Председательствующий: Темиркалина А.Т. Дело 33-3190/2021
2-1010/2021
55RS0006-01-2021-001199-30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Беспятовой Н.Н., Панкратовой Е.А.,
при секретаре Ким М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Омске 8 июня 2021 года
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Омска от 25 марта 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска о возложении обязанности назначить федеральную социальную доплату к пенсии отказать».
Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в Советском административном округе г. Омска (далее ГУ – УПФ РФ в САО г. Омска) о возложении обязанности назначить федеральную социальную доплату к пенсии.
В обоснование требований указал, что с 19 июня 2014 года является получателем трудовой пенсии по старости. Размер пенсии составляет 2064,01 руб., что ниже величины прожиточного минимума для пенсионеров в Омской области. В связи с этим считает, что имеет право на федеральную социальную доплату к пенсии.
Однако ответчик в назначении федеральной социальной доплаты к пенсии необоснованно отказал, ссылаясь на получение истцом военной пенсии. Между тем, военная пенсия назначена ему по иному закону и суммироваться с трудовой пенсией по старости не может.
Просил признать незаконным отказ ГУ – УПФ РФ в САО г. Омска в назначении федеральной социальной доплаты к пенсии и обязать ответчика назначить ему федеральную социальную доплату к пенсии в размере до величины прожиточного минимума для пенсионеров в Омской области.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали.
Представитель ГУ – УПФ РФ в САО г. Омска ФИО3 исковые требования не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Считает, что он имеет право на федеральную социальную доплату к пенсии, поскольку является <...><...>, его страховой стаж составляет <...>. Размер назначенной ему страховой пенсии меньше величины прожиточного минимума, установленного в Омской области для пенсионеров. При этом указывает, что получаемая им военная пенсия назначена по иному закону. Поскольку основания для назначения военной пенсии и страховой пенсии разные, то получаемый доход от указанных пенсий суммироваться не может.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ГУ – УПФ РФ в САО г. Омска, не направившего своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав пояснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для апелляционного вмешательства.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости военнослужащим (без фиксированной выплаты), получателем ежемесячной денежной выплаты (далее- ЕДВ) по категории «военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Кроме того, ФИО1 также получателем пенсии за выслугу лет, которая назначена Министерством обороны РФ.
Истец ФИО1 неоднократно обращался к ответчику с заявлениями об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии.
Отказывая в назначении такой доплаты ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска сообщило, что общая сумма материального обеспечения ФИО1 выше величины прожиточного минимума, в связи с чем федеральная социальная выплата истцу назначена быть не может.
Полагая, что его права нарушены, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, сопоставив общую сумму материального обеспечения истца с января 2021 года (54959,64 руб.) с величиной прожиточного минимума для пенсионера в Омской области в 2021 году, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплачиваемые истцу пенсии и ежемесячная денежная выплата в общем размере превышают величину прожиточного минимума пенсионера в Омской области, в связи с чем оснований для признания незаконными действий ответчика по невыплате федеральной социальной доплаты и обязании назначить федеральную социальную доплату не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам, к спорным правоотношениям правильно применен материальный закон, доказательствам по делу дана надлежащая оценка.
Из материалов дела следует, что с <...> размер пенсии ФИО1 по старости составляет 2205,68 руб. (с учетом беззаявительных корректировок и индексаций), размер ЕДВ – 5693,65 руб.
Также истец является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет, ежемесячный размер которой с <...> составляет 47060,31 руб. (с <...>).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации (часть 1).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
1.1) срочной пенсионной выплаты;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно) (часть 2).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг (часть 3).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 10.02.2021 № 21-п «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Омской области на 2021 год» в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Законом Омской области «О величине прожиточного минимума в Омской области» установлена величина прожиточного минимума в Омской области на 2021 год для пенсионеров в размере 8 932 руб.
Из указанных положений следует, что размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера в Омской области и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 - 4 части 2 и части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Поскольку порядок установления истцу федеральной социальной доплаты ответчиком нарушен не был, размер указанной доплаты обоснованно определялся с учетом получаемых истцом пенсий, а также ежемесячной денежной выплаты, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ГУ – УПФ РФ в САО г. Омска обязанности назначить истцу федеральную социальную доплату к пенсии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при установлении федеральной социальной доплаты к пенсии назначенная истцу военная пенсия не должна включаться в общую сумму установленных ФИО1 денежных выплат, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Исключение пенсии за выслугу лет из общей суммы получаемых истцом денежных выплат, как того требует ФИО1, противоречит положениям статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
По сути, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Омска от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Председательствующий: Темиркалина А.Т. Дело 33-3190/2021
2-1010/2021
55RS0006-01-2021-001199-30