НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 09.06.2020 № 2-3221/19

Председательствующий: Попова Т.В. № 33-2849/2020

55RS0004-01-2019-004086-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 9 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей Магденко И.Ю., Беспятовой Н.Н.,

при секретаре Мельниковой М.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3221/2019

по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска – ФИО1

на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 4 декабря 2019 года

на дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Омска от 20 февраля 2020 года

по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратился с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска (УПФР в Октябрьском АО г. Омска), в обоснование которого указал, что решением органа пенсионного обеспечения от 1 июля 2019 года ему незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете его страхового стажа периоды работы с 30 июня 2008 года по 31 октября 2019 года в качестве электрогазосварщика в ООО «Полюс» (ранее ООО «Жилищник 9», ООО «УК «Жилищник 9»), а также период срочной службы в рядах Советской Армии с 28 мая 1982 года по 22 июня 1984 года.

С учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика произвести расчет страхового стажа на соответствующих видах работ с учетом спорных периодов работы, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда с 9 апреля 2019 года.

В судебном заседании истец ФИО2 поддержал уточненные исковые требования.

Представитель ответчика УПФР в Октябрьском АО г. Омска ФИО3, действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала.

Представитель третьего лица ООО «Полюс» ФИО4, действующая на основании доверенности, пояснила, что истец работал в спорный период в тяжелых условиях электрогазосварщиком ручной сварки, полный рабочий день, за ним был закреплен газосварочный аппарат ручной сварки.

Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований: на УПФР в Октябрьском АО г. Омска возложена обязанность зачесть в стаж на соответствующих видах работ ФИО2 для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 28 мая 1982 года по 22 июня 1984 года – служба в Вооруженных Силах СССР, с 30 июня 2008 года по 31 декабря 2013 года – период работы электрогазосварщиком 4 разряда в ООО «Управляющая компания Жилищник-9»; на УПФР в Октябрьском АО г. Омска возложена обязанность назначить ФИО2 страховую пенсию по старости с 08 мая 2019 года; с УПФР в Октябрьском АО г. Омска в пользу ФИО2 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Дополнительным решением суда на УПФР в Октябрьском АО г. Омска возложена обязанность зачесть в стаж на соответствующих видах работ истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с <...> по <...> в ООО «Полюс» в качестве электрогазосварщика 4 разряда.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО1 выражает несогласие с постановленным по делу решением и дополнительным решением, просит его отменить, полагает, что судом необоснованно на ответчика возложена обязанность зачесть в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 30 июня 2008 года по 31 октября 2019 года, поскольку выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не содержит сведений о стаже с особыми условиями труда за указанный период, постоянная занятость в течение полного рабочего дня в тяжелых условиях, предусмотренных Списком № 2, в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашла. Кроме того, полагает, что в силу прямого указания пенсионного законодательства период работы с 1 января 2013 года не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ также по причине неуплаты дополнительных тарифов страховых взносов работодателем. Не соглашается с выводом суда о необходимости зачета в стаж на соответствующих видах работ периода службы истца в Вооруженных Силах СССР с 28 мая 1982 года по 22 июня 1984 года. Обращает внимание на то обстоятельство, что решением суд возложил на орган пенсионного обеспечения обязанность назначить истцу страховую пенсию с 8 мая 2019 года, тогда как дополнительным решением включен период работы по 31 октября 2019 года, который выходит за рамки даты назначения пенсии, обозначенной судом.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО2 просит оставить решение суда без изменения, в судебном заседании апелляционной инстанции свои возражения поддержал.

Представитель третьего лицо ООО «Полюс» ФИО4, действующая на основании доверенности, позицию истца поддержала.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Такие нарушения судом первой инстанции были допущены.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).

В силу пункта 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет.

В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:

- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 9 апреля 2019 года ФИО2 обратился в УПФР в Октябрьском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.

Решением УПФР в Октябрьском АО г. Омска от 1 июля 2019 года № <...> истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.

При этом ответчиком в страховой стаж на соответствующих видах работ помимо прочих не включены следующие периоды:

- с 28 мая 1982 года по 22 июня 1984 года период службы в рядах Советском Армии;

- периоды работы в должности электрогазосварщика с 30 июня 2008 года по 31 декабря 2013 года в ООО «УК Жилищник 9», с 1 января 2014 года по 17 июня 2018 года в ООО «Жилищник 9», с 18 июня 2018 года по настоящее время в ООО «Полюс».

При таком подсчете страховой стаж составил 37 лет 04 месяца 05 дней, стаж на соответствующих видах работ 5 лет 3 месяца 18 дней.

Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его пенсионные права, ФИО2 обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования о включении в стаж на соответствующих видах работ периода службы в рядах Советской Армии, районный суд обоснованно руководствовался Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, законодательство, действовавшее в период прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах СССР, предусматривало возможность учета периода такого вида деятельности в составе общего и специального стажа при оценке права данного лица на предоставление пенсии по старости.

Установив, что истец проходил службу в рядах Советской Армии с 28 мая 1982 года по 22 июня 1984 года, что следует из трудовой книжке истца, копии военного билета НА № 6314944, за которой следовали периоды работы сборщиком автопокрышек на АО «Омскшина» с 13 августа 1984 года по 27 декабря 1987 года в условиях, предусмотренных Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, зачтенные ответчиком в стаж на соответствующих видах работ в бесспорном порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о зачете периода службы в армии в страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не имеется.

Не могут приняты во внимание доводы ответчика о том, что названные выше положения действующего пенсионного законодательства подлежат применению только при наличии у истца (с учетом службы в армии) необходимого стажа на соответствующих видах работ с тяжелыми условиями труда (12 лет 6 месяцев).

Действительно, действовавшим до 1 января 1992 года законодательством, регулировавшим пенсионное обеспечение, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях для лиц, имеющих неполный стаж на соответствующих видах работ, предусмотрено не было (пункт 15, 16, 91, 92 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590). Пунктом 100 данного Положения прямо было предусмотрено, что льготные условия возраста и стажа для назначения пенсий и льготные размеры пенсий при неполном стаже не применяются.

Таким образом, действовавшее в спорный период законодательство не предусматривало возможность назначения досрочной трудовой пенсии с уменьшением установленного возраста, однако, вопреки доводам апелляционной жалобы, запрета на включение периодов службы в армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в нем не содержится.

Абзацем 3 пункта 109 Положения предусматривалось единственное ограничение для исчисления стажа в данной части: работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывалась в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах; данное правило в рассматриваемом случае соблюдено.

Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством возможность зачета в стаж на соответствующих видах работ периода службы в армии не предусмотрено, опровергается содержанием пункта 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которому периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

На основании изложенного в данной части судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.

Разрешая требования истца о включении в стаж на соответствующих видах работ периода работы с 30 июня 2008 года по 31 декабря 2013 года, с 1 января 2014 года по 31 октября 2019 года и удовлетворяя их, районный суд исходил из того, что факт работы истца в качестве электрогазосварщика, занятого на ручной сварке, в течение полного рабочего дня в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение представленными письменными доказательствами, поэтому отсутствие соответствующих сведений в лицевом счете застрахованного лица и неуплаты работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу сами по себе не являются основанием для возложения на работника неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения его права на зачет спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ.

При таких обстоятельствах районный суд определил, что продолжительность стажа истца на соответствующих видах работ в общей сложности на момент достижения 8 мая 2019 года 55-летнего возраста составляет более 12 лет 6 месяцев и пришел к выводу о наличии оснований для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях с указанной даты.

С такими выводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неверном применении норм действующего пенсионного законодательства.

Как было указано ранее, правом на досрочное назначение пенсии пользуются работники, чьи должности и учреждения поименованы в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (применительно к работе, имевшей место в спорный период).

Разделом XXXIII "Общие профессии" названного списка предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).

В силу абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).

Таким образом, периоды работы после 1 января 1992 года требуют не только подтверждения факта соответствия работы Списку № 2 1991 года, но и факта ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Как предусмотрено в части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 указанного закона.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

В пункте 3 данного Порядка также указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются: - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 указанного закона).

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 приведенного закона в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В трудовой книжке истца относительно спорных периодов имеются следующие сведения: со 2 июня 2008 года он принят в ООО «УК Жилищник 9» на должность электрогазосварщика 4 разряда; 31 декабря 2013 года уволен переводом в ООО «Жилищник 9»; 1 января 2014 года принят переводом из ООО «УК Жилищник 9» электрогазосварщиком ручной сварки 4 разряда; 15 июня 2018 года ООО «Жилищник 9» переименовано в ООО «Полюс».

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2, он зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 24 ноября 1999 года.

Учитывая, что спорные периоды работы истца имели место после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то страховой стаж в эти периоды должен подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Вместе с тем, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, спорный период трудовой деятельности в особых условиях страхователем не подтвержден, основание (код) льготы не проставлен.

Судом первой инстанции в подтверждение работы истца в тяжелых условиях в период с 2 июня 2008 года по 31 декабря 2013 года в ООО «УК Жилищник 9» приняты следующие документы: выданная ООО «Полюс» справка, уточняющая характер работы, представленные этой же организацией ведомости выдачи молока и табели учета рабочего времени, начиная с июня 2008 года,.

В то же время данные документы не могут быть признаны относимыми и допустимыми доказательствами по настоящему делу, поскольку они составлены и представлены неуполномоченным лицом.

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра названных выше юридических лиц ООО «УК Жилищник 9» (ИНН <***>) зарегистрировано 21 мая 2008 года, деятельность прекращена 4 июля 2016 года в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства; ООО «Полюс» (ИНН <***>) (до 15 июня 2018 года именовавшееся ООО «Жилищник 9») зарегистрировано <...>, на сегодняшний день является действующим юридическим лицом.

Таким образом, ООО «Полюс» (нынешний работодатель истца) правопреемником ликвидированного юридического лица ООО «УК Жилищник 9» не является, ему на хранение архивный фонд данной организации не передавался, следовательно, представленные им документы не могли быть положены в основу решения об удовлетворении иска в данной части.

Приказ директора ООО «УК «Жилищник 9» от 1 июня 2006 года о закреплении производственного оборудования (сварочного аппарата) за работником к спорному периоду отношения не имеет.

Согласно материалам пенсионного дела, в ходе проведенной проверки территориальным органом пенсионного обеспечения в отношении страхователя (работодателя) ООО «УК Жилищник 9» было установлено, что сведения на застрахованное лицо ФИО2 за период с 2008 по 2013 год признаны достоверными, так как организация, как имеющая рабочие места, работа на которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, на учете не состояла, документы, подтверждающие особый характер работы не предоставлялись, наблюдательное дело в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц не заводилось.

В любом случае, имеющиеся в материалах дела документы (журналы учета сварочных работ) с должной степенью достоверности и достаточности не подтверждают, что в спорный период истец был занят полный рабочий день (не менее 80 % рабочего времени) на работах с тяжелыми условиями труда – электрогазосварщиком ручной сварки.

Например, согласно записям выборочно представленных страниц из журналов в январе 2009 года истец осуществлял сварочные работы: 2, 5, 6, 9, 11, 13, 19, 21, 22 числа, в январе 2011 года – 8, 10, 11, 13, 14, 16, 20 числа, в декабре 2012 – 17, 19, 20 и 24 числа и так далее.

Кроме того, в силу пункта 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета ФИО2 страхователем (работодателем) ООО «УК Жилищник 9», начиная с 1 января 2013 года, начисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не осуществлялось.

Таким образом, допустимых и достаточных доказательств, что период работы с 2 июня 2008 года по 31 декабря 2013 года электрогазосварщиком в ООО «УК Жилищник 9» соответствовал положениям Списка № 2 и подлежал включению в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, истцом в материалы дела не представлено.

Последующий период работы истца электрогазосварщиком ручной сварки в ООО «Полюс» с 1 января 2014 года по 31 октября 2019 года также не подтвержден страхователем как страховой стаж, включаемый в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии, сведения об особых условиях труда в лицевом счете застрахованного лица отсутствуют, основание (код) льготы не проставлен, страховые взносы по повышенным тарифам, предусмотренные частью 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, не начислялись и не уплачивались; на соответствующем учете в территориальном органе пенсионного обеспечения работодатель не состоял.

При этом, работодатель истца в ходе рассмотрения настоящего дела поддерживал исковые требования, указывая на особый характер работы истца в спорный период, в то же время представитель ООО «Полюс» не смогла в судебном заседании пояснить, по какой причине работодатель при предоставлении в пенсионный орган сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца документально не подтвердил его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указала, что корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца они проводить не намерены, как и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу.

При указанных обстоятельствах, оснований для возложения на учреждение Пенсионного фонда РФ обязанности по включению таких периодов в стаж на соответствующих видах работ не имелось.

Выводы суда первой инстанции о том, что неуплата работодателем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса РФ, не должна влечь нарушения пенсионных прав работника, судебная коллегия находит ошибочными.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Приведенное Верховным Судом РФ толкование стало отражением правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 года № 9-п, согласно которому пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Данный вывод сделан Конституционным Судом РФ при рассмотрении ситуаций, когда сведения, содержащие все предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" данные о гражданине как застрахованном лице, которые необходимы для назначения трудовой пенсии и определения ее размера, в том числе о периодах его трудовой деятельности и начисленных страховых взносах, были представлены работодателями в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, но страховые взносы не были уплачены или не были полностью уплачены.

Между тем, указанные положения к рассматриваемому спору применению не подлежат в связи со следующим.

Во-первых, Конституционным Судом РФ проверялись указанные выше положения Федерального закона «О трудовых пенсиях», который в данной части с 1 января 2015 года признан недействующим, тогда как конституционность положений Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующих указанные правоотношения в настоящее время, предметом проверки Конституционного Суда РФ не являлась.

Во-вторых, в рамках настоящего спора имеет место быть ситуация, когда спорный период трудовой деятельности в особых условиях труда страхователем в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден, основание (код) льготы не проставлен, страховые взносы по соответствующим тарифам не начислялись и не уплачивались, следовательно указанная выше позиция Конституционного Суда РФ и разъяснения Верховного Суда РФ не относятся ни к предмету, ни к основанию заявленного иска.

Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что с 1 января 2015 года, с момента вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» в Российской Федерации введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии, который направлен в первую очередь на достижения возможности за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации полностью обеспечивать реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования и исключения зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета.

Данное реформирование пенсионной системы продолжает введенную законодателем в 2002 году концепцию страховой природы пенсионного обеспечения, когда одним из условий для получения пенсии является наличие не просто трудового, а страхового стажа - суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 1 статье 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Начиная с 1 января 2013 года, на работодателей, применяющих труд работников на соответствующих видах работ, была возложена обязанность по уплате дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.

Вопреки суждениям суда застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации; беспрепятственно получать от работодателя информацию об исчислении и удержании дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также получать информацию о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом; защищать свои права, в том числе в судебном порядке (статья 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В абзаце 3 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период. В случае удовлетворения требований истца, взысканные суммы подлежат зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, по смыслу действующего в настоящее время пенсионного законодательства реализация застрахованными физическими лицами своего права на пенсию поставлена в зависимость от надлежащего выполнения работодателем обязанности по ведению и передаче Пенсионному фонду Российской Федерации сведений индивидуального персонифицированного учета, за исполнением которой в целях реализации своего права на пенсионное обеспечение должно следить именно застрахованное лицо.

ФИО2 в целях защиты своих прав не лишен возможности обратиться в суд с требованием о понуждении работодателя представить надлежащие сведения о его страховом стаже в территориальный орган пенсионного обеспечения, а также о понуждении последнего произвести начисление и уплату страховых взносов по дополнительному тарифу.

Кроме того, суд в решении назначил истцу пенсию с 8 мая 2019 года, а впоследствии дополнительным решением возложил на ответчика обязанность включить истцу в страховой стаж на соответствующих видах работ период работы в ООО «Полюс» до 31 октября 2019 года.

Указанные действия суда противоречат положениям статьи 18 Закона о страховых пенсиях, предусматривающих порядок определения и перерасчета размера пенсии.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о включении в страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, вышеназванных периодов работы истца в должности электрогазосварщика, не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

Поскольку при исключении указанного периода из страхового стажа истца на соответствующих видах работ его будет недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости (с учетом зачтенного судом периода службы в рядах Советской Армии и периода, учтенного ответчиком в бессрочном порядке – 7 лет 4 месяца 13 дней), решение суда подлежит отмене также и в части возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 8 мая 2019 года.

В то же время наличие у истца стажа на соответствующих работ вышеуказанной продолжительности дает ему право претендовать на установление страховой пенсии по старости по правилам абзаца 2 пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях с уменьшением общего пенсионного возраста на 2 года - в 58 лет.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Октябрьского районного суда г. Омска от 4 декабря 2019 года в части включения ФИО2 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периода работы с 30 июня 2008 года по 31 декабря 2013 года, назначения пенсии с 8 мая 2019 года и дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Омска от 20 февраля 2020 года о включении ФИО2 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периода работы с 1 января 2014 года по 31 октября 2019 года - отменить, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи