НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 05.05.2022 № 33-2324/2022

Председательствующий: Мальцева И.А. Дело № 33-2324/2022

2-14/2022

55RS0034-01-2021-001691-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 5 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей Беспятовой Н.Н., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Лавровой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Бояренок Е. А., Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области на решение Тарского городского суда Омской области от 1 февраля 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Бояренок Е. А. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации (процентов) за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вредаудовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области в пользу Бояренок Е. А. недоплаченную компенсацию при сокращении с государственной гражданской службы в размере 37 481,36 рублей, (без учета вычета НДФЛ), задолженность по денежному содержанию в период нахождения в отпусках по приказам от 26.11.2020, 24.03.2021, 23.06.2021 в общем размере 10 186,92 рублей (без учета вычета НДФЛ), компенсацию за задержку выплат в общей сумме 4 355,73 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области в пользу Бояренок Е. А. сумму компенсации за задержку указанных выплат в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки за период с 4 февраля 2022 года по день фактического исполнения решения.

В удовлетворении остальной части иска Бояренок Е.А. отказать».

Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Бояренок Е.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации (процентов) за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указала, что <...> принята на государственную гражданскую службу в Межрайонную ИФНС России № 2 по Омской области, в августе 2021 года занимала должность старшего государственного налогового инспектора правового отдела. Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 2 от <...> с ней был расторгнут служебный контракт, она освобождена от занимаемой должности в связи с сокращением должностей в государственном органе. При увольнении ей было выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере 105 418,60 руб. С размером данной выплаты истец не согласна, так как в содержание не были включены суммы материального стимулирования и премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий. Общая сумма недоплаченных денежных средств составила 161 728,71 руб., в том числе по отпускным выплатам – 80 335,07 руб., по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 62 769,04 руб., компенсация за задержку указанных выплат начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по <...> составляет 18 624,60 руб. Руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих за 1, 2, 3, 4 кварталы 2018, 2019, 2020 годов, 1, 2, 3 кварталы 2021 года. Данные выплаты не были учтены ответчиком при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2018-2021 годы.

Просила взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области в её пользу задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках с июня 2018 года по август 2021 года в размере 80335,07 руб., компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 62769,04 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 18624,60 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., обязать ответчика рассчитать и выплатить компенсацию за задержку выплат недополученных сумм оплаты ежегодного отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении с государственной гражданской службы, начиная с <...> по день фактического расчета включительно, в размере не ниже 1/150 ключевой ставки Банка России.

В судебном заседании истец Бояренок Е.А. участия не принимала, ранее в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области Строкин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве. Заявил о пропуске срока обращения в суд за разрешением спора.

Представитель третьего лица УФНС России по Омской области Иванов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Бояренок Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2018-2021 годах, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности. Также просила восстановить срок на обращение в суд с требованиями о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат за период с 2018 года по 2021 год, признав уважительными причинами незнание о нарушении прав и отсутствие информации об исключении из расчета денежного содержания сумм СМС и «разовых» премий, запреты, связанные с гражданской службой, опасение возникновение конфликта с работодателем.

В апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что, производя выплаты истцу, ответчик руководствовался нормами действующего законодательства. Размер премий за выполнение особо важных и сложных заданий при формировании фонда оплаты труда в расчете на год четко определен и исчисляется исходя из размера должностного оклада, учитываемого при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих территориальных органов ФНС России, рассчитанного в соответствии с Методикой расчета фонда оплаты труда (в расчете на год) федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов ФНС России, и предельной численности налогового органа. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, относится к иным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 при исчислении денежного содержания, учету полежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ. Средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты указанными Правилами не предусмотрены. Средства материального стимулирования осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных ФНС России в соответствующем году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Данные выплаты не носят системный характер и не являются гарантированными выплатами в структуре денежного содержания и осуществляются по отдельным локальным актам государственного органа, не в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий. Осуществляя выплаты Бояренок Е.А. без учета сумм материального стимулирования, ответчик действовал строго в пределах своих полномочий, руководствуясь исключительно нормами действующего законодательства. Материальная ответственность работодателя за невыплату не начисленных сумм заработной платы законодательством не предусмотрена, поэтому у районного суда отсутствовали правовые основания для взыскания с ответчика компенсации за задержку выплат. Решение суда в указанной части закону не соответствует.

В возражениях на апелляционную жалобу истца ответчик Межрайонная ИФНС России № 9 по Омской области указывает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца не имеется, просит решение отменить полностью и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав пояснения представителя ответчика Строкина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России № 9, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы истца, пояснения представителя третьего лица УФНС России по Омской области Багарада Т.И., полагавшей доводы апелляционной жалобы ответчика обоснованными, апелляционную жалобу истца – не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Бояренок Е.А. с 14.06.2005 проходила государственную гражданскую службу в должности специалиста первой категории юридического отдела, с 03.03.2014 - в должности старшего государственного налогового инспектора правого отдела ИФНС России № 2 по Омской области, которая с 23.08.2021 была реорганизована в ИФНС России по Советскому АО г. Омска и переименована в Межрайонную ИФНС № 9 по Омской области.

Приказом № <...> от 10.08.2021 заключенный с Бояренок Е.А. служебный контракт № <...> от 11.08.2005 расторгнут 10.08.2021, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В связи с увольнением по указанному основанию истцу была выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ), в размере четырехмесячного денежного содержания в общей сумме 105 418,60 руб.

Также Бояренок Е.А. в декабре 2020 года производилась оплата отпуска за 11 календарных дней в сумме 8 863,80 руб., в марте 2021 года производилась оплата за 3 дня отпуска в сумме 2 516,40 руб., в июне 2021 года производилась оплата за 25 дней отпуска в общей сумме 21 271 руб.

При исчислении среднего заработка для выплаты Бояренок Е.А. указанных сумм ответчиком не были учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Бояренок Е.А. в суд с настоящим иском.

С 23.08.2021 ФНС России утверждена новая структура Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области, в соответствии с которой ИФНС России № 2 по Омской области реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Советскому АО г. Омска; далее ИФНС России по Советскому АО г. Омска переименована в Межрайонную ИФНС № 9 по Омской области.

Разрешая спор и удовлетворяя требования в части, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 14, 23, 50, 51 Федерального закона о от 27.07.2004 № 79-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые необходимо учитывать при расчете сумм ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем, признал обоснованными требования Бояренок Е.А. о взыскании в ее пользу задолженности по компенсации при увольнении, задолженности по денежному содержанию за период нахождения в оплачиваемых отпусках.

При этом районный суд отказал Бояренок Е.А. во взыскании с ответчика задолженности по оплате за ежегодные оплачиваемые отпуска до 30.10.2020 в связи с истечением срока исковой давности для предъявления данных требований.

Определяя размер недоплаты компенсации при сокращении, денежного содержания на период нахождения в оплачиваемых отпусках, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Межрайонной ИФНС № 9 по Омской области в пользу истца Бояренок Е.А. задолженности по компенсации при увольнении в размере 37481,36 руб., задолженности по оплате отпускных в сумме 10 186,92 руб.

Кроме того, в связи с установлением задолженности по невыплате вышеуказанных сумм, причитающихся работнику, судом первой инстанции на основании статьи 236 Трудового кодекса РФ, устанавливающей обязанность выплаты денежной компенсации при нарушении работодателем установленного срока выплат, с ответчика, как с работодателя, взыскана компенсация за задержку выплат в сумме 4355,73 руб.

Установив нарушение трудовых прав Бояренок Е.А., суд первой инстанции принял решение о денежной компенсации морального вреда в пользу работника в размере 5 000 руб. на основании статьи 237 Трудового кодекса РФ, учитывая при ее определении фактические обстоятельства спора, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий и переживаний по поводу несвоевременного получения средств к существованию, бездействие ответчика, степень его вины, ценность защищаемого права, требования разумности и справедливости.

