НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 12.10.2021 № 2-190/2021

Председательствующий: Абилов А.К. № 33-5627/2021

55RS0029-01-2021-000289-86

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 12 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей Магденко И.Ю., Беспятовой Н.Н.,

при секретаре Рудаковой Т.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-190/2021

по апелляционной жалобе истцов ФИО1, ФИО2

на решение Полтавского районного суда Омской области от 28 июля 2021 года

по иску ФИО1, ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Полтавском районе Омской области (межрайонное) о перерасчет размера пенсии.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Полтавском районе Омской области (межрайонное) (далее – УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное)), в обоснование указав, что является с 20 октября 2017 года получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях в размере 8 741 рубль 26 копейки (с учетом произведенных ответчиком ежегодных корректировок размера пенсии), который, по его мнению, определен ответчиком неверно и чрезмерно занижен. Считает, что ответчик при расчете размера его пенсии необоснованно не учтен период его работы в КФХ «Габбас» с 17 апреля 1995 года по 31 декабря 2001 года со ссылкой на то, что за указанный период страхователем не уплачены страховые взносы.

ФИО2 обратилась в суд с аналогичным иском к УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное), указав, что с 9 февраля 2020 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях в размере 8 256 рубль 12 копейки (с учетом произведенного ответчиком перерасчета размера пенсии), который также определен ответчиком без учета периода ее работы в КФХ «Габбас» с 17 апреля 1995 года по 31 декабря 2001 года по тем же основаниям.

Просили обязать УПФР в Полтавском районе (межрайонное) включить им в страховой стаж спорный период их работы в КФХ «Габбас»; обязать ответчика выплатить в их пользу все причитающиеся пенсионные выплаты, недополученные из-за неверного расчета размера пенсии, начиная с момента назначения пенсии по дату вынесения судом решения; взыскать с ответчика в их пользу расходы по уплате государственной пошлины.

Определением судьи Полтавского районного суда г. Омска от 12 апреля 2021 года указанные иски объединены в одно производство.

В судебном заседании ФИО1, ФИО2, их представитель ФИО3 заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) ФИО4 допустила возможность включения в страховой стаж ФИО2 периода ее работы в КФХ «Габбас» с 1 января по 31 декабря 1996 года, поскольку платежным поручением № 5 от 18 апреля 1996 года подтверждается уплата КФХ «Габбас» страховых взносов за 1996 года в размере 129 300 рублей. Указанный период подлежит зачету только в страховой стаж ФИО2, поскольку в соответствии с постановлением Главы администрации Шербакульского района от 14 апреля 1995 года № 173-п она являлась главой крестьянского хозяйства, а ФИО1 в качестве члена хозяйства не указан. В остальной части в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении иска: на УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО2 период работы в КФХ «Габбас» с 1 января по 31 декабря 1996 года. В удовлетворении остальной части требований ФИО2, а также требований ФИО1 в полном объеме отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 выражает несогласие с постановленным по делу решением в полном объеме, истец ФИО2 в неудовлетворенной части иска. Вновь приводят доводы о том, что на протяжении всего спорного периода их работы КФХ «Габбас» производило необходимые отчисления страховых взносов в орган пенсионного обеспечения, что подтверждается представленными ими в материалы дела ведомостями финансовых результатов за 1995 год, платежными поручениями № 3, 4, 5, 6 от 18 апреля 1996 года, расчетом суммы целевого сбора с предприятий, учреждений, организаций за 1999 год, отчетами об итоговых суммах начисленных доходов и удержанного подоходного налога за 2000, 2001 годы, квитанцией б/н от 8 августа 2001 года. Указывает, что КФХ «Габбас» велась хозяйственная деятельность и сдавалась отчетность, что подтверждается соответствующей справкой № 30-07/205 от 6 августа 2003 года, выданной Шербакульским районным отделом статистики, а также сведениями МИФНС № 10 по Омской области о том, что задолженности по налогам и сборам на 28 мая 2005 года у КФХ «Габбас» отсутствует. При таких обстоятельствах полагают, что период их работы в КФХ «Габбас» с 17 апреля 1995 года по 31 декабря 2001 года исключен из страхового стажа неправомерно, что повлекло нарушение их прав на получение страховой пенсии по старости в большем размере. Обращают внимание на то, что действующим как в спорный период, так и в настоящее время законодательством не предусмотрена обязанность главы КФХ уведомлять государственные органы о приеме в КФХ нового члена, в связи с чем отсутствие в постановлении Главы администрации Шербакульского района от 14 апреля 1995 года № 173-п ФИО1 среди членов КФХ, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить ее без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12 октября 2021 года произведена замена ответчика на его правопреемника: Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области.

