Председательствующий: Казанцева Н. А. Дело № 33-6085/2023
номер дела, присвоенный судом первой инстанции № 2-250/2023
55RS0007-01-2022-006664-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 4 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Щукина А. Г.,
судей Павловой Е. В., Чернышевой И. В.,
при секретаре Колбасовой Ю. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омского района Омской области к специализированному автономному учреждению Омской области «Омский лесхоз», Главному управлению лесного хозяйства Омской области о возложении обязанности выполнить действия
по апелляционным жалобам представителя Главного управления лесного хозяйства Омской области Немчанова В. Г., директора специализированного автономного учреждения Омской области «Омский лесхоз» Швеина А. В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 17 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Щукина А. Г. судебная коллегия
установила:
Прокурор Омского района Омской области обратился в суд к специализированному автономному учреждению Омской области «Омский лесхоз» (далее – САУ «Омский лесхоз»), Главному управлению лесного хозяйства Омской области с иском о возложении обязанности выполнить действия, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения требований лесного законодательства в части обеспечения охраны лесов от пожаров в деятельности САУ «Омский лесхоз» установлено, что ответчик частично не укомплектован к пожароопасному сезону, перечень средств пожаротушения не в полной мере соответствует перечню средств пожаротушения согласно нормативам. На период пожароопасного сезона САУ «Омский лесхоз» формирует лесопожарные станции 1 типа при Красноярском и Усть-Заостровском мастерских участках. Между тем данные лесопожарные станции оснащены не в полном объёме, что не соответствует целям и задачам национального проекта «Экология», способствует снижению уровня пожарной безопасности на территории Красноярского и Усть-Заостровского мастерских участков и может повлечь стремительное распространение лесных пожаров, а случае несвоевременной ликвидации пожаров – повлечь причинение значительного ущерба лесному фонду, уничтожение иного имущества, причинение вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в прилегающих в лесному фонду населённых пунктах. В связи с неполным оснащением лесопожарных станций прокуратурой Омского района Омской области в адрес САУ «Омский лесхоз» было внесено представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Уточнив при рассмотрении дела требования, просил возложить на САУ «Омский лесхоз» обязанность оборудовать лесопожарную станцию 1 типа Красноярского мастерского участка пожарной техникой, оборудованием, инвентарём, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами согласно требованиям распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р, а именно, обеспечить наличие следующих средств: автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъёмностью от 1,5 до 6 т; ранцевый лесной огнетушитель в количестве 6 шт.; зажигательный аппарат в количестве 2 шт.; бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями, запасными принадлежностями в количестве 3 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров в количестве 4 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) в количестве 1 шт.; тепловизиор (портативный) в количестве 1 шт.; метеостанция с анемометром полевая (карманная) в количестве 1 шт.; комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) в количестве 1 шт.; прибор спутниковой навигации (навигатор) в количестве 4 шт., радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи в количестве 4 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи в количестве 4 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи в количестве 4 шт.; ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте по числу лесных пожарных; индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система по числу лесных пожарных; спальный мешок по числу лесных пожарных; термоизоляционный коврик по числу лесных пожарных; комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях в количестве 2 шт.; прожектор переносной световой силой не менее 1 000 люмен в количестве 4 шт.; переносной генератор электричества мощностью 0,8-5 кВт в комплекте; комплект слесарных инструментов; комплект сигнальных лент или флажков (знаков);
возложить на САУ «Омский лесхоз» обязанность оборудовать лесопожарную станцию 1 типа Усть-Заостровского мастерского участка пожарной техникой, оборудованием, инвентарём, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами согласно требованиям распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р, а именно, обеспечить наличие следующих средств: автомобиль пассажирский или грузопассажирский на базе полноприводного шасси, общей массой до 3,5 т, с возможностью транспортировки расчёта или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением; вездеход (мотовездеход) возимый общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом – УРАЛ; ранцевый лесной огнетушитель в количестве 6 шт.; зажигательный аппарат в количестве 2 шт.; бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями, запасными принадлежностями в количестве 3 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) в количестве 4 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) в количестве 1 шт.; тепловизор (портативный) в количестве 1 шт.; метеостанция с анемометром полевая (карманная) в количестве 1 шт.; комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) в количестве 1 шт.; прибор спутниковой навигации в количестве 4 шт., радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи в количестве 3 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи в количестве 4 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи в количестве 4 шт.; ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; средства индивидуальной защиты лесного пожара в комплекте по числу лесных пожарных; индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система по числу лесных пожарных; спальный мешок по числу лесных пожарных; термоизоляционный коврик по числу лесных пожарных; комплект для оказания первой помощи на месте происшествия в количестве 2 шт.; прожектор переносной световой силой не менее 1 000 люмен в количестве 4 шт.; комплект слесарных инструментов; комплект сигнальных лент или флажков (знаков), в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Омского района Омской области Лясовская В. С. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что Рослесхоз перечисляет денежные средства, а приобретение техники осуществляет САУ «Омский лесхоз» и Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Директор ответчика САУ «Омский лесхоз» Швеин А. В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что учреждение приобрести ничего не может, так как не имеет собственных денежных средств. Все деньги передаются ответчику из Главного управления лесного хозяйства Омской области.
Представитель ответчика Главного управления лесного хозяйства Омской области Немчанов В. Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что денежные средства поступают из федерального бюджета, до 2024 года будут направлены на программу экологии. Пояснил, что управление подчиняется Рослесхозу.
Представители третьих лиц Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства финансов Омской области в судебном заседании участия не принимали.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 17 апреля 2023 года исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворены частично.
На Главное управление лесного хозяйства Омской области, САУ «Омский лесхоз» возложена обязанность оборудовать лесопожарную станцию 1 типа Красноярского мастерского участка пожарной техникой, оборудованием, инвентарём, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами согласно требованиям распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р, а именно, обеспечить наличие следующих средств: автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъёмностью от 1,5 до 6 т; ранцевый лесной огнетушитель в количестве 6 шт.; зажигательный аппарат в количестве 2 шт.; бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями, запасными принадлежностями в количестве 3 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров в количестве 4 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ- 1500, П-1.00 или аналоги) в количестве 1 шт.; тепловизиор (портативный) в количестве 1 шт.; метеостанция с анемометром полевая (карманная) в количестве 1 шт.; комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) в количестве 1 шт.; прибор спутниковой навигации (навигатор) в количестве 4 шт., радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи в количестве 4 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи в количестве 4 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи в количестве 4 шт.; ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте по числу лесных пожарных; индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система по числу лесных пожарных; спальный мешок по числу лесных пожарных; термоизоляционный коврик по числу лесных пожарных; комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях в количестве 2 шт.; прожектор переносной световой силой не менее 1 000 люмен в количестве 4 шт.; переносной генератор электричества мощностью 0,8-5 кВт в комплекте; комплект слесарных инструментов; комплект сигнальных лент или флажков (знаков);
оборудовать лесопожарную станцию 1 типа Усть-Заостровского мастерского участка пожарной техникой, оборудованием, инвентарём, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами согласно требованиям распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р, а именно, обеспечить наличие следующих средств: автомобиль пассажирский или грузопассажирский на базе полноприводного шасси, общей массой до 3,5 т, с возможностью транспортировки расчёта или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением; вездеход (мотовездеход) возимый общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом - УРАЛ, ранцевый лесной огнетушитель в количестве 6 шт.; зажигательный аппарат в количестве 2 шт.; бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями, запасными принадлежностями в количестве 3 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) в количестве 4 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) в количестве 1 шт.; тепловизор (портативный) в количестве 1 шт.; метеостанция с анемометром полевая (карманная) в количестве 1 шт.; комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) в количестве 1 шт.; прибор спутниковой навигации в количестве 4 шт., радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи в количестве 3 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи в количестве 4 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи в количестве 4 шт.; ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; средства индивидуальной защиты лесного пожара в комплекте по числу лесных пожарных; индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система по числу лесных пожарных; спальный мешок по числу лесных пожарных; термоизоляционный коврик по числу лесных пожарных; комплект для оказания первой помощи на месте происшествия в количестве 2 шт.; прожектор переносной световой силой не менее 1 000 люмен в количестве 4 шт.; комплект слесарных инструментов; комплект сигнальных лент или флажков (знаков).
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области Немчанов В. Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Указывает, что при рассмотрении спора суд не принял во внимание положения законодательства, согласно которым оснащение государственных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием планируется осуществить к 31 декабря 2024 года в рамках федерального проекта «Сохранение лесов». Вывод суда об удовлетворении иска обоснован формальным указанием на необходимость обеспечения минимального набора техники, предусмотренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р. Суд в решении не привёл мотивы, по которым пришёл к выводу о том, что ответчики должны обеспечить укомплектование лесопожарных станций техникой и оборудованием ранее 31 декабря 2024 года. Делать вывод о том, что из выделяемых из федерального бюджета средств недостаточно, нельзя, поскольку оборудование станций производится поэтапно. Конкретного срока оснащения имуществом специализированных учреждений распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р не содержит. Также указывает, что в решении не предусмотрен срок, в течение которого должна быть исполнена обязанность, возложенная на ответчиков.
В апелляционной жалобе директор САУ «Омский лесхоз» Швеин А. В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» 100 % оснащение государственных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием планируется осуществить к 31 декабря 2024 года, в связи с чем требования истца о возложении обязанности оснастить лесопожарные станции всем имуществом ранее 31 декабря 2024 года являются необоснованными. Кроме того, САУ «Омский лесхоз» является ненадлежащим ответчиком, поскольку финансирование мероприятий осуществляется за счёт средств федерального бюджета; закупку и распределение техники и оборудование среди лесхозов осуществляет Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства финансов Омской области, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя Главного управления лесного хозяйства Омской области Немчанов В. Г., директора ответчика САУ «Омский лесхоз» Швеин А. В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Марченко Т. В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что в 2022 году прокуратурой Омского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров в деятельности САУ «Омский лесхоз».
В ходе прокурорской проверки установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, заключающиеся в том, что лесопожарные станции 1 типа при Красноярском и Усть-Заостровском мастерских участках частично не укомплектованы к пожароопасному сезону, перечень средств пожаротушения не в полной мере соответствует перечню средств пожаротушения согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р.
Так, в нарушение нормативов лесопожарная станция 1 типа Красноярского мастерского участка не обеспечена следующими пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами: автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъёмностью от 1,5 до 6 т; бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями, запасными принадлежностями в количестве 3 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров в количестве 4 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) в количестве 1 шт.; тепловизиор (портативный) в количестве 1 шт.; комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) в количестве 1 шт.; прибор спутниковой навигации (навигатор) в количестве 1 шт., радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи в количестве 1 шт.; радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи в количестве 4 шт.; радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи в количестве 2 шт.; ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте по числу лесных пожарных; индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система по числу лесных пожарных; спальный мешок по числу лесных пожарных; термоизоляционный коврик по числу лесных пожарных; комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях в количестве 2 шт.; прожектор переносной световой силой не менее 1 000 люмен в количестве 4 шт.; переносной генератор электричества мощностью 0,8-5 кВт в комплекте; комплект слесарных инструментов; комплект сигнальных лент или флажков (знаков); топор в количестве 4 шт.
В нарушение нормативов лесопожарная станция 1 типа Усть-Заостровского мастерского участка не обеспечена следующими пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами: автомобиль пассажирский или грузопассажирский на базе полноприводного шасси, общей массой до 3,5 т, с возможностью транспортировки расчёта или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением; бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями, запасными принадлежностями в количестве 3 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) в количестве 4 шт.; пожарная ёмкость закрытого типа объёмом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) в количестве 1 шт.; тепловизор (портативный) в количестве 1 шт.; метеостанция с анемометром полевая (карманная) в количестве 1 шт.; комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) в количестве 1 шт.; прибор спутниковой навигации в количестве 4 шт.; прибор спутниковой навигации в количестве 1 шт., радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи в количестве 1 шт.; ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.; средства индивидуальной защиты лесного пожара в комплекте по числу лесных пожарных; индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система по числу лесных пожарных; спальный мешок по числу лесных пожарных; термоизоляционный коврик по числу лесных пожарных; комплект для оказания первой помощи на месте происшествия в количестве 2 шт.; прожектор переносной световой силой не менее 1 000 люмен в количестве 4 шт.; комплект слесарных инструментов; комплект сигнальных лент или флажков (знаков).
В ходе проверки также установлено, что численность рабочих лесопожарных бригад при Усть-Заостровском мастерском участке не в полной мере отвечает требованиям законодательства.
В указанной связи в адрес директора САУ «Омский лесхоз» <...> вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров.
В ответе на представление директор САУ «Омский лесхоз» сообщил, что у САУ «Омский лесхоз» частично не укомплектована лесопожарная станция 1 типа при Красноярском и Усть-Заостровском мастерских участках техническими средствами, оборудованием и инвентарём в связи с отсутствием финансирования денежных средств. Численность личного состава лесопожарных бригад при Красноярском и Усть-Заостровском мастерских участках отвечает требованиям законодательства в полной мере.
Также из материалов дела следует, что САУ «Омский лесхоз» направило в адрес Главного управления лесного хозяйства Омской области письмо, в котором указало на необходимость доукомплектования лесопожарной станции 1 типа при Красноярском и Усть-Заостровском мастерских участках.
Невыполнение требований представления об устранении нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров послужило основанием послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из наличия у САУ «Омский лесхоз» и Главного управления лесного хозяйства Омской области обязанности по обеспечению пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, обеспечению охраны, защиты воспроизводства лесов, в связи с чем обязал их оборудовать лесопожарные станции необходимыми пожарной техникой, оборудованием, снаряжением, инвентарем, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р.
При этом установив, что Главное управление лесного хозяйства как главный распорядитель средств соответствующего бюджета несёт субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного ему учреждения (САУ «Омский лесхоз»), основанием для привлечения его к ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований прокурора о возложении на Главное управление лесного хозяйства Омской области обязанности осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Судебная коллегия признаёт указанные выводы верными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и применённым нормам права.
В соответствии со статьёй 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров (часть 1).
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение в лесах мер пожарной безопасности и тушение пожаров (часть 4).
Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 указанного кодекса, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими федеральными законами (часть 7).
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу пункта 6 части 1 статьи 83 этого же кодекса Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно части 1 статьи 53 названного кодекса меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 53.3 поименованного кодекса органы государственной власти в пределах своих полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.
Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 53.3).
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» утверждена структура лесопожарной станции по субъектам Российской Федерации, порядок её комплектации, оснащения, перечень пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за лесопожарной станцией.
Названные нормативы обеспеченности определяют минимальное количество пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, необходимых для предупреждения и тушения лесных пожаров.
Вывод суда о том, что САУ «Омский лесхоз» и Главное управление лесного хозяйства Омской области обязаны оборудовать лесопожарные станции 1 типа Красноярского и Усть-Заостровского мастерских участков пожарной техникой, оборудованием, инвентарём, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами согласно требованиям распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р, вопреки суждениям жалоб, обоснован.
Согласно уставу САУ «Омский лесхоз», утверждённому распоряжением Главного управления лесного хозяйства Омской области от 6 марта 2013 года № 83-р, учреждение является некоммерческой организацией, создано в целях реализации полномочий отраслевого органа по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области; предметом деятельности учреждения является выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области.
На основании пункта 1.2 устава учредителем учреждения является Омская область, а функции и полномочия учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляет, в том числе Главное управление лесного хозяйства Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области.
Управление учреждением по смыслу пунктов 5.1, 5.2 устава осуществляется в соответствии с законодательством, настоящим уставом. При этом к компетенции отраслевого органа относится, в том числе, формирование и утверждение государственного задания для учреждения в соответствии с предусмотренной настоящим уставом основной деятельностью, рассмотрение и одобрение предложений директора учреждения о совершении сделок с имуществом учреждения в случаях, если в соответствии с действующим законодательством для совершения таких сделок требуется согласие учредителя, а также решение иных предусмотренных федеральными законами вопросов.
Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения САУ «Омский лесхоз» и Главного управления лесного хозяйства Омской области от обязанности обеспечения лесопожарных станций установленными нормами пожарной техники и оборудования противопожарным снаряжением и инвентарём, а также иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и не должно влиять на права неопределённого круга лиц, на безопасность их жизни и здоровья.
Установленная обязанность исполнения надлежащим образом возложенных на САУ «Омский лесхоз» и Главное управление лесного хозяйства Омской области полномочий не поставлена в зависимость от соответствующего финансового обеспечения органов, и отсутствие либо недостаточное финансирование в данном правовом случае не может являться основанием для бездействия ответчиков в осуществлении возложенных на них полномочий.
Механизм возложения на ответчиков обязанности оборудовать соответствующие станции необходимыми средствами, техникой и инвентарём в рассматриваемом случае предполагает осуществление ответчиками соответствующих мероприятий, направленных на укомплектование лесопожарных станций 1 типа при Красноярском и Усть-Заостровском мастерских участках противопожарной техникой, средствами тушения и оборудованием в количестве, предусмотренном указанным выше распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р. Указанное не является вмешательством в хозяйственную деятельность Главного управления лесного хозяйства Омской области. Такие выводы суда не противоречат принципу разделения властей, способствуют выполнению Управлением своих функций и защите интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что механизм дополнительного финансирования на субвенции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных статьёй 83 Лесного РФ, определён пунктами 7.4, 7.5 Правил расходования и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, согласно которым при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской власти, в данном случае, Главное управление лесного хозяйства Омской области, обращается в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределённого резерва.
При изложенных выше и иных установленных по делу фактических обстоятельствах отсутствуют гарантии, что при возникновении чрезвычайных ситуаций имеющиеся в наличии лесопожарной станции средства, техника, оборудование и инвентарь будут достаточными для предотвращения негативных последствий, а также предупреждения причинения вреда здоровью и жизни граждан, материального ущерба.
Доводы апелляционных жалоб САУ «Омский лесхоз», Главного управления лесного хозяйства Омской области о том, что срок исполнения обязанности по полному оснащению лесопожарной станции необходимым оборудованием должен быть установлен до 31 декабря 2024 года в соответствии с положениями федерального проекта «Сохранение лесов» и национального проекта «Экология», подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм права.
В силу пункта 2 приведённых выше Правил расходования и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объёмы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий.
Пунктом 3(1) Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению, формированию запасов семян лесных растений, приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период его реализации.
Период реализации федерального проекта - 2024 год, однако ответчиками не учтено, что пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», предусмотрен срок его реализации - это очередной финансовый год и плановый период (то есть 2020 год и плановый период 2021-2022 год), в связи с чем доводы ответчиков о том, что сроки укомплектования лесопожарных станций должны приходиться на 2024 год, не могут быть признаны состоятельными.
Доводы жалобы САУ «Омский лесхоз» о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, так как в силу приведённых выше обстоятельств дела и норм права обязанность по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, возложена, в том числе, на ответчика.
Вопреки суждениям представителя Главного управления лесного хозяйства, отсутствие в решении указания на срок, в течение которого ответчиками должна быть исполнена возложенная на них обязанность, основанием отмены решения суда не является. Согласно статье 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
То обстоятельство, что суд не установил срок исполнения решения не лишает должника возможности обратиться в суд с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнения решения, в том числе, в ходе исполнительного производства, которое может быть возбуждено на основании решения суда, в порядке, установленном статьями 203, 203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Доводы апелляционных жалоб по существу повторяют доводы, приведённые ответчиками в ходе судебного разбирательства, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда и могли бы повлиять на выводы суда в апелляционных жалобах не содержится.
Несогласие подателей жалоб с оценкой суда доказательств по делу в рассматриваемом случае не может служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения, поскольку согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Право оценки доказательственного материала принадлежит суду, разрешающему спор по существу.
Таким образом, поскольку нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено, с учётом приведённых выше фактических обстоятельств решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб - несостоятельными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
<...>
Судьи:
Определение изготовлено в окончательной форме 5 октября 2023 года
<...> <...> <...> <...> <...> <...> |