НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 12.01.2021 № 2-1861/20

Председательствующий: Голубовская Н.С. Дело № 33-58/2021 (33-6190/2020)

2-1861/2020

55RS0007-01-2020-002552-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей областного суда Беспятовой Н.Н., Панкратовой Е.А.,

при секретаре Ким М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 января 2021 г.

дело по апелляционной жалобе истца Сапогова А.Б. на решение Центрального районного суда города Омска от 24 августа 2020 г., которым исковые требования Сапогова А.Б. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Комитету по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, Казенному учреждению Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петропавловский детский дом», Департаменту образования Администрации г. Омска о взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Масленкиной С.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Сапогов А.Б. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Комитету по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, Казенному учреждению Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петропавловский детский дом», Департаменту образования Администрации г. Омска о взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что в связи со смертью матери СОВ на основании распоряжения Администрации Омского муниципального района Омской области с марта 2015 г. находился под опекой ЕТИ Сведения об отце в запись акта о рождении были внесены на основании заявления матери, фактически СОВ являлась одинокой матерью. После освобождения ЕТИ от исполнения обязанностей попечителя на основании распоряжения Администрации Омского муниципального района Омской области от 04 октября 2016 г. он был помещен в КУ «Петропавловский детский дом», затем проходил учебу в БПОУ ОО «Омский колледж транспортного строительства». В период с 13 марта 2015 г. по 13 декабря 2018 г. ему была назначена пенсия по потери кормильца. В октябре 2019 г. при обращении в пенсионный орган стало известно о том, что с марта 2015 г. и до его совершеннолетия опекуном не был представлен документ, подтверждающий категорию одинокой матери (справка по форме № 25), в результате чего была назначена не социальная пенсия по потери кормильца, а страховая пенсия в меньшем размере. На основании решения пенсионного органа от 18 октября 2019 г. ему назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца. В перерасчете пенсии за период с марта 2015 г. по декабрь 2018 г. пенсионным органом отказано. Полагал, что неправомерными действиями органов опеки и попечительства ему причинен ущерб в виде недополученной пенсии в совокупном размере 226 548 рублей 31 копейку, так как справка о рождении истца находилась в личном деле с марта 2015 г., и органы опеки при должной осмотрительности должны были предоставить данную справку в пенсионный орган для назначения ему социальной пенсии по случаю потери кормильца.

С учетом уточнения требований просил взыскать с Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области сумму недополученной социальной пенсии в размере 109 342,54 рубля за период с марта 2015 г. по октябрь 2016 г. включительно;

взыскать солидарно с Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, КУ «Петропавловский детский дом», а при недостаточности денежных средств с Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области сумму недополученной социальной пенсии в размере 100 794, 62 рубля за период с ноября 2016 г. по август 2018г. включительно;

взыскать солидарно с Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, КУ «Петропавловский детский дом», а при недостаточности денежных средств с Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Департамента образования Администрации г. Омска сумму недополученной социальной пенсии в размере 16 411, 15 рубля за период с сентября 2018 г. по 13 декабря 2018 г.;

взыскать с указанных ответчиков солидарно компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В судебном заседании истец Сапогов А.Б. не участвовал, его представитель Самойленко О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Суду пояснила, что органами опеки ненадлежащим образом исполнялись возложенные законом обязанности по проверке доходов истца, не оценивалась правомерность назначенной страховой пенсии при наличии в распоряжении органа опеки документа, необходимого для назначения истцу социальной пенсии. Указала, что заявленные в иске Министерства подлежат привлечению к субсидиарной ответственности, поскольку в распоряжении казенного учреждения могут отсутствовать денежные средства в объеме, необходимом для исполнения решение суда.

Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Омска Разуева Н.Е., действующая на основании доверенности, представители ответчика Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Безметная С.Л., Лазакович И.А. исковые требования не признали, указали, что факт назначения и получения истцом пенсии проверялся, полномочий по проверке того, какая пенсия назначена социальная или страховая, не имеется, проверялось фактическое получение истцом пенсии по потери кормильца.

Представитель Министерства образования Омской области Дацюк Б.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указал, что ответчик нарушений прав истца не допускал.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков Министерства имущественных отношений Омской области, КУ «Петропавловский детский дом», третьих лиц ГУ-Отделения Пенсионного фонда РФ по Омской области, ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска, ГУ –Управления Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области, ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Омском районе Омской области (межрайонное), надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сапогов А.Б. просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении исковых требований. Указывает, что опекуны и выполняющие эту функцию органы: в период с марта 2015 г. по 04 октября 2016 г. опекун ЕТИ, затем отдел опеки и попечительства Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района, с 12 октября 2016 г. по 31 августа 2018 г. КУ «Петропавловский детский дом», а в период с 01 сентября по 17 декабря 2018 г. Управление опеки и попечительства Департамента образования Администрации г. Омска,- не обращались в пенсионный орган с заявлением о назначении (переводе) социальной пенсии по случаю потери кормильца как круглому сироте и не предоставили имеющуюся в личном деле справку, подтверждающую категорию одинокой матери. Бездействие органов опеки и КУ «Петропавловский детский дом», которые обязаны защищать права граждан, находящихся под опекой, в том числе права на пенсии и пособия, повлекло назначение пенсии несовершеннолетнему в значительно меньшем размере. Полагает, что специалисты органов опеки и попечительства в соответствии с профессиональным стандартом и приказом от 24 февраля 2015 г. №121 об утверждении программы повышения квалификации обязаны проверять личные дела, отличать виды пенсий, получать необходимую консультацию в пенсионном органе с целью подачи заявления о переводе на более выгодный вид пенсии. Обращение в настоящее время в орган пенсионного обеспечения прав не восстановит, поскольку пенсия назначается после подачи заявления о переводе на иной вид пенсии, в то время как соответствующее заявление за период с марта 2015 г. по декабрь 2018 г. не подавалось.

На апелляционную жалобу поданы возражения Министерством образования Омской области, Министерством имущественных отношений Омской области, Казенным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петропавловский детский дом», в которых ответчики полагают решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.

Определением судебной коллегии Омского областного суда от 08 декабря 2020 г. постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с удовлетворением ходатайства представителя истца Самойленко О.В. о привлечении в качестве соответчиков третьих лиц Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Омском районе Омской области (межрайонное).

В связи с принятием ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска решения №434 от 24 декабря 2020 г. об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии, и выплате 30 декабря 2020 г. Сапогову А.Б. доплаты социальной пенсии по случаю потери кормильца как ребенку, потерявшему одинокую мать, за период с 01 мая 2015 г. по 13 декабря 2018 г. в размере 156 934 рубля 77 копеек, истец уточнил заявленные исковые требования.

Просил взыскать солидарно с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Омском районе Омской области (межрайонное), Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области сумму недополученной социальной пенсии в размере 32 437 рублей 98 копеек за период с мая 2015 г. по октябрь 2016 г. включительно;

взыскать солидарно с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Омском районе Омской области (межрайонное), Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, КУ «Петропавловский детский дом», а при недостаточности денежных средств с Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, сумму недополученной социальной пенсии в размере 28 115 рублей 41 копейку за период с ноября 2016 г. по август 2018г. включительно;

взыскать солидарно с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Омском районе Омской области (межрайонное), Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, КУ «Петропавловский детский дом», а при недостаточности денежных средств с Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Департамента образования Администрации г. Омска сумму недополученной социальной пенсии в размере 4 773 рубля 83 копейки за период с сентября 2018 г. по 13 декабря 2018 г.; всего взыскать 65 327 рублей 22 копейки;

взыскать с указанных ответчиков солидарно компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В обоснование требований указал, что пенсионный орган неправильно произвел расчет доплаты к пенсии исходя из размера социальной пенсии по случаю потери кормильца как ребенку, потерявшему одинокую мать, действующего на конкретный месяц в течение всего спорного периода, в то время как расчет доплаты должен быть произведен с учетом утраты покупательской способности пенсии за прошлое время исходя из размера социальной пенсии как ребенку, потерявшему одинокую мать, с учетом коэффициента индексации на момента подачи искового заявления в суд, составляющий 12 894 рубля 80 копеек в месяц.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя истца Сапогова А.Б. Самойленко О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и уточненное исковое заявление, представителей Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области Глущенко М.Ю., Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска Семенюк М.Н., Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Омском районе Омской области (межрайонное) Зырянова О.В., Государственного учреждения -Отделения Пенсионного фонда по Омской области: Шевелевой И.В., исследовав материалы гражданского дела, пенсионное дело Сапогова А.Б., информацию о выплате истцу пенсии в сумме 165 459 рублей 79 копеек, обсудив доводы уточненного искового заявления, апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Как видно из материалов дела, в свидетельстве о рождении Сапогова А.Б., <...> года рождения, матерью указана СОВ, отцом СБЮ В справке о рождении Сапогова А.Б. по форме № 25 от 27 марта 2015 г. указано, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

После смерти матери СОВ<...> распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 27 марта 2015 г. №Р-15/ОМС-925 (о временном попечительстве), а также распоряжением от 04 августа 2015 г. №Р-15/ОМС-1627 над несовершеннолетним Сапоговым А.Б. установлено попечительство, попечителем назначена ЕТИ

На основании заявления попечителя ЕТИ от 08 мая 2015 г. в ГУ УПФР в Омском районе Омской области (межрайонное) о назначении пенсии по случаю потери кормильца решением ГУ УПФР в Омском районе Омской области (межрайонное) от 19 мая 2015 г. Сапогову А.Б. назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также фиксированная выплата к страховой пенсии в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 12 октября 2016 г. Сапогов А.Б. определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании данного распоряжения истец с 31 октября 2016 г. помещен в КУ «Петропавловский детский дом» (<...>, попечитель ЕТИ освобождена от исполнения обязанностей попечителя. Попечитель ЕТИ умерла <...>

Пенсионное дело 31 января 2017 г. снято с учета в ГУ УПФР в Омском районе Омской области (межрайонное) в связи с переездом получателя пенсии на новое место жительства в пределах субъекта РФ. Распоряжением ГУ УПФР в Муромцевском районе Омской области от 13 февраля 2017 г. пенсионное дело Сапогова А.Б. поставлено на учет, выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца и фиксированной выплаты продлена.

01 сентября 2018 г. Сапогов А.Б. после окончания 9 классов МБОУ «Петропавловская СОШ» Муромцевского муниципального района Омской области поступил в БПОУ ОО «Омский колледж транспортного строительства». 17 декабря 2018г. был отчислен из колледжа. 01 сентября 2019 г. Сапогов А.Б. повторно поступил в БПОУ ОО «Омский колледж транспортного строительства».

Распоряжением ГУ УПФР в Муромцевском районе Омской области от 13 декабря 2018 г. выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца приостановлена, решением от 27 июня 2019 г. прекращена.

20 сентября 2019 г. по запросу ГУ УПФР в Ленинском АО г. Омска пенсионное дело Сапогова А.Б. направлено из ГУ УПФР в Муромцевском районе Омской области в ГУ УПФР в Ленинском АО г. Омска в связи со сменой места жительства.

На основании заявления Сапогова А.Б. от 17 сентября 2029 г. решением ГУ УПФР в Ленинском АО г. Омска № 190000106722 от 18 октября 2019 г. назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца с 02 сентября 2019 г. по 12 декабря 2013 г., а также фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты.

03 октября 2019 г., повторно 19 октября 2019 г. Сапогов А.Б. обратился с заявлением в ГУ УПФР в Ленинском АО г. Омска о перерасчете назначенной ему пенсии как ребенку, потерявшему одинокую мать. Рассмотрев заявление Сапогова А.Б., 30 октября 2019 г. ГУ УПФР в Ленинском АО г. Омска сообщило заявителю, что при установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца 13 марта 2015 г. не был представлен документ, подтверждающий категорию одинокой матери. В архивном пенсионном деле, поступившем из ГУ-УПФ РФ Муромцевского района Омской области, отсутствует справка о рождении из органа записи актов гражданского состояния по форме № 25, необходимая для назначения пенсии.

В связи с тем, что справка по форме №25 самостоятельно запрошена ГУ УПФР в Ленинском АО г. Омска 15 октября 2019 г. в рамках межведомственного взаимодействия, решением ГУ УПФР в Ленинском АО г. Омска от 18 октября 2019 г. №190000106729 Сапогову А.Б. назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ с 01 ноября 2019 г. по 12 декабря 2023 г., выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца прекращена с 01 ноября 2019 г.

05 июня 2020 г. на заявление Сапогова А.Б. о перерасчете недополученной пенсии ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области сообщило, что оснований для перерасчета пенсии в соответствии с размером социальной пенсии как круглому сироте с 2015 г. не имеется, так как при установлении истцу 13 марта 2015 г. пенсии по потери кормильца документ, подтверждающий статус «круглая сирота», а также информация об отнесении к данной категории не предоставлялись.

Отказывая в удовлетворении заявленных Сапоговым А.Б. требований, суд первой инстанции исходил из того, что при первоначальном обращении в орган пенсионного обеспечения за назначением пенсии по случаю потери кормильца попечителем ЕТИ не была предоставлена справка из ЗАГСа по форме №25, подтверждающая категорию ребенка, потерявшего одинокую мать, в связи с чем истцу и была назначена страховая, а не социальная пенсия по случаю потери кормильца. Органы опеки и попечительства, равно как и Департамент образования Администрации г. Омска не наделены полномочиями по ревизии назначенной пенсии подопечному лицу, поскольку вопросы назначения, пересмотра пенсии относятся к исключительной компетенции пенсионного органа. Необходимые меры по контролю за назначением и выплате пенсии Сапогову А.Б., начислением, получением истцом пенсии по потери кормильца, расходованием органами опеки осуществлялись.

Не соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (часть 2 статьи 3 Конвенции о правах ребенка).

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (часть 1 статьи 20 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (часть 1 статьи 26 Конвенции о правах ребенка).

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Названный закон среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей называет осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушения (часть 1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (абзац четвертый части 2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

К числу основных направлений обеспечения прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» относит защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К таким детям согласно абзацу третьему статьи 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» относятся в том числе дети, оставшиеся без попечения родителей.

Статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации определены права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К числу таких прав законом отнесены право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защита их прав и законных интересов; право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты.

В соответствии ч.1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери.

Исходя из пункта 1 статьи 22 приведенного Федерального закона 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности определенной категории граждан. Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 23 Федерального закона 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ пенсия, предусмотренная этим федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Положениями пункта 34 Приказа Минтруда России от 28 марта 2014 г. №157н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению», действовавшего в период назначения Сапогову А.Б. страховой пенсии по случаю потери кормильца и утратившего силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 19 января 2016 г. №14н, граждане при обращении за назначением пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению с заявлением о назначении пенсии представляют документы: удостоверяющие возраст, место жительства, принадлежность к гражданству лица, которому назначается пенсия; о смерти кормильца; подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.

Для подтверждения дополнительных обстоятельств, связанных с назначением указанной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, прилагаются документы, в том числе подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью.

Пункт 72 указанного Административного регламента предусматривал, что предоставление государственной услуги включает в себя, в том числе истребование документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия.

В соответствии с пунктом 84 указанного Административного регламента предусматривал, что территориальные органы ПФР в рамках предоставления государственной услуги взаимодействуют с органами записи актов гражданского состояния. При рассмотрении заявления и представленных документов должностное лицо дает оценку правильности оформления указанных документов, полноты содержащихся в них сведений (пункт 78 Административного регламента).

Из вышеприведенных положений законодательства следует, что на орган пенсионного обеспечения возложена одна из социально значимых функций государства по восстановлению прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в части установления и выплаты причитающихся пенсий, пособий иных социальных выплат. При этом Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» возложена ответственность на должностных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В силу прямого указания Закона орган пенсионного обеспечения при наличии у него сведений о назначении пенсии ребенку, потерявшему одинокую мать, в рамках межведомственного взаимодействия обязан самостоятельно запрашивать в иных государственных органах требуемые для установления и назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца документы, подтверждающие данные обстоятельства.

Как видно из пенсионного дела Сапогова А.Б., опекун ЕТИ при обращении в ГУ УПФР в Омском районе Омской области с заявлением о назначении пенсии не предоставила справку о рождении из органа ЗАГС по форме № 25, однако предоставила распоряжение администрации Омского муниципального района Омской области об установлении опеки от 27 марта 2015 г., в котором указано, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении Сапогова А.Б. на основании заявления матери ребенка.

При наличии указанной информации ГУ УПФР в Омском районе Омской области следовало в рамках межведомственного взаимодействия еще в 2015 г. запросить требуемую справку из органов ЗАГС с целью подтверждения статуса Сапогова А.Б. как ребенка, потерявшего одинокую мать, для разрешения вопроса о назначении истцу социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Неисполнение данной обязанности безусловно свидетельствует о нарушении прав Сапогова А.Б., находящегося в трудной жизненной ситуации, в части получения социальной пенсии по случаю потери кормильца, что влечет удовлетворение заявленных исковых требований о взыскании доплаты к пенсии в виде разницы между выплаченной страховой пенсией по случаю потери кормильца и размером социальной пенсии по случаю потери кормильца, которая должна была быть назначена при обращении в орган пенсионного обеспечения попечителем ЕТИ

Судебная коллегия учитывает, что решением ГУ УПФР в Ленинском АО г. Омска №434 от 24 декабря 2020 г. постановлено в соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устранить ошибку, назначить Сапогову А.Б. социальную пенсию по случаю потери кормильца как ребенку, потерявшему одинокую мать, с 01 мая 2015 г. по 12 декабря 2018 г., с 02 сентября 2019 г. по настоящее время.

Согласно представленным в судебную коллегию доказательствам денежные средства в сумме 165 459 рублей 79 копеек перечислены 30 декабря 2020 г. на счет Сапогова А.Б.

Указанная сумма рассчитана исходя из размера социальной пенсии по случаю потери кормильца на соответствующий месяц за период с мая 2015 г. по декабрь 2018 г.

Вместе с тем, истцом заявлены требования о взыскании доплаты к пенсии с учетом утраты покупательской способности пенсии за прошлое время исходя из размера социальной пенсии как ребенку, потерявшему одинокую мать, с учетом коэффициента индексации на момент подачи искового заявления в суд (12 894 рубля 80 копеек).

Руководствуясь положениями ст. 15 Гражданского кодекса РФ, судебная коллегия исходит из того, что вследствие виновного нарушения органом пенсионного обеспечения права Сапогова А.Б. на выплату социальной пенсии по случаю потери кормильца своевременно в полном размере, суммы пенсии, начиная с мая 2015 г., каждый месяц ответчиком выплачивались истцу в заниженном размере, недоплаченные суммы в связи с инфляционными процессами к моменту их выплаты в декабре 2020 г. утратили свою покупательскую способность, несвоевременная их выплата привела к нарушению гарантированного законом права истца на полную и своевременную выплату пенсии по случаю потери кормильца.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Сапогова А.Б. о взыскании доплаты к пенсии, исходя из размера социальной пенсии по случаю потери кормильца (с учетом фиксированной доплаты к пенсии и районного коэффициента) по состоянию на декабрь 2020 г. в сумме 12 894 рубля 21 копейки, за период, начиная с мая 2015 г., даты обращения попечителя ЕТИ с заявлением о назначении Сапогову А.Б. пенсии по потери кормильца, до декабря 2018 г., достижения Сапоговым А.Б. 18-летнего возраста и прекращения обучения в образовательном учреждении, в целях возмещения убытков, причиненных несвоевременной выплатой социальной пенсии по случаю потери кормильца.

За период с мая 2015 г. по декабрь 2018 г. Сапогову А.Б. подлежала к выплате социальная пенсия по потери кормильца в размере 567 345 рублей 24 копейки (12 894,21 руб. * 44 мес.). За указанный период фактически выплачено согласно предоставленному ГУ УПФР в Ленинском АО г. Омска расчету 348 936 рублей 10 копеек, разница между подлежащей выплате и выплаченной пенсией составила 218 409 рублей 14 копеек (567 345,24 руб. – 348 936,10 руб.). С учетом выплаченной в добровольном порядке суммы 156 934 рубля 77 копеек, сумма доплаты к пенсии за указанный период составит 61 474 рубля 37 копеек (218 409,14 руб. – 156 934,77 руб.).

В связи с тем, что в настоящее время выплату социальной пенсии по случаю потери кормильца производит ГУ- УПФР в Ленинском АО г. Омска и указанным ответчиком 24 декабря 2020 г. принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии, и выплате 30 декабря 2020 г. Сапогову А.Б. доплаты социальной пенсии по случаю потери кормильца как ребенку, потерявшему одинокую мать, за период с 01 мая 2015 г. по 13 декабря 2018 г. в размере 156 934 рубля 77 копеек, судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по установлению Сапогову А.Б. недополученной социальной пенсии по случаю потери кормильца за период с мая 2015 г. по декабрь 2018 г. в сумме 61 474 рубля 37 копеек должна быть возложена на ГУ- УПФР в Ленинском АО г. Омска.

С учетом приведенных выше правовых норм и установленных по делу обстоятельств правовых оснований для удовлетворения заявленных Сапоговым А.Б. исковых требований о взыскании недополученной пенсии к другим ответчикам не имеется.

Судебная коллегия также не усматривает оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку исковые требования Сапогова А.Б. о взыскании недополученной пенсии направлены на защиту имущественных интересов, а именно на реализацию права на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, тогда как моральный вред подлежит компенсации только в случае нарушения личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие гражданину личные неимущественные блага (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации). Взыскание компенсации морального вреда вследствие нарушения имущественных прав действующим законодательством не предусмотрено.

Специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к ответственности в виде взыскания компенсации морального вреда, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Омска от 24 августа 2020 года отменить, принять новое решение.

Исковые требования Сапогова А.Б. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском АО г. Омска установить Сапогову А.Б. недополученную социальную пенсию по случаю потери кормильца за период с мая 2015 г. по 31 декабря 2018 г. в сумме 61 474 рубля 37 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Председательствующий

Судьи

Председательствующий: Голубовская Н.С. Дело № 33-58/2021 (33-6190/2020)

2-1861/2020

55RS0007-01-2020-002552-73