В судебном заседании апелляционной инстанции истцы и их представитель ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО6 просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 20 октября 2017 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях, размер которой к выплате по состоянию на ноябрь 2020 года составил 8 741 рубль 26 копеек.

Страховой стаж ФИО1 на дату назначения пенсии - 23 года 10 месяцев 29 дней.

При подсчете страхового стажа ответчиком не учтен период работы ФИО1 в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Габбас» (далее КФХ «Габбас») с 17 апреля 1995 года по 31 декабря 2001 года, поскольку страхователем не произведено начисление и перечисление страховых взносов.

ФИО2 с 9 февраля 2020 года установлена страховая пенсия по старости (на общих основаниях), размер которой к выплате с июня 2020 года составил 8 256 рублей 12 копеек.

Страховой стаж ФИО1 на дату назначения пенсии определен как 25 лет 7 месяцев 15 дней, в который также не был включен период работы в КФХ «Габбас» с 17 апреля 1995 года по 31 декабря 2001 года.

Не согласившись с расчетом продолжительности страхового стажа и исключением из него указанного периода работы в КФХ «Габбас», ФИО7 обратились в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования ФИО2 о включении в страховой стаж периода работы главой КФХ «Габбас» с 1 января по 31 декабря 1996 года, районный суд исходил из того, что представленные истцом документы подтверждают, что за данный период страховые взносы в Пенсионный фонд РФ уплачены.

Решение суда в удовлетворенной части сторонами не обжалуется, поэтому в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Отказывая в удовлетворении остальной части иска ФИО2 и полностью отказывая в иске ФИО1, районный суд посчитал, что доказательств уплаты за истцов в иные периоды страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ не представлено, кроме того, указал на отсутствие допустимых доказательств, подтверждающих факт осуществления ФИО1 трудовой деятельности в спорный период в КФХ «Габбас».

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда. поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).

Статьей 11 данного закона определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Закона о страховых пенсиях.

Согласно статье 14 данного закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Разделом II указанных правил поименованы документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Так в соответствии с пунктом 10 Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

В силу пункта 11 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно пункту 43 Правил периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Выше приведены общие положения подтверждения страхового стажа, в то же время при рассмотрении настоящего спора надлежит учитывать, что крестьянские (фермерские) хозяйства обладают особым статусом и пенсионное законодательства в отношении них содержит специальные правила.

В части исковых требований ФИО2 в ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В трудовой книжке ФИО2 относительного спорного периода имеются следующие записи: 17 апреля 1995 года утверждена главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Габбас», 13 июня 2009 года КФХ «Габбас» реорганизовано в соответствии с нормами закона в индивидуального предпринимателя ФИО2, являющуюся главой КФХ.

Крестьянское (фермерское) хозяйства «Габбас» было зарегистрировано постановлением главы Администрации Шербакульского района Омской области от 17 апреля 1995 года №173-п, в соответствии с которым главой хозяйства утверждена ФИО2, членами хозяйства: <...>

В указанный период деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств регулировалась Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1"О крестьянском (фермерском) хозяйстве", утратившим силу 11 июня 2003 года в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Согласно статье 1 данного закона крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

Как было предусмотрено пунктами 1-4 статьи 25 названного закона глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР. Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве.

В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 1995 года (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2013 года), крестьянские (фермерские) хозяйства утратили статус юридических лиц, а главы крестьянских (фермерских) хозяйств стали признаваться индивидуальными предпринимателями с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, ФИО2 с момента утверждения ее главой КФХ «Габбас» -17 апреля 1995 года являлась индивидуальным предпринимателем.

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 13 Закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 21 вышеуказанных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Аналогичные требования содержатся в пункте 50 указанных правил применительно к порядку исчислению страхового стажа с учетом периодов деятельности глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с пунктом 6 Правил к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

При этом согласно пункту 8 Правил периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Здесь надлежит отметить, что продолжительность страхового стажа, как следует из части 2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, имеет значение при разрешении вопроса о праве лица на установление страховой пенсии по старости, но на размер страховой пенсии по старости величина страхового стажа сама по себе не влияет.

Исходя из положений статьи 15 Закона о страховых пенсиях, размер страховой пенсии по старости определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента, при расчете которого, в том числе, учитывается размер страховой части трудовой пенсии по старости, который в свою очередь зависит от суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного по нормам статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон о трудовых пенсиях).

Согласно части 3 и 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях при оценке пенсионных прав застрахованного лица используется понятие общего трудового стажа, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую, в частности, включаются периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (часть 12 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях).

По правилам статьи 89 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 1 января 2002 года, в общий трудовой стаж включалась индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

В первоначальной редакции статья 96 вышеприведенного закона РФ было указано, что трудовой стаж устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке предприятиями, учреждениями, организациями.

Федеральным законом от 5 мая 1997 N 77-ФЗ была изменена редакция статьи 96, и было уже предусмотрено, что трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с действующим в то время Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190, с 1 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (пункт 1.2.).

Таким образом, как современное пенсионное законодательство, так и законодательство, действовавшее в спорный период, предусматривало возможность включения в стаж, учитываемый при назначении пенсии, период деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуального предпринимателя, исключительно при условии уплаты им страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как было предусмотрено в статье 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в РФ» (в ее первоначальной редакции), выплата пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется за счет Пенсионного фонда РСФСР; этот фонд образуется за счет страховых взносов предприятий и организаций; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров; страховых взносов работающих граждан; ассигнований из Государственного бюджета СССР; страховой тариф устанавливается на 1991 год: для предприятий и организаций - в размере 26 процентов по отношению к начисленной оплате труда (общественные организации инвалидов и пенсионеров, их предприятия, учреждения, объединения и учебные заведения освобождаются от уплаты страховых взносов); для граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, - в размере 5 процентов их дохода.

Впоследствии редакция статьи 8 названного закона ежегодно изменялась в части установления страхового тарифа для определенных категорий плательщиков на соответствующий период (квартал, год), а начиная с 1 января 1994 года тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с работодателей и граждан стали устанавливаться путем принятия соответствующего закона.

Так, с 1 января 1995 года действовали следующие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: для крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица) в размере 5 процентов их дохода (Федеральный закон от 10 января 1995 года № 3-ФЗ).

На 1996 год для индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств был установлен тариф страховых взносов в размере 5 процентов дохода, полученного от их деятельности, а указанные категории плательщиков, использующих в своей деятельности труд наемных работников, уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от указанных выплат (Федеральный закон от 21 декабря 1995 года № 207-ФЗ).

В 1997 и 1998 годах страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации были установлены для индивидуальных предпринимателей, а также для крестьянских (фермерских) хозяйств, в размере 20,6 процента дохода от их деятельности (Федеральный закон от 5 февраля 1997 года № 26-ФЗ, Федеральный закон от 8 января 1998 N 9-ФЗ).

На 1999 год страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств установлены в размере 20,6 процента дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением; индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования (Федеральный закон от 4 января 1999 года N 1-ФЗ).

В 2000 году сохранялись прежние тарифы, для крестьянских (фермерских) хозяйств было особо предусмотрен тариф в размере 20,6 процента выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу членов крестьянских (фермерских) хозяйств по всем основаниям независимо от источников финансирования (Федеральный закон от 20 ноября 1999 года № 197-ФЗ).

В период с 1995 по 2000 годы страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачивались в соответствии с одноименным Порядком, утвержденным Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1.

Порядком было предусмотрено, что плательщики страховых взносов, в том числе, крестьянские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации согласно законодательству Российской Федерации, - регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в соответствующих органах Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 2 указанного Порядка).

Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения (пункт 3 Порядка).

Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.

Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица), уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц. Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по согласованию с ПФР (пункт 4).

В спорный период также действовала Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. N 258.

В соответствии с пунктами 36-37 Инструкции крестьянские (фермерские) хозяйства, уплачивают взносы в ПФР в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за граждан, работающих по найму в крестьянском (фермерском) хозяйстве, наниматель уплачивает взносы по тарифам и в порядке, установленным для работодателей.

В силу пункта 63 Инструкции платежи осуществляются по безналичному расчету либо наличными средствами на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщика взносов.

Согласно пункту 67 плательщики взносов обязаны вести учет расчетов по средствам ПФР, при этом в соответствии с пунктом 69 предприятия и другие плательщики взносов, применяющие труд наемных работников, ежеквартально составляют в двух экземплярах расчетные ведомости по средствам ПФР (Приложение 9, форма 4-ПФ)

По правилам пункта 70 Инструкции один экземпляр расчетной ведомости (отчета) ежеквартально - не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляется уполномоченному ПФР по месту регистрации плательщика взносов одновременно с платежными документами и банковскими выписками, подтверждающими факт уплаты средств ПФР за отчетный период.

Кроме того, пунктом 66 Инструкции было предусмотрено, что гражданам для представления в органы социальной защиты населения при назначении или перерасчете государственной пенсии отделение ПФР выдает справку об уплате взносов (Приложение 8).

В соответствии с действующим в то время Порядком уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 года № 1020, крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года.

Доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральных формах для исчисления страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.

Сведения о финансовом результате (доходе) от указанной деятельности представляются государственными территориальными налоговыми инспекциями уполномоченным Пенсионного фонда Российской Федерации в районах и городах в порядке, определяемом Государственной налоговой службой Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Аналогичный срок уплаты страховых взносов был предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 821 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федераций за 2000 год".

С 1 января 2001 года (момента вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ) был введен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь (статья 234).

В силу пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей по состоянию на 2001 год) налогоплательщиками единого социального налога являлись, в частности, работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Объектом налогообложения для крестьянских (фермерских) хозяйств признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими как работодателями в пользу работников по всем основаниям, а для индивидуальных предпринимателей - доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (пункты 1 и 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ)

Ставка налога зависела от величины налоговой базы, для крестьянских (фермерских) хозяйств, являющихся работодателями, составляла 20,6 % от сумм, начисленных за налоговый период в пользу работников (пункт 2 статья 241 кодекса).

Согласно пунктам 3-5 статьи 245 кодекса сумма налога в то время исчислялась и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определялась как соответствующая процентная доля налоговой базы; налогоплательщики обязаны были вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты; налогоплательщики представляли в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.

При этом для плательщиков единого социального налога, в том числе для индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, было предусмотрено заполнение соответствующей налоговой декларации согласно Инструкции, утвержденной Приказом МНС России от 26 декабря 2000 года № БГ-3-07/456, которая представлялась в территориальную инспекцию МНС России по месту учета налогоплательщика (по месту жительства) не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом; один экземпляр декларации (второй или копия) возвращался налогоплательщику с отметкой налогового инспектора на первом листе декларации о дате ее представления; в декларации отдельными строками указывались начисленные суммы налога за налоговый период в ПФР.

Кроме того, с 1 января 1996 года был введен в действие Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", согласно статье 1 которого страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации - это обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые их плательщики уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; плательщики страховых взносов государственного пенсионного страхования – это работодатели (в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору), а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации согласно законодательству Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 6 указанного закона (в редакции, действовавшей по состоянию на спорный период) на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Согласно статье 6 Закона индивидуальный лицевой счет застрахованного лица должен содержать, в том числе, следующие сведения:

- периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий стаж для назначения государственной трудовой пенсии,

- заработную плату или доход (за каждый месяц страхового стажа), на которые начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- сумму начисленных данному застрахованному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица.

Как предусмотрено в статье 8 Закона сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Работодатели представляют сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы государственного пенсионного страхования. Сведения передаются в те органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

В соответствии со статьей 9 названного Закона работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 9 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования о каждом работающем у него застрахованном лице в сроки, устанавливаемые Пенсионным фондом Российской Федерации (каждое застрахованное лицо, работающее у данного работодателя, в свою очередь предъявляет работодателю документы, подтверждающие сведения о нем, и заполняет соответствующие формы) (пункт 1 части 2).

Таким образом, в спорный период ФИО2, как глава крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуальный предприниматель, должна была быть зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда РФ в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начислять и уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ (за 2001 год в составе единого социального налога), представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ по месту регистрации соответствующие отчетные документы, в том числе в виде сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Между тем, как следует из материалов дела, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих, что данные обязанности ФИО2 были исполнены, не представлено.

Как предусмотрено статье 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что такими допустимыми доказательствами для истца являются документы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и документы территориального налогового органа об уплате единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года, которые у ФИО2 отсутствуют.

ФИО2 в ходе судебного заседания утверждала, что страховые взносы за весь спорный период КФХ «Габбас» были уплачены.

Из представленных истцом документов только платежное поручение от 18 апреля 1996 года № 5 о перечислении КФХ «Габбас» в Пенсионный фонд РФ 129 300 рублей принято судом первой инстанции в качестве доказательства уплаты страховых взносов, с такой оценкой данного доказательства стороны не спорят.

В остальных платежных поручениях от 18 апреля 1996 года, 10 августа 1998 года и квитанциях от 25 октября и 25 ноября 2001 года в качестве получателя платежа указаны: Фонд занятости населения, Федеральный медицинский фонд, Территориальный медицинский фонд, Омское региональное отделение фонда социального страхования, либо в качестве назначения платежа «штраф», за иные периоды платежных документов не представлено.

С учетом действующего в спорный период порядка начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие наемный труд, должны были представлять в налоговый орган сведения о финансовом результате (доходе) от своей деятельности, вести учет начисленных и уплаченных страховых взносов, составлять соответствующую расчетную ведомость и представлять ее второй экземпляр в территориальный пенсионный орган вместе с квитанцией об уплате страховых взносов до 1 мая года, следующего за отчетным, размер страховых взносов зависел от дохода хозяйства (в денежном или натуральном выражении) и оплаты труда наемных рабочих, а за 2001 год должна быть составлена и представлена налоговая декларация по единому социальному налогу.

Согласно ответу Межрайонной ИФНС России № 3 по Омской области на запрос УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) предоставить информацию о доходах от деятельности КФХ «Габбас» не представляется возможным, так как в деле за период 1995 года по 2009 год информация отсутствует.

Как пояснила ФИО2 в суде апелляционной инстанции в спорный период из отчетной документации она, как глава КФХ, оформляла только Ведомость финансовых результатов (форма 5-КХ).

Крестьянские (фермерские) хозяйства при составлении бухгалтерской отчетности с 1992 года руководствовались Рекомендациями по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, разработанными Фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств "Российский фермер" и согласованными с Госкомстатом СССР 6 июня 1991 года.

Основными учетными регистрами, рекомендуемыми для ведения в крестьянском (фермерском) хозяйстве, являлись книга учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (форма N 1-кх); книга учета продукции и материалов (форма N 2-кх); книга учета труда (форма N 3-кх); журнал учета хозяйственных операций (форма N 4-кх) и ведомость финансовых результатов (форма N 5-кх).

Данными Рекомендациями было предусмотрено, что учет хозяйственной деятельности ведет, как правило, лично глава крестьянского хозяйства или любой из его членов, имеющий необходимые навыки. По желанию для выполнения обязанностей бухгалтера могут привлекаться специалисты со стороны.

Согласно пункту 5.1. Рекомендаций по истечении каждого месяца (или квартала) фермер определяет сумму полученного за этот период дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или иной деятельности, а также сумму расходов, связанных с получением дохода. По истечении календарного года определяется общий финансовый результат деятельности хозяйства. Эти данные необходимы фермеру как для анализа финансового состояния своего хозяйства, так и для определения размера налоговых платежей в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этих целях фермер ведет Ведомость финансовых результатов (форма N 5-кх).

В пункте 5.4. Рекомендаций предусмотрено, что в расходной части Ведомости приводятся, в том числе, сведения об оплате труда лиц, работающих в хозяйстве по договору, отчисления на государственное социальное страхование.

В материалы дела истцом представлены соответствующие ведомости за 1 и 4 квартал 1995 года, 1-2 квартал 1997 года, за 1997 год, за 2 квартал 1998 года, за 1999 год, во всех из них раздел «доходы хозяйства» заполнен.

Надлежит отметить, что строка 08 «оплата труда лиц, работающих по договору» ни в одной представленной ведомости не заполнена, в строке 10 «отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование и другие виды социального страхования и обеспечение» - указаны цифровые значения (в ряде случаев имеются исправления).

Таким образом, во-первых, форма данной ведомости не предусматривает отражение отдельно суммы начисленных страховых взносов на пенсионное обеспечение, а во-вторых, она не свидетельствует об уплате страховых взносов.

Расчетные ведомости по средствам ПФР по утвержденной форме в КФХ «Габбас» не составлялись и в территориальный орган вместе с квитанциями об уплате страховых взносов не предоставлялись, то есть учет начисленных и уплаченных страховых взносов надлежащим образом не велся.

ФИО2 также представлен Отчет об итоговых суммах начисленных доходов и удержанного подоходного налога с налогоплательщиков – физических лиц за 2000 год, составленный по форме Приложение № 3 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 29 июня 1005 года № 3, в котором указано количество физических лиц, получивших доходы (2), общая сумма полученного дохода, включая доходы в размерах, не подлежащих налогообложению, но строки 009 и 010 «общая сумма произведенных вычетов, в том числе отчислений в Пенсионный фонд» не заполнены.

В силу изложенного сама по себе квитанция от 8 августа 2001 года о перечислении КФХ «Габбас» 3283 рублей с указанием назначения платежа «Пенсионный фонд за 2000 г.», по мнению судебной коллегии, в отсутствие сведений о размере доходов КФХ за этот год не может являться доказательством того, что за данный период страховые взносы КФХ уплачены в полном объеме.

Представленные истцом Расчеты суммы целевого сбора с предприятий, учреждений и организаций на содержание детских учреждений, милиции и благоустройство территории за 1997-2000 годы, справка Шербакульского районного отдела статистики о средней урожайности пшеницы в КФХ «Габбас» в 1998-2002 году никакого отношения к рассматриваемому спору не имеют и уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не подтверждают.

Справка Межрайонной ИФНС России № 10 по Омской области от 28 мая 2005 года о том, что у КФХ «Габбас» задолженность по налогам (сборам) в бюджет по состоянию на указанную дату отсутствует, в отсутствие декларации по ЕСН также не подтверждает уплату страховых взносов за 2001 год в составе единого социального налога и их размер.

Помимо прочего, согласно Постановлению Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 23 июня 1997 года N 266-п "Об организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования", во исполнение Федерального Закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" на территории области организован индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о стаже и заработке граждан в системе государственного пенсионного страхования. Ответственным за организацию персонифицированного учета считать отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области

Пунктом 2 Постановления утверждены сроки начала первичной регистрации застрахованных лиц по г. Омску с января по март 1998 года, но фактически осуществляется на территории Омской области с 1999 года.

ФИО2 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования лишь 8 января 2004 года.

При этом, согласно выписке по состоянию на 15 апреля 2021 года, индивидуальный лицевой счет ФИО2 (раздел «Сведения о периодах трудовой и иной общественно полезной деятельности и заработке за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования») не содержит никаких сведений о работе главой КФХ «Габбас» и уплате страховых взносов.

В разделе «Сведения о страховом стаже и страховых взносах застрахованного лица с 1 января 2002 года» имеются сведения об уплате ФИО2, как страхователем, страховых взносов за 2003, 2005-2017 годы, а также КФХ «Габбас» в 2009 году, уплаченные суммы страховых взносов учтены органом пенсионного обеспечения в расчетном пенсионном капитале.

Суждения ФИО2 о том, что ей не было известно об обязанности вести соответствующую отчетную документацию и представлять в отношении себя, как главы КФХ, сведения индивидуального персонифицированного учета, сами по себе не являются основанием для включения в ее страховой (общий трудовой стаж) указанного периода деятельности.

Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (главы крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуальные предприниматели) и осуществляющие свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности на свой страх и риск, обязаны самостоятельно предоставлять на себя необходимые сведения о доходе и страховом стаже для их отражения в лицевом счете застрахованного лица и уплачивать страховые взносы.

ФИО2, длительное время являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, могла и должна была знать о наступлении неблагоприятных последствий из-за отсутствия отчислений в бюджет Пенсионного фонда РФ, либо подтверждающих данный факт сведений, с точки зрения учета ее пенсионных прав в дальнейшем.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно было отказано в остальной части исковых требований ФИО2 о включении в страховой стаж периодов ее деятельности главы КФХ «Габбас».

Удовлетворение иска в части возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж ФИО2 периода работы с 1 января по 31 декабря 1996 года, вопреки доводам апелляционной жалобы, не является основанием для перерасчета размера установленной ей пенсии с момента ее назначения.

По правилам части 1 статьи 18 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу пункта 1 части 2 статьи 18 указанного закона перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.

Как предусмотрено пунктом 2 части 1 и 2 статьи 23 Закона о страховых пенсиях перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В ходе судебного заседания ФИО2 не оспаривала, что квитанцию об уплате страховых взносов за 1996 год при обращении за назначением пенсии она не предоставляла, до предъявления иска в суд с заявлением о перерасчете размера пенсии не обращалась, соответственно, суд первой инстанции верно указал, что постановленное им решение будет являться самостоятельным основанием для перерасчета размера пенсии.

Доводы представителя ФИО2 о том, что при назначении пенсии заявителю в нарушение действующего законодательства не было указано на необходимость представления дополнительных документов, в частности, об уплате страховых взносов, к иному выводу не ведут.

Согласно части 3 статьи 22 Закона о страховых пенсиях, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

Как следует в части 4 статьи 22 Закона о страховых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

Данные положения применяются в совокупности с нормами статьи 21 закона, согласно части 7 которой необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

В силу части 8 статьи 21 закона иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Поскольку предполагается, что сведения об уплаченных крестьянским (фермерским) хозяйством страховых взносах находятся в распоряжении территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговых органов, то их истребование у заявителя не допускается.

Имеющихся в распоряжении УПФР в Полтавском районе Омской области документов оказалось достаточным для назначения ФИО2 страховой пенсии по старости.

Согласно части 6 статьи 22 Закона о страховых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по старости.

Как следует из части 9 статьи 22 Закона о страховых пенсиях в случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.

Таким образом, нормы приведенного закона в случае назначения пенсии не возлагают на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанности, уведомить заявителя о том, с учетом каких периодов работы ему была назначена страховая пенсия по старости и каким образом определен ее размер.

После установления пенсии ФИО2 только 16 октября 2020 года обратилась к ответчику за разъяснением по поводу алгоритма исчисления страховой пенсии по старости, получила соответствующий ответ от 25 ноября 2020 года, который и явился основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Судебная коллегия соглашается и с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 в связи с нижеследующим.

В трудовой книжке ФИО1 относительно спорного периода содержатся следующие сведения: 17 апреля 1995 года принят в КФХ «Габбас» рабочим, 29 апреля 2008 года уволен с работы согласно поданного заявления.

Как было предусмотрено действующим в спорный период Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством РСФСР. Условия наемного труда могут регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда (пункт 1 статьи 22).

Оплата труда граждан, заключивших договор об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения, но и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий в государственных предприятиях (пункт 2 статьи 22).

Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются местным Советом народных депутатов (пункт 5 статьи 22).

Согласно пунктам 6 и 7 статьи 25 закона время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию. Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно.

Аналогичные положения были приведены и в пункте 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190: время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.

В соответствии с ныне действующими Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015, периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Вопреки приведенным нормам ФИО1 не представлено допустимых доказательств как работы в КФХ «Габбас» в спорный период, так и уплаты за него страховых взносов на пенсионное обеспечение.

В качестве основания внесения записи о приеме на работу в трудовой книжке истца имеется ссылка на постановление № 173 от 17 апреля 1995 года (постановление главы Администрации Шербакульского района Омской области о регистрации КФХ «Габбас»), однако в указанном постановлении ФИО1 ни в качестве члена КФХ, ни в качестве наемного работника не поименован.

Записи в трудовой книжке о работе в КФХ «Габбас» органом местного самоуправления не удостоверены.

При этом в судебном заседании апелляционной инстанции ФИО2, являясь супругой ФИО1, утверждала, что он был членом КФХ с момента его создания и вместе с ней руководил хозяйством, сам же ФИО1 на вопрос судебной коллегии пояснял, что был наемным работником.

ФИО1, так же как его супруга ФИО2, был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 8 января 2004 года.

В индивидуальном лицевом счете застрахованного лица ФИО1 отражены сведения о страховом стаже за период с 1 января 1995 года по 31 декабря 1996 года в КФХ «<...>» в качестве члена КФХ, сведений о страховом стаже в КФХ «Габбас» не имеется.

