НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 13.07.2020 № 33-3219/20

Председательствующий: Перфилова И.А. Дело 33-3219/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей Беспятовой Н.Н., Крицкой О.В.,

при секретаре Ким М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Омске 13 июля 2020 года

дело по апелляционной жалобе Ткаченко О.В. на решение Куйбышевского районного суда <...> от <...>, которым постановлено:

«Ткаченко О. В. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном АО г. Омска о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии, взыскании компенсации морального вреда отказать».

Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ткаченко О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее по тексту ГУ –УПФ в Центральном АО г. Омска) о перерасчете пенсии, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что с <...> является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет <...> руб. с учетом среднемесячного заработка в размере <...> руб., а также с учетом страхового стажа – <...> дней. Указывает, что ее общий трудовой стаж по состоянию на <...> составляет <...> месяцев. По данным пенсионного органа размер ее страховой пенсии составляет <...> руб., что не соответствует размеру фактически получаемой ею пенсии – <...> руб., который ниже величины прожиточного минимума в Омской области, установленного для пенсионеров.

По данному поводу Ткаченко О.В. неоднократно обращалась в ГУ –УПФ в Центральном АО г. Омска с заявлением о перерасчете пенсии, в удовлетворении которых ей было отказано.

С учетом уточнения исковых требований просила взыскать с ответчика невыплаченную пенсию в сумме <...> руб. и компенсацию морального вреда в размере <...> руб.

В судебном заседании Ткаченко О.В., ее представитель Никонова О.А. поддержали уточненные исковые требования, просили их удовлетворить. Истица пояснила, что пенсионным органом на протяжении всего периода получения ею пенсии не производился перерасчет страховой части пенсии.

Представитель ГУ –УПФ в Центральном АО г. Омска по доверенности Зубков И.В. возражал против удовлетворения исковых требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Ткаченко О.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить. Указывает, что судом не был принят во внимание представленный ею расчет недополученной пенсии за период с <...> по <...> в сумме <...> руб. Получаемая ею пенсия значительно ниже указанной в предоставляемых пенсионным органом документах. Суд не обратил внимание на данные банковской выписки о размерах выплаченной пенсии, указав в решении предоставленные ответчиком сведения, в которых значится сумма фактически назначенной, но невыплаченной пенсии.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав пояснения Ткаченко О.В., ее представителя Бабаева И.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

На момент установления Ткаченко О.В. трудовой пенсии по старости порядок назначения пенсий регулировался Федеральным законом от <...> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенным в действие с <...>.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от <...> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 названного закона назначалась при условии достижения женщинами возраста 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время регулируется нормами Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях) с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 36 Закона о страховых пенсиях со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от <...> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <...> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от <...> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (часть 2 статьи 30 Федерального закона от <...> № 173-ФЗ).

Частью 3 статьи 30 Федерального закона от <...> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено определение расчетного размера трудовой пенсии исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

Таким образом, при определении и подтверждении среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав существует два варианта, конкретный выбирается застрахованным лицом. Согласно первому среднемесячный заработок за два года (2000 – 2001), подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Во втором случае расчет производится исходя из заработка за любые 5 лет (60 месяцев) подряд до <...>

При этом размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день (часть 1 статьи 17 Федерального закона от <...> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Как было установлено судом и следует из материалов дела, Ткаченко О.В. с <...> является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от <...> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При назначении пенсии трудовой стаж истицы составил <...>

В страховой стаж органом пенсионного обеспечения включены следующие периоды:

<...> по <...> - учеба в <...>;

<...> по <...> - работа в качестве <...> в <...>

<...> по <...> - работа в <...><...>

<...> по <...> - работа <...><...>;

<...> по <...> - работа <...><...>;

<...> по <...> - работа <...><...>»;

<...> по <...> - работа в <...>;

<...> по <...> - работа <...><...>;

<...> по <...> - работа в должности <...>

<...> по <...> – осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Размер пенсии на дату назначения <...> составил <...> руб. (где страховая часть составляет <...> руб., фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии – <...> руб).

Полагая свои пенсионные права нарушенными, что выразилось в несоответствии размера назначенной пенсионным органом пенсии (<...> руб.) и фактически получаемой ею (<...> руб.), которая ниже установленного минимального размера оплаты труда на территории Омской области для пенсионеров (<...> руб.), истица неоднократно обращалась в ГУ –УПФ в Центральном АО г. Омска с заявлением о перерасчете пенсии.

Решением ГУ –УПФ в Центральном АО г. Омска от <...>№ <...>Ткаченко О.В. отказано в перерасчете размера пенсии по пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от <...>№ <...> «О страховых пенсиях» (увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до <...>). Причиной послужило отсутствие оснований для перерасчета пенсии за период с 2004 по 2018, поскольку за указанный период учитываются страховые взносы, имеющиеся на лицевом счете застрахованного.

Решением ГУ –УПФ в Центральном АО г. Омска от <...>№ <...>Ткаченко О.В. также отказано в перерасчете размера пенсии по пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от <...>№ <...> «О страховых пенсиях» (увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до <...>) по причине того, что после <...> размер пенсии зависит от общего размера страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо начиная с <...>, которые учтены при назначении пенсии с <...>. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от <...>№ <...> «О страховых пенсиях» работающим пенсионерам размер страховой пенсии с 1 августа каждого года корректируется в беззаявительном порядке на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета о сумме страховых взносов.

Не согласившись с данными отказами и полагая свои права нарушенными, Ткаченко О.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части обязания пенсионный орган произвести перерасчет размера пенсии и взыскании недополученной пенсии за период с <...> по <...> в связи с их необоснованностью районной суд исходя из того, что Ткаченко О.В. является получателем трудовой пенсии по старости, а также является индивидуальным предпринимателем, страхователем оплачивались за нее страховые взносы, пришел к правомерному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, об обоснованном приостановлении пенсионным органом индексации истцу размера производимой ему фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсионным органом при расчете размера пенсии истицы учтены все периоды работы и нестраховые периоды, 1 августа каждого года обоснованно производится перерасчет размера пенсии в соответствии с действующим законодательством, нарушений пенсионных прав Ткаченко О.В. со стороны органа пенсионного обеспечения не установлено.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правильными, соответствующими собранным по делу доказательствам и действующему законодательству в силу следующих обстоятельств.

Согласно части 5 статьи 35 Закона о страховых пенсиях размеры страховых пенсий лиц, которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, с <...> подлежат уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на <...> в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от <...> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанное уточнение производится до <...>.

Из статьи 3 Федерального закона от <...> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий).

При этом, в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от <...> № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 указанного Закона).

Исходя из положений подпунктов 14-16 пункта 2 статьи 6 приведенного Закона в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе сумма суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов; сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации, до <...>; сведения о размере индивидуального пенсионного коэффициента; сведения об установлении страховой пенсии и сведения о фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и индексации (дополнительного увеличения) ее размера).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от <...> № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от <...> № 27-ФЗ).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Сведения предоставляются в отношении каждого работника, вне зависимости от того, является работник пенсионером или нет.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица истец Ткаченко О.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования <...>.

Из пенсионного дела Ткаченко О.В. усматривается, что за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 за истицу уплачивались страховые взносы.

Между тем, с <...> пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от <...> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 1 статьи 26.1 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу части 6 статьи 16 Закона о страховых пенсиях размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Также размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год; с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу (часть 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях).

Для лиц, которым по состоянию на <...> установлена доля страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до <...> определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), установленного по состоянию на <...>, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на <...>, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона – 64,10 руб. (часть 2 статьи 34 Федерального закона от <...>№ <...> «О страховых пенсиях»).

Исходя из положений подпунктов 4, 5 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от <...> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

После прекращения осуществления пенсионерами трудовой деятельности выплата суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к ней осуществляется с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).

Также согласно статье 7 Федерального закона от <...> № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с <...> не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от <...> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от <...> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 6 названного Закона предусмотрено, что с <...> размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», индексируется на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в сумме, равной <...> руб.

С <...> стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в размере, равном <...> руб. Размер страховой пенсии в 2016 году корректируется с 1 февраля в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 настоящей статьи (части 1, 3 статьи 5 Федерального закона от <...> № 385-ФЗ).

В силу части 2 статьи 18 Закона о страховых пенсиях перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до <...>;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после <...> до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В последнем случае увеличение осуществляется исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Из материалов дела и пояснений истицы следует, что с <...> по <...>Ткаченко О.В. осуществляла трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно решению органа пенсионного обеспечения от <...>№ <...> размер пенсии на дату назначения <...> составил <...> руб., из которых страховая часть трудовой пенсии по старости составляет <...> руб., фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии - <...> руб.

Из ответа пенсионного органа на судебный запрос вх. № <...> от <...> следует, что с <...> произведен беззаявительный пересмотр размера страховой пенсии по старости Ткаченко О.В. в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ по начисленным страховым взносам в сумме <...> руб., в результате которого с <...> размер пенсии по старости Ткаченко О.В. составил <...> руб., из которых <...> руб. - фиксированная выплата, <...> руб. – страховая пенсия по старости без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии.

С <...> размер пенсии составил <...> руб., из которых <...> руб. -фиксированная выплата, <...> руб. – страховая пенсия по старости без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии, величина ИПК составила <...>

Также в августе 2015 Ткаченко О.В. была произведена доплата в сумме <...> руб. за период с <...> по <...>.

С <...> размер пенсии с учетом индексации на 4 % составил <...> руб., (в том числе <...> руб. - фиксированная выплата, <...> руб. - страховая пенсия по старости без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Учитывая, что Ткаченко О.В. является работающим пенсионером, размер пенсии к выплате составил <...> руб.

В связи с поступлением сведений об индивидуальном пенсионном коэффициенте в размере <...> за период работы в 2015 г. и дополнительно поступивших страховых взносах за 2014 в сумме <...> руб., с учетом которых <...> произведен перерасчет размера страховой пенсии истицы в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Закона о страховых пенсиях. В результате перерасчета размер страховой пенсии составил <...> руб. (в том числе <...> руб. -фиксированная выплата, <...> руб. - страховая пенсия по старости без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), величина ИПК составила <...> Размер пенсии к выплате, как работающему пенсионеру составил <...> руб.

Далее, с учетом поступивших сведений об индивидуальном пенсионном коэффициенте в размере <...> за период работы в 2016 г. и дополнительно поступивших сведений об индивидуальном пенсионном коэффициенте за 2015 г. в размере <...>, <...> также произведен перерасчет размера страховой пенсии истицы в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Закона о страховых пенсиях. Размер страховой пенсии составил <...> руб. (в том числе <...> руб. - фиксированная выплата, <...> руб. – страховая пенсия по старости без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), величина ИПК – <...> Размер пенсии к выплате, как работающему пенсионеру составил <...> руб.

Согласно заявлению от <...>Ткаченко О.В. произведен перерасчет пенсии по пункту 1 части 2 статьи l8 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с заменой периодов работы на нестраховые периоды по уходу за детьми <...> года рождения, <...> года рождения до достижения ими возраста полутора лет.

В результате перерасчета величина ИПК составила: <...> балла. Размер страховой пенсии составил <...> руб. (в том числе <...> руб. - фиксированная выплата, <...> руб. - страховая пенсия по старости без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии). Размер пенсии к выплате, как работающему пенсионеру составил <...> руб.

С <...> вновь произведен перерасчет размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Закона о страховых пенсиях с учетом поступивших сведений об индивидуальном пенсионном коэффициенте в размере <...> за период работы в 2017 г. и дополнительно поступивших сведений об индивидуальном пенсионном коэффициенте за 2016 г. в размере <...> Размер страховой пенсии составил <...> руб. (в том числе <...> руб. - фиксированная выплата, <...> руб. - страховая пенсия по старости без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), величина ИПК составила <...> Размер пенсии к выплате, как работающему пенсионеру составил <...> руб.

С <...> произведен перерасчет размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Закона о страховых пенсиях с учетом дополнительно поступивших сведений об индивидуальном пенсионном коэффициенте за 2018 г. в размере <...>, размер страховой пенсии составил <...> руб. (в том числе <...> руб. - фиксированная выплата, <...> руб. - страховая пенсия по старости без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), ИПК составил <...>. Размер пенсии к выплате, как работающему пенсионеру составил <...> руб.

Аналогичные сведения содержатся в ответе ГУ –УПФ в Центральном АО г. Омска от <...>№ <...>, представленном по запросу судебной коллегии.

Таким образом, на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, а также в суд за защитой нарушенных пенсионных прав, истица продолжала осуществлять трудовую деятельность, страхователем за нее производились отчисления в Пенсионный фонд.

Из приведенных сведений усматривается, что размер назначенной Ткаченко О.В. пенсии и определенной к выплате отличается ввиду того, что истица является работающим пенсионером, за нее страхователем ежемесячно производятся отчисления страховых взносов, что приводит к постоянному увеличению ИПК и в соответствии пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 августа каждого года органом пенсионного обеспечения в беззаявительном порядке производится перерасчет пенсии.

Из представленной по запросу судебной коллегии ГУ –УПФ в Центральном АО г. Омска выплатной информации вх. № <...> от <...> в отношении Ткаченко О.В. следует, что установленный размер пенсии и сумма к выплате составили: за январь 2015 г. – <...> руб., за февраль 2015 г. – июль 2015 г. – <...> руб., за август 2015 г. – сентябрь 2016 г.– <...> руб., за октябрь 2016 г. – июль 2017 г. – <...> руб., за август 2017 г. – ноябрь 2017 г. – <...> руб., за декабрь 2017 г. - июль 2018 г. - <...> руб., за август 2018 г. – июль 2019 г. – <...> руб., за август 2019 г. – декабрь 2019 г. – <...><...> руб.

Из представленных истицей в суд апелляционной инстанции справки по счету ПАО «Сбербанк России» и выписки по сберегательному счету Ткаченко О.В. усматривается, что от организации -плательщика ПФР <...> зачислено <...> руб., <...> - <...> руб., <...> - <...> руб. (ЕДВ средств пенсионных накоплений), <...>, <...>, <...>, <...>, <...> - по <...> руб., <...> - <...> руб. и <...> руб., <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> - по <...> руб., <...><...> руб., <...><...> руб. (ЕДВ средств пенсионных накоплений), <...>, <...>, <...> – по <...> руб., <...><...> руб. (единовременная выплата пенсионерам); <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> – по <...> руб., <...>, <...>, <...>, <...> - по <...> руб., <...><...> руб., <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> – по <...> руб., <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> – по <...> руб., <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> – по <...> руб.

Сопоставив и проанализировав размер определенной пенсионным органом к выплате истице пенсии с учетом произведенных перерасчетов, размер полученной истицей пенсии по сведениям выплатной информации ответчика, а также поступившие на банковский счет Ткаченко О.В. зачисления согласно представленным истицей справки и выписки по счету, судебная коллегия приходит к выводу, что они в полном объеме совпадают.

В расчете, приложенном к апелляционной жалобе Ткаченко О.В., указанные в качестве недополученной пенсии суммы представляют собой ежегодную индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Поскольку Ткаченко О.В. в спорный период осуществляла трудовую деятельность, за нее отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд, право на получение ежегодной индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, производимой органом пенсионного обеспечения 1 февраля, у нее не возникает.

Таким образом разница между размером назначенной и полученной истицей пенсией не является недоплатой. Назначенная органом пенсионного обеспечения истице пенсия включает в себя сумму перерасчета, производимого в беззаявительном порядке на основании пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 августа каждого года органом пенсионного обеспечения. Сумма, перечисляемая на банковскую карточку Ткаченко О.В., определена как работающему пенсионеру, без учета индексации.

С учетом изложенного, выплата пенсии истице без учета индексации производилась правомерно. Нарушение пенсионных прав истца ответчиком не допущено.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...>№ <...> «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Не установив нарушения пенсионных прав истца и руководствуясь приведенными разъяснениями Верховного Суда РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда.

В данной части решение сторонами не обжалуется, а потому проверке на предмет законности и обоснованности судом апелляционной инстанции не подлежит.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца сводятся к неверному толкованию законодательства, регулирующего спорные пенсионные правоотношения, и аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Указанные доводы являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Куйбышевского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи