НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 13.07.2022 № 33-3449/2022

Председательствующий: Базылова А.В. № 33-3449/2022

2-717/2022

55RS0005-01-2022-000105-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 13 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей областного суда Беспятовой Н.Н., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Рудаковой Т.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Омска от 10 марта 2022 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Омской области о признании незаконными действий по невыплате единовременной социальной выплаты, взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Сковрон Н.Л., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Омской области (далее – УФСИН России по Омской области) о признании незаконным действий по невыплате единовременной социальной выплаты, взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование указал, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» он, являясь пенсионером органов ФСИН, с 28.10.2015 г. состоит на очереди в УФСИН России по Омской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Его семья состоит из супруги ФИО2 и детей Ш.В.Н., года рождения, и Ш.К.Н., года рождения. В настоящее время он с семьей проживает в съемном жилье по адресу: г. Омск, , другого жилья у него нет. Однако, несмотря на длительный срок ожидания, никакой информации о движении очереди и сроках получения единовременной социальной выплаты, у него нет. Он обращался в УФСИН России по Омской области с просьбой сообщить, когда и по какому из направлений именно будет реализовано его право на жилье, однако ему даются только формально-уклончивые ответы. Содержание данных ответов таково, что его право на единовременную социальную выплату признается, однако его трудно реализовать из-за отсутствия денежных средств и ограниченного финансирования. Полагал, что уклонение ответчика от предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилья – это грубейшее нарушение его конституционного права на жилье.

Просил признать действия УФСИН России по Омской области по не выплате ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконными; взыскать с УФСИН России по Омской области единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере, установленном на дату вынесения судебного решения постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации».

Истец ФИО1, его представитель ФИО3 в судебном заседании участия не принимали.

Представитель ответчика УФСИН России по Омской области и третьего лица ФСИН России ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала. Указала, что п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369 предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Основания для предоставления единовременной социальной выплаты ФИО1 во внеочередном порядке отсутствуют. За период с 2015 года по настоящее время лимиты бюджетных обязательств, предусмотренные на финансовое обеспечение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам УФСИН России по Омской области, не доводились, выплата единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам УФСИН России по Омской области не производилась.

Третье лицо ФИО2, действующая за себя и за несовершеннолетних детей, надлежащим образом извещалась судом о дне и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причине неявки суду не сообщила.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагает, что юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения спора является установление обстоятельств: возложена ли была на ответчика обязанность по выдаче ему единовременной социальной выплаты, имелась ли для этого возможность, и если да, то почему ответчик ее не выполнил. Однако суд при вынесении решения неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд без какой-либо проверки принял в качестве доказательства по делу информацию ответчика об отсутствии бюджетного ассигнования и о том, что не подошла его очередь. Вместе с тем, за период с 2015 года очередь на получение единовременной социальной выплаты в УФСИН России по Омской области двигалась, а бюджетные ассигнования, направленные на эти цели, поступали.

Указывает, что он намерен был представить суду соответствующие доказательства, но был лишен этой возможности из-за нарушения судом его прав, поскольку ни он, ни его представитель не были извещены о судебном заседании, назначенном на 10.03.2021 г.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права (п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 08.06.2022 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению гражданского дела по иску ФИО1 к УФСИН России по Омской области о признании незаконным действий по невыплате единовременной социальной выплаты, взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ.

Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал. Пояснил, что лица, которые встали в очередь после него, получили выплату. Назвать таких лиц он затруднился, также как пояснил, что доказательства получения выплаты иными лицами в обход него, представить не может.

Представитель истца ФИО3, действующий по устному ходатайству, в судебном заседании требования поддержал. Указал, что сотрудниками УФСИН России по Омской области не предпринимаются необходимые меры для получения денежных средств в целях последующего распределения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, пенсионерам, стоящим на очереди.

Представитель ответчика УФСИН России по Омской области и третьего лица ФСИН России ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседаний требования не признала. Пояснила, что денежные средства на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не доводились до УФСИН России по Омской области. Нарушений в порядке ведения очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не допускалось.

Третье лицо ФИО2, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6, в судебном заседании участие не принимала, извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при определенных ч. 3 ст. 4 Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» условиях.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7).

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее – Правила № 369).

Как следует из материалов дела, 11.08.2015 г. ФИО1, прапорщик внутренней службы, водитель-сотрудник 3 класса гаража ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области, обратился в комиссию УФСИН России по Омской области с рапортом о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369.

На основании приказа ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области от 03.06.2020 г. «О внесении изменений в приказ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области от 20.05.2020 «О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации ФИО1», с ФИО1 расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и он уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации прапорщика внутренней службы ФИО1 ), младшего инспектора дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области, по п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), 03.06.2020 г., с правом ношения форменной одежды.

В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии УФСИН России по Омской области от 28.10.2015 г., ФИО1 с составом семьи из четырех человек 11.08.2015 г. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно выписке из протокола заседания комиссии УФСИН России по Омской области от 05.08.2021 г. в учетное дело ФИО1 внесены изменения в данные о месте жительства, а именно, считать ФИО1 и членов его семьи постоянно зарегистрированными по адресу: г. Омск,

В 2021 году ФИО1 обращался в УФСИН России по Омской области по вопросу предоставления ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Письмами от 01.07.2021 г. и от 05.08.2021 г. истец был проинформирован о том, что вопрос о предоставлении ему единовременной социальной выплаты будет решен в соответствии с требованиями п. 23 Правил при поступлении бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели. В настоящее время единовременная выплата предоставляется комиссией ФСИН России сотрудникам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы, принятым на соответствующий учет в марте 2014 г.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 полагал, что нарушены его права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно п. 4 Правил № 369 принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил № 369).

Положениями п. 14 Правил № 369 предусмотрено, что право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 названных Правил, имевшегося у них на день увольнения.

В соответствии с п. 23 Правил № 369 единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.

Из вышеизложенного следует, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах доводимых лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу власти, распределяемых в порядке очередности.

Из представленного в материалы дела уведомления следует, что решением комиссии УФСИН России по Омской области ФИО1 был принят 11.08.2015 г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и зарегистрирован под номером 45.

В настоящее время ФИО1 и члены его семьи состоят на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с датой подачи рапорта (рапорт 11.08.2015 г.) под номером 35.

Из представленной в материалы дела справки УФСИН России по Омской области следует, что на учете в УФСИН России по Омской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14.12.2014 г. состоит 231 человек. Сотрудникам УИС и пенсионерам УИС, принятым комиссией УФСИН России по Омской области на учет на получение единовременной социальной выплаты, по состоянию на 16.06.2022 г., единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения не предоставлялась.

По сведениям УФСИН России по Омской области лимиты бюджетных обязательств на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, за период с 11.01.2015 г. не доводились.

По сведениям Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России лимиты бюджетных обязательств на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лицам, принятым на учет после 01.01.2015 г., в УФСИН России по Омской области в период с 2013 года по настоящее время не выделялись. В настоящее время единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам и гражданам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ними детей, принятым на соответствующий учет в 2014 году, а также сотрудникам и гражданам, принятым на соответствующий учет до 27.03.2014 г. В ответе также сообщено, что реализация права сотрудника (пенсионера уголовно-исполнительной системы Российской Федерации) на обеспечение единовременной социальной выплатой не ограничена сроками и предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

Таким образом, в настоящее время ФИО1 состоит в очереди для получения единовременной социальной выплаты, необходимые ассигнования до УФСИН России по Омской области не доведены, в связи с чем истцу не может быть произведена выплата. В нарушение установленной очередности граждан на получение единовременной социальной выплаты требования ФИО1 не могут быть удовлетворены. Правом на предоставления единовременной социальной выплаты вне очереди ФИО1 не обладает, поскольку к категории сотрудников, имеющих 3 и более совместно проживающих с ним детей, не относится. Нарушений прав ФИО1 не установлено.

С учетом изложенного отклоняются доводы ФИО1 о том, что бюджетные ассигнования, направленные на эти цели, поступали, поскольку достоверными и допустимыми доказательствами подтверждено обратное.

ФИО1 настаивает, что за период с 2015 года очередь на получение единовременной социальной выплаты в УФСИН России по Омской области двигалась, данная выплата предоставлялась в обход очереди, по решению руководства.

В материалы дела представлена книга учета сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В настоящее время очередь ФИО1 – 35. При том, что при постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он был зарегистрирован под номером 45.

По представленным сведениям усматривается, что имеются лица, которые были постановлены на учет после ФИО1, и в настоящее время сняты с него. Так, Б.В.С., А.А.В., Д.Д.С., П.П.О., Р.М.В., Ш.Я.А., Б.А.Н. сняты с очереди по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию (п. «а» п. 15 Правил № 369). К.Е.А., К.М.В., Ш.Е.В., Ж.В.В., Б.К.А., А.Е.А., Пак А.Ф. сняты в связи с улучшением жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты. ФИО7, ФИО8 исключены по причине совершения действий, повлекших улучшение жилищных условий, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере. (п. «б» п. 15 Правил № 369). К.О.В., К.Ю.С., Л.А.А., В.С.Ю. исключены из очередников УФСИН России по Омской области в связи с переводом к новому месту службы.

И.Д.С. снят с очереди на основании решения Первомайского районного суда г. Омска от 19.12.2017 г. по делу № , которым возложена обязанность на ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с учетом состава семьи из трех человек с 13.11.2013 г., а также указано на то, что решение суда является основанием для снятия УФСИН России по Омской области И.Д.С. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Г.Е.И. был поставлен на учет на основании апелляционного определения по гражданским делам Омского областного суда от 13.06.2019 г., и снят с учета в связи с отменой вышеуказанного определения судебной коллегии Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2020 г.

Допрошенная в суде апелляционной инстанции свидетель Р.Т.Н., секретарь комиссии по рассмотрению документов по постановке на учет, которая пояснила, что никто, из тех, кто состоит в очереди УФСИН Р. по Омской области единовременную социальную выплату не получал. Лица, состоящие на учете, были сняты с него по иным основаниям.

Согласно п. «в» п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном названными Правилами.

Каких-либо достоверных документов в подтверждение того, что кто-либо из сотрудников, принятых на учет после ФИО1, был снят с очереди УФСИН России по Омской области по вышеуказанном основанию, не имеется.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования, заявленные ФИО1 о признании незаконными действия УФСИН России по Омской области по невыплате ему и членам его семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого дома, взыскании с ответчика единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере, установленном на дату вынесения судебного решения постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда города Омска от 10 марта 2022 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Омской области о признании незаконными действий по невыплате единовременной социальной выплаты, взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15.07.2022 г.