В пенсионном деле ФИО1 имеется постановление главы администрации Шербакульского района Омской области от 22 мая 2000 года № 228-п о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства «Садбеков», утверждении главой хозяйства ФИО1, членами – <...>

В системе государственного пенсионного страхования имеется информация об уплате ФИО1, как индивидуальным предпринимателем, страховых взносов за себя за 2002-2004, 2008-2009, 2015-2017 годы, суммы которых учтены в расчетном пенсионном капитале при назначении пенсии.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 не оспаривал, что являлся членом КФХ «Бойке-Хожи», созданного его братом, а в 2000 году сам создал КФХ.

Более того, из представленных Ведомостей финансовых результатов (форма 5-КХ) КФХ «Габбас» следует, что начислений по оплате труда лиц, работающих по договору, и по оплате труда членов крестьянского (фермерского) хозяйства не осуществлялось.

Книга учета труда (форма N 3-кх) в КФХ «Габбас» не велась, при том, что согласно пунктам 3.1.-3.3. вышеуказанных Рекомендаций именно указанная Книга может служить полным и объективным основанием для определения трудового участия в производственной деятельности членов крестьянского хозяйства и лиц, работающих в хозяйстве по договору; в разделе 1 Книги в течение года производятся записи о выполняемой работе и отработанном времени (в днях или часах) каждого работника, а в разделе 2 ведут учет выплаченных работникам в течение года сумм и выданных в оплату труда продуктов.

Таким образом, записи в трудовой книжке ФИО1 о работе в период с 17 апреля 1995 года по 29 апреля 2008 года в КФХ «Габбас» являются недостоверными и во внимание быть приняты не могут.

В этой связи положенное в основу удовлетворения иска ФИО2 платежное поручение об уплате КФХ «Габбас» страховых взносов за 1996 год не может являться основанием для включения данного периода в страховой стаж ФИО1

Доводы апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не возлагает на главу КФХ обязанности уведомлять государственные органы о приеме в КФХ нового члена, об ином не свидетельствуют, поскольку с учетом как ранее действовавшего, так и нынешнего пенсионного законодательства, для подтверждения страхового стажа члена указанного хозяйства, его трудовая книжка должна содержать сведения о таком периоде деятельности, удостоверенные органом местного самоуправления (либо местным Советом народных депутатов).

Как следует из справки УПФР в Полтавском районе Омской области, выданной ФИО1 5 сентября 2017 года, за период с 17 апреля 1995 года по 31 декабря 2001 года начислений и перечислений страховых взносов за него произведено не было.

Как было отражено ранее в апелляционном определении в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства уплаты КФХ «Габбас» страховых взносов как за членов КФХ, так и за наемных работников.

Установленные судом обстоятельства, по мнению судебной коллегии, дают основания не согласиться с позицией представителя истца о том, что неуплата работодателем страховых взносов не должна влечь нарушения пенсионных прав работника.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Приведенное Верховным Судом РФ толкование стало отражением правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 года № 9-п, согласно которому пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Данный вывод сделан Конституционным Судом РФ при рассмотрении ситуаций, когда сведения, содержащие все предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" данные о гражданине как застрахованном лице, которые необходимы для назначения трудовой пенсии и определения ее размера, в том числе о периодах его трудовой деятельности и начисленных страховых взносах, были представлены работодателями в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, но страховые взносы не были уплачены или не были полностью уплачены.

Между тем, указанные положения к рассматриваемому спору применению не подлежат в связи со следующим.

Во-первых, Конституционным Судом РФ проверялись указанные выше положения Федерального закона «О трудовых пенсиях», который в данной части с 1 января 2015 года признан недействующим, тогда как конституционность положений Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующих указанные правоотношения в настоящее время, предметом проверки Конституционного Суда РФ не являлась.

Во-вторых, в рамках настоящего спора имеет место быть ситуация, когда спорный период трудовой деятельности страхователем в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден, сведения о заработке работника не представлены, страховые взносы не начислялись и не уплачивались, следовательно, указанная выше позиция Конституционного Суда РФ и разъяснения Верховного Суда РФ не относятся ни к предмету, ни к основанию заявленного иска.

Ссылка ФИО1 в суде апелляционной инстанции на квитанции об уплате им, как индивидуальным предпринимателем, страховых взносов в 2000-2001 году, с учетом предмета заявленных требований (о включении в страховой стаж периода работы в КФХ «Габбас») к рассматриваемому спору отношения не имеет, но не лишает его возможности обратиться к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии на основании имеющихся документов.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Полтавского районного суда Омской области от 28 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2021 года