НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 12.05.2022 № 2А-4912/2021550007-01-2021-008781-26

Председательствующий: Голубовская Н.С. Дело № 33а-2828/2022

№ 2а-4912/2021 55RS0007-01-2021-008781-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Шукеновой М.А., Харламовой О.А.,

при секретаре Сивожелезовой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 мая 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Ульмана Е. Ю. к Администрации Центрального административного округа г. Омска о признании недействительным ненормативного акта

по апелляционной жалобе административного истца Ульмана Е.Ю. на решение Центрального районного суда г. Омска от <...>, которым в удовлетворении требований отказано.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия

установила:

Ульман Е.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации Центрального административного округа г. Омска (далее – администрация ЦАО г. Омска) о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

В обоснование требований указал, что является собственником нестационарного торгового объекта с вывесками «Ермолино», расположенного по адресу: г. Омск, <...>, ООТ «6-я Линия»; нестационарного торгового объекта с вывеской «Инмарко», расположенного по адресу: г. Омск, <...>.

<...> администрацией Центрального административного округа г. Омска было вынесено распоряжение № <...> «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» указанные нестационарные торговые объекты признаны самовольно размещенным и подлежащим демонтажу.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 28декаябя 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», положения Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», незаконность указанного распоряжения в обжалуемой части, нарушение его прав, административный истец просил суд признать недействительным распоряжение главы Администрации Центрального административного округа г. Омска № <...> от <...> в части подпунктов 5, 14 пункта 1.

Административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца Ульмана Е.Ю., административного ответчика Администрации Центрального АО г. Омска, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Решением Центрального районного суда от 29 декабря 2021 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец Ульман Е.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что решение построено на основании акта по контролю за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов, который составлен специалистами отдела развития потребительского рынка и торговли администрации Центрального АО г. Омска, не имеющими специального образования, без использования специальных средств.

Ссылается на то, что из представленных в материалы дела доказательств невозможно определить на каком кадастровом номере стоит торговый объект и является ли данный участок муниципальной собственностью. Настаивает на том, что схема из ДубльГИС является информационной, не позволяющей определить точность расположения торгового объекта. Фотографии имеющиеся в материалах дела также не содержат адресной привязки, что не позволяет определить местонахождение объекта.

Представителем администрации Центрального административного округа г. Омска Кузьминой А.С. представлены возражения относительно доводов на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 7 статьи 150, части 6 статьи 226, части1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от <...>, заключенного с Жуматаевым С.К., Ульман Е.Ю. приобрел нестационарный торговый объект: торговый павильон площадью 44,55 кв. м., расположенный по адресу: г. Омск, <...> (л.д. 11-12).

<...> на основании договора купли-продажи заключенного с Жуматаевой Г.Ж., Ульман Е.Ю. приобрел нестационарный торговый объект: торговый павильон площадью 9 кв. м., расположенный по адресу: г. Омск, <...> (л.д. 14-15).

<...> администрацией Центрального административного округа г. Омска принято распоряжение № <...> «О выносе самовольно размещенного движимого имущества», подпунктами 5, 14 пункта № <...> которого указанные нестационарные торговые объекты определены как самовольно размещенное движимое имущество.

Пунктом № <...> указанного распоряжения установлен срок для добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенного объекта - до <...>.

Пунктом № <...> данного распоряжения определен срок принудительного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенного объекта - с <...> по <...>.

Несогласие с распоряжением в указанной части послужило поводом для обращения Ульмана Е.Ю. с настоящим административным иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, прав административного истца не нарушает, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 часть 2).

В силу части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Как установлено пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Постановлением Администрации г. Омска от <...>№ <...>-п утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <...>.

В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории <...> г. Омска принято постановление от <...>№ <...>-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории <...>» (далее - Постановление № <...>-п).

В пункте 10 Постановления № <...>-п приведено понятие «самовольно установленный нестационарный торговый объект», под которым понимается нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения настоящего Порядка.

Согласно пункту 9 Постановления № <...>-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории <...>, являются администрации административных округов г. Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления № <...>-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.

Выявленные уполномоченными органами самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты, подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в г. Омске (пункт 28 Постановления № <...>-п).

В соответствии с Положением о порядке выноса движимого имущества в г. Омске, утвержденного постановлением Администрации г. Омска от <...>№ <...>-п (далее - Постановление № <...>-п) выносу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество.

Согласно подпункту 1 пункта 3 Постановления № <...>-п под движимым имуществом понимается нестационарные торговые объекты, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные без соблюдения Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории <...>, утвержденного постановлением Администрации г. Омска от <...>№ <...>-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории <...>», либо не демонтированные владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории <...> или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, элементы благоустройства (ограждения, заборы, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, сопряжения поверхностей, игровое и спортивное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, уличное техническое оборудование), которые не являются объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении, расположенные на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.

В соответствии с пунктом 6 Постановления № <...>-п выявленное самовольно размещенное движимое имущество подлежит выносу и (или) демонтажу.

При выявлении самовольно размещенного движимого имущества составляется соответствующий акт и издается распоряжение о выносе самовольно размещенного движимого имущества.

Каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется актом по форме согласно приложению № <...> к настоящему Положению (пункт 5).

Как следует из материалов дела, сотрудниками администрации Центрального административного округа г. Омска в целях контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов, на основании решения Омского городского Совета г. Омска от <...>№ <...> «Об администрации Центрального административного округа г. Омска г. Омска» были проведены мероприятия по обследованию нестационарных торговых объектов, в результаты чего были выявлены торговые павильоны, место для размещения которых в схеме размещения нестационарных торговых объектов отсутствуют, правоустанавливающих документов для размещения нестационарных торговых объектов не имеется.

Актом комиссионного обследования от <...>№ <...> подтверждается, что нестационарный торговый объект, размещенный относительно адресного ориентира: вблизи <...>, киоск красного цвета, с вывеской «Инмарко», площадью 6,25 метров, размещен после истечения <...> срока действия договора на размещение № <...>, заключенного с ООО «<...>» (л.д. 31). Информацией о передаче в собственность истцу НТО <...> не располагает, договора на размещение указанного НТО с истцом не заключалось.

Из акта комиссионного обследования от <...>№ <...>, подготовленного сотрудниками администрации, следует, что нестационарный торговый объект размещенный согласно адресному ориентиру: <...>, ООТ «6-я Линия» на земельном участке с кадастровым номером <...>, находящемся в муниципальной собственности, павильон серого цвета, с вывеской «Ермолино», площадью 40 кв.м. расположен без действующих правоустанавливающих документов (л.д. 32).

Доказательства законности размещения павильонов отсутствуют, Ульманом Е.Ю.таких доказательств судебным инстанциям представлено не было, соответственно, нестационарные торговые объекты размещены на земельных участках без законных на то оснований.

В данной связи не имеется оснований полагать, что подпункты 5, 14 пункта 1 распоряжения главы администрации Центрального административного округа г. Омска от <...>№ <...> «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» нарушают праваУльмана Е.Ю.

Довод апелляционной жалобы о том, что акты составлены специалистами отдела развития потребительского рынка и торговли администрации Центрального административного округа <...>, которые не имеют специального образования, отклоняется судебной коллегией ввиду необоснованности. Действующее законодательство не содержит требований к квалификации специалистов, составляющих данные акты.

Согласно пункту 5 Постановления № <...>-п приложением к акту является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов, а также в случае составления акта в отношении нестационарного торгового объекта карта-схема территории в радиусе 20 м от центральной точки места размещения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, выполненная на адресном плане <...> (далее - карта-схема).

В карте-схеме указываются места размещения иных самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, находящихся в границах территории, указанной в абзаце десятом настоящего пункта. Указанные выше фотографический материал и карта –схема имеются в материалах дела (оборот л.д. 31-32).

Довод о том, что из представленных фото материалов и схем невозможно определить точное местонахождение объектов отклоняется, поскольку при покупке указанных павильонов в договорах купли-продажи указывался ориентир объектов, который совпадает с ориентирами, указанными в актах комиссионного обследования от <...> и <...>.

Вопреки доводам жалобы выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В целом, доводы апелляционной жалобы по существу повторяют процессуальную позицию истца, изложенную суду первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 29 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 13 мая 2022 года.