НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 13.11.2019 № 2А-1390/19

Председательствующий: Командыков Д.Н Дело № 33а-7376/2019

№ 2а-1390/2019

55RS0001-01-2019-000712-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Усовой Е.И.,

судей областного суда Круглова В.В., Ланцовой М.В.,

при секретаре СЕКРЕТАРЬ,

рассмотрела в судебном заседании 13 ноября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском АО г. Омска, ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, произвести возврат удержанных пенсионных денежных средств, по апелляционной жалобе административного истца ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Омска от <...>, которым отказано в удовлетворении административного иска.

Заслушав доклад судьи областного суда Усовой Е.И., объяснения истца, ее представителя, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России в Кировском административном округе г. Омска о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить допущенные нарушения, произвести возврат удержанных пенсионных денежных средств.

В обоснование заявленных требований указала, что при трудоустройстве в феврале 2008 года по требованию работодателя была вынуждена зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, фактически предпринимательской деятельностью не занималась. О том, что после регистрации необходимо уплачивать взносы, узнала только в августе 2015 года, когда стали производиться удержания в размере 50% от ее пенсии.

<...> по ее заявлению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении статуса индивидуального предпринимателя.

Отмечает, что она неоднократно обращалась в УПФР в Кировском АО г. Омска, ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска с заявлениями о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам, образовавшейся до <...>, однако органы государственной власти отказались применить в отношении нее положения ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Просила суд признать действия (бездействие) УПФР в Кировском АО г. Омска незаконными, возложить на УПФР в Кировском АО г. Омска обязанность устранить в полном объеме нарушение ее прав и законных интересов путём применения положений Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ и возвращения ей удержанной денежной суммы в размере <...>.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое, которым исковые требования удовлетворить.

Настаивает на том, что действия (бездействие) ответчиков, отказавшихся применить Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются незаконными, необоснованными и нарушающими ее законные права и законные интересы.

Полагает, что судом неверно истолкованы положения указанного Федерального закона.

Считает суждения суда о том, что до <...> она осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не соответствует действительности.

Представителем административного ответчика ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска ФИО1 представлен письменный отзыв на апелляционную жалобы, в котором она просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от <...> решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Постановлением Президиума Омского областного суда от <...> апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от <...> отменено, дело направлено на новое апелляционного рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции в ином составе судей.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает следующее.

В силу положений ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции допущены.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ налоговые органы уполномочены принимать решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от <...> утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В соответствии с пунктами 2, 3 указанного Порядка он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.

При рассмотрении дела установлено, что ФИО2, <...> года рождения, (регистрационный номер в ГУ-УПФР в КАО г. Омска № <...>, ИНН № <...>) в период с <...> по <...> была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

<...>ФИО2 обратилась с заявлением в УФНС России по Омской области. В ответ на указанное обращение в адрес административного истца направлено письмо, в соответствии с которым <...> ИФНС по Кировскому АО г. Омска принято решение о списании задолженности по страховым взносам на общую сумму <...>. По состоянию на <...> задолженность у административного истца отсутствует.

<...>ФИО2 обратилась в УПФР в Кировскому АО г. Омска с заявлением об обязании произвести возврат удержанных пенсионных денежных средств в размере <...>.

<...> решением УПФР в Кировскому АО г. Омска № <...> в удовлетворении указанного заявления отказано, в связи с отсутствием излишней уплаты.

Полагая незаконными действия должностных лиц пенсионного фонда в части отказа в возврате удержанных из пенсии денежных средств, истица обратилась в суд.

Согласно п. 1ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (пп.5 п. 3); по смыслу положений ст. 44 кодекса в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.

Ст. 6 ФЗ от 28.12.2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 года ст. 4 ФЗ от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" дополнена частью 3.1 следующего содержания: "В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.".

Ч. 1 ст. 11 приведенного закона предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 ФЗ от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании указанных в ч. 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в ч. 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела, в период с <...>, с истицы в порядке исполнения постановлений контрольных органов взыскано <...> страховых взносов и пени.

Поскольку указанные суммы взысканы после вступления в силу Закона № 436-ФЗ судебная коллегия полагает, что в этой части задолженность по страховым взносам подлежала признанию безнадежной ко взысканию и списанию налоговым органом.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о признании задолженности безнадежной ко взысканию и возврате указанной суммы подлежит отмене, требования административного истца в указанной части удовлетворению.

При этом, судебная коллегия полагает, что в силу приведенных выше норм обязать возвратить указанную сумму надлежит ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска, поскольку полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 2017 года переданы налоговым органам.

В остальной части иска об обязании возвратить взысканные в 2017 году страховые взносы и пени судебная коллегия полагает отказать, поскольку такой возврат Законом № 436-ФЗ не предусмотрен. Из анализа его норм следует, что под подлежащей списанию задолженностью понимается недоимка и пени известные налоговым органам, но не погашенные полностью или в части до <...>.

Кроме того, в силу п.1.1 ч. 1 ст. 79 НК РФ, возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В удовлетворении требований истицы о признании незаконными действий ГУ УПФ РФ в Кировском АО г. Омска по отказу в возврате излишне взысканных налогов судебная коллегия полагает необходимым отказать по следующим основаниям.

Как указывалось выше решения о признании недоимки безнадежной ко взысканию принимаются налоговыми органами.

Из материалов дела усматривается, что на момент обращения в ГУ УПФ РФ в Кировском административном округе г. Омска с заявлением о возврате излишне взысканного налога у административного истца имелась задолженность по уплате страховых взносов и пени, что в силу положений ст. 79 НК РФ исключало возможность возврата заявленной суммы.

Учитывая, что при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции неправильно определены имеющие значение для спора обстоятельства и неправильно истолкован материальный закон, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Совместным письмом ФНС и ПФ РФ № ГД-4-8/20020@ от <...> установлен порядок возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пени и штрафов образовавшихся за расчетные периоды, истекшие до <...>. Общий срок рассмотрения таких заявлений с направлением налоговым органом заявки на возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пени и штрафов в орган Федерального казначейства РФ составляет 10 дней.

В приведенной связи судебная коллегия полагает необходимым установить срок исполнения судебного постановления в части обязания возвратить истице излишне взысканные страховые взносы и пени – 10 дней.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Омска от <...> отменить, принять по делу новое решение.

Признать безнадежной ко взысканию задолженность ФИО2 по страховым взносам и пени за расчетные периоды истекшие до <...>.

Обязать ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска в течение 10 дней возвратить ФИО2 излишне взысканные страховые взносы и пени за расчетные периоды истекшие до <...> в сумме <...>

В остальной части иска отказать.

Председательствующий

Судьи