НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 07.11.2018 № 33-7364/18

Председательствующий Казакова Н.Н. Дело № 33-7364/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Кудря Т.Л.,

судей областного суда Рассказовой Г.В., Синьковской Л.Г.,

при секретаре Островской М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 07 ноября 2018 года дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в <...> Омской области (межрайонное) в лице начальника Управления Коршуновой Н.Я. на решение Тарского городского суда Омской области от 30 августа 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Бивол Н. А. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области (межрайонное) включить Бивол Наталье Адамовне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 20.10.2008 г. по 31.10.2008 г., 17.02.2012 г., 21.02.2012 г., 22.02.2012 г., 27.02.2012 г., 05.03.2012 г., 12.03.2012 г., 15.03.2012 г., 16.03.2012 г.; периоды работы в должности воспитателя детского сада совхоза «им.Ушакова» с 01.10.1991 года по 05.06.1993 года, период работы в должности воспитателя группы продленного дня в Ушаковской средней школе с 15.09.1994 года по 01.04.1995 года, период работы в должности воспитателя в Казенном образовательном учреждении Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения» с 01.09.2015 года по 21.10.2015 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Бивол Н.А. отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бивол Н.А. обратилась с иском к ГУ УПФ РФ в Тарском районе Омской области (межрайонное) о включении в льготный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периодов работы, о возложении обязанности назначить пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В обоснование иска указала, что в период с 01.09.2015 и по настоящее время работает воспитателем в казенном учреждении Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения». 02.03.2018 обратилась в ГУ УПФ РФ в Тарском районе Омской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением комиссии было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия 25-летнего специального стажа педагогической деятельности. В специальный стаж для назначения пенсии не были включены периоды: работа воспитателем детского сада в совхозе им. Ушакова с 01.08.1991 по 07.09.1994, воспитателем группы продленного дня в Ушаковской средней школе с 15.09.1994 по 01.04.1995, курсы повышения квалификации, воспитателем в казенном учреждении Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения» с 01.09.2015 по 01.03.2018.

Просила суд обязать ГУ УПФ РФ в Тарском районе Омской области зачесть в стаж работы для досрочной страховой пенсии по старости Бивол Н.А.: периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 20.10.2008 по 31.10.2008, 17.02.2012 г. 21.02.2012, 22.02.2012, 27.02.2012, 05.03.2012, 12.03.2012, 15.03.3012, 16.03.2012, период работы воспитателем детского сада в совхозе им. Ушакова с 01.08.1991 по 07.09.1994, период работы воспитателем группы продленного дня в Ушаковской средней школе с 15.09.1994 по 01.04.1995, период работы воспитателем в казенном учреждении Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения» с 01.09.2015 г. по 01.03.2018 г., обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тарском районе Омской области назначить Бивол Н.А. досрочную страховую пенсию по старости со 2 марта 2018 года.

В судебном заседании истец Бивол Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснила, что в указанные периоды осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем эти периоды работы должны быть включены в ее специальный стаж. С учетом спорных периодов ее специальный стаж составляет более 25 лет.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по Тарскому району Омской области Джусь Н.И. иск не признала. Пояснила, что поскольку истец в спорные периоды осуществляла деятельность в должностях и учреждениях, не поименованных в Списках, данные периоды не могут быть включены в ее специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Кроме того, истец не привела доказательств, что в период нахождения на курсах повышения квалификации она осуществляла педагогическую деятельность и выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы. Данные периоды нахождения на курсах включены в страховой стаж, но не подлежат к зачету в специальный стаж.

Представитель третьего лица Казенного Учреждения ОО «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Василевич З.П. пояснила, что ранее Учреждение являлось образовательным, однако в связи с изменениями, внесенными в Устав в октябре 2015 года, изменились цели и предмет его деятельности, с указанного времени Учреждение не является образовательным. В структурном подразделении <...>, дошкольных группах компенсирующей направленности сокращенного и кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателями, логопедами, дефектологами осуществляется процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, включающий работу по индивидуальным адаптированным программам, коррекцию развития. Лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении <...> не имеется. Так же пояснила, что Бивол Н.А. все время выполняла воспитательно-образовательные функции в соответствии с должностной инструкцией, которые с октября 2015 года не изменились. Решение вопроса о включении в специальный стаж Бивол Н.А. периодов работы в КОУ и КУ ОО «Центр психолого-медико-социального сопровождения» оставила на усмотрение суда.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в <...> Омской области (межрайонное) в лице начальника Управления Коршуновой Н.Я. просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж периодов работы, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, указывая следующее. Период работы в должности воспитателя детского сада совхоза им.Ушакова с 01.10.1991 по 07.09.1994 не подлежит включению в специальный стаж истца в связи с отсутствием наименования учреждения в Перечне приложения к постановлению СМ СССР от 17.12.1959 № 1397, а также Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781.

Период работы в должности воспитателя группы продленного дня в Ушаковской средней школе с 15.09.1994 по 01.04.1995 не подлежит включению в специальный стаж, поскольку отсутствуют доказательства того, что школа является общеобразовательным учреждением, работа в котором дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком.

Период работы в должности воспитателя в Казенном образовательном учреждении Омской области "Центр психолого-медико-социального сопровождения" с 01.09.2015 по 21.10.2015 также не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку согласно представленной работодателем справке, учреждение не является общеобразовательным учреждением, имеет статут казенного учреждения, на учете в УПРФ в Октябрьском АО г. Омска как льготная организация не состоит, сведения на работников с кодом льготы не предоставляет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Реализация прав граждан на трудовые пенсии с 01.01.2015 осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 ч.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

-список должностей, работа в котором засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 212.09.1999г № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз.3п.3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001года включительно.

-список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР ОТ 06.09.1991г № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п.2 указанного постановления -для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.

- перечень учреждений, организаций и должностей работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства), для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Согласно п.3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Как следует из материалов дела, 02.03.2018 Бивол Н.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Тарском районе Омской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ответчика № <...> от 19.03.2018 в назначении Бивол Н.А. страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (том 1 л.д. 25-28).

Как следует из решения, в специальный стаж истца не были включены периоды работы Бивол Н.А. с 01.08.1991 года по 07.09.1994 года в должности воспитателя детского сада в совхозе им.Ушакова, с 15.09.1994 года по 01.04.1995 года в должности воспитателя группы продленного дня в Ушаковской средней школе Тургайской области Республики Казахстан, с 01.09.2015 года по 01.03.2018 года в должности воспитателя в КОУ и КУ Омской области «Центр психолого-медико социального сопровождения», а также курсы повышения квалификации по подготовке и переподготовке кадров с отрывом от производства с 20.10.2008 года по 31.10.2008 года, 17.02.2012 года, 21.02.2012 года, 22.02.2012 года, 27.02.2012 года, 05.03.2012 года, 12.03.2012 года, 15.03.2012 года, 16.03.2012 года (т.1, л.д. 25-28). На дату обращения Бивол Н.А. ее специальный стаж, определенный пенсионным органом, составил 20 лет 0 месяцев 26 дней.

Согласно данным трудовой книжки Бивол Н.А., 01.08.1991 она была принята в штат совхоза в качестве воспитателя, 14.09.1994 уволена, 15.09.1994 назначена воспитателем группы продленного дня в Ушаковской средней школе, уволена 01.04.1995, 18.07.1995 принята временно воспитателем в ясли-сад № 3 г. Тары Омской области, 01.09.1995 переведена воспитателем постоянно, 30.08.1996 уволена в распоряжение специальной коррекционной школы № 8, 30.08.1996 принята учителем общественно-полезного труда в специальную коррекционную школу № 8, 02.09.1997 переведена воспитателем группы продленного дня, 01.09.2003 переведена учителем истории в другом учреждении, 01.09.2011 переведена воспитателем дошкольной группы, 31.08.2015 уволена, 01.09.2015 принята на должность воспитателя в Казенное образовательное учреждение Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения», 22.12.2015 учреждение переименовано в казенное учреждение Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения».

Судом также установлено, что в период с 06.06.1993 по 07.09.1994 Бивол Н.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что работа истца в период с 01.10.1991 по 05.06.1993 в должности воспитателя детского сада совхоза им.Ушакова и с 15.09.1994 по 01.04.1995 в должности воспитателя группы продленного дня в Ушаковской средней школе Октябрьского района Кустанайской (Тургайской) области Республики Казахстан предусмотрена соответствующими Списками должностей № 463 и № 781. Период нахождения Бивол Н.А. в отпуске по уходу за ребенком с 06.06.1993 по 07.09.1994 не был включен судом первой инстанции в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсииа, поскольку указанный период имел место после 06.10.1992.

Судебная коллегия полагает указанные выводы верными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и применённым нормам права.

Доводы жалобы ответчика о необоснованности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы с 01.10.1991 по 05.06.1993 в должности воспитателя детского сада совхоза им.Ушакова в связи с отсутствием наименования в соответствующем Перечне, с 15.09.1994 по 01.04.1995 в должности воспитателя группы продленного дня в Ушаковской средней школе Октябрьского района Кустанайской (Тургайской) области Республики Казахстан в связи с отсутствием доказательств того, что Ушаковская средняя школа являлась общеобразовательным учреждением, судебная коллегия считает несостоятельными.

Удовлетворяя данные требования, суд первой инстанции правильно указал, что эти периоды подлежат зачету в специальный стаж в соответствии с принятыми на себя Российской Федерацией международными обязательствами.

Как следует из ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного государствами-участниками СНГ, в том числе РФ и Казахстаном 13.03.1992. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В п. 2 ст. 6 приведённого Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

В соответствии со ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Письмом Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 г. № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР», которым утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в РФ из государств - республик бывшего СССР, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ. При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Как следует из Решения Экономического Суда СНГ от 07 апреля 2005 г. № 01-1/6-04, в соответствии с положениями п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию гражданам государств – участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются: трудовой стаж, приобретённый гражданами на территории любого из государств – участников Соглашения; трудовой стаж, приобретённый гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.

Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда РФ признаёт возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств – участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 г., но и после этой даты – до 01 января 2002 г.

Судом установлено, что с 01.10.1991 по 07.09.1994 (с учетом отпуска по уходу за ребенком) Бивол Н.А. работала в должности воспитателя детского сада совхоза им.Ушакова и с 15.09.1994 по 01.04.1995 воспитателем группы продленного дня в Ушаковской средней школе Октябрьского района Кустанайской области Республики Казахстан, что подтверждается записями в трудовой книжке, архивными справками.

Перечнем, утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № <...>, предусмотрены учебные заведения и детские учреждения: начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования; детские сады и объединенные ясли-сады.

Нахождение указанного учреждения в структуре государственного сельскохозяйственного предприятия не влияет на специфику образовательного учреждения.

Довод жалобы об отсутствии доказательств того, что Ушаковская средняя школа являлась общеобразовательным учреждением, отклоняется судебной коллегией.

Согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет» (подлежащего применению к части спорного периода работы) в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, утверждённым данным постановлением, независимо от ведомственной принадлежности.

В разделе «Наименование учреждений» Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, в числе учреждений указаны школы и школы-интернаты всех типов и наименований.

Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», действовавшим в спорные периоды педагогической деятельности истца, было установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (пункт 1 статьи 12 названного закона).

В соответствии со ст. 9 Закона об образовании к основным общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.

Согласно ст. 12 названного закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В силу ст. 21 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании средняя общеобразовательная школа является единой, трудовой, политехнической школой, осуществляющей общее среднее образование и коммунистическое воспитание детей и молодежи.

В соответствии со ст. 29 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании лицам, окончившим среднюю общеобразовательную школу, выдается аттестат об общем среднем образовании.

Аналогичные положения были закреплены п. 19 Постановления Совмина СССР от 08.09.1970 N 749 "Об Уставе средней общеобразовательной школы", согласно которому лица, окончившие среднюю общеобразовательную школу, получают аттестат о среднем образовании, дающий право на поступление в высшие учебные заведения, технические училища, а также в средние специальные учебные заведения с сокращенным сроком обучения.

Согласно аттестату о среднем образовании, Бивол (Дежнюк) в 1989 году окончила полный курс Ушаковской средней школы с. им. Ушакова Октябрьского района Кустанайской области Каз. ССР и обнаружила соответствующие знания по предметам: русскому языку, литературе, алгебре и началам анализа, геометрии, основам информатики и вычислительной техники, истории СССР, всеобщей истории, обществоведению, географии, биологии, физике, астрономии, химии, иностранному (англ.) языку, начальной военной подготовке, физической культуре. Кроме того, успешно выполнила программу по этике и психологии семейной жизни, черчению, изобразительному искусству, музыке и пению.

В материалы дела истцом представлен устав государственного учреждения «Ушаковская основная школа» отдела образования акимата Карасуского района, утвержденного постановлением акимата Карасуского района № <...> от 09.02.2017 года, в котором указано, что учреждение является некоммерческой организацией, обладающей статусом юридического лица, созданной для осуществления реализации образовательных программ предшкольной подготовки, дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования, в организационно–правовой форме государственного учреждения.

Согласно архивной справке (л.д. 47) ГУ «Ушаковская средняя школа» отдела образования акимата Карасуского района было переименовано в ГУ «Ушаковская основная школа» отдела образования акимата Карасуского района на основании постановления акимата Карасуского района от 29.06.2015 года № <...>.

С учетом правовой позиции, изложенной в п. 47 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2005 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 01.03.2006 г., работа в должности воспитателя продленного дня в общеобразовательной школе подлежит включению в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, вне зависимости от того, в какой период имело место осуществление данной трудовой деятельности.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 июля 2005 года N 440 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации установлено тождество наименований должностей "воспитатель группы продленного дня" наименованию должности "воспитатель".

Таким образом, Министерством здравоохранения и социального развития РФ в рамках предоставленной ему компетенции Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года N 516 признано, что должностные обязанности воспитателя группы продленного дня совпадают по характеру и функциям с должностными обязанностями воспитателя.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Бивол Н.А. требования в части включения в специальный стаж периодов работы в должности воспитателя детского сада совхоза им. Ушакова с 01.10.1991 по 05.06.1993 г. и в должности воспитателя группы продленного дня в Ушаковской средней школе с 15.09.1994 по 01.04.1995, исходил из того, что в указанный период истец осуществляла в должности воспитателя образовательную деятельность в образовательных учреждениях.

При этом суд обоснованно исключил из специального стажа период работы истца с 01.08.1991 по 01.10.1991, указав, что в материалах дела отсутствуют сведения о работе истца в данный период и о начислении ей заработной платы.

При включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд исходил из того, что в указанные периоды за Бивол Н.А. сохранялось место работы и заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истца периодов работы в должности воспитателя в период с 01.09.2015 по 02.03.2018 в КОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», КУ ОО «Центр психолого-медико-социального сопровождения», суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж Бивол Н.А. периода с 01.09.2015 по 21.10.2015 (01 месяц 21 день). При этом исходил из того, что в спорный период истец выполняла воспитательно-образовательные функции, работала с педагогической нагрузкой на полную ставку, должность и учреждение, в котором она работала, входят в перечень профессий и учреждений, дающих право на досрочную страховую пенсию.

Соответствующие выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, сомнений в правильности не вызывают.

Выражая несогласие с решением суда в части включения в специальный стаж истца спорного периода, заявитель указывает, что КОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» не является общеобразовательным учреждениям и работа в нем не подлежит включению в подсчет специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Между теми приведённые заявителем доводы апелляционной жалобы, были предметом надлежащей оценки суда первой инстанции и объективно отклонены.

Так, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и Правилах исчисления периодов такой работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в пункте 1.11 «Наименование учреждений» указано «Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр психолого-медико-социального сопровождения, в разделе 1 «Наименование должностей» -воспитатель.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

В соответствии с п. 2.5 Приложения N 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от <...> N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно трудовой книжке Бивол Н.А., 01.09.2015 она была принята на работу в КОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» на должность воспитателя.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Из представленного в материалы дела Устава КОУ (в редакции № 5), утвержденного 14.02.2013, следует, что Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий Омской области в сфере образования. Целями деятельности учреждения являются: обеспечение реализации полномочия Отраслевого органа по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-педагогической помощи и организацию их обучения и воспитания. Предметом деятельности является образовательная деятельность (т.2, л.д.1-16).

Министерством образования Омской области 20.08.2013 года КОУ выдана лицензия № <...> на осуществление образовательной деятельности серия № <...>№ <...>. Вид образовательной программы: основная – дошкольное образование; дополнительная – программы социальной направленности. Адрес места осуществления образовательной деятельности лицензиата: г. Омск, <...>.

Согласно справке от <...>, выданной КУ ОО «Центр психолого-медико-социального сопровождения», у Бивол Н.А. - воспитателя дошкольных групп компенсирующей направленности в период с 01.09.2015 по настоящее время имелась педагогическая нагрузка: 2015-2016 год 1 ставка воспитателя (25 часов в неделю) – по основной должности воспитатель, 0,5 ставки воспитателя – по внутреннему совместительству; 2016-2017 год 1 ставка воспитателя (25 часов в неделю) – по основной должности воспитатель, 0,6 ставки воспитателя – по внутреннему совместительству; 2017-2018 год 1 ставка воспитателя (25 часов в неделю) – по основной должности воспитатель, 0,5 ставки воспитателя – по внутреннему совместительству.

На основании распоряжения Правительства Омской области от 15.09.2015 года № <...>-рп «Об изменении целей и предмета деятельности КОУ Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения», изменены цели и предмет деятельности КОУ ОО «Центр психолого-медико-социального сопровождения», учреждение переименовано в Казенное Учреждение Омской области Центр психолого-медико-социального сопровождения», утверждена новая редакция Устава юридического лица (редакция № <...> от 22.10.2015 года).

Из представленного в материалы дела Устава КУ ОО (в редакции № <...>), утвержденного 22.10.2015 года, следует, что Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий отраслевого органа в сфере образования. Учреждение является организацией, осуществляющей обучение. Целями деятельности учреждения являются оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления; оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществление психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ, оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; своевременное выявление особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей. Предметом деятельности учреждения является: оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, подготовка по результатам такого обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций (т.1 л.д. 15-28).

Таким образом, с 22.10.2015 цели и предмет деятельности Учреждения были изменены, образовательная деятельность с указанного времени целью, предметом и основным видом деятельности не является, в ЕГРЮЛ основным видом деятельности КУ указано «Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки». Согласно Устава (в редакции №6) Учреждение является организацией, осуществляющей обучение. Министерством образования Омской области 10.12.2015 года КУ ОО была выдана лицензия № <...>-П на осуществление образовательной деятельности серия 55Л01 № <...>. Вид образовательной программы: основная –дошкольное образование; дополнительная – программы социальной направленности. Адрес места осуществления образовательной деятельности лицензиата: г.Омск, <...>, г.Омск, <...> пом. 5П. Лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении <...> не имеется.

Судом установлено, что в период работы с 01.09.2015 по 21.10.2015 в должности воспитателя КОУ Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения» истец выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы в данной должности. Учреждение, в котором Бивол Н.А. осуществляла трудовую деятельность, являлось образовательным учреждением, так как целью его деятельности являлось обеспечение реализации полномочия отраслевого органа по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а предметом и основным видом деятельности – образовательная деятельность, осуществляемая на основании лицензии.

При таких обстоятельствах, суд сделал обоснованный вывод о том, что спорный период работы истца с 01.09.2015 по 21.10.2015 в должности воспитателя в КОУ Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения», переименованном в КУ Омской области Центр психолого-медико-социального сопровождения», подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости.

Ссылка в жалобе на то, что Учреждение не состоит на учете в пенсионном органе как льготная организация, представляло сведения индивидуального (персонифицированного) учета на истца без кода особых условий его труда, судебная коллегия не принимает, поскольку ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей, связанных с постановкой на льготный учет, не должно влечь для истца негативных последствий при реализации пенсионных прав.

Поскольку у истца не образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях", оснований для назначения Бивол Н.А. страховой пенсии по старости досрочно не имеется, в связи с чем суд отказал в удовлетворении требований истца в указанной части.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тарского городского суда Омской области от 30 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Тарском районе Омской области (межрайонное) в лице начальника Управления Коршуновой Н.Я. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи