НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 11.12.2013 № 33-8097/2013

Председательствующий: Патрушев Ю.В.                                    Дело № 33-8097/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск                                   11 декабря 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Кудря Т.Л.

судей Подвязниковой Н.А., Дьякова А.Н.

при секретаре Путиловой М.Л.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления государственной службы занятости населения Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 30 сентября 2013 года, которым постановлено:

«Главному управлению государственной службы занятости населения Омской области в удовлетворении исковых требований отказать.»

Заслушав доклад судьи Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

УСТАНОВИЛА:

ГУ ГСЗН по Омской области обратилось в суд с исковым заявлением к БУЗОО «Детская городская больница № 4», указывая, что в соответствии с требованиями законодательства работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать и выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать на них инвалидов. По результатам проверки БУЗОО «Детская городская больница № 4» выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 20.12.2012г. № <...> по несоблюдению установленной квоты для приема на работу инвалидов и по неисполнению обязанности по выделению (созданию) специального места по трудоустройству инвалидов. В установленный срок — до 21.02.2013г. предписание организацией не исполнено. При этом в организации работает меньше инвалидов, чем установлено по квоте, специальное рабочее место не создано. В связи с чем, просило обязать БУЗОО «Детская городская больница № 4» выполнить требования законодательства, обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) рабочих мест, а также специального рабочего места.

В судебном заседании представитель ГУ ГСЗН по Омской области Тарабанов А.И. исковые требования поддержал.

Представитель БУЗОО «Детская городская больница № 4» Артемьев Н.Н. в судебном заседании иск не признал.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ГУ ГСЗН по Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что органы службы занятости направляют работодателям работников при наличии соответствующей возможности. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему. Выполнение квоты для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, а потому отсутствие лиц, обратившихся по направлению центра занятости, или лично, не может быть принято во внимание. Обязанность по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов посредством создания (выделения) рабочих мест и приема на них инвалидов следует из Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», то есть существует в силу закона.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

Статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, к числу которых закон относит установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В соответствии со ст. 21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В развитие положений указанного закона на территории Омской области принят Закон Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области».

Пункт 1 ст. 6 данного закона предусматривает, что работодатель обязан обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с п. 7 указанной статьи обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов.

Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области» установлено, что для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

При рассмотрении дела судом установлено, что в период с 03.12.2012 г. по 21.12.2012 г. ГУ ГСЗН Омской области проведена проверка соблюдения законодательства по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в БУЗОО «Детская городская больница № 4». В ходе проверки установлено, что организацией не соблюдена установленная квота в части организации специального рабочего места и трудоустройства на него инвалида.

В названной связи учреждению выдано предписание об устранении нарушения законодательства о занятости населения на территории Омской области от <...> № 523, которое в установленный срок — к 21.02.2013 г. не выполнено.

В БУЗОО «Детская городская больница № 4» среднесписочная численность работников — 348 единиц, размер установленной квоты для инвалидов — 6 единиц, а также предусмотрено создание 1 специального рабочего места.

Вместе с тем, на момент проведения проверки обязательства в части установления квоты по приему на работу 6 инвалидов учреждением было исполнено. При этом на момент рассмотрения дела БУЗ ОО «Детская городская больница № 4» представило сведения о заключении трудового договора и принятии с 09.09.2013 г. на работу Кутышевой И.Н., являющейся инвалидом.

Кроме того, из статьи 22 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ следует, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.02.2010 г. № 23-3/10/1-570 «О реализации Региональных программ в части содействия трудоустройству инвалидов в 2010 году», оснащение специальных рабочих мест для инвалидов осуществляется с учетом профессии (специальности) инвалида, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Таким образом, организация специального рабочего места носит строго индивидуальный характер.

Вместе с тем, в ходе судебного заседания ответчиком указывалось на отсутствие необходимости организации специального рабочего места Кутышевой И.Н. ввиду ее индивидуальных особенностей, чего Главное управление не оспаривало.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляется организацией по направлению центров занятости, а также по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию.

В соответствии со ст. 8 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ орган службы занятости в порядке, установленном законодательством, осуществляет надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, как по направлению центров занятости, так и при непосредственном обращении в организацию, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения работодателя к административной или иной ответственности.

Таким образом, реализация права на труд инвалида относится на его усмотрение. В отсутствие волеизъявления инвалида, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места, на обращение в службу занятости либо непосредственно к работодателю по вопросу трудоустройства, не может быть возложена ответственность за отсутствие организации специального рабочего места и за неисполнение требований квотирования.

Вместе с тем, законодательством установлена обязанность органов службы занятости по направлению инвалидов на работу (после их соответствующего обращения в службу занятости).

Доводы апелляционной жалобы о том, что органы службы занятости направляют работодателям работников, в том числе инвалидов, при наличии соответствующей возможности правильности изложенных выводов суда не опровергают, а подтверждают правильные выводы суда о том, что выполнение обязанности по организации специального рабочего места возможно только при наличии вакансии, обращения инвалида, чьи индивидуальные особенности требуют организации специального рабочего места, и волеизъявления на трудоустройство.

При изложенном, судебной коллегией не может быть принята во внимание ссылка в жалобе на то, что выполнение квоты для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, а потому отсутствие лиц, обратившихся по направлению центра занятости, или лично. Работодатель исполнил все обязанности, возложенные на него Федеральным законом.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Под принципом реального исполнения решения, в первую очередь, понимается возможность принуждать должника к исполнению определенных обязательств. Предмет обязательства должника должен быть четко определен, из которого могут следовать прямые или косвенные меры принуждения. В данном случае не ясно, каким образом, должник должен был бы исполнять решение о возложении на него обязанности по организации специального рабочего места, предназначенного для работы инвалидам, которое требует учета индивидуальных особенностей последних.

При рассмотрении иска суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Омска от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда: