НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 05.07.2017 № 33А-4553/17

Председательствующий: Степанова Е.В. Дело № 33а-4553/2017

кат.: 020а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Лисовского В.Ю.

судей Будылка А.В., Павловой Е.В.

при секретаре Тарасовой Е.А.

рассмотрела в судебном заседании 05 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе истца Черникова Л.Н. на решение Омского районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:

«Исковые требования Черникова Л. Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <...> Омской области об освобождении от уплаты обязательных страховых взносов и прекращении исполнительного производства оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад судьи Лисовского В.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Черников Л. Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <...> Омской области (далее также ГУ – УПФ РФ в <...>) об освобождении от уплаты страховых взносов и прекращении исполнительного производства. В обоснование иска он указал, что с <...> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В период с <...> по <...> предпринимательской деятельностью не занимался, поскольку отбывал наказание в местах лишения свободы. По освобождении из мест лишения свободы он прекратил статус индивидуального предпринимателя. В период отбывания наказания этого сделать не мог, так как его супруга <...>. умерла <...>. За время отбывания наказания ему начислена ответчиком задолженность по страховым взносам. Истец просил освободить его от уплаты указанной задолженности в сумме 192 814,23 руб. и прекратить исполнительное производство по её взысканию.

Истец Черников Л.Н. в судебном заседании иск поддержал и пояснил, что в период нахождения в исправительном учреждении статус индивидуального предпринимателя прекратить не мог, поскольку с родственниками не общался, выдать доверенность для совершения необходимых действий было некому.

Ответчик ГУ – УПФ РФ в <...> о времени и месте судебного заседания извещен, представителя в судебное заседание не направил. В письменном отзыве начальник Управления Мутьева Т.А. иск не признала, указав, что законом не предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальных предпринимателей, находящихся в местах лишения свободы. Находясь в колонии, Черников Л.Н. имел возможность оформить прекращение статуса индивидуального предпринимателя.

Представитель третьего лица Отдела судебных приставов по <...> УФССП по Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Черников Л.Н. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, указывая на наличие в период отбывания им наказания в местах лишения свободы непреодолимых обстоятельств, препятствовавших прекратить статус индивидуального предпринимателя. Указывает, что прекращение статуса индивидуального предпринимателя связано с необходимостью предоставления пакета документов, собрать которые он не имел возможности. Его супруга, являвшаяся инвалидом второй группы, после его заключения под стражу вследствие ухудшения состояния здоровья скончалась. Он сам после этапирования в ФКУ <...> был признан инвалидом третьей группы. Доказательств фактического осуществления им предпринимательской деятельности в период нахождения в местах лишения свободы ответчик не представил. Расчетный счет у него отсутствует. Со ссылкой на судебную практику указывает, что суд не должен был ограничиваться констатацией факта нарушения порядка уплаты страховых взносов и мог принять решение об отсутствии оснований для взыскания с него таких взносов при наличии экстраординарных обстоятельств, к числу которых относится и нахождение в местах лишения свободы.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ – УПФ РФ в <...>Мутьева Т.А. полагает изложенные в ней доводы необоснованными и просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения. Указывает, что доказательства невозможности реализовать свое право на обращение в налоговый орган с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя в период отбывания наказания Черников С.Л. не представил.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ГУ – УПФ РФ в <...>, Отдела судебных приставов по <...> УФССП по Омской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших причин неявки и не просивших об отложении дела.

Учитывая, что фактически требования истца связаны с оспариванием действий по начислению и взысканию задолженности по страховым взносам, совершаемых органом Пенсионного фонда РФ в порядке реализации властных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», заявленный спор не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, так как не относится к предмету регулирования Гражданского процессуального кодекса РФ, приведённому в ст. 2 ГПК РФ. В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 1 КАС РФ данный спор подлежит разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ. В связи с изложенным судебная коллегия полагает необходимым при рассмотрении дела руководствоваться нормами КАС РФ.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Черникова Л.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Из материалов дела следует, что Черников Л.Н. с <...> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. ст. 5, 28 действовавшего в период 2009-2016 годов Федерального закона от <...> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также ст. ст. 6 и 14 Федерального закона от <...> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» он обязан был ежегодно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

В период с <...> по <...>Черников Л.Н. содержался под стражей и отбывал наказание в виде лишения свободы, назначенное приговором Омского районного суда Омской области от 11.12.2009, в связи с чем предпринимательскую деятельность не осуществлял. Обязательные страховые взносы в ПФ РФ за этот период Черниковым Л.Н. не уплачивались, что последний не оспаривает.

В указанный период ГУ-УПФ РФ в <...> Омской области начисляло ему страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, задолженность по уплате которых за 2009-2016 составила 192 814,23 руб., в том числе задолженность по взносам – 114 845,17 руб., пени – 47 969,06 руб. На основании постановления пенсионного органа от <...><...> в отношении Черникова Л.Н. Омским РОСП УФССП России по Омской области возбуждено исполнительное производство о взыскании указанной задолженности, в рамках которого на момент рассмотрения спора из заработной платы истца производятся удержания.

В период нахождения в местах лишения свободы документы для государственной регистрации прекращения статуса индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган Черников Л.Н. не направлял, обратился с соответствующим заявлением только после условно-досрочного освобождения от отбывания наказания летом 2016 года. Сведения о прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 08.08.2016.

В обоснование своих требований Черников Л.Н. указал, что не мог до освобождения из мест лишения свободы прекратить статус индивидуального предпринимателя, полагая нахождение в местах лишения свободы экстраординарным обстоятельством, с учетом которого с него не должны взыскиваться начисленные за период отбытия наказания страховые взносы.

Неправильный выбор судом первой инстанции вида судопроизводства сам по себе не может служить основанием для отмены обжалуемого решения. В силу п.п. 4,5 ст. 310 КАС РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения, и правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для освобождения истца от уплаты обязательных страховых взносов за период отбывания наказания в виде лишения свободы. Судебная коллегия соглашается с таким выводом, учитывая следующие обстоятельства.

В пояснениях, данных суду апелляционной инстанции, Черников Л.Н. указал, что предпринимательскую деятельность осуществлял без привлечения наемных работников, то есть размер страховых взносов для него за спорный период правильно определялся в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». По смыслу этой нормы во взаимосвязи со ст. ст. 12, 13 и ч. 8 ст. 16 этого Федерального закона уплата Черниковым Л.Н. страховых взносов должна была осуществляться до момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя независимо от того, велась ли им хозяйственная деятельность или нет, исходя из установленной стоимости страхового года.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» признан утратившим силу.

Одновременно в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен главой 34 «Страховые взносы». При этом согласно ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по прежнему возложены на соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. С учетом этого обязанность контроля за своевременностью и полнотой уплаты спорных сумм в настоящее время лежит на ГУ – УПФ РФ в Омском районе, которое является надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям.

Перечень обстоятельств, при которых индивидуальные предприниматели не начисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, были приведены в ч. 6 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Отбывание наказания в местах лишения свободы к таким обстоятельствам не относится, как правильно указал суд.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. № 164-О «По жалобе гражданки Кошловской Т. М. на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"» предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др…. В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства... Предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.

Нахождение лица в местах лишения свободы в условиях изоляции от общества связано с ограничением его гражданских прав. Однако, само по себе это обстоятельство не доказывает наличие непреодолимых обстоятельств, лишивших Черникова Л.Н. возможности в период отбывания наказания обратиться в регистрирующий орган за регистрацией прекращения статуса индивидуального предпринимателя.

Порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Пункт 1 ст. 22.3 данного Федерального закона содержит перечень представляемых в регистрирующий орган документов, на основании которых осуществляется государственная регистрация факта прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Статья 9 Федерального закона устанавливает порядок предоставления таких документов в регистрирующий орган.

Согласно указанных норм закона в редакции, действовавшей на момент заключения Черникова Л.Н. под стражу, для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности заявителю необходимо предоставить три документа: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (подпункты «а», «б», «в» п. 1 ст. 22.3 Федерального закона).

Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подпункт «в» п. 1 ст. 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был дополнен указанием на то, что документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данные положения Федерального закона № 227-ФЗ вступили в силу с 01.07.2011.

Таким образом, если в период до 01.07.2011 на истце лежала обязанность по направлению предусмотренного пп. «в» п. 1 ст. 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ документа в регистрирующий орган, то после этой даты предоставление такого документа не являлось обязательным.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции по состоянию на дату заключения Черникова Л.Н. под стражу 21.07.2009 документы могли представляться в регистрирующий орган непосредственно заявителем или почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения и требовалось нотариальное свидетельствование подписи заявителя на заявлении. Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ дополнительно были установлены иные способы направления документов и установлено, что нотариальное свидетельствование подписи заявителя не требовалось в случаях его личного обращения в регистрирующий орган. Федеральным законом от 05.05.2014 № 107-ФЗ п. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был дополнен положениями, допускающими представление документов в регистрирующий орган представителем заявителя, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам. Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ был установлен еще один способ - представление документов в регистрирующий орган нотариусом (изменения вступили в силу 01.01.2016).

В соответствии со ст. 86.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус, засвидетельствовавший подлинность подписи на заявлении, уведомлении или сообщении о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее - заявление), по просьбе лица, обратившегося за совершением соответствующего нотариального действия, представляет в форме электронных документов заявление и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выданные органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, и выдает их лицу, обратившемуся за совершением соответствующего нотариального действия, по его просьбе в форме электронных документов или в форме документов на бумажных носителях на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам.

Таким образом, документы, необходимые для регистрации при прекращении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя (до 01.01.2011 – заявление, квитанция об оплате госпошлины и сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, после 01.01.2011 – заявление и квитанция об оплате госпошлины) могли быть направлены в регистрирующий орган самим Черниковым Л.Н. в период отбывания наказания в исправительном учреждении посредством почтовой связи, с 05.05.2014 – также его представителем, а с 01.01.2016 - нотариусом.

Согласно п.п. 5,8 ст. 12 УИК РФ осужденные - граждане Российской Федерации имеют право вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения, исполняющего наказания. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также оформить доверенность на представительство его интересов иному лицу, имеющему право на оказание такой помощи. При этом доверенность на представление его интересов третьим лицом могла быть удостоверена начальником исправительного учреждения. Такая доверенность в силу подп. 3 п. 2 ст. 185.1 ГК РФ приравнивается к нотариально удостоверенной доверенности.

Согласно ст. 89 УИК РФ осужденным к лишению свободы могут представляться свидания не только с родственниками, но и с иными лицами. В силу ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые и телеграммы без ограничения их количества. Осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам. Осуществление переводов денежных средств иным лицам допускается с разрешения администрации исправительного учреждения в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Согласно положениям ст.ст. 22, 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариальные действия могут осуществляться нотариусами вне помещений нотариальной конторы. При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в полтора раза.

В соответствии с п.п. 10, 12.8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальный тариф за свидетельствование подлинности подписи на заявлениях составляет 100 рублей, за представление документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 1 000 рублей. В соответствии с подп. 6,7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ размер госпошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя составляет 20 процентов размера государственной пошлины, установленного за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (800 руб.), то есть 160 руб. (20% от 800 руб.).

Доказательств невозможности оплаты указанных сумм в период отбывания наказания Черниковым Л.Н. не представлено. Согласно справке начальника ФКУ <...> от <...>, где Черников Л.Н. отбывал наказание, по освобождении ему были выданы личные деньги в сумме <...> руб. (л.д.4-об).

За разъяснениями по порядку государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, получению необходимых для этого документов ни в налоговый орган, ни в орган Пенсионного фонда РФ Черников Л.Н. в период нахождения в местах лишения свободы не обращался, что он сам подтвердил в заседании суда апелляционной инстанции. Также он не предпринимал попыток для составления и отправки документов на государственную регистрацию. Доказательств невозможности получить соответствующий документ (справку) в пенсионном органе в период 2009-2010 годов им также не представлено. Вместе с тем, каких-либо препятствий для этого не имелось, поскольку истец с момента заключения под стражу вправе был воспользоваться услугами юриста для получения необходимых консультаций и выездными услугами нотариуса для удостоверения подписи на заявлении о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя по месту отбывания наказания, а после <...> – совершить необходимые юридически значимые действия через представителя, оформив доверенность, удостоверенную начальником исправительного учреждения.

Доказательств того, что в период отбывания наказания административный истец был лишен возможности вести переписку, пользоваться услугами адвоката и нотариуса, оформить доверенность и заявления, необходимые для государственной регистрации при прекращении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, и не мог по этим или иным причинам, которые могут считаться исключительными, в установленном порядке отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, Черников Л.Н. не представил. В этой связи основания для освобождения его от обязанности по уплате начисленных страховых взносов в ПФ РФ и пени отсутствуют, и суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.

При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального права, а допущенное им нарушение норм процессуального права, выразившееся в неправильном определении вида судопроизводства, не привело к принятию неправильного решения и не может служить основанием для его отмены или изменения.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Омского районного суда Омской области от 19 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: