работу в порядке индивидуальной трудовой деятельности без патентов, и соответствующих ставок подоходного налога с населения (статья 10 Закона СССР от <...>).
Обязанность уплачивать налоги и страховые взносы в пенсионный фонд на лиц, осуществлявших индивидуальную трудовую деятельность, была возложена пунктом 2 Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утв. Постановлением Верховного Совета РСФСР от <...>№ <...>, в соответствие с которым граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы с доходов и в сроки, определенные Законом РСФСР "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства".
Порядок налогообложения доходов от индивидуальной трудовой деятельности был урегулирован нормами главы V Закона РСФСР "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства", в соответствие со ст. 20 которой налог для граждан, занимающихся всеми видами индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, взимался в размере 13% при размере годового дохода до 12 000 руб., по прогрессивной шкале в случае получения годового дохода свыше 12 000 руб. Налог вносился равными поквартальными платежами до 15 марта, 15 мая, 15 августа и 15 ноября. Размер доходов определялся на основании декларации.
Решением исполнительного комитета <...> Совета народных депутатов от <...>№ <...>-п (л.д. <...>) в числе видов индивидуальной трудовой деятельности, на занятие которыми не требуется получение разрешения исполкомов местных Советов народных депутатов, указано вязание варежек и носков. Из пояснений истца в ходе судебного разбирательства следует, что она таким видом деятельности не занималась, производила изделия машинной вязки (за исключением варежек и носков). Исходя из изложенного, районный суд пришел к верному выводу о том, что для занятия индивидуальной трудовой деятельности по производству и реализации трикотажных изделий истец в спорный период времени должна была получить разрешение исполкома местных Советов народных депутатов.
В соответствие с Постановлением Совмина РСФСР от <...> N 134 "О видах индивидуальной трудовой деятельности, на которые граждане могут приобретать патенты, и размерах ежегодной платы за патент" размер ежегодной платы за патент для производства вязаных изделий составлял 270 руб. в год.
Указанное Постановление было признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Совмина РСФСР от <...> N 163 "О порядке определения видов индивидуальной трудовой деятельности, на которые граждане могут приобретать патенты, и размеров ежегодной платы за патент", которым вопросы установления видов индивидуальной трудовой деятельности, на которые граждане могут приобретать патенты, а также размера ежегодной платы за патент отнесены к полномочиям исполкомов областных Советов народных депутатов. Аналогичные положения содержались в Постановлении Совмина РСФСР от <...> N 576, действовавшего до издания Постановления Правительства РФ от <...> N 838 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства РСФСР в связи с введением новой налоговой системы", изданного во исполнение положений Закона Российской Федерации от <...> N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Районный суд при разрешении спора правильно исходил из возможности включения в страховой стаж истца лишь тех периодов ее индивидуальной трудовой деятельности, за которые в установленном порядке были внесены обязательные взносы на государственное пенсионное страхование. В ходе судебного разбирательства истцом не представлено справок финансовых органов или архивов государственных учреждений об уплате истцом сумм обязательных взносов по причине ликвидации государственного органа и отсутствия в архиве необходимых сведений. В этой связи районный суд посчитал возможным самостоятельно определить периоды, в отношении которых истцом обязанность по уплате обязательных платежей за право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, была исполнена надлежащим образом. При определении размера внесенных истцом взносов, районный суд руководствовался приведенными положениями закона, устанавливающими годовую стоимость патента для осуществляемой истцом деятельности 270 руб. На основании представленных истцом квитанций об оплате взносов в кассу Сбербанка с указанием в графе «назначение платежа» - «плата за патент», районный суд математическим путем определил стоимость, которая подлежала внесению истцом за периоды, в течение которых имеется решение исполкома о выдаче патента, и путем применения пропорции исчислил периоды времени, в течение которых истец считается исполнившей обязанность по оплате обязательных взносов надлежащим образом. Применяя такой принцип расчета, районный суд пришел к выводу о том, что в период с <...> по <...>, с <...> по <...>, и с <...> по <...> истец исполнила обязанности по внесению обязательных взносов на государственное страхование в полном объеме, в связи с чем имеются правовые основания для включения в страховой стаж истца указанных периодов деятельности.
Судебная коллегия отмечает, что в период с введением в действие Закона Российской Федерации от <...> N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от <...> N 838 было отменено правовое регулирование, предусматривающее право на освобождение от уплаты подоходного налога в случае приобретения патента. Постановлением ВС СССР от <...> N 2082-1 "О введении в действие Закона СССР "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" действие Закона СССР от <...> «Об индивидуальной трудовой деятельности» было отменено.
В соответствие со ст. 9 Закона СССР от <...> N 2079-1 "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится в порядке, установленном для налогообложения предприятий Законом СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций". Налогообложение личного дохода предпринимателя в этом случае осуществляется в порядке, установленном Законом СССР "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства".
Пенсионным органом решение районного суда о включении указанных периодов в страховой стаж истца не оспаривается.
В апелляционной жалобе истец указывает, что суд не принял во внимание письмо налогового органа о том, что истец состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с <...> по <...> и с <...> по <...>, а также о том, что у налогового органа отсутствуют сведения о задолженности истца по налогам и сборам. Применительно к приведенным выше положениям закона, в страховой стаж лица, самостоятельно обеспечивающего себя работой и самостоятельно исполняющего обязанность по уплате взносов на пенсионное страхование, могут быть включены лишь те периоды, в которых обязанность по уплате необходимых взносов исполнена в полном объеме. Содержащаяся в письме УФНС России по Омской области информация об отсутствии у налогового органа сведений о задолженности по уплате налогов и сборов в период осуществления предпринимательской деятельности, не означает то обстоятельство, что истцом оплата налогов и сборов за указанный период времени произведена в полном объеме.
В судебном заседании истец дала пояснения о том, что декларации о размере получаемого дохода она не подавала. Из представленных в материалы дела квитанций следует, что платежи за патент из расчета 270 руб. в год вносились ею вплоть до 1991 года (в материалы дела представлено 7 квитанций, которые датированы <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>). Судом в страховой стаж были зачтены периоды с <...> по <...>, с <...> по <...>, и с <...> по <...>.
Поскольку истцом в материалы дела не представлены достоверные доказательства внесения обязательных взносов и платежей в спорный период времени, оснований для изменения решения районного суда и увеличения периодов, подлежащих включению в страховой стаж, не имеется.
Из материалов дела следует, что с учетом включенных судом периодов страхового стажа размер ИПК истца составит 12,153, что не достаточно для назначения пенсии (менее 13,8).
В такой ситуации районный суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о назначении страховой пенсии по старости.
Правовых оснований для отмены или изменения решения районного суда по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не усмотрено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи