НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 13.06.2019 № 33-3703/19

Председательствующий: Кириенко И.С. Дело № 33-3703/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Осадчей Е.А.,

судей областного суда: Гапоненко Л.В., Дьякова А.Н.

при секретаре Левченко М.А.

рассмотрела в судебном заседании 13 июня 2019 года

дело по апелляционной жалобе Макарова И.Б. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 27 марта 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Макарова И. Б. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области о включении в выслугу лет периода службы в Государственном Следственном Комитете Республики Казахстан, возложении обязанности по включению в выслугу лет периода службы в Государственном Следственном Комитете Республики Казахстан отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия

Установила:

Макаров И.Б. обратился в суд с иском к УФСИН России по Омской области о включении в выслугу лет периода службы в Государственном Следственном Комитете Республики Казахстан, возложении обязанности по включению в выслугу лет периода службы в Государственном Следственном Комитете Республики Казахстан.

В обоснование требований указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе. Приказом № <...> от <...> был уволен по достижению предельного возраста пребывания на службе. В настоящее время является получателем пенсии на основании Закона РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии российской федерации, и их семей». Выслуга лет по состоянию на <...> составила в календарном исчислении 21 год 06 месяцев 02 дня, в льготном – 29 лет 04 месяца 05 дней. При этом ответчик не включил в стаж период службы истца с <...> по <...> в Государственном Следственном Комитете Республики Казахстан.

Просил включить указанный период в стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет и обязать УФСИН России по Омской области зачесть этот период в выслугу лет.

Истец Макаров И.Б. в судебном заседании требования поддержал.

Представитель УФСИН России по Омской области – Свотина Т.В. иск не признала. Полагала, что оснований для включения требуемого периода в стаж не имеется, поскольку Государственный Следственный Комитет Республики Казахстан не являлся структурным подразделением органов внутренних дел Республики Казахстан, служба в которых на основании Соглашения о сотрудничестве от <...> подлежит зачету в выслугу лет. Кроме этого, пенсия в Республики Казахстан истцу не назначалась, поэтому спорный период также не может быть включен в стаж.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Макаров И.Б. просит решение отменить. Считает, что судом не принято во внимание наличие решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от <...>№ <...>, в котором указано, что Соглашение о порядке пенсионного обеспечения от <...> носит рамочный характер, закрепляет принцип юрисдикции государства по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, на территории которого он проживает, а также приравнивает пенсионное обеспечение вновь созданных органов к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам и на соответствие нормам права, регулирующим спорные правоотношения, выслушав Макарова И.Б., поддержавшего доводы жалобы, представителя УФСИН России по Омской области – Мурашову Т.В., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Макаров И.Б. в период с <...> по <...> проходил службу в Государственном Следственном Комитете Республики Казахстан на различных должностях.

Приказом врио начальника УФСИН России по Омской области от <...>№ <...>Макаров И.Б., находясь в звании майора внутренней службы и занимая должность начальника отдела по воспитательной работе с осужденными <...>, <...> был уволен по п. 2 ч. 1 ст. 84 Федерального закона от <...> № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе).

Выслуга лет по состоянию на <...> составила в календарном исчислении 21 год 06 месяцев 02 дня, в льготном исчислении – 29 лет 04 месяца 05 дней.

С <...>Макаров И.Б. является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закона РФ № 4468-1).

Поводом для обращения в суд послужил отказ ответчика во включении в стаж истца периода его работы в Государственном Следственном Комитете Республики Казахстан.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что необходимое соглашение, устанавливающее условия и порядок включения подобных периодов службы в стаж, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан заключено не было, а до переезда истца из Республики Казахстан в Россию пенсия ему не назначалась.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда.

Специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности, является Закон РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Согласно абзацу пятому пункта «а» статьи 1 названного Закона РФ условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяются на лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу статьи 4 Закона РФ № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Таким образом, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона РФ № 4468-1, и проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от <...> «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от <...>).

Согласно преамбуле названного соглашения правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.В статье 1 соглашения определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от <...>, государства - участники Содружества Независимых Государств <...> приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» (далее - Соглашение от <...>).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от <...> пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел участников СНГ, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством участников СНГ, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими участниками СНГ законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР.

Статьей 4 Соглашения от <...> определено, что органами, уполномоченными представлять участников СНГ в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел участников СНГ.

Из приведенных положений Соглашения от <...> следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом данным соглашением на министерства внутренних дел участников СНГ не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств - участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.

Согласно Закону Республики Казахстан от <...> № 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» органы внутренних дел Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

В статьей 4 названного закона было указано, что единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему департаменты внутренних дел областей, города республиканского значения, столицы Республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации.

Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, возглавляющим единую систему органов внутренних дел (статья 8 Закона Республики Казахстан от <...> № 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»).

Указом Президента Республики Казахстан № 2513 от <...> в целях совершенствования системы правоохранительных органов, укрепления правопорядка и обеспечения общественной безопасности, повышения эффективности борьбы с преступностью был образован Государственный Следственный Комитет Республики Казахстан, который в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан № 2594 от <...>, представлял собой центральный государственный орган в единой системе органов Государственного следственного комитета, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики.

В Указе Президента Республики Казахстан № 2706 от <...> также было отражено, что Государственный следственный комитет Республики Казахстан и его органы представляет собой непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики специальный государственный орган, не входящий в систему центральных исполнительных органов Республики, осуществляющий дознание, следствие, оперативно-розыскную деятельность и вытекающие из них иные функции.

Статьей 6 названного указа было предусмотрено, что систему Государственного следственного комитета и его органов составляют Государственный следственный комитет, территориальные, отраслевые и специализированные органы, осуществляющие дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также особые и режимные объекты, учебные заведения и иные организации, обеспечивающие функциональную деятельность.

Таким образом, несмотря на то, что Государственный Следственный Комитет Республики Казахстан и его органы осуществляли функции сходные с функциями органов внутренних дел, Государственный Следственный Комитет являлся самостоятельным органом государственной власти, был подчинен непосредственно Президенту Республики Казахстан и не входил в систему органов внутренних дел.

Данный факт также подтверждается тем, что в настоящее время в соответствии с пенсионным законодательством Республики Казахстан в выслугу лет военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов засчитываются в стаж отдельно срочная и контрактная воинская служба, время работы в органах внутренних дел, время работы представительных и исполнительных органах и служба в специальных государственных органах, в том числе в бывшем Государственном Следственном Комитете.

Учитывая, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в нем категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, УФСИН России обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах государственного следственного комитета государств-участников Содружества, не входящего в структуру органов внутренних дел, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации, находит правильными выводу суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска Макарова И.Б.

Ссылка истца на то, что решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств № 01-1/7-03 от <...> напрямую указывает на использование Соглашения от <...>, которое приравнивает пенсионное обеспечение вновь созданных органов к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку основана на неверном толковании данного решения и самого соглашения.

Экономический Суд СНГ в решении № 01-1/7-03 от <...> постановил, что Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников СНГ от <...> носит рамочный характер и закрепляет принцип юрисдикции государства по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и их семей, на территории которого эти лица проживают. При перемене пенсионером места жительства его право на пенсионное обеспечение сохраняется в соответствии с принципом территориальности.

В условиях реформирования системы органов внутренних дел обязательства государств по пенсионному обеспечению этих лиц сохраняются. В тоже время Государства-участники Соглашения от <...>, производя реорганизацию системы органов внутренних дел (передавая отдельные службы и подразделения в ведение других министерств и ведомств либо создавая самостоятельные органы), должны определить, какие органы осуществляют пенсионное обеспечение прибывших на их территорию пенсионеров, либо с целью избежания коллизий национальных законодательств использовать механизм, предусмотренный статьей 6 Соглашения от <...> – путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений.

Какие-либо соглашения между Россией и Республикой Казахстан по поводу включения периодов работы в иных ведомствах и министерствах, в том числе бывшем Государственной Следственном Комитете в выслугу лет лицам, имеющим право на пенсию, между странами заключено не было. Пенсия за выслугу лет в Республике Казахстан истцу не назначалась, стаж его работы в Государственном Следственном комитете Республики Казахстан не включался в выслугу лет по линии МВД Республики Казахстан.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочному толкованию истцом положений действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а потому не могут быть признаны состоятельными.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, решение суда признается законным и обоснованным и по доводам жалобы истца отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Первомайского районного суда г. Омска от 27 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макарова И.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: