НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 09.08.2023 № 2-94/2023

Председательствующий: Калинина К.А. № 33-4035/2023

55RS0007-01-2022-005585-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 09 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Сковрон Н.Л.,

судей Мезенцевой О.П., Перфиловой И.А.,

при секретаре Нецикалюк А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-94/2023

по апелляционной жалобе СЛМ

на решение Центрального районного суда г. Омска от 09 марта 2023 года

по иску СЛМ к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Перфиловой И.А., судебная коллегия

установила:

СЛМ обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование указал, что решением пенсионного органа от 30.06.2022 № <...> ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа осуществления педагогической деятельности в организациях для детей. Государственным учреждением – О. Пенсионного Ф. Российской Федерации по Омской области в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включены периоды работы с 21.11.1995 по 30.09.2001 в Детско-юношеском клубе физической подготовки в должности педагога дополнительного образования; с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013, с 01.10.2013 по 23.05.2014, с 24.05.2014 по 31.08.2014 в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» в должности педагога дополнительного образования и в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области в должности учителя. При таком подсчете продолжительность стажа осуществления педагогической деятельности в организациях для детей составила 22 года 01 месяц 07 дней.

Истец просил спорные периоды включить в стаж осуществления педагогической деятельности в организациях для детей, обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с 22.03.2022, взыскать с ответчика в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением Центрального районного суда г. Омска от 16.01.2023 по настоящему гражданскому делу в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области на его правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее также – ОСФР по Омской области).

Определением Центрального районного суда г. Омска от 09.03.2023 производство по настоящему гражданскому делу прекращено в части исковых требований СЛМ о включении в стаж осуществления педагогической деятельности в организациях для детей периодов работы с 21.11.1995 по 30.09.2001, с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004 в Детско-юношеском клубе физической подготовки (ДЮКФП).

В судебном заседании истец СЛМ и его представитель СЛМ, допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, заявленные требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области по доверенности СЛМ возражала против удовлетворения заявленных истцом требований.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области (далее также - МБОУ «Иртышская СОШ») в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований СЛМ

В апелляционной жалобе истец СЛМ с решением суда не соглашается в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013, с 01.10.2013 по 23.05.2014, с 24.05.2014 по 31.08.2014 в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области в должности учителя. Просит решение суда отменить. Ссылается на то, что в спорные периоды он осуществлял трудовую деятельность по совместительству в должности учителя в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области, расположенном в сельской местности, работа в которой подлежит включению в стаж осуществления педагогической деятельности независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. В настоящее время работодатель муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области произвел корректировку лицевого счета истца в отношении спорных периодов с указанием сведений об осуществлении истцом педагогической деятельности в спорные периоды.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В суде апелляционной инстанции истец СЛМ, его представительСЛМ доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Представитель О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласиться в полной мере с решением суда судебная коллегия оснований не усматривает.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением, правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного Постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее по тексту - Правила N 781).

Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ 28.12.2013 N 400-ФЗ применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.

Из приведенных нормативных положений следует, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.03.2022 СЛМ обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей.

Решением пенсионного органа от 30.06.2022 № <...> истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

При этом ответчиком в страховой стаж на соответствующих видах работ не включены помимо прочих периоды работы с 21.11.1995 по 30.09.2001, с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004 в Детско-юношеском клубе физической подготовки в должности педагога дополнительного образования;

с 17.06.2011 по 30.09.2013, с 24.05.2014 по 31.08.2014 в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» Черлакского муниципального района Омской области в должности педагога дополнительного образования;

с 01.10.2013 по 23.05.2014 в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области в должности педагога дополнительного образования.

При таком подсчете стаж на соответствующих видах работ составил 22 года 1 месяц 7 дней.

Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его пенсионные права, СЛМ обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж истца на соответствующих видах работ, периодов работы с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013, с 01.10.2013 по 23.05.2014, с 24.05.2014 по 31.08.2014, районный суд исходил из того, что в указанные периоды ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр», муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области в должности педагога дополнительного образования.

При разрешении указанных требований районный суд сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», действовавшее в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно, постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2001№79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067», согласно которым периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 01.11.1999 по 31.12.2000 включались в стаж осуществления педагогической деятельности без каких-либо ограничений, а с 01.01.2001 только в случае соблюдения следующих условий: на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

С учетом приведенных положений районный суд в удовлетворении исковых требований о включении спорных периодов в стаж осуществления педагогической деятельности отказал, пришел к выводу о том, что истец по состоянию на 01.01.2001 приведенным выше требованиям не отвечал.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013, с 01.10.2013 по 23.05.2014, с 24.05.2014 по 31.08.2014 в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр», муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области в должности педагога дополнительного образования не обжалуется, предметом оценки суда апелляционной инстанции не является.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с17.06.2011 по 30.09.2013, с 01.10.2013 по 23.05.2014, с 24.05.2014 по 31.08.2014 в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области в должности учителя физической культуры, районный суд со ссылкой на справку №90 (том 2, л.д. 36), уточняющую особый характер работы, выданную 04.06.2015 директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области указал, что в указанной справке отсутствует указание на осуществление СЛМ в спорные периоды трудовой деятельности в должности учителя физической культуры.

Претендуя на включение спорных периодов работы в стаж осуществления педагогической деятельности, СЛМ, подал 21.02.2023 уточненное исковое заявление (том 2, л.д. 20-25), в котором указал, что в периоды с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с17.06.2011 по 30.09.2013, с 01.10.2013 по 23.05.2014, с 24.05.2014 по 31.08.2014 он работал в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области в должности учителя физической культуры, представил в суд первой инстанции справку, выданную директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области 10.02.2023, согласно которой помимо прочих периодов, истец в период с 01.10.2013 по 23.05.2014 на основании приказа № <...> от 09.09.2013 осуществлял в МБОУ «Иртышская СОШ» трудовую деятельность в должности учителя физической культуры с учебной нагрузкой 4 часа (том 2, л.д. 32).

Вместе с тем справке, выданной работодателем - муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области <...>, районный суд оценки не дал, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица СЛМ (с учетом выдачи истцу указанной справки), у органа пенсионного обеспечения не истребовал.

Обжалуя решение, вынесенное органом пенсионного обеспечения 30.06.2022, представив справку от 10.02.2023, выданную директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области, истец полагал, что в стаж осуществления педагогической деятельности в организациях для детей подлежат включению периоды работы с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013, с 01.10.2013 по 23.05.2014, с 24.05.2014 по 31.08.2014 в должности учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области.

Согласно справке от 10.02.2023, выданной директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области, СЛМ работал в МБОУ «Иртышская СОШ» по совместительству в должности учителя физической культуры в периоды:

- с 01.10.2001 по 30.04.2002,

- с 01.10.2002 по 30.04.2003,

- с 01.09.2004 по 16.06.2011,

- с 01.10.2013 по 23.05.2014,

- с 01.09.2014 по настоящее время (том 2, л.д. 32).

О том, что СЛМ осуществлял педагогическую деятельность, работая в МБОУ «Иртышская СОШ» по совместительству, в должности учителя физической культуры в спорные периоды с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013, с 24.05.2014 по 31.08.2014 представленная истцом справка, информации не содержит.

Как пояснил в судебном заседании истец, работодатель МБОУ «Иртышская СОШ» в отношении спорных периодов передал корректирующие сведения в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области.

Из представленного из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области ответа от 17.07.2023 на запрос судебной коллегии от 10.07.2023, следует, что страхователем МБОУ «Иртышская СОШ» корректирующие сведения с указанием кода льготы за периоды работы с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013, с 01.10.2013 по 23.05.2014, с 24.05.2014 по 31.08.2014, в отношении СЛМ не представлены, факт льготной работы отсутствует.

Как следует из материалов дела, истец СЛМ зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 11.12.1999.

Согласно Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица СЛМ, поступившей в адрес судебной коллегии из О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области по состоянию на 17.07.2023, периоды работы СЛМ с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013, с 24.05.2014 по 31.08.2014 не указаны в качестве периодов, подлежащих учету как осуществление педагогической деятельности в организациях для детей, работа в которых, дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», код льготы в отношении спорных периодов не указан.

Представленные на запрос судебной коллегии лицевые счета по выплате заработной платы педагогическим работникам и служащим МБОУ «Иртышская СОШ» содержат информацию о выплате истцу СЛМ, учителю, в 2002 году заработной платы в январе, феврале, марте, апреле, октябре, ноябре, декабре; в 2003 году - заработной платы в январе, феврале, марте, апреле; в 2004 году - заработной платы в сентябре, октябре, ноябре, декабре; в 2011 году - заработной платы в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне.

Из анализа представленных суду первой инстанции и судебной коллегии документов, следует, что в спорные периоды с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013, с 24.05.2014 по 31.08.2014 истец трудовую деятельность в должности учителя физической культуры в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области, работа в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не осуществлял.

Решение суда в части отказа СЛМ в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013 является законным и обоснованным, довод жалобы в данной части внимания не заслуживает, опровергается представленными в материалы дела выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица СЛМ, лицевыми счетами по выплате заработной платы педагогическим работникам и служащим МБОУ «Иртышская СОШ», справкой от 10.02.2023 за подписью директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области.

Вместе с тем лицевой счет застрахованного лица СЛМ по состоянию на 17.07.2023 содержит код льготы 27-ПД об осуществлении истцом педагогической деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» в период с 01.10.2013 по 31.12.2013 с дополнительными сведениями за указанный период о работе на 0,22 ставки, в период с 01.01.2014 по 31.03.2014, с 01.04.2014 по 23.05.2014 с дополнительными сведениями за указанный период о работе на полную ставку.

Кроме того, из представленной О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области на запрос судебной коллегии Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица СЛМ по состоянию на 31.07.2023 следует, что спорные периоды работы СЛМ с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013, с 01.10.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.03.2014, с 01.04.2014 по 23.05.2014 не содержат кода льготы 27-ПД об осуществлении истцом педагогической деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа».

Представленные в отношении истца Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 17.07.2023 и 31.07.2023 имеют противоположную информацию о характере работы истца в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» о периоде с 01.10.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.03.2014, с 01.04.2014 по 23.05.2014, поскольку как указано выше, Выписка от 17.07.2023 содержит информацию об осуществлении истцом педагогической деятельности, Выписка от 31.07.2023 такой информации не содержит, что свидетельствует о наличии спора о характере работы истца в отношении перечисленных периодов, который должен быть разрешен в судебном порядке.

Из оспариваемого СЛМ решения пенсионного органа от 30.06.2022 № <...> следует, что периоды работы истца с 01.10.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.03.2014, с 01.04.2014 по 23.05.2014 в стаж осуществления педагогической деятельности в организациях для детей не учтены, поскольку в указанный период СЛМ осуществлял трудовую деятельность в должности педагога дополнительного образования.

Вместе с тем согласно представленной справке от 10.02.2023, выданной директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области, в период с 01.10.2013 по 23.05.2014 истец работал в МБОУ «Иртышская СОШ» в должности учителя физической культуры с нагрузкой 4 часа.

Как указано выше, лицевой счет застрахованного лица ФИО1 содержит код льготы 27-ПД об осуществлении истцом педагогической деятельности в МБОУ «Иртышская СОШ» в спорные периоды с 01.10.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.03.2014, с 01.04.2014 по 23.05.2014.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее по тексту - Правила N 781).

Указанным Списком в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность учителя, а в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены все общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.

В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включаются в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

При этом вышеуказанные нормы не содержат ограничений для включения в специальный стаж работы по совместительству и работы без занятия штатной должности. Юридическое значение для определения возможности включения спорных периодов работы в льготный стаж имеет лишь факт осуществления функций учителя в сельской местности без учета, является ли такая работа основной либо работой по совместительству.

Поскольку образовательное учреждение (бюджетное общеобразовательное учреждение «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области), в котором в спорный период работал истец, поименовано пунктом 1.1 Списка, утвержденного постановлением N 781, расположено в сельской местности, что следует из Устава Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, зарегистрированного Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Сибирскому Федеральному округу 19.12.2005, и справки, выданной директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области 01.08.2023, в отношении истца подлежит применению исключение, предусмотренное пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением N 781, об отсутствии необходимости работы на полную ставку.

С учетом приведенных положений законодательства, период с 01.10.2013 по 23.05.2014 работы СЛМ в должности учителя физической культуры в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области, подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Кроме того, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит включению период с 24.05.2014 по 31.08.2014, поскольку указанный период (хотя и является периодом после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования), однако он непосредственно следует за периодом работы с 01.10.2013 по 23.05.2014, в отношении которого код льготы 27-ПД об осуществлении истцом педагогической деятельности в МБОУ «Иртышская СОШ» был отражен в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 17.07.2023, что свидетельствует о наличии спора в отношении него.

К спорному периоду работы истца подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.

Согласно пункту 2 указанных выше Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу ст. 286 ТК РФ лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе.

Согласно лицевому счету по выплате заработной платы педагогическому работнику МБОУ «Иртышская СОШ» на имя СЛМ, учителя, в мае 2014 года ему были выплачены отпускные.

Решение районного суда в части отказа в удовлетворении исковых требований СЛМ о включении в стаж осуществления педагогической деятельности в организациях для детей периодов работы с 01.10.2013 по 23.05.2014 и с 24.05.2014 по 31.08.2014 в должности учителя физической культуры в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Иртышская СОШ» Черлакского муниципального района Омской области подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска в указанной части.

Таким образом, судебная коллегия считает необходимым обязать О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области включить в стаж работы СЛМ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 01.10.2013 по 31.08.2014 в должности учителя физической культуры в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Иртышская СОШ» Черлакского муниципального района Омской области.

Вместе с тем, исковые требования истца о включении в стаж осуществления педагогической деятельности в организациях для детей периодов работы с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013 в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области, включению не подлежат, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 30 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст. 11 и 12 названного федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее Правила № 1015).

В соответствии с п. 43 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Такие же положения содержатся и в п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н.

Аналогичные положения содержались в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», действовавшего в спорный период осуществления ФИО1 трудовой деятельности в должности учителя МБОУ «Иртышская СОШ».

Из ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1 – 3 ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица СЛМ, сформированная на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета не содержит сведений об особых условиях труда истца и их кода в отношении спорных периодов с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013 работы истца в МБОУ «Иртышская СОШ».

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, работодатель корректировку лицевого счета в отношении спорных периодов не производил.

С самостоятельными исковыми требованиями о произведении корректировки лицевого счета истец не обращался. Не лишен права на обращение с такими требованиями к работодателю.

В материалы дела не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие, что в указанные выше периоды СЛМ осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

На основании изложенного, периоды с 01.05.2002 по 30.09.2002, с 01.05.2003 по 31.08.2004, с 17.06.2011 по 30.09.2013 не могут быть включены в стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В данной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется, поскольку продолжительность стажа осуществления истцом педагогической деятельности в организациях для детей с учетом периодов работы, включенных пенсионным органом (22 года 1 месяц 7 дней) и судебной коллегией (11 месяцев 1 день), на момент оценки пенсионных прав истца при рассмотрении его заявления от 22.03.2022, составляет 23 года 8 дней, что менее требуемой продолжительности стажа 25 лет.

Решение суда в части отказа в установлении истцу досрочной страховой пенсии по старости является законным и обоснованным.

Поскольку судебной коллегией удовлетворены исковые требования СЛМ о включении в стаж осуществления педагогической деятельности в организациях для детей периода работы с 01.10.2013 по 31.08.2014 на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области в пользу СЛМ подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей. Решение в части отказа в удовлетворении требований о взыскании государственной пошлины подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 09 марта 2023 года отменить в части отказа во включении в стаж осуществления педагогической деятельности в организациях для детей периода работы с 01 октября 2013 года по 31 августа 2014 года.

Принять в указанной части новое решение.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 01 октября 2013 года по 31 августа 2014 года в должности учителя физической культуры в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Иртышская СОШ» Черлакского муниципального района Омской области.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области в пользу СЛМ государственную пошлину в размере 300 рублей.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Омска от 09 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 августа 2023 года.