Рассматривая дело в пределах доводов апелляционных жалоб истца и ответчка, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее также - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763).

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных Бояренок Е.А. требований о составе ее денежного содержания для исчисления выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей налоговой инспекцией в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.

Приведенная правовая позиция нашла отражение в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 № 34-КГ19-4.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

По запросу судебной коллегии ответчиком в материалы дела представлены информационные письма ФНС России от 03.04.2018, 08.04.2019, 17.03.2020, 06.08.2020, 12.04.2021, адресованные управлениям ФНС России по субъектам РФ, межрегиональным инспекциям ФНС (в целом аналогичного содержания), из которых следует, что в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда (на 2018-2021 годы) Федеральная налоговая служба в пределах полномочий главного распорядителя бюджетных средств выделяет в распоряжение руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России предоставлено право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов, межрегиональных инспекций ФНС России за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.

Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России ежеквартально (в 2018-2021 годах) утверждалось распределение бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе федеральных государственных гражданских служащих аппаратов управлений ФНС России по субъектам РФ (приказы ФНС России о материальном симулировании от 05.04.2018 – за 4 квартал 2017 года, от 09.07.2018– за 1 квартал 2018 года, 17.09.2018 – за второй квартал 2018 года, 05.12.2018 – за 3 квартал 2018 года, 16.04.2019– за 4 квартал 2018 года, от 03.07.2019– за 1 квартал 2019 года, от 25.09.2019– за 2 квартал 2019 года, от 03.12.2019– за 3 квартал 2019 года, от 06.04.2020– за 4 квартал 2019 года, от 25.06.2020– за 1 квартал 2020 года, от 18.09.2020– за 2 квартал 2020 года, от 04.12.2020 – за 3 квартал 2020 года, от 14.04.2021– за 4 квартал 2020 года). Пунктом 4 названных приказов руководителям управлений ФНС России по субъектам РФ, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России поручено рассмотреть и утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах бюджетных ассигнований.

Во исполнение названных приказов Комиссией УФНС России по Омской области по оценке эффективности деятельности территориальных инспекций и аппарата Управления ФНС России по Омской области в 2018-2021 годах ежеквартально утверждались: общий рейтинговый бал территориальных инспекций УФНС России по Омской области; распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по Омской области (приказы УФНС России по Омской области от 16.07.2018, от 24.09.2018, от 07.12.2018, от 22.04.2019, от 08.07.2019, от 26.09.2019, от 05.12.2019, от 08.04.2020, от 22.09.2020, от 08.12.2020, от 15.04.2021, от 12.07.2021).

Начальникам территориальных инспекций УФНС России по Омской области также было поручено утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных инспекций (пункт 4 приказов УФНС России по Омской области).

Во исполнение и на основании указанных выше правовых актов приказами Межрайонной ИФНС России № <...> по Омской области от <...>№ <...>, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...> 02-03-11/14дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп, от <...>№ <...>дсп осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № <...> по Омской области за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности за 2018-2021 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.

Таким образом, ответчиком ежеквартально производилось начисление гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование) в пределах выделенных бюджетных ассигнований на указанные цели.

Так, истцу в течении 12 месяцев, предшествующих увольнению, было начислено в счет материального стимулирования: в сентябре 2020 года 22000,00 руб. (по коду 017) и 26908,58 руб. (по коду 039), в ноябре 2020 года - 17000,00 руб. (по коду 017), в декабре 2020 года - 19630,31 руб. (по коду 039), в феврале 2021 года - 12300,00 руб. (по коду 017), в апреле 2021 года - 17028,20 руб. (по коду 039), в мае 2021 года - 28000,00 руб. (по коду 017), в июне 2021 года - 28000,00 руб. (по коду 017), в июле 2021 года - 21000,00 руб. (по коду 017) и 17712,76 руб. (по коду 039).

Не свидетельствует об обратном и указание в приведенных выше информационных письмах ФНС России, адресованных управлениям ФНС по субъектам РФ, межрегиональным инспекциям ФНС России, на то, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих выделены сверх установленного фонда оплаты труда.

Как уже было указано выше, данные денежные средства поступают и направлены на оплату деятельности государственных гражданских служащих налоговой службы, которые получают их из фонда оплаты труда, а в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и безусловно подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.

Указанный вывод в полном объеме согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, в соответствии с которыми для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (пункты 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329), приведенные выше разъяснения необходимо учитывать при разрешении спора.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что материальное стимулирование не входит в перечень основных и дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих, как и в состав гарантированного им денежного содержания, основаны на ошибочном толковании приведенных им в обоснование данной позиции норм материального права и не могут являться основанием к отмене решения суда.

Не свидетельствуют об обратном и разъяснения, изложенные в письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197, от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300, где указано, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что выплаченное Бояренок Е.А. в соответствии с названными выше приказами ФНС России по Омской области материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка истца для оплаты компенсационной выплаты в связи с увольнением и для оплаты отпускных.

В силу статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, в части, не урегулированной специальным законодательством.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением спора в части взыскания недоначисленных отпускных выплат.

Принимая во внимание, что исковое заявление Бояренок Е.А. поступило в суд 01.11.2021, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что установленный законом годичный срок на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав на выплату заработной платы применительно к требованиям о взыскании отпускных выплат за период до 30.10.2020 истцом Бояренок Е.А. пропущен.

Доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для восстановления пропущенного срока на обращение в суд с требованиями о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат за период с 2018 года по 30.10.2020 судебной коллегией отклоняются, как не основанные на законе.

Ссылки истца на то, что у нее отсутствовала информация об исключении из расчета денежного содержания сумм СМС и разовых премий, противоречат материалам дела. Районный суд правильно установил, что о произведенных истцу выплатах и их составе истец была осведомлена в день их получения, препятствия для своевременного обращения в суд за разрешением спора о неполной выплате отпускных у истца отсутствовали.

Что касается таких приведенных истцом причин пропуска срока обращения в суд, как запреты, связанные с гражданской службой, опасения возникновения конфликта с работодателем, то к уважительным причинам их отнести нельзя. А потому, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, оснований для восстановления пропущенного срока у суда первой инстанции не имелось.

В данной связи, с учетом пропуска истцом годичного срока на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав на выплату заработной платы, районный суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для разрешения заявленных истцом исковых требований о взыскании недоначисленных сумм отпускных лишь начиная с 01.11.2020.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы Бояренок Е.А. о неверно произведенных судом первой инстанции расчетах недоплаченной компенсационной выплаты в связи с увольнением и сумм недоплаты денежного содержания на период нахождения в отпусках.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

Пунктом 1 указанных Правила установлено, что они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в числе прочего: на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске (подпункт «а»); при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подпункт «д»).

Исходя из положений пункта 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно пунктам 5, 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в случаях, предусмотренных «в», «г», «е» и «ж» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время.

Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил.

При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В соответствии с пунктом 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Таким образом, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих предусмотрен особый, специальный порядок расчета причитающегося государственному гражданскому служащему денежного содержания, в частности, денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с сокращением должности.

Однако, при расчетах компенсационной выплаты в связи с увольнением и задолженности по оплате оплачиваемых отпусков судом первой инстанции вышеприведенные нормативные положения были применены неверно, что привело к принятию неправильного решения в части определенных ко взысканию с ответчика денежных сумм.

При таком положении, судебная коллегия полагает необходимым произвести расчет причитающихся истцу недоплаченных сумм компенсации при увольнении и отпускных следующим образом.

Согласно представленному стороной ответчика расчету компенсации госслужащим при сокращении в размере месячного содержания (л.д. 73 т. 2), денежное содержание Бояренок Е.А. на дату 20.08.2021 составило 19458,00 руб.; дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 за период 12 месяцев, предшествующих увольнению (с августа 2020 года по июль 2021 года), – 82759,75 руб. Итоговый размер месячного денежного содержания определен в сумме 26354,65 руб. (19458,00 руб. + 6896,65 руб. (82759,75 руб./12)).

Однако, анализ такого расчета показывает, что при исчислении денежного содержания ответчиком не учтены суммы спорных выплат в размере 1/12.

В то же время, согласно сведениям лицевого счета Бояренок Е.А. (л.д. 42-49 т. 1) истцу в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению (с августа 2020 года по июль 2021 года), было начислено в счет материального стимулирования: в сентябре 2020 года 22000,00 руб. (по коду 017) и 26908,58 руб. (по коду 039), в ноябре 2020 года - 17000,00 руб. (по коду 017), в декабре 2020 года - 19630,31 руб. (по коду 039), в феврале 2021 года - 12300,00 руб. (по коду 017), в апреле 2021 года - 17028,20 руб. (по коду 039), в мае 2021 года - 28000,00 руб. (по коду 017), в июне 2021 года - 28000,00 руб. (по коду 017), в июле 2021 года - 21000,00 руб. (по коду 017) и 17712,76 руб. (по коду 039). Итого: 209579,85 руб.

1/12 часть от выплаченных сумм материального стимулирования составляет 17464,99 руб. (209579,85 руб./12).

Таким образом, месячное денежное содержание Бояренок Е.А. должно составлять 43819,64 руб. (19458 руб. + 6896,65 руб. + 17464,99 руб.), вместо определенных ответчиком - 26354,65 руб.

Тогда размер компенсации при увольнении истца с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы составил 175278,56 руб. (43819,64 руб. ? 4 мес.).

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истцу была начислена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания - 105418,60 руб.

При таких обстоятельствах, задолженность ответчика по выплате компенсации Бояренок Е.А. за 4 месяца при увольнении составляет 69856,96 руб. (175278,56 руб. – 105418,60 руб.), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Соответственно, решение суда в указанной части подлежит изменению.

Также судебной коллегией с учетом норм Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих произведен расчет задолженности ответчика по оплате отпускных истцу.

В соответствии с приказом о предоставлении отпуска работнику № <...> от 26.11.2020 Бояренок Е.А. предоставлялся ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 11 календарных дней с 14.12.2020 по 24.12.2020.

Согласно представленному стороной ответчика расчету отпускных по приказу № <...> от 26.11.2020 (л.д. 66 т. 2), денежное содержание Бояренок Е.А. на дату начала отпуска 14.12.2020 составило 19458,00 руб.; дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 за период 12 месяцев, предшествующих отпуску (с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года), – 49823,01 руб. Соответственно, 1/12 часть от суммы 49823,01 руб. составила 4151,92 руб. Размер дневного денежного содержания составил 805,80 руб. ((19458,00 руб. + 4151,92 руб.) / 29,3). Сумма отпускных определена - 8863,80 руб. (805,80 руб. х 11 дней).

Однако, при исчислении денежного содержания на период нахождения в отпуске ответчиком не учтены суммы спорных выплат материального стимулирования в размере 1/12.

В то время как согласно сведениям лицевого счета Бояренок Е.А. (л.д. 42-49 т. 1) истцу в течение 12 месяцев, предшествующих предоставлению отпуска по приказу № <...> от 26.11.2020 (с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года), было начислено в счет материального стимулирования: в декабре 2019 года 18000,00 руб. (по коду 017) и 19797,99 руб. (по коду 039), в феврале 2020 года – 12500,00 руб. (по коду 017), в марте 2020 года – 17000,00 руб. (по коду 017), в апреле 2020 года – 22425,39 руб. (по коду 039), в мае 2020 года – 17000,00 руб. (по коду 017), в июне 2020 года – 17919,52 руб. (по коду 039), сентябре 2020 года - 22000,00 руб. (по коду 017) и 26908,58 руб. (по коду 039), в ноябре 2020 года - 17000,00 руб. (по коду 017). Итого: 190551,48 руб.

1/12 часть от выплаченных сумм материального стимулирования составляет 15879,29 руб. (190551,48 руб./12).

Таким образом, месячное денежное содержание Бояренок Е.А. должно составлять 39489,21 руб. (19458 руб. + 4151,92 руб. + 15879,29 руб.).

Тогда, среднедневной заработок для оплаты отпуска истца должен составлять 1347,75 руб. (39489,21 руб./29,3), вместо определенных ответчиком 805,80 руб.

При таком расчете размер отпускных Бояренок Е.А. за период с 14.12.2020 по 24.12.2020 составил 14825,25 руб. (1347,75 руб. х 11 дней).

С учетом начисленной ответчиком суммы отпускных 8863,80 руб., недоплата денежного содержания на период нахождения истца в отпуске по приказу № <...> от 26.11.2020 составила 5961,45 руб. (14825,25 руб. - 8863,80 руб.). Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Далее, в соответствии с приказом о предоставлении отпуска работнику № <...> от 24.03.2021 Бояренок Е.А. предоставлялся ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 3 календарных дня с 12.04.2021 по 14.04.2021.

Согласно представленному стороной ответчика расчету отпускных по приказу № <...> от 24.03.2021 (л.д. 67 т. 2), денежное содержание Бояренок Е.А. на дату начала отпуска 12.04.2021 составило 19458,00 руб.; дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 за период 12 месяцев, предшествующих отпуску (с апреля 2020 года по март 2021 года), – 61425,74 руб. Соответственно, 1/12 часть от суммы 61425,74 руб. составила 5118,81 руб. Размер дневного денежного содержания определен в сумме 838,80 руб. ((19458,00 руб. + 5118,81 руб.) / 29,3). Сумма отпускных составила 2516,40 руб. (838,80 руб. х 3 дня).

Однако, при исчислении денежного содержания на период нахождения в отпуске ответчиком не учтены суммы спорных выплат материального стимулирования в размере 1/12.

Тогда как согласно сведениям лицевого счета Бояренок Е.А. (л.д. 42-49 т. 1) истцу в течение 12 месяцев, предшествующих предоставлению отпуска по приказу № <...> от 24.03.2021 (с апреля 2020 года по март 2021 года), было начислено в счет материального стимулирования: в апреле 2020 года – 22425,39 руб. (по коду 039), в мае 2020 года – 17000,00 руб. (по коду 017), в июне 2020 года – 17919,52 руб. (по коду 039), в сентябре 2020 года - 22000,00 руб. (по коду 017) и 26908,58 руб. (по коду 039), в ноябре 2020 года - 17000,00 руб. (по коду 017), в декабре 2020 года - 19630,31 руб. (по коду 039), в феврале 2021 года - 12300,00 руб. (по коду 017). Итого: 155183,80 руб.

1/12 часть от выплаченных сумм материального стимулирования составляет 12931,98 руб. (155183,80 руб./12).

Таким образом, месячное денежное содержание Бояренок Е.А. должно составлять 37508,79 руб. (19458 руб. + 5118,81 руб. + 12931,98 руб.).

Тогда, среднедневной заработок для оплаты отпуска истца должен составлять 1280,16 руб. (37508,79 руб./29,3), вместо определенных ответчиком 838,80 руб.

При таком расчете размер отпускных Бояренок Е.А. за период с 12.04.2021 по 14.04.2021 составил 3840,48 руб. (1280,16 руб. х 3 дня).

С учетом начисленной ответчиком суммы отпускных 2516,40 руб., недоплата денежного содержания на период нахождения истца в отпуске по приказу № <...> от 24.03.2021 составила 1324,08 руб. (3840,48 руб. - 2516,40 руб.). Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Также в соответствии с приказом о предоставлении отпуска работнику № <...> от 23.06.2021 Бояренок Е.А. предоставлялся ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 2 календарных дня с 12.07.2021 по 13.07.2021, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью 10 календарных дней с 14.07.2021 по 23.07.2021, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 3 календарных дня с 24.07.2021 по 26.07.2021, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дня с 27.07.2021 по 05.08.2021.

Согласно представленным стороной ответчика расчетам отпускных по приказу № <...> от 23.06.2021 (л.д. 68-71 т. 2), денежное содержание Бояренок Е.А. на даты начала отпусков 12.07.2021, 14.07.2021, 24.07.2021, 27.07.2021 составило 19458,00 руб.; дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 за период 12 месяцев, предшествующих отпускам (с июля 2020 года по июнь 2021 года), – 65659,53 руб. Соответственно, 1/12 часть от суммы 65659,53 руб. составила 5471,63 руб. Размер дневного денежного содержания определен в размере 850,84 руб. ((19458,00 руб. + 5471,63 руб.) / 29,3). Суммы рассчитанных ответчиком отпускных составили: 1701,68 руб. (850,84 руб. х 2 дня), 8508,40 руб. (850,84 руб. х 10 дней), 2552,52 руб. (850,84 руб. х 3 дня), 8508,40 руб. (850,84 руб. х 10 дней).

Однако, при исчислении денежного содержания на период нахождения в указанных отпусках ответчиком не учтены суммы спорных выплат материального стимулирования в размере 1/12.

В то же время согласно сведениям лицевого счета Бояренок Е.А. (л.д. 42-49 т. 1) истцу в течение 12 месяцев, предшествующих предоставлению отпусков по приказу № <...> от 23.06.2021 (с июля 2020 года по июнь 2021 года), было начислено в счет материального стимулирования: в сентябре 2020 года 22000,00 руб. (по коду 017) и 26908,58 руб. (по коду 039), в ноябре 2020 года - 17000,00 руб. (по коду 017), в декабре 2020 года - 19630,31 руб. (по коду 039), в феврале 2021 года - 12300,00 руб. (по коду 017), в апреле 2021 года - 17028,20 руб. (по коду 039), в мае 2021 года - 28000,00 руб. (по коду 017), в июне 2021 года - 28000,00 руб. (по коду 017). Итого: 170867,09 руб.

1/12 часть от выплаченных сумм материального стимулирования составляет 14238,92 руб. (170867,09 руб./12).

Таким образом, месячное денежное содержание Бояренок Е.А. должно составлять 39168,55 руб. (19458 руб. + 5471,63 руб. + 14238,92 руб.).

Тогда, среднедневной заработок для оплаты отпусков истца должен составлять 1336,81 руб. (39168,55 руб./29,3), вместо определенных ответчиком 850,84 руб.

При таком расчете размер отпускных Бояренок Е.А. за периоды с 12.07.2021 по 13.07.2021, с 14.07.2021 по 23.07.2021, с 24.07.2021 по 26.07.2021, с 27.07.2021 по 05.08.2021 составил 33420,25 руб. (1336,81 руб. х 25 дней).

С учетом начисленных ответчиком сумм отпускных 1701,68 руб., 8508,40 руб., 2552,52 руб., 8508,40 руб., недоплата денежного содержания на период нахождения истца в отпусках по приказу № <...> от 23.06.2021 составила 12149,25 руб. (33420,25 - 1701,68 руб. - 8508,40 руб. - 2552,52 руб. - 8508,40 руб.). Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В целом общая задолженность по оплате отпускных составила: 19434,78 руб. (5961,45 руб. (за период с 14.12.2020 по 24.12.2020) + 1324,08 руб. (за период с 12.04.2021 по 14.04.2021) + 12149,25 руб. (за периоды с 12.07.2021 по 13.07.2021, с 14.07.2021 по 23.07.2021, с 24.07.2021 по 26.07.2021, с 27.07.2021 по 05.08.2021).

При таких обстоятельствах, решение суда в части размера взысканных в пользу истца сумм компенсации при сокращении и денежного содержания на период нахождения в отпусках подлежит изменению, апелляционная жалоба истца – удовлетворению в указанной части.

С ответчика в пользу Бояренок Е.А. подлежат взысканию недоначисленная компенсация при увольнении за 4 месяца в размере 69856,96 руб., недоначисленная сумма по оплате отпускных в размере 19434,78 руб.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что расчет взыскиваемых сумм произведен без учета налога на доходы физических лиц.

По общему правилу обязанность по удержанию суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и перечислению ее в бюджетную систему возложена Налоговым кодексом РФ на налогового агента, в данном случае - на работодателя (статья 226 Налогового кодекса РФ).

Произведенные истцом расчеты размера заявленных ко взысканию денежных сумм недоплаты компенсации при увольнении и недоплаты денежного содержания на период нахождения в оплачиваемых отпусках являются неверными, не основанными на положениях вышеприведенного правового регулирования, поэтому судебной коллегией во внимание не принимаются.

При этом, исходя из интересов законности в целях защиты нарушенных прав истца в сфере трудовых (служебных) правоотношений, судебная коллегия считает возможным выйти за пределы заявленных истцом ко взысканию денежных сумм. Учитывая также, что суд не связан правовой квалификацией истцом заявленных требований (спорных правоотношений), а должен рассматривать иск исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решить, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.

Оценивая доводы апелляционной ответчика Межрайонной ИФНС России № 9 относительно неправомерного взыскания судом в пользу истца компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса РФ, суд апелляционной инстанции полагает необходимым с ними согласиться.

Выводы районного суда о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу Бояренок Е.А. компенсации за нарушение срока выплаты недоначисленных сумм, по мнению судебной коллегии, основаны на неправильном применении норм материального права.

Статья 236 Трудового кодекса РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.

Признавая выводы районного суда в указанной части основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, судебная коллегия исходит из того, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере в силу буквального толкования статьи 236 Трудового кодекса РФ наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, то положения статьи 236 Трудового кодекса РФ к спорным правоотношениям применению не подлежали, что не было учтено судом при разрешении данного спора.

Таким образом, судом неверно применены нормы материального права при разрешении исковых требований Бояренок Е.А. о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты задолженности.

В связи с изложенным, решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за задержку выплат в сумме 4 355,73 руб., а также в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки за период с 4 февраля 2022 года по день фактического исполнения решения суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Бояренок Е.А. о взыскании компенсации за нарушение срока выплат в полном объеме.

В силу статьи 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Принимая во внимание, что ответчиком допущено нарушение прав истца на получение в полном объеме причитающихся при увольнении выплат судебная коллегия считает, что с ответчика районным судом обоснованно взыскана сумма компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. Данная сумма, по мнению суда апелляционной инстанции, является разумной и соразмерной компенсации причиненному моральному вреду, определена с учетом вины ответчика в нарушении служебных прав истца, степени перенесенных истцом страданий в связи с неосуществлением предусмотренных действующим законодательством выплат.

Иные доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств и не влияют на законность вынесенного решения, поскольку оснований для переоценки выводов суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Тарского городского суда Омской области от 1 февраля 2022 года отменить в части взыскания в пользу Бояренок Е. А. компенсации за задержку выплат. Принять в отмененной части новое решение об отказе Бояренок Елене Александровне в удовлетворении исковых требований.

Изменить решение суда в части размера взысканных в пользу истца сумм компенсации при сокращении и денежного содержания на период нахождения в отпуске.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области в пользуБояренок Е. А. недоплаченную сумму компенсации при сокращении с государственной гражданской службы в размере 69 859 рублей 96 копеек, недоплаченную сумму денежного содержания на период нахождения в оплачиваемых отпусках, предоставленных по приказам № 01-04-03/349 от 26.11.2020, № 01-04-03/48 от 24.03.2021, № 01-04-03/147 от 23.06.2021, в размере 19434 рубля 78 копеек.

В остальной части решение Тарского городского суда Омской области от 1 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 мая 2022 года.

Председательствующий: Мальцева И.А. Дело № 33-2324/2022

2-14/2022

55RS0034-01-2021-001691-77