НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 03.10.2018 № 33А-6208/18

Председательствующий: Дьяченко Т.А. Дело № 33а-6208/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Шукеновой М.А.,

судей областного суда Старостиной Г.Г., Усовой Е.И.

при секретаре Скляровой А.А.

рассмотрела в судебном заседании 3 октября 2018 г. дело по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 29 июня 2018 г., которым административное исковое заявление прокурора Омского района Омской области удовлетворено, Постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 25 июня 2014 г. № П-14/ОМС-646 «Об условиях оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области» признано незаконным в части установления рекомендуемых окладов ниже минимального размера оплаты труда.

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.06.2014 № П-14/ОМС-646 «Об условиях оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области» утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений Омского муниципального района Омской области (далее – Примерное положение).

Прокурор Омского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с административным исковым заявлением о признании указанного постановления в части установления рекомендуемых окладов ниже минимального размера оплаты труда незаконным. В обоснование указал, что вопреки требованиям действующего законодательства Примерным положением установлены рекомендуемые оклады размером ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда.

По мнению прокурора, вследствие того, что компенсационные и стимулирующие выплаты являются переменными составляющими в структуре заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений, не могут быть обеспечены гарантии по оплате труда не ниже минимального размера труда.

Указанное послужило основанием для принесения протеста на незаконный акт, который Администрацией Омского муниципального района Омской области отклонен.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней Администрация Омского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что судом первой инстанции не проведен анализ оспариваемого постановления, настаивает на том, что оно не содержит положений, противоречащих нормам действующего федерального и регионального законодательства, поскольку в силу положений ст.ст. 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации (с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 07.12.2017 N 38-П) не ниже минимального размера оплаты труда должна быть заработная плата работника за месяц, включающая вознаграждение за труд (оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты.

Отмечает, что в Приложениях № 1, 3-6 к Примерному положению указаны размеры окладов, которые носят рекомендательный характер, а не обязательный.

В суд не было представлено безусловных доказательств того, что оспариваемым постановлением нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Омского района Омской области Литвиненко Д.А. просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

В силу ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на них, заслушав старшего помощника прокурора Омского района Омской области Соловьеву К.В., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Омской области Пескову В.Г., помощника прокурора Омского района Омской области Волкову И.Ю., представителей Администрации Омского муниципального района Омской области Диянову Н.В., Дмитриеву Ю.В., представителей Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области Смутко С.Н., Чуланова К.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.06.2014 № П-14/ОМС-646 «Об условиях оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области» утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области.

Данный акт имеет нормативный правовой характер, ввиду обязательности для неопределенного круга лиц, неоднократности применения и действия независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом.

В настоящий момент постановление действует в редакции от 19.02.2018, соответствующие изменения в Примерное положение вносились Постановлениями Администрации Омского муниципального района Омской области от 12.02.2018 N П-18/ОМС-23, от 19.02.2018 N П-18/ОМС-30.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а)полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Частью 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Принятие оспариваемого нормативного правового акта нормотворческим органом в пределах предоставленной законодателем компетенции с соблюдением процедуры его принятия и опубликования административным истцом не оспаривалось и судебной коллегией под сомнение не ставится.

В силу статьи 8 Закона Омской области от 18.07.2013 N 1569-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области" Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области полномочие по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечению дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 7 настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 названного закона органы местного самоуправления Омской области при осуществлении переданного государственного полномочия имеют право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления переданного государственного полномочия в соответствии с законодательством.

Частью 2 статьи 38 Устава Омского муниципального района Омской области определено, что Администрация муниципального района осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и (или) законами Омской области.

Правовые акты по вопросам, отнесенным к полномочиям Администрации муниципального района издает глава муниципального района как глава Администрации муниципального района (пункт 4 части 3 статьи 33 Устава).

Постановление принято во исполнение приказа Министерства образования Омской области от 16.12.2013 N 86 "Об отдельных вопросах применения отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Омской области, и муниципальных образовательных учреждений", в соответствии с утвержденными обозначенным приказом методическими рекомендациями и рекомендуемым образцом муниципального правового акта об утверждении примерных положений, подписано главой муниципального образования, его первоначальный текст был опубликован в периодическом печатном издании "Омский пригород", спецвыпуск, N 13(157), 25.06.2014. Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 12.02.2018 N П-18/ОМС-23, от 19.02.2018 N П-18/ОМС-30 размещены на официальном сайте Омского муниципального района Омской области (http://омскийрайон.рф).

Обращаясь в суд, прокурор Омского района Омской области ссылался на незаконность постановления в части установления в Примерном положении рекомендуемых окладов ниже минимального размера оплаты труда, составляющего с 01.01.2018 9 489 руб. в месяц (минимальный оклад – 4 784 руб., максимальный – 8 682 руб.).

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд пришел к выводу о противоречии Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.06.2014 № П-14/ОМС-646 нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.

С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Минимальный размер оплаты труда в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность.

Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации конкретизировано, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Изложенные положения трудового законодательства истолкованы судом неверно.

Из приведенного выше правового регулирования следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей.

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Такой вывод не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 07.12.2017 N 38-П по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш, в соответствии с которой положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не являются противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

Повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда. Соответственно, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Как видно из оспариваемого постановления, заработная плата работника учреждения включает в себя оклад (должностной оклад), ставку заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и предельными размерами не ограничивается (пункт 1.2 Примерного положения).

Компенсационные выплаты устанавливаются работникам учреждения в процентах к окладу или в абсолютных размерах, не превышающих десятикратный размер оклада, если иное не установлено федеральным законодательством. Выплата по районному коэффициенту начисляется на всю сумму заработной платы (пункты 7.1, 7.3 Примерного положения).

В пределах фонда оплаты труда работников учреждения (с учетом средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников) к окладам работников учреждения устанавливаются стимулирующие выплаты. Стимулирующие выплаты, установленные в процентном отношении, применяются к окладам, установленным конкретному работнику учреждения, без учета иных компенсационных и стимулирующих выплат (пункты 8.1. 8.3 Примерного положения).

При этом судебная коллегия отмечает, что включение в состав минимального размера оплаты труда стимулирующих и иных компенсационных выплат предметом судебной проверки Конституционного Суда Российской Федерации не являлась.

Доводы административного истца о необходимости дополнения оспариваемого постановления нормой о обязательном достижении уровня месячной заработной платы работника установленному федеральным законодательством размеру минимальной платы труда судебная коллегия отклоняет, поскольку, требование о его соблюдении закреплено федеральным законом и необходимости его дублирования в муниципальном правовом акте нет.

Несогласие административного истца с порядком начисления заработной платы в отношении конкретных работников также не является основанием для удовлетворения требования о признании нормативного правового акта незаконным. Правовая оценка действиям работодателя может быть дана в иных в процедурах.

Постановление в полной мере соответствует методическим рекомендациям по разработке положений об оплате труда работников бюджетных и казенных образовательных учреждений муниципальных образований Омской области (утв. Приказом Министерства образования Омской области от 16.12.2013 № 86 "Об отдельных вопросах применения отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Омской области, и муниципальных образовательных учреждений").

Методические рекомендации приняты с целью оказания практической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований в разработке муниципальных правовых актов об утверждении примерных положений об оплате труда работников учреждений, в пункте предусматривают, что в примерных положениях об оплате труда определяются порядок применения и рекомендуемые размеры окладов работников учреждений на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам с учетом типовых размеров окладов работников учреждений, предусмотренных приложением N 2 к методическим рекомендациям.

Из оспариваемого нормативного акта следует, что рекомендуемые размеры окладов различных категорий работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, установленные в Приложениях 1, 3-6 к Примерному положению, соответствуют размерам окладов работников учреждений, предусмотренных приложением N 2 к методическим рекомендациям.

При таком положении Постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.06.2014 № П-14/ОМС-646 в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц, следовательно у суда первой инстанции не было правовых оснований для признания административного искового заявления обоснованным, а оспариваемого нормативного правового акта незаконным в части.

В этой связи решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда Омской области от 29 июня 2018 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Омского района Омской области о признании Постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 25 июня 2014 г. № П-14/ОМС-646 «Об условиях оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области» незаконным в части установления рекомендуемых окладов ниже минимального размера оплаты труда отказать.

Председательствующий

Судьи