Председательствующий: Чекурда А.Г.
Дело № 33-514/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Павловой Е.В., Будылка А.В.
при секретаре Малых А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 февраля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе страхового публичного акционерного общества «РЕСО-Гарантия» на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 15 ноября 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Базик В. Я. удовлетворить частично.
Обязать СПАО "РЕСО-Гарантия" внести в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств РСА сведения о наличии у Базика В. Я. на момент оформления страхового полиса серии МММ № <...> от <...>, коэффициента КБМ, равного 1, что соответствует 3-му водительскому классу.
Взыскать с СПАО "РЕСО-Гарантия" в пользу Базик В. Я. излишне уплаченную страховую премию по страховому полису серии МММ № <...> от <...> в размере 9224,32 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, штраф в размере 5612,16 рублей.
Взыскать с СПАО "РЕСО-Гарантия" в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 700 рублей».
Заслушав доклад судьи Павловой Е.В., судебная коллегия
установила:
Базик В.Я. обратился в суд с исковым заявлением к СПАО «РЕСО-Гарантия», Российскому союзу автостраховщиков о защите прав потребителя, указав в обоснование требований, что <...> между сторонами заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии МММ № <...>. При заключении договора применено значение КБМ – «2,45» (водительский класс страхователя «М»). Размер страховой премии по договору рассчитан страховой компанией и составил 19766 руб. 40 коп. Посчитав, что СПАО «РЕСО-Гарантия» необоснованно применило завышенный коэффициент КБМ при заключении договора, истец <...> обратился в страховую компанию с претензией о перерасчете страховой премии и требованием внести в автоматизированную систему страхования Российского союза автостраховщиков сведения о наличии у него 3-го водительского класса. <...> ответчик отказал в удовлетворении претензии. Полагает отказ СПАО «РЕСО-Гарантия» незаконным и необоснованным. <...> между истцом и АО «АльфаСтрахование» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ № <...>. При заключении договора применено значение КБМ – «0,5» (водительский класс страхователя «13»). Размер страховой премии по договору рассчитан АО «АльфаСтрахование» и составил 5271 руб. 04 коп. В период действия данного договора <...> и <...> произошли два страховых события, в результате которых по данному полису производились выплаты потерпевшим. В 2017 г. между истцом и СПАО «РЕСО-Гарантия» заключен следующий договор обязательного страхования владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ № <...>. С учетом наличия страховых случаев, а также Указания Банка России № <...>-У, при заключении договора ОСАГО ответчик должен был применить повышающее значение КБМ – «1» (водительский класс страхователя «3»). Данный договор досрочно прекращен в апреле 2018 <...> при заключении нового договора серии МММ № <...> в период действия досрочно прекращенного договора страхования серии ЕЕЕ № <...> отсутствовали страховые случаи, то водительский класс страхователя должен составлять также, как и ранее, «3». В случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику, если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, или водителю, если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством, при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования. При заключении договора серии МММ № <...> СПАО «РЕСО-Гарантия» должно было применить значение КБМ – «1» (водительский класс страхователя «3»). Размер страховой премии по договору должен составлять 10542 руб. 08 коп. В результате неправильного применения значений КБМ, с истца незаконно удержана страховая премия в размере 19766 руб. 40 коп., связи с чем считает, что действиями страховой компании ему причинен моральный вред, который составляет 10000 руб. Поскольку требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, в соответствии с требованиями п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, полагается взысканию штраф в размере 50 % от присужденной в пользу потребителя суммы. Просил признать незаконными действия СПАО «Ресо-Гарантия», признать за Базик В.Я. право на «3» водительский класс по страховому полису обязательного страхования гражданской ответственности серии МММ № <...>, обязать ответчика внести в автоматизированную систему страхования Российского союза автостраховщиков сведения о наличии у Базик В.Я. «3» водительского класса, взыскать излишне уплаченную страховую премию в размере 9224 руб. 32 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., штраф в размере 50 % от взысканной судом суммы.
Истец Базик В.Я. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Базик В.Я. по устному ходатайству Коваленко В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, полагал, что СПАО «РЕСО-Гарантия» является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика СПАО «РЕСО-Гарантия» по доверенности Шаломенцева О.И. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что вводные данные в отношении истца введены неверно. <...> по программе выдавался коэффициент «2,45», полагала, что СПАО «РЕСО-Гарантия» является ненадлежащим ответчиком по делу, ввиду того, что Российский союз автостраховщиков указывает в своей позиции на то, что коэффициент «2,45» рассчитан верно.
Представитель ответчика Российского союза автостраховщиков в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в материалы дела представили отзыв на исковое заявление, из которого следует, что союз не осуществляет страховую деятельность, не заключает договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ввиду чего Российский союз автостраховщиков не может являться стороной по договору и нести соответствующую ответственность. У союза отсутствует техническая возможность внесения изменений в информацию о страховании, загружаемую в АИС ОСАГО страховыми организациями.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «АльфаСтрахование» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе СПАО «РЕСО-Гарантия» просит решение суда первой инстанции отменить, указывая в обоснование, что судом не приняты во внимание нормы права, в соответствии с которыми производится расчет страховой премии по полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, также неверно определена позиция страховой компании относительно заявленных требований. При представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КМБ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного п.п. «б» п. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании. Таким образом, организацию расчета КБМ осуществляет профессиональное объединение страховщиков Российский союз автостраховщиков. Установлено, что у Базик В.Я. было два страховых случая - <...> и <...>, КМБ составляет «1», что соответствует «3» классу страхования. В последствии КМБ определен с помощью автоматизированной информационной системы обязательного страхования и составил «2,45», что соответствует классу страхования «М». В случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен владельцу (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования. При определении КМБ водителя Базик В.Я. на <...> последним окончившимся договором является договор серии ЕЕЕ № <...>, с которого переходит начальный класс страхования, также учитываются два страховых случая по договору серии ЕЕЕ № <...> (ОАО «Альфа-Страхование»). Поскольку договор серии ЕЕЕ № <...> расторгнут досрочно, исходя из этого истцу устанавливается класс «М» страхования. Полагает, что СПАО «РЕСО-Гарантия» надлежащим образом заключило договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии МММ № <...> с Базик В.Я. Указывает, что страховая компания самостоятельно не формирует класс вождения водителей в связи с отсутствием полномочий по организации расчета КМБ в информационной системе обязательного страхования; организацию расчета КМБ осуществляет Российский союз автостраховщиков.
В возражениях на апелляционную жалобу Базик В.Я. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Российский союз автостраховщиков просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, рассмотреть дело без участия представителя.
Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д. <...>).
Изучив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав обе стороны и их представителей, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда.
Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра невступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при разрешении настоящего дела не допущено.
В силу п.п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от <...> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от <...> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками, как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Из положений п. 2 ст. 9 Федерального закона от <...> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» следует, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: территории преимущественного использования транспортного средства; наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; технических характеристик транспортных средств; сезонного использования транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
В силу п. 6 ст. 9 Федерального закона от <...> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Пунктом 10 ст. 15 Федерального закона от <...> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования. Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона. Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с п. 10.1 ст. 15 Федерального закона от <...> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Как установлено судебным разбирательством и подтверждено материалами дела, <...> между Базик В.Я. и АО «АльфаСтрахование» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ № <...> (до <...>). При заключении договора применено значение КБМ – «0,5» (водительский класс страхователя «13»), что подтверждено, в том числе сведениями, представленным суду первой инстанции АО «АльфаСтрахование» (л.д. <...>). Размер страховой премии по договору рассчитан АО «АльфаСтрахование» и составил 5271 руб. 04 коп. (л.д. <...>).
В период действия договора, заключенного с АО «Альфа-Страхование», <...> и <...> произошли два страховых случая, в результате которых по данному полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств производились выплаты потерпевшим.
<...> между истцом и СПАО «РЕСО-Гарантия» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ № <...> (до <...>, л.д. 171, 174), который досрочно прекращен <...> (л.д. <...>), страховые случаи в период действия договора не наступали. Страховая премия выплачена в полном размере 10542,08 руб. (л.д. <...>).
<...> между Базик В.Я. и СПАО «РЕСО-Гарантия» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии МММ № <...> (до <...>); собственник и страхователь транспортного средства Базик В.Я., лица, допущенные к управлению: Базик В.Я. и Базик О.Я. (водительский класс последнего «13»). При заключении договора применено значение КБМ – «2,45» (водительский класс страхователя «М»), размер страховой премии по договору был рассчитан представителем ответчика и составил 19766 руб. 40 коп., оплата страховой премии произведена в полном объеме 790,66 руб. и 18975,74 руб. в установленный срок (л.д. <...>).
<...>Базик В.Я. обратился в СПАО «РЕСО-Гарантия» с претензией, в которой указал, что страховая компания необоснованно применила в отношении водителя завышенный коэффициент КБМ при заключении договора, просил произвести перерасчет страховой премии и внести в автоматизированную систему страхования Российского союза автостраховщиков сведения о наличии у него 3-го водительского класса.
<...> СПАО «РЕСО-Гарантия» отказало Базик В.Я. в удовлетворении претензии, при этом в ответе на претензию, позиция по доводам в ней приведенным, не отражена (л.д. 8).
Не согласившись с данным отказом, Базик В.Я. обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при заключении договора серии МММ № <...> подлежал применению «3» класс страхования (КБМ «1»), поскольку при заключении договора класс страхования истца занижен, что привело к неверному исчислению подлежащей уплате страховой премии, факт досрочного прекращения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ № <...> не может являться основанием для применения КБМ «2,45», что соответствует классу страхования «М».
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, оснований для их переоценки не имеется.
Подпункт «б» п. 2 ст. 9 Федерального закона от <...> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в единстве с п. 2 приложения II Коэффициенты страховых тарифов, утвержденных Указанием Банка России от <...>№ <...>-У, действовавшим в спорный период и утратившим силу в связи с изданием Указания Банка России от <...>№ <...>-У, устанавливает, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от, в том числе: наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей (коэффициент КБМ).
Пунктом 2 приложения II Коэффициентов страховых тарифов утверждена таблица коэффициентов страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ), состоящая из 15 страховых водительских классов, снизу вверх, начиная с «М» (максимальный), затем «0», «1» и так далее до «13» (минимальный), каждому из которых соответствует коэффициент «бонус-малус» (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, увеличивая либо уменьшая ее.
В примечаниях к п. 2 приложения II Коэффициентов страховых тарифов предусмотрены правила и условия определения и применения КБМ при расчете страховых премий обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В целях соблюдения учета за водителями водительских страховых классов и единообразного применения страховыми компаниями коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от <...> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» создана и функционирует автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании, оператором которой является Российский союз автостраховщиков (РСА).
В силу ст. 30 Федерального закона от <...> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» органы исполнительной власти РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, Банк России, организации и граждане обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховщиков и их профессионального объединения информацию, которая имеется у них, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая связана со страховыми случаями по обязательному страхованию, страхованию в рамках международных систем страхования или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах (п. 1). В целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного п.п. «б» п. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании (п. 3). Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков. Оператор автоматизированной информационной системы обязательного страхования осуществляет следующие полномочия: организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона; осуществляет иные полномочия, связанные с достижением цели создания автоматизированной информационной системы обязательного страхования (п. 3). Лицам, имеющим намерение заключить договор обязательного страхования, обеспечивается свободный доступ, в частности, к: а) сведениям о применяемых страховщиками страховых тарифах, позволяющим указанным в настоящем пункте лицам сравнить размер страховой премии по договору обязательного страхования в случае его заключения у любого из страховщиков; в) сведениям, необходимым для определения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного п.п. «б» п. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, при расчете страховой премии по договору обязательного страхования (п. 3.1). Страхователь для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, - персональные данные каждого из таких водителей (п. 6). Состав персональных данных, обязанность предоставления которых предусмотрена пунктом 6 настоящей статьи, определяется настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования и принятыми в соответствии с ними формами: а) заявления о заключении договора обязательного страхования; б) страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; в) документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования; г) извещения о дорожно-транспортном происшествии; д) справки о дорожно-транспортном происшествии (п. 7). Страховщик не вправе требовать предоставления персональных данных, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России (п. 8).
Из п. 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России <...>№ <...>-П, следует, что при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования, исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил.
В п.п. 1, 2 примечаний к п. 2 приложения II Коэффициентов страховых тарифов установлено, что коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год. Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются, как одно страховое возмещение.
В п. 3 примечаний к п. 2 приложения II Коэффициентов страховых тарифов установлено, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника (водителя) транспортного средства, могут быть получены из АИС РСА.
При представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования (п. 6).
Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством (п. 7).
Если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых возмещениях, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок (п. 8).
В случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования (п. 9).
Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования (п. 10).
Разрешая спор, суд исходил из того, что бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для снижения водительского класса «М» истца по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, возложена на ответчика СПАО «РЕСО-Гарантия», поскольку согласно положениям действующего законодательства обязанность производить правильный расчет страховой премии, исходя из произведения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов, вносить корректные сведения в АИС РСА, производить сверку сведений, представленных страхователем сведений с АИС РСА, выявлять несоответствия, допущенные при страховании и расчете премии, возложена на страховщика, а не на страхователя.
Доводы жалобы в указанной части об обратном подлежат отклонению, ввиду несостоятельности и несоответствия приведенным выше положениям законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что поскольку доказательств законного изменения водительского класса, и, соответственно, повышения КМБ не установлено, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для установления истцу водительского класса «М» с коэффициентом «2,45» по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии МММ № <...>, в связи с чем, требование истца о признании за ним права на «3» водительский класс с коэффициентом «1» по данному полису на начало годового срока страхования подлежит удовлетворению, а нарушенный водительский класс восстановлению.
Разрешая спор в части восстановления водительского класса истца на момент начала срока действия договора, суд первой инстанции исходил из наличия «безаварийной» страховой «истории» вождения и буквального толкования таблицы водительских классов, приведенных в Коэффициентах страховых тарифов.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах данного дела и приведенных положениях закона.
Иное ставит в неравное положение лиц, имеющих «безаварийную» страховую «историю» в досрочно прекращенном периоде, и лиц, допустивших наступление страховых случаев в соответствующих периодах, автоматически относя их в категорию «М» (КБМ «2,45»), учитывая, что по сведениям АИС в отношении Базика В.Я., представленным суду первой инстанции РСА, как по первому, так и по второму полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств содержатся сведения о наличии двух страховых случаев по каждому из полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, хотя по факту имело место два страховых возмещения по первоначальному полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (л.д. <...>). При этом в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций ответной стороной представлены сведения о том, что страховая компания считает представленные «вводные сведения» верными по существу (л.д. <...>); таким образом, имея первоначально класс «13» с коэффициентом «0,5» (п.п. 15 Коэффициентов страховых тарифов), при наличии двух страховых возмещений по первому полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, истец правомерно был отнесен к «3» классу с соответствующим ему коэффициентом «1» (п.п. 5 Коэффициентов страховых тарифов), и при отсутствии страховых возмещений мог быть итогам года отнесен к «4» классу с коэффициентом «0,95» (п.п. 6), но ввиду досрочного прекращения полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств подлежит отнесению к «3» классу с коэффициентом «1», иное, при учете двух ранее состоявшихся страховых возмещений, будучи отнесенных ко второму полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, автоматически в расчетной таблице учитывается, как повторное (еще раз) допущение двух страховых случаев (возмещений), с отнесением к классу «М» с коэффициентом «2,45» (п.п. 1, самый максимальный (высокий)) (л.д. <...>).
Указанное приведено в соответствие согласно п. 2 приложения II Коэффициенты страховых тарифов, утвержденных Указанием Банка России от <...>№ <...>-У, введенного в действие с <...>
Расчет страховой премии ответной стороной не оспорен, произведен судом первой инстанции с учетом размера выплаченной страховой премии по настоящему полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и оплаченной при оформлении предыдущего полиса с теми же исходными данными; контррасчет ответной стороной не представлен.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам по делу и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ста. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ на стороны, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда города Омска от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: