НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 06.03.2018 № 066Г

Председательствующий: Перфилова И.А. № 33-1369/2018

Строка по статотчету № 066г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Чернышевой И.В.,

судей Будылка А.В., Щукина А.Г.,

при секретаре Прокопьевой В.И.

рассмотрела в судебном заседании 06 марта 2018 года дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 29 ноября 2017 года, с учетом определения Куйбышевского районного суда города Омска от 25 января 2018 года об исправлении описки, которым постановлено:

«Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением ФИО2 педагогической деятельности:

- период работы с 01.09.2000 года по 28.03.2005 года в должности учителя начальной военной подготовки в Краснопольской средней школе Республики Казахстан;

- период работы с 29.03.2005 года по 14.11.2014 года (включающий в себя периоды с 01.08.2008 по 31.08.2008, с 01.07.2009 по 31.07.2009, с 01.07.2010 по 31.07.2010 года) в должности преподавателя-организатора начальной военной подготовки в Краснопольской средней школе Республики Казахстан.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с 06.09.2016г.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска в пользу ФИО2 государственную пошлину 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя 4000 рублей».

Заслушав доклад судьи Чернышевой И.В. судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее – ГУ – УПФ России в ЦАО г. Омска) о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указав, что ответчиком 07.06.2017 было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого страхового стажа и требуемого специального стажа. Просил включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды: с 01.09.2000 по 28.03.2005 в должности учителя начальной военной подготовки, с 29.03.2005 по 14.11.2014 в должности преподавателя-организатора начальной военной подготовки, с 01.08.2008 по 31.08.2008, с 01.07.2009 по 31.07.2009, с 01.07.2010 по 31.07.2010 в должности преподавателя-организатора начальной военной подготовки.

ФИО2, представитель истца по устному ходатайству ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ – УПФ России в ЦАО г. Омска ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник ГУ – УПФ России в ЦАО г. Омска ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что периоды работы истца с 01.09.2000 по 28.03.2005 в должности учителя начальной военной подготовки, с 29.03.2005 по 14.11.2014 в должности преподавателя-организатора начальной военной подготовки не подлежали включению в специальный трудовой стаж, так как истцом в данные периоды не была выработана норма педагогической или учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю. Не подлежали зачету в специальный стаж истца периоды работы с 29.03.2005 по 14.11.2014 в должности преподавателя-организатора начальной военной подготовки, поскольку данная должность не предусмотрена действующим законодательством, а также с 01.08.2008 по 31.08.2008, с 01.07.2009 по 31.07.2009, с 01.07.2010 по 31.07.2010, поскольку за указанные периоды не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Республики Казахстан.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, не явившиеся лица о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем коллегия судей рассмотрела дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения ФИО2 судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Содружества Независимых Государств регулируется Соглашения «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанного государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан 13 марта 1992 года.

В соответствии со статьёй 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Из пунктов 1 и 2 статьи 6 Соглашения следует, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Статьей 11 Соглашения установлено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в пункте 19 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2015.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 утверждены «Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Вышеуказанным постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, с применением положений абзаца 3 пункта третьего указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных данными Правилами.

При этом пунктом 6 Правил установлено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Судом первой инстанции установлено, не оспаривается сторонами, что с 01.09.1988 и по 14.11.2014 ФИО2 осуществлял трудовую деятельность в образовательных учреждениях для детей на территории Республики Казахстан. В настоящее время истец является гражданином Российской Федерации, и на момент обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии истец являлся гражданином Российской Федерации.

ФИО2, <...> г.р., обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 приведенного Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 06.09.2016.

Решением ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 10.02.2017 № № <...> истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Оценивая пенсионные права ФИО2, ответчик определил продолжительность специального стажа - 11 лет 4 месяца 12 дней, что не является достаточным для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости, поскольку продолжительность специального стажа должна быть не менее 25 лет.

Из решения пенсионного органа следует, что в специальный стаж ФИО2 не были включены работы в Краснопольской средней школе Республики Казахстан с 01.09.2000 по 28.03.2005 в качестве учителя начальной военной подготовки и с 29.03.2005 по 14.11.2014 в качестве преподавателя-организатора начальной военной подготовки, так как истцом в данные периоды не была выработана норма педагогической или учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю, кроме того, периоды работы с 29.03.2005 по 14.11.2014 в качестве преподавателя-организатора начальной военной подготовки, не включены в специальный стаж и по причине того, что указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, а периоды работы с 01.08.2008 по 31.08.2008, с 01.07.2009 по 31.07.2009, с 01.07.2010 по 31.07.2010 в качестве в связи с тем, что в эти периоды не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Республики Казахстан.

Удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что истцом выработан предусмотренный законом стаж для досрочного назначения трудовой пенсии на определенных видах работ.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, исходя из следующего.

Согласно записям трудовой книжки ФИО2, выданной 25.06.1975, которые включают спорные периоды, 01.12.1995 назначен мастером производственного обучения в Краснопольскую среднюю школу; 01.09.1996 переведен учителем НВП этой же школы; 29.03.2005 истцу присвоена вторая квалификационная категория преподавателя-организатора НВП; 20.05.2008 истцу присвоена первая квалификационная категория преподавателя-организатора НВП; 14.11.2014 с истцом, преподавателем-организатором НВП расторгнут трудовой договор.

Приказом № 78 от 31.08.1996 директора Краснопольской средней школы истец назначен преподавателем-организатором НВП с 01.09.1996 в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 01.11.1996 № 1340 «О начальной военной подготовке», что следует из представленных истцом выписки из приказа № 78 и справки от 04.09.2017.

Согласно справке от 28.12.2016, выданной директором Краснопольской средней школы Республики Казахстан, с 01.09.1996 по 14.11.2014 истец работал, занимая указанные выше должности, в Краснопольской средней школе на полную ставку. В должностные обязанности истца входило преподавание курсов основ безопасности жизнедеятельности. Согласно инструктивному письму и рабочему плану, изучение учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным и реализуется в рамках предмета «Познание мира» учителями начальных классов. В 10-11 классах годовая нагрузка составляет 25 часов и осуществляется преподавателями-организаторами начальной военной подготовки.

Выпиской из Тарификационных списков подтверждается, что в период с 01.09.2000 года по 14.11.2014 истец, работая учителем в Краснопольской средней школе, на полную ставку, вел такие дисциплины, как НВП, труды.

Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрены должности «учитель», «преподаватель», «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)».

Из Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 68 «Об установлении тождества наименования должности «преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель», следует, что Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» постановляет: установить тождество наименования должности «преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель», предусмотренному Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Учитывая изложенные нормы права, а также характер, содержание и направленность выполняемой истцом работы в должности учителя НВП, преподавателя-организатора НВП в средней школе, которая являлась педагогической деятельностью, обоснованно установил тождество названных должностей должностям, включенным в Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем пришел к верному выводу о необходимости включения в специальный стаж истца периодов работы с 29.03.2005 по 14.11.2014 в должности преподавателя-организатора начальной военной подготовки в Краснопольской средней школе Республики Казахстан.

Согласно Уставу Краснопольской средней школы Республики Казахстан и выписке из тарификационных списков истец осуществлял трудовую деятельность в должности учителя в сельской местности.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, суд первой инстанции правомерно включил в специальный стаж истца периоды работы с 01.09.2000 по 28.03.2005 и с 29.03.2005 по 14.11.2014, поскольку указанные периоды подлежат включению в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (действовавшего на момент обращения истца в пенсионный орган) в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно представленной истцом в материалы пенсионного дела справке от 27.10.2016, выданной исполняющим обязанности директора Краснопольской средней школы Республики Казахстан, в июле 2008 года были перечислены пенсионные взносы с отпускных в сумме 9260 тенге, в том числе за июль и август 2008 года. В июне 2009 года были перечислены пенсионные взносы с отпускных в сумме 16272 тенге, в том числе за июнь и июль 2009 года. В июне 2010 года были перечислены пенсионные взносы с отпускных в сумме 20561 тенге, в том числе за июнь и июль 2010 года.

На основании изложенного, учитывая, что в периоды с 01.08.2008 по 31.08.2008, с 01.07.2009 по 31.07.2009, с 01.07.2010 по 31.07.2010 истец работал в должности учителя в общеобразовательном учреждении сельской местности, поименованном Списком должностей и учреждений, работодателем за застрахованное лицо ФИО2 уплачивались страховые взносы, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.

С учетом того, что на момент обращения ФИО2 с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости специальный стаж истца с учетом включения оспариваемых периодов составил 25 лет 6 месяцев 27 дней, суд первой инстанции правомерно признал за ФИО2 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, с 06.09.2016 и возложил на ответчика обязанность назначить трудовую пенсию по старости с указанной даты.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции соглашается. Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Куйбышевского районного суда города Омска от 29 ноября 2017 года с учетом определения Куйбышевского районного суда города Омска от 25 января 2018